Первый взмах «Крыльев России»
РОССIЯ
Первый взмах «Крыльев России»
Дмитрий Митюрин
историк
Санкт-Петербург
430
Первый взмах «Крыльев России»
Группа авиаторов, обучающихся полетам на «фарманах». Качинская авиашкола. 1914 год

Завершая незадолго до смерти свою книгу «Крылья России», бывший командующий российской авиацией в Первой мировой войне Вячеслав Ткачев писал о советских покорителях космоса и восклицал: «Как хорошо иметь такую Родину!»

Книгу бывшего белогвардейца в СССР все равно не напечатали, но своего читателя она нашла. А ее название стало названием выставки, открывшейся 26 июня в Музейно-выставочном центре «РОСФОТО».

Многие российские историки считают днем рождения авиации 20 июля 1882 года. В этот день вблизи станции Дудергоф под Красным Селом испытывали летательный аппарат капитана 1-го ранга Александра Можайского.

Но общепринята другая дата — 17 декабря 1903 года, когда летательный аппарат братьев Орвилла и Вильбура Райтов не просто оторвался от земли, но и пролетел несколько десятков метров.

Настоящая авиационная лихорадка началась в 1909 году после перелета Луи Блерио через Ла-Манш. Для современников в этом летании слились тяга к романтике и преклонение перед научно-техническим прогрессом. В авиаторы шли инженеры и артисты, офицеры и спортсмены.

Показательные полеты и авиационные соревнования приносили славу их участникам, сочетая продвижение технической инновации, рекламу и развлекательное зрелище. Но при этом были делом крайне рискованным.

«Первый Всероссийский праздник воздухоплавания», начавшийся в Петербурге 21 сентября 1910 года, был омрачен гибелью капитана Льва Макаровича Мациевича, ставшего первой в России жертвой авиации.

7 октября во время полета на «Фармане-IV» он выпал из своей машины. Ходили слухи, что Мациевич был членом запрещенной партии эсеров и по заданию товарищей должен был ликвидировать премьер-министра России Петра Столыпина. За несколько дней до гибели он возил главу правительства в качестве пассажира, причем это был первый случай, когда государственный деятель такого ранга понимался в небо на аэроплане. Полет закончился благополучно, а эсеры «за нарушение партийной дисциплины», якобы, заставили Мациевича совершить самоубийство.

Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Сегодня в Петербурге в районе бывшего Комендантского аэродрома на месте гибели Мациевича установлен памятник и рядом находится площадь его имени.

Довольно удачно сложилась судьба Владимира Александровича Лебедева (1879-1947). В 1908 году, впервые увидев полет аэроплана, выпускник юридического факультета Петербургского университета «заболел авиацией».

В 1910 году, пройдя курс обучения во Франции, он стал третьим после Михаила Попова и Николая Ефимова дипломированным пилотом в России.

В апреле 1914 года начал строить в Петербурге близ Комендантского аэродрома авиационный завод. Начавшаяся Первая мировая война резко подняла спрос на самолеты и к 1918 году Лебедевым были построены еще четыре авиазавода. Созданный им филиал в Таганроге в период Гражданской войны обслуживал потребности деникинской армии. Умер Лебедев в эмиграции в Париже.

Первой в России женщиной-летчицей стала Лидия Виссарионовна Зверева (1890-1916)- дочь генерала и выпускница Московского института благородных девиц. Побывав в Петербурге на демонстрационных полетах, она тоже «заболела» и поступила в авиашколу «Гамаюн», где познакомилась с инструктором и будущим мужем Владимиром Слюсаренко.

Из воспоминаний Константина Арцеулова: «Зверева летала смело и расчетливо. Я помню, как все обращали внимание на смелые мастерские полеты ее, в том числе и высотные. А ведь в то время не все даже бывалые летчики рисковали подниматься на большую высоту».

Став первой в России дипломированной женщиной-летчицей, открыла вместе с супругом авиашколу. В Первую мировую войну созданная супругами в Петрограде авиационная фабрика выпустила по лицензии около 80-ти «Фарманов» и «Моранов».

