Взрыв в Тихом океане
НАУКА
Взрыв в Тихом океане
Алексей Железняков
журналист
Санкт-Петербург
58
Взрыв в Тихом океане
Морская стартовая платформа «Одиссей»

На земном шаре не так уж много мест, откуда ракеты устремляются к звездам. Одно из них — морская стартовая платформа «Одиссей».

В январе 2007 года здесь произошла авария, сразу же ставшая главным «претендентом» на звание «авария года» — в момент старта взорвалась ракета-носитель «Зенит-3SL» с голландским телекоммуникационным спутником на борту. Огненный шар, в одно мгновение поглотивший платформу, могли наблюдать тысячи телезрителей, смотревших трансляцию старта в прямом эфире.

К счастью, «Одиссей» остался на плаву и его можно отремонтировать. Пройдет время, и старты с него возобновятся. Но это потом, а сейчас для компании «Си Лонч», эксплуатирующей морской космодром, наступили черные дни.

РОЖДЕНИЕ ПРОЕКТА

Идея создания морской стартовой платформы для запуска искусственных спутников Земли не нова. Еще в середине 1960-х годов в Италии при помощи США был построен и функционировал около десяти лет морской космодром «Сан Марко». Плавучая платформа бросила якорь в Индийском океане, в 5 километрах от кенийского побережья, и служила местом старта американских ракет-носителей легкого класса «Скаут».

Однако в 1970-х годах от использования «Сан Марко» отказались — модернизировать ее для пусков более тяжелых носителей оказалось невыгодно, а спрос на запуски спутников с помощью легких ракет тогда сошел на нет.

К идее создания морского старта вернулись в начале 1990-х. Любопытно, что родилась она из замысла, не имеющего никакого отношения к коммерческому использованию ракет-носителей. К тому времени уже достаточно остро стоял вопрос о захоронении радиоактивных отходов. Это было актуально для многих стран.

Первоначально предполагалось использовать ракеты типа «Энергия» для доставки отходов на орбиту захоронения или на траекторию к Солнцу. Одним пуском можно было утилизировать до 40 тонн. Однако «Энергия» запускалась только с наземных стартовых комплексов, что создавало реальную угрозу жителям тех районов, над которыми проходила трасса выведения. Самым лучшим выходом был бы пуск из акватории Мирового океана. В случае аварии контейнер с отходами отделялся от носителя и приводнялся. Эвакуировать его несложно. Правда, для пусков с морской поверхности можно было использовать не такую мощную ракету, как «Энергия». Но игра стоила свеч.

Распад Советского Союза поставил крест на первоначальном замысле, но имевшиеся к тому времени наработки было решено использовать в других проектах. Так начала формироваться идея коммерческого использования морской стартовой платформы для запуска спутников связи.

В 1991—1992 годах специалисты РКК «Энергия» (тогда еще НПО «Энергия») совместно с представителями ряда предприятий России исследовали возможности создания морского стартового комплекса на базе крупнотоннажных средств отечественного флота для современных ракет-носителей. В отличие от «Сан Марко», российский проект предусматривал не постоянную дислокацию стартовой платформы в месте старта, а ее самостоятельный переход из порта базирования в район пуска. Это позволяло выбирать место старта и производить пуски на орбиты с любым наклонением.

Экономический кризис, захлестнувший в те годы Россию, заставил отказаться от реализации проекта в национальных масштабах и предложить его для международной кооперации. Это с интересом встретили те страны, которые были «сильны» в космонавтике и мореплавании.

СОЗДАНИЕ «СИ ЛОНЧА»

В 1993 году проект создания космодрома морского базирования был обсужден на встрече российских специалистов с представителями компании «Боинг», а в ноябре того же года в финском городе Турку будущие партнеры («Боинг», «Энергия» и норвежская компания «Кварнер») подписали рамочное соглашение о совместных работах в этом направлении. В марте 1994 года к работам подключилось украинское НПО «Южное».

Для реализации проекта 4 мая 1995 года был образован международный консорциум «Си Лонч». Его учредителями выступили американская компания «Боинг», вложившая 40% уставного капитала и взявшая на себя проведение работ по маркетингу и интеграции проекта, поставкам обтекателя и адаптеров полезных грузов, организацию и строительство берегового комплекса базирования в порту Лонг-Бич в штате Калифорния; российская РКК «Энергия» с 25% уставного капитала и обязанностями по установке оборудования ракетного сегмента на стартовом комплексе, изготовлению разгонного блока «ДМ-SL» для выведения полезной нагрузки на геостационарную орбиту, управлению полетом блока из подмосковного ЦУП в г. Королев; норвежская «Кварнер» (20% уставного капитала) обеспечивала создание морской стартовой платформы; украинские ГКБ «Южное» («Пiвденне») и ПО «Южмаш» («Пiвденьмаш») (15% уставного капитала) — взяли на себя поставки первых двух ступеней ракеты-носителя «Зенит-3SL».

