Герои морских глубин
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №26(542), 2019
Герои морских глубин
Дмитрий Митюрин
историк, журналист
Санкт-Петербург
8271
Герои морских глубин
Открытие памятника Маринеско на заводе «Мезон». 1990 год

Дискуссии о том, кто был лучшим подводником Второй мировой войны, по-видимому, никогда не завершатся консенсусом. Тоннаж или количество потопленных судов не могут служить единственными показателями: ведь потопить военный корабль сложнее, чем транспортник, а транспортник зачастую представляет большую ценность. В то же время крупнейшие операции советских подводных лодок особых споров не вызывают. Героем «атаки века» стал советский подводник Александр Маринеско. Его имя носит Музей истории подводных сил России в Санкт-Петербурге.

Главная проблема музея заключается в том, что он находится в Калининском районе, вдали от исторического центра Санкт-Петербурга, знакомство с достопримечательностями которого способно обессилить самого выносливого туриста. С другой стороны, тех, кто сюда доезжает, априори можно отнести к публике, заинтересованной и благодарной. 

Место для музея выбрано не случайно. Рядом находится Богословское кладбище, которое стало последней пристанью подводников, сыгравших значительную роль в приближении Победы. Здесь похоронены Александр Иванович Маринеско, знаменитый североморец Николай Александрович Лунин, торпедировавший немецкий суперлинкор «Тирпиц», командир гвардейской подводной лодки Щ-309 (восемь боевых походов, 14 торпедных атак, потоплено четыре судна) Исаак Соломонович Кабо – всего более 20 подводников.

Вход в музей в неброском панельном доме виден издалека, рядом установлено ограждение рубки подводной лодки Б-107, якоря, мины, буи, кнехты, торпеды. В этом же районе расположен завод «Мезон», на котором Маринеско работал после войны, о чем напоминает бюст героя на территории предприятия. 

Надо учитывать еще один важный момент. Музеи должны работать на развитие инфраструктуры «спальных» районов, особенно если их профиль и тематика экспозиции органично связаны с историей Cеверной столицы. Санкт-Петербург признан не только морской столицей нашей страны, центром судостроения и подготовки морских кадров, но и колыбелью подводного флота. 

Век российских субмарин

Первым в России попытку реализовать идею строительства подводного судна для военной цели сделал крестьянин Ефим Никонов. В 1718 году в челобитной на имя Петра I он писал, что берется сделать судно, которое может «идти в воде потаенно, подходить к вражеским кораблям и вредить им». В 1720 году в Петербурге на Галерном дворе была заложена первая в мире боевая подводная лодка. Осенью 1724 года она была спущена на воду, но испытания прошли неудачно. После смерти Петра интерес к работе изобретателя пропал, о «потаенном» судне забыли.

В 1903 году в России была принята десятилетняя программа судостроения, к 1914 году предполагалось построить 10 подводных лодок. К началу Русско-японской войны в составе русского флота была одна подлодка «Дельфин». Шесть субмарин построили в рекордно короткие сроки и доставили во Владивосток. Эта война стала первым в мировой истории военным конфликтом, участие в котором приняли подводные лодки.

Специалисты сходятся во мнении, что подводная флотилия сыграла одну из определяющих ролей в отказе японского командования от прямого нападения на крепость Владивостока эскадры Камимуры, а после Цусимы – и всей мощи флота адмирала Того.

Официально днем создания подводных сил России считается 19 марта 1906 года, когда указом Николая II новый тип кораблей был официально включен в состав российского флота.

Главный экспозиционный зал музея по хронологическому принципу разделен переборками на пять помещений (отсеков), что придает ему сходство с подводной лодкой. В музее представлены образцы флотской формы одежды (парадная, повседневная), личные вещи подводников, флаги, государственные награды, знаки отличия, фотографии, элементы технических средств и вооружений, индивидуальные спасательные аппараты.

Есть здесь и произведения живописи. Среди них – картина, изображающая потопление 31 августа 1919 года подводной лодкой «Пантера» под командованием Александра Бахтина британского эсминца «Виттория». За этот подвиг Бахтин первым из подводников был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Некоторые предметы трудно отнести к какой-то категории, поскольку представить их вне мира военных подводников просто невозможно. Например, вырезанные из жести рыбы с указанием тоннажа и даты потопления фашистского судна. Чем больше тоннаж, тем большую по размерам жестяную рыбу экипаж поднимал на флагштоке при возвращении в гавань.

В зал, посвященный атомному подводному флоту, можно попасть и через вмонтированный в стену переборочный люк с атомной подлодки К-385. Доминанта зала –модель первой атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол».

Здесь представлены пульт гидроакустической станции, станция продувания балластных систем, станция погружения и всплытия, прибор торпедной стрельбы, фрагмент торпедного аппарата, аварийно-спасательный плот, таблица перестукивания, аварийный пищевой паек, переносная радиостанция, универсальный гидрокостюм, парашютная система подводника. Посетитель может наглядно ознакомиться с ними.

Еще один зал предназначен для проведения лекций и демонстрации кинофильмов. Здесь можно увидеть модели подводных лодок начиная с периода холодной войны и до наших дней, а также экспозиция, посвященная подводной лодке К-141 («Курск»).

