|
РОССIЯ
Первый взмах «Крыльев России»
Дмитрий Митюрин
историк
Санкт-Петербург
430
Группа авиаторов, обучающихся полетам на «фарманах». Качинская авиашкола. 1914 год
Завершая незадолго до смерти свою книгу «Крылья России», бывший командующий российской авиацией в Первой мировой войне Вячеслав Ткачев писал о советских покорителях космоса и восклицал: «Как хорошо иметь такую Родину!» Книгу бывшего белогвардейца в СССР все равно не напечатали, но своего читателя она нашла. А ее название стало названием выставки, открывшейся 26 июня в Музейно-выставочном центре «РОСФОТО». Многие российские историки считают днем рождения авиации 20 июля 1882 года. В этот день вблизи станции Дудергоф под Красным Селом испытывали летательный аппарат капитана 1-го ранга Александра Можайского. Но общепринята другая дата — 17 декабря 1903 года, когда летательный аппарат братьев Орвилла и Вильбура Райтов не просто оторвался от земли, но и пролетел несколько десятков метров. Настоящая авиационная лихорадка началась в 1909 году после перелета Луи Блерио через Ла-Манш. Для современников в этом летании слились тяга к романтике и преклонение перед научно-техническим прогрессом. В авиаторы шли инженеры и артисты, офицеры и спортсмены. Показательные полеты и авиационные соревнования приносили славу их участникам, сочетая продвижение технической инновации, рекламу и развлекательное зрелище. Но при этом были делом крайне рискованным. «Первый Всероссийский праздник воздухоплавания», начавшийся в Петербурге 21 сентября 1910 года, был омрачен гибелью капитана Льва Макаровича Мациевича, ставшего первой в России жертвой авиации. 7 октября во время полета на «Фармане-IV» он выпал из своей машины. Ходили слухи, что Мациевич был членом запрещенной партии эсеров и по заданию товарищей должен был ликвидировать премьер-министра России Петра Столыпина. За несколько дней до гибели он возил главу правительства в качестве пассажира, причем это был первый случай, когда государственный деятель такого ранга понимался в небо на аэроплане. Полет закончился благополучно, а эсеры «за нарушение партийной дисциплины», якобы, заставили Мациевича совершить самоубийство. Похоронили его на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Сегодня в Петербурге в районе бывшего Комендантского аэродрома на месте гибели Мациевича установлен памятник и рядом находится площадь его имени. Довольно удачно сложилась судьба Владимира Александровича Лебедева (1879-1947). В 1908 году, впервые увидев полет аэроплана, выпускник юридического факультета Петербургского университета «заболел авиацией». В 1910 году, пройдя курс обучения во Франции, он стал третьим после Михаила Попова и Николая Ефимова дипломированным пилотом в России. В апреле 1914 года начал строить в Петербурге близ Комендантского аэродрома авиационный завод. Начавшаяся Первая мировая война резко подняла спрос на самолеты и к 1918 году Лебедевым были построены еще четыре авиазавода. Созданный им филиал в Таганроге в период Гражданской войны обслуживал потребности деникинской армии. Умер Лебедев в эмиграции в Париже. Первой в России женщиной-летчицей стала Лидия Виссарионовна Зверева (1890-1916)- дочь генерала и выпускница Московского института благородных девиц. Побывав в Петербурге на демонстрационных полетах, она тоже «заболела» и поступила в авиашколу «Гамаюн», где познакомилась с инструктором и будущим мужем Владимиром Слюсаренко. Из воспоминаний Константина Арцеулова: «Зверева летала смело и расчетливо. Я помню, как все обращали внимание на смелые мастерские полеты ее, в том числе и высотные. А ведь в то время не все даже бывалые летчики рисковали подниматься на большую высоту». Став первой в России дипломированной женщиной-летчицей, открыла вместе с супругом авиашколу. В Первую мировую войну созданная супругами в Петрограде авиационная фабрика выпустила по лицензии около 80-ти «Фарманов» и «Моранов». Лидия Зверева-Слюсаренко скончалась в Петрограде от тифа 15 мая 1916 года. Похоронена в Александро-Невской лавре. Во время церемонии прощания над кладбищем, провожая ее, пролетали аэропланы. Выставку в «РОСФОТО» открывает фотография Вячеслава Матвеевича Ткачева (1885-1965). Потомственный кубанский казак он «заболел» авиацией, наблюдая полет авиатора Сергея Уточкина (1876-1916). Сам Ткачев, совершая свои первые полеты в воздух, выделялся живописной казачьей черкеской. В 1913 году на «Ньюпоре» он осуществил рекордный перелет Киев-Одесса — Керчь — Тамань — Екатеринодар. Первую мировую войну встретил в должности командира 20-го корпусного авиаотряда. Во время очередного разведывательного полета его аэроплан попал под обстрел и одна из пуль пробила бак с касторовым маслом. Ткачев ногой закрыл пробоину и довел самолет до нашей территории. После этого эпизода Вячеслав Матвеевич стал первым авиатором награжденным орденом св. Георгия 4-й степени. Будучи великолепным пилотом, он обладал выдающимися организационными навыками и 19 июня 1917 года занял должность командующего авиацией действующей армией - Авиадарма. В период Гражданской войны командовал авиацией Кубанской Рады, а в 1920 году возглавил ВВС Русской армии барона Врангеля. Эмигрировал в Югославию, где занялся преподавательской деятельностью. Во время Второй мировой войны отказался сотрудничать с фашистами и дождался прихода Красной армии. Получив 10 лет, Вячеслав Матвеевич отсидел их от звонка до звонка, после чего вернулся на Кубань и устроился работать переплетчиком. Перу Ткачева принадлежат несколько заметок и мемуары «Крылья России». Особое место в своей книге Ткачев уделил Петру Николаевичу Нестерову (1887-1914). Родился основоположник высшего пилотажа в Нижнем Новгороде в семье офицера. В период обучения в Гатчинской авиашколе пришел к выводу, что аэроплан может летать не только по прямой линии, но и закладывать виражи и даже выделывать «мертвые петли». Летом 1913 года вместе с Ткачевым и Передковым осуществил первый в мире групповой перелет (маршрут Киев – Остер – Нежин – Киев), причем кроме летчиков в нем участвовал оператор Добжанский, зафиксировавший все на кинопленку. 9 сентября выполнил «мертвую петлю», которая была названа «петлей Нестерова». 24 мая 1914 года на своем «Ньюпоре», вместе с механиком Нелидовым, он совершил перелет Киев – Гатчина, установив рекорды по дальности полета в течение одного дня и по длительности полета с пассажиром. В начале Первой мировой войны командовал 11-м корпусным авиаотрядом. 8 сентября 1914 года на своем «моране» атаковал и таранил двухместный вражеский «альбатрос» с пилотом унтер-офицером Малиной и наблюдателем бароном Розенталем. Оба самолета рухнули на землю, все участники схватки погибли. Это был первый в истории воздушный бой и первый таран. За свой подвиг первым из летчиков Нестеров посмертно награжден орденом св. Георгия 4-й степени. В истории авиации начиналась новая эпоха… Фото из коллекции Геннадия Федоровича Петрова Дата публикации: 3 октября 2025
Теги: авиация крылья России
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~RLt14
|
Последние публикации
Выбор читателей
|