Алла Ткалич
Вода на дне моря
Добыча нефти с морского дна

Мы давно уже привыкли покупать чистую воду в бутылках, хотя еще лет тридцать назад подобное коммерческое предложение могло вызвать лишь улыбку. В 1983 году Вилли Токарев с удивлением написал про Америку: «Здесь денег стоит даже чистая вода». Урбанистическое общество безжалостно к природным ресурсам – запасы воды на Земле стремительно сокращаются.

Существует множество научных теорий о зарождении жизни на Земле. Однако большинство современных ученых считают, что жизнь зародилась в теплой воде, примерно 4 миллиарда лет назад, поскольку это наиболее благоприятная среда для развития простейших одноклеточных организмов.

Советский биолог Александр Иванович Опарин в 1924 году создал теорию о возникновении жизни на нашей планете посредством химической эволюции углеродосодержащих молекул. Он ввел термин «первичный бульон» для обозначения воды с высокой концентрацией подобных молекул. Предположительно, «первичный бульон» существовал 4 миллиарда лет назад в мелких водоемах Земли. Он состоял из воды, молекул азотистых оснований, полипептидов, аминокислот и нуклеотидов и образовался под влиянием космического излучения, высокой температуры и электрических разрядов.

Первые органические вещества возникали из аммиака, водорода, метана и воды. Из них зародились первые простейшие одноклеточные организмы. Потом – многоклеточные, растения, животные, человек. Вода является составной частью тела всех живых существ. Кровь, мышцы, жир, мозг и даже кости содержат воду в большом количестве. Обычно вода составляет 65–75% веса тела живого организма. Тело некоторых морских животных, например медуз, содержит в себе даже 97–98% воды. А тело человека содержит от 55 % до 78 % воды, в зависимости от веса и возраста. Все процессы, совершающиеся в теле животных и растений, происходят только при участии водных растворов. Без воды жизнь невозможна.

Человеку просто необходимо восполнять объем жидкости, которая регулярно покидает организм всем известным способом. В среднем человек должен употреблять около полутора-двух литров воды в сутки в зависимости от пола, возраста и других различных условий. Но морская вода для этого, к сожалению, не подходит из-за своего химического состава. Она даже не может утолить жажду. Более того, употребление морской воды в большом количестве приводит к смерти: почки человека перегружаются необходимостью вывода большого количества соли. Они не справляются и отказывают. Далее – отказ всех остальных органов и смерть.

Вот почему человечеству необходима именно пресная питьевая вода.

Всего воды на Земле примерно 1500 миллионов куб.км, но пресной – не более 10% от общего планетарного запаса.

Мы получаем пресную воду из атмосферы, в виде осадков – дождя и снега. Но основные запасы сосредоточены в озерах и реках. Например, в озере Байкал. Байкал самое глубокое озеро на планете, но и оно, к сожалению, постепенно мелеет.

Сегодня население планеты растет стремительными темпами. Потребность в питьевой возрастает столь же стремительно – прирост потребления составляет примерно 64 миллиона кубометров в год. Уже сейчас каждый шестой человек на планете постоянно испытывает жажду. И ситуация будет только ухудшаться. Поэтому ученые всего мира прилагают огромные усилия для сохранения имеющихся и поиска новых источников пресной воды.

В начале лета этого года ученые из Норвегии, Великобритании, Эстонии, Южной Кореи и США обнаружили и описали источник пресной воды, находящийся на дне Норвежского моря на глубине около 800 метров.

Впервые о пресной воде посреди моря люди услышали от рыбаков в поселке Нордбрейгрюннен в Центральной Норвегии. По словам мореходов, вода настолько чистая, что ее можно использовать для заваривания кофе. Для поиска подводного источника использовали дистанционно управляемый подводный аппарат. И через некоторое время действительно обнаружили место на дне, где из грунта выходит поток пресной воды.

Выяснилось, что фонтан бьет из крупного водоносного горизонта в осадочных слоях. Образовался он еще в ледниковый период, когда большое количество воды от таяния льдов проникало в трещины на морском дне. А теперь, спустя всего каких-то 65 миллионов лет, она начала выходить наружу сквозь трещины и разломы.

Подобный водоносный горизонт несколькими годами ранее был открыт в южной оконечности Нью-Джерси до северной оконечности Массачусетса. В общем, нельзя исключать, что подводные хранилища могут существовать и в других местах. Поскольку в те далекие годы льдом была покрыта Африка, Южная Америка, восточная часть Северной Америки и вся Западная Европа.

Хотя можно себе представить, сколько будет стоить вода, добытая со дна моря.

20 сентября 2019