Ракетный комплекс морского базирования должен обеспечивать выведение космических аппаратов на геостационарную орбиту — до 2,9 тонны; на переходную к геостационарной орбиту — до 5,7 тонны; на среднюю круговую орбиту высотой 10 000 км — до 3,75 тонны; на низкую орбиту — 11—14 тонн.

В последующие три года участниками проекта был создан комплекс морского базирования в составе стартовой платформы «Одиссей» и сборочно-командного судна «Си Лонч Коммандер», а также береговой комплекс в порту Лонг-Бич.

На платформе размещено оборудование стартового комплекса, которое обеспечивает хранение ракет-носителей во время перехода из порта базирования, подачу и установку ракеты на пусковом столе, ее заправку, предстартовую подготовку и пуск. «Одиссей» построен на базе платформы для нефтедобычи на верфи «Розенберг» в норвежском городе Ставангер. Монтаж ракетных систем, пускового и вспомогательного оборудования проводился на верфи «Кварнер-Выборг-Верфь» в городе Выборг в Ленинградской области. На «Одиссее» могут размещаться 68 человек экипажа и обслуживающего персонала. Для них предусмотрены жилые помещения, столовая и медицинский пункт.

Технический комплекс на «Си Лонч Коммандер» предназначен для приема ступеней ракет-носителей, разгонных блоков и космических аппаратов, их сборки, испытаний и передачи на стартовую платформу. Судно было построено на верфи компании «Кварнер» в шотландском городе Глазго. Монтаж ракетных систем и оборудования проводился на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге. На судне можно разместить до 240 человек, в распоряжении которых имеются конференц-зал, кинотеатр, кафетерии, комнаты для отдыха, тренажерный зал, бассейн, пункты питания и медицинского обслуживания.

Базовый порт для кораблей морского космодрома располагается в Лонг-Бич, на западном побережье США, в непосредственной близости от заводов компаний, производящих спутники. Назначение порта: подготовка космических аппаратов, хранение ступеней ракеты-носителя и разгонных блоков, обеспечение швартовки стартовой платформы и сборочно-командного судна, заправки их компонентами топлива и газами, поддержка операций по сборке и испытаниям космической ракеты.

ПЕРВЫЕ СТАРТЫ

Первый ракетный пуск с морского космодрома «Си Лонч» состоялся 28 марта 1999 года. Ни одна из компаний, занимающихся изготовлением и выведением на орбиту спутников связи, не рискнула разместить свой дорогостоящий груз на той ракете. Поэтому на околоземную орбиту был доставлен габаритно-весовой макет, который изготовил один из участников проекта — компания «Боинг». Пуск прошел успешно, что усилило позиции «Си Лонча» на мировом рынке коммерческих пусков и сразу же превратило компанию в одного из активнейших игроков на мировом рынке пусковых услуг.

Коммерческая эксплуатация морского космодрома началась 10 октября 1999 года, когда на орбиту был выведен спутник связи «ДирекТВ 1-R». До конца 2006 года было осуществлено 23 пуска. Большая часть из них прошла успешно. Однако были и неудачи. Так, во время пуска 12 марта 2000 года (это был третий по счету старт с морского космодрома) на 471-й секунде полета произошла авария второй ступени ракеты-носителя «Зенит-3SL». В результате она вместе с телекоммуникационным спутником ICO F-1 упала в воды Тихого океана.

Проблемы возникли и 29 июня 2004 года, когда с морского космодрома был запущен китайский спутник связи «Апстар-5». Из-за нештатной работы разгонного блока «ДМ-SL» (при повторном включении двигатель отработал менее положенного времени) спутник был выведен на нерасчетную орбиту. Потери космического аппарата удалось избежать благодаря тому, что в бортовой двигательной установке имелись солидные запасы топлива. На рабочую орбиту спутник «выбрался» с помощью собственных двигателей.

Высокая надежность, которую показала ракета-носитель «Зенит-3SL», длинная череда успешных пусков с морского космодрома, относительно низкая стоимость пусковых услуг привели к тому, что у «Си Лонча» не было отбоя