Тайна мастера Пинзеля
ЖЗЛ
«СМ-Украина»
Тайна мастера Пинзеля
Виктор Пойдин
журналист
Украина
2794
Тайна мастера Пинзеля
Скульптуры главного алтаря костела в г. Бучач

Кто ты, скульптор, не знающий себе равных по мастерству? У какого резчика ты оттачивал свой дар? И что заставило тебя бежать в чужие края с территории Украины в середине XVIII века? 

СКУЛЬПТОР-ЧУЖЕЗЕМЕЦ

Современники называли И.Г. Пинзеля «сныцерь», что означало резчик по дереву. Но, судя по его выдающимся работам «Геракл, раздирающий пасть льва», «Фемида», «Невольник», «Запорожец с трубкой», он так же виртуозно владел пластикой в камне… Напряженный драматизм в соединении с психологической глубиной образов, пластичность и экспрессивность формы – вот что отличает искусство Пинзеля.

В сохранившихся документах этого мастера называли по-разному: Пинзель, Пинцель, Пильц, Пильце – вероятно, он скрывал свою настоящую фамилию всю первую половину жизни и творческого пути.

Мы можем лишь догадываться, кто он – украинец, поляк, итальянец? Покрыто тайной и то, где он родился, получил художественное образование, жил и работал до того, как приехал в западные земли нынешней Украины. 

Как он оказался в этих окраинных местах Речи Посполитой? Во Львове, например, строили часовню Боимов, а рельефы для нее, как подтверждают архивные документы, делали беглецы из Кенигсберга. Но был ли сам Пинзель в их числе, не известно... Но город Льва ему, видимо, понравился, здесь мастер жил долгое время и заслужил право называться основателем «львовской школы» резной деревянной скульптуры.

АРХИВНЫЕ ДАННЫЕ

Реальность проживания Пинзеля на территории так называемого Русского воеводства Речи Посполитой подтверждает книга расходов Святогорского собора (найдена в 1906 г.), где сказано, что в 1759-1761 годах сницерю И.Г. Пинзелю, автору конной фигуры Святого Георгия Змиеборца и фигуры Шептицких, основателей храма, святых Льва и Анастасии, выплачено 37 тысяч злотых. 

Из документов костела в городе Монастыриска узнаем, что скульптор получил за два изготовленных алтаря 810 злотых. Заплатили Пинзелю также 990 злотых за два алтаря, выполненных вместе с И. Гершнером во Львовском костеле отцов-тринитариев (разрушенном во время революции 1848 года, теперь на этом месте стоит Преображенская церковь), причем, окончательный расчет проводился уже с вдовой мастера: очевидно, самого автора в 1761 году уже не было в живых…

Упоминание о Пинзеле нашли польские исследователи П. Красник и Я. Остроцкий в архивах Варшавы. Там же хранятся и церковные книги Бучацкого прихода с записью 13 мая 1751 года: именно в Бучаче был заключен брак между «благородным И.Г. Пинзелем и вдовой Марианной-Елизаветой Кейтовой (девичья фамилия Маевская)».

Позже документы сообщают о крещении сына Пинзеля – Бернарда, крестным отцом которого был Бернард Меретин, с которым Пинзель дружил. Через 7 лет состоялось крещение второго сына мастера, Антона. 

А спустя десять лет после женитьбы Пинзеля, в 1762 году «вдова Пинзелева» в третий раз вышла замуж за некоего Беренсдорфа, видимо, немца.

РАБОТАЛ С ДЕРЕВОМ И КАМНЕМ

Герой нашего повествования подписывал свои произведения «Мастер Пинзель», документы свидетельствуют, что имя у него было двойное – И.Г. (по предположению искусствоведов мастера звали Иоанн-Георг, что, однако, не подтвеждено документально).

Работал Пинзель с камнем и с деревом, которое золотили. Его «детища» украсили три области нынешней Украины: Тернопольскую, Львовскую и Ивано-Франковскую. А впервые об этом скульпторе узнали в местечке Бучач на Тернопольщине в середине 1740 года. Пинзель уже тогда был «готовым» скульптором. 

Городок Бучач принадлежал к «маетностям» графа Николая Потоцкого (1712-1783 гг.), потомку герба «Пилава». При дворе этого мецената западных земель были основаны мастерские, где жили и работали скульпторы и художники, например: И. Пинзель, М. Урбаник, Г. Гофман, Ф. Олендзкий и архитектор Б. Меретин. Граф Потоцкий не жалел денег на церкви, только на строительство и отделку Почаевской лавры дал два миллиона злотых.

Позже в Бучаче у Пинзеля была уже своя мастерская, где работали его ученики, среди них Матвей и Петр Палиевские. Они вспоминали, как еще детьми получали от своего мастера установки. Потом Палиевские создали алтарь в Почаеве. На протяжении последней трети XVII века в Галичине работало 40 учеников и последователей Пинзеля.

Для Бучацкой церкви святой Покровы И. Пинзель выполнил иконостас, амвон, алтари святого Николая и Вознесения Богоматери, а также аллегорические фигуры Веры и Мужества. В 1750 году на околице Бучача была установлена изготовленная скульптором большая каменная фигура Яна Непомука. А в 1751 году близ этой фигуры появилась каменная скульптура Богоматери. 

Несколько лет назад в селе Рукомыш, что под Бучачем, на арке местной церкви нашли одну из лучших работ мастера – фигуру святого Ануфрия.