Слава и драма «подводника № 1»

Особое место в экспозиции музея уделено легендарному командиру подводной лодки «С-13» Александру Ивановичу Маринеско. Он родился 15 января 1913 года в Одессе. Его отец – Иона Маринеску, румын, осевший на Украине. После окончания семилетки Александр поступил в школу юнг Черноморского пароходства, затем учился в Одесском мореходном училище. По набору ЦК ВКП(б) Маринеско мобилизовали в военно-морской флот и направили на учебу в Ленинград в Учебный отряд подводного плавания (УОПП) на штурманское отделение. 1937 год – высшие курсы командного состава при УОППе, по окончании которых он был назначен штурманом на подводную лодку Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. Накануне Великой Отечественной войны Маринеско вступил в командование М-96. 

Великую Отечественную войну встретил в море. В августе 1942 года им был потоплен вражеский транспорт «Хелен». В апреле 1943 года Маринеско назначили командиром подводной лодки С-13.

С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своем пятом боевом походе.

30 января1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлофф» водоизмещением 25 484 тонн, на котором находилось 1300 немецких подводников. 

Впоследствии потопление «Вильгельма Густлоффа» мировая печать назвала «атакой века». 

10 февраля 1945 года последовала новая победа – был потоплен транспорт «Штойбен», перевозивший 3600 танкистов, которых хватило бы для укомплектования нескольких танковых дивизий. Обе атаки Маринеско совершил, прорвав сторожевое охранение. Он преследовал противника в надводном положении, совершив смелый и дерзкий выход к вражеским кораблям на минимально допустимую дистанцию торпедного залпа.

Маринеско поступал вопреки всем законам подводной войны и даже логики, атакуя со стороны немецкого берега, с мелководья, а уходил от погони к месту потопления. Шел туда, где его не ждали, и в этой нелогичности была высшая логика. 

За отличное выполнение боевых заданий, за отвагу и мужество Маринеско был представлен к званию «Герой Советского Союза». Но Золотую Звезду героя не получил, ее заменили орденом Красного Знамени. 

Перед этим походом командующий Балтийским флотом Владимир Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке – в предновогоднюю ночь командир на двое суток покинул корабль, экипаж которого за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением. Но исполнение этого решения адмирал задержал, дав возможность командиру и экипажу искупить вину в боевом походе.

После войны Маринеско – старший помощник капитана на судах Балтийского торгового пароходства, затем работал заместителем директора по хозяйственной части в Институте переливания крови. Конфликт с директором института привел к тому, что против него было заведено уголовное дело, завершившееся судом и вынесением приговора – три года исправительных работ. После возвращения в Ленинград работал на заводе «Мезон».

В ноябре 1960 года Маринеско был восстановлен в воинском звании (капитан 3-го ранга).

Скончался 25 ноября 1963 года. Должное, хотя и с опозданием, ему воздали, присвоив посмертно, 5 мая 1990 года, звание Героя Советского Союза.

Всего на Балтике воевало 13 подводных лодок-«эсок». Уцелела единственная, под несчастливым 13-м номером. 

О патриотизме и традициях

Музей имени прославленного подводника вырос из школьного музея. В основу его фондов легла коллекция музея Ленинградской общеобразовательной школы № 189 «Действия подводных лодок типа «С» на Балтике в 1941–1945 годах». 

Руководителем, идейным вдохновителем и организатором музея стала учитель пения школы № 189 Елена Павловна Ждан. Под ее руководством была создана группа юных следопытов «Поиск», которая собирала информацию о действиях подводных сил Краснознаменного Балтийского флота в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, члены группы встречались с ветеранами-подводниками, ухаживали за могилами героев.

Материал, собранный школьниками, оформился в экспозицию школьного музея.

Его коллекция стала основой созданного в 1997 году распоряжением губернатора Петербурга Владимира Яковлева «Музея подводных сил имени А. И. Маринеско» – первого и пока единственного в России.

Этот пример показывает, насколько велик потенциал школьных музеев, тематика которых в Петербурге всегда в той или иной степени связана с военной историей, а значит, и с флотом. Вот мнение Светланы Белеховой, директора 110-й школы соседнего с Калининским Выборгского района: 

– В нашем учебном учреждении функционирует три музея, один из которых представляет собой реконструкцию русской избы, другой посвящен истории Выборгского района и третий, находящийся сейчас в стадии реорганизации – блокаде. В этом музее отдельный фрагмент экспозиции рассказывает о действиях Балтийского флота в годы войны, морской авиации, морской пехоте, дальнобойной корабельной артиллерии. Среди экспонатов флаг с легендарного крейсера «Аврора», большого противолодочного корабля «Стойкий» и крейсера «Киров». А в музее Выборгского района хранятся личные вещи одного из погибших моряков «Курска». 

Я по-хорошему завидую тем, кто сумел превратить созданный на одном энтузиазме школьный музей в Музей подводного флота России, и надеюсь, что мне, моим коллегам, моим ученикам тоже удастся проявить себя в аналогичных по масштабу проектах.

История подводного флота – это неотъемлемая часть прошлого нашего города. И это органичная часть нашей истории, на примере которой следует воспитывать чувство патриотизма.


27 ноября 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8678231
Александр Егоров
967462
Татьяна Алексеева
798786
Татьяна Минасян
327046
Яна Титова
244927
Сергей Леонов
216644
Татьяна Алексеева
181682
Наталья Матвеева
180331
Валерий Колодяжный
175354
Светлана Белоусова
160151
Борис Ходоровский
156953
Павел Ганипровский
132720
Сергей Леонов
112345
Виктор Фишман
95997
Павел Виноградов
94154
Наталья Дементьева
93045
Редакция
87272
Борис Ходоровский
83589
Константин Ришес
80663