Лидия Зверева-Слюсаренко скончалась в Петрограде от тифа 15 мая 1916 года. Похоронена в Александро-Невской лавре. Во время церемонии прощания над кладбищем, провожая ее, пролетали аэропланы.

Выставку в «РОСФОТО» открывает фотография Вячеслава Матвеевича Ткачева (1885-1965). Потомственный кубанский казак он «заболел» авиацией, наблюдая полет авиатора Сергея Уточкина (1876-1916). Сам Ткачев, совершая свои первые полеты в воздух, выделялся живописной казачьей черкеской.

В 1913 году на «Ньюпоре» он осуществил рекордный перелет Киев-Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар.

Первую мировую войну встретил в должности командира 20-го корпусного авиаотряда. Во время очередного разведывательного полета его аэроплан попал под обстрел и одна из пуль пробила бак с касторовым маслом. Ткачев ногой закрыл пробоину и довел самолет до нашей территории. После этого эпизода Вячеслав Матвеевич стал первым авиатором награжденным орденом св. Георгия 4-й степени.

Будучи великолепным пилотом, он обладал выдающимися организационными навыками и 19 июня 1917 года занял должность командующего авиацией действующей армией - Авиадарма. В период Гражданской войны командовал авиацией Кубанской Рады, а в 1920 году возглавил ВВС Русской армии барона Врангеля.

Эмигрировал в Югославию, где занялся преподавательской деятельностью. Во время Второй мировой войны отказался сотрудничать с фашистами и дождался прихода Красной армии. Получив 10 лет, Вячеслав Матвеевич отсидел их от звонка до звонка, после чего вернулся на Кубань и устроился работать переплетчиком.

Перу Ткачева принадлежат несколько заметок и мемуары «Крылья России».

Особое место в своей книге Ткачев уделил Петру Николаевичу Нестерову (1887-1914).

Родился основоположник высшего пилотажа в Нижнем Новгороде в семье офицера. В период обучения в Гатчинской авиашколе пришел к выводу, что аэроплан может летать не только по прямой линии, но и закладывать виражи и даже выделывать «мертвые петли».

Летом 1913 года вместе с Ткачевым и Передковым осуществил первый в мире групповой перелет (маршрут Киев – Остер – Нежин – Киев), причем кроме летчиков в нем участвовал оператор Добжанский, зафиксировавший все на кинопленку.

9 сентября выполнил «мертвую петлю», которая была названа «петлей Нестерова».

24 мая 1914 года на своем «Ньюпоре», вместе с механиком Нелидовым, он совершил перелет Киев – Гатчина, установив рекорды по дальности полета в течение одного дня и по длительности полета с пассажиром.

В начале Первой мировой войны командовал 11-м корпусным авиаотрядом. 8 сентября 1914 года на своем «моране» атаковал и таранил двухместный вражеский «альбатрос» с пилотом унтер-офицером Малиной и наблюдателем бароном Розенталем.

Оба самолета рухнули на землю, все участники схватки погибли. Это был первый в истории воздушный бой и первый таран.

За свой подвиг первым из летчиков Нестеров посмертно награжден орденом св. Георгия 4-й степени.

В истории авиации начиналась новая эпоха…

Фото из коллекции Геннадия Федоровича Петрова


Дата публикации: 3 октября 2025

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~RLt14


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
20324229
Александр Егоров
9041178
Татьяна Алексеева
1132237
Татьяна Минасян
523709
Яна Титова
290466
Валерий Колодяжный
252968
Светлана Белоусова
245546
Татьяна Алексеева
239918
Наталья Матвеева
236460
Сергей Леонов
228933
Борис Ходоровский
206216
Павел Ганипровский
185646
Наталья Дементьева
136418
Павел Виноградов
130894
Сергей Леонов
116002
Редакция
113242
Сергей Петров
104563
Станислав Бернев
101021
Виктор Фишман
99699