ХРАМЫ ГОРОДА ЛЬВА

Этот период в жизни скульптора был интересным. Кроме оформления собора святого Юра, (об чем еще в 1906 году писал исследователь Болоз-Антонович), он выполнил «Распятие» для костела святого Мартина. Его резцу приписывают каменные сооружения на фасаде костелов доминиканцев и Марии Магдалины, а также Богоматери, которая когда-то стояла в храме Марии Снежной (уже не существует). Известно, что Пинзель работал над алтарем для костела отцов-миссионеров... Но до сегодняшнего дня не сохранились этих работы.

В 1760 году Пинзель получил заказ от парафиального костела в Монастыриске. Здесь он создал алтари «Богоматери» с фигурами Якима и Анны, «Христа» с фигурами пророков, алтари святого Антония Педуанского и Николая. От всех этих фигур до нашего времени «дожила» фигурка Аарона (парная к ней скульптура «Моисей» существовала еще в первой половине XX века). 

Благодаря тернопольским студентам в Олесском замке удалось спасти пять работ Пинзеля из 18. Дело в том, что малообразованные местные жители распиливали найденные деревянные изваяния на дрова. Так, у бесценной женской статуи, которая хранилась в замке, отпилено лицо, но даже в этом виде скульптура считается выдающимся произведением искусства. 

ПИНЗЕЛЬ В КИЕВЕ…

Неизвестна дата, но факт имеет место, что граф Н. Потоцкий привозил Пинзеля в Киев. Талантливый скульптор поразился красоте Михайловского Золотоверхого собора и Софии Киевской, увиденное побудило его к творчеству. Позже в стиле этого мастера появляются признаки влияния поствизантизма. 

Исследуя наследство Пинзеля, можно утверждать, что художник получил европейское образование, возможно, учился в Италии, видел работы Микеланджело, знал мифологию древней Греции. В соответствии с церковными канонами, мастера не имели права подписывать свои произведения, разве что ставить автограф. Символично, что И. Пинзель избрал именно «Аллегорию Мужества». Безусловно, на его творчество оказывали влияние не только искусство барокко, но и традиции византийской культуры.

МАСТЕР И СОВРЕМЕННОСТЬ

Необходимо сказать, что имя великого «сныцеря» впервые стало известно искусствоведам в начале прошлого века, а именно в 30-х годах. Безусловно, наибольший вклад в исследование творчества И. Пинзеля и сохранение его наследия внес академик НАНУ, герой Украины Б. Возницкий. Хотя, как сказал сам академик, он «не первый исследователь Пинзеля, а лишь только «расшевелил» эту тему».

Следует сказать, что творения Пинзеля находили и позже, случайно, под слоем известки или в полуразрушенных церквях. В настоящее время известны 62 его произведения, из коих 40 находятся во Львовской галерее искусств, 15 – в Тернопольском краеведческом музее и 7 – в Ивано-Франковском художественном музее. 

Интересным является замечание искусствоведа Тараса Возняка о том, «…что в своем «солнцесияющем, аполлоничном» творчестве мастер Пинзель избрал не мрамор, а именно дерево. Может быть, он был русином, для которого этот материал был ближайшим и самым понятным? Невзирая на то, что его скульптура была встроена в иконостас и должна была бы вписываться в архитектурный ансамбль храма, однако золотые факелы его пластики блестяще иллюстрируют освобождение скульптуры от подчинения архитектуре. Гипертрофация характерна для его пластики, которая иногда переходит в экзальтацию. Возможно, Пинзель провел молодые года в странствиях и учебе в Европе, видел Рим и Венецию, Вену и Прагу?..»

Научные работники сравнивают творческую манеру ваяния Пинзеля с работами выдающегося представителя чешского барокко Матея Брауна, римского скульптора и архитектора Лоренцо Бернини, а каменные фигуры Львовской ратуши своим динамизмом, темпераментом, мощным порывом напоминают рельеф «Битва Кентавров» великого Микеланджело.

В середине 90-х годов XX века на антикварном рынке в Мюнхене были куплены 8 боцетти Пинзеля (боцетти – небольшие размером 8-12 см скульптуры, которые мастер изготавливал, прежде чем начать работу над скульптурой в натуральном масштабе) для Баварского музея. 

Видимо, эти миниатюры появились на рынке спустя столетия с того момента, когда вдова Пинзеля выехала с детьми в Баварию, прихватив и часть его работ. Возможно, некоторые из скульптор Пинзеля опять появятся на аукционах, и конечно, исследователи творчества украинского Микеланджело заинтересуются, где они хранились, кому принадлежали, и есть ли потомки у сыновей скульптора.

Прошло много времени... На работы «львовского сныцеря» Пинзеля равнялись многие скульпторы и художники, хотя биография его так и осталась тайной...

В сентябре 2010 года в арт-центре «Я – галерея» в г. Киеве на Волошской проходила персональная выставка львовского художника В. Костырко Rococo’s not dead. Среди своих работ художник представил и портреты великих людей творчества, украинских ваятелей второй половины XVIII века – Б. Меретина и И. Пинзеля. Последний изображен на полотне как аллюзия на предполагаемый автопортрет великого мастера – искаженное болью лицо, на правом плече скульптуры «Аллегория Мужества», «Майстер ся помилив…».


10 декабря 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8734282
Александр Егоров
973906
Татьяна Алексеева
804287
Татьяна Минасян
329479
Яна Титова
245893
Сергей Леонов
216867
Татьяна Алексеева
182883
Наталья Матвеева
181224
Валерий Колодяжный
176336
Светлана Белоусова
164056
Борис Ходоровский
158559
Павел Ганипровский
133968
Сергей Леонов
112442
Виктор Фишман
96091
Павел Виноградов
95097
Наталья Дементьева
93878
Редакция
87778
Борис Ходоровский
83694
Константин Ришес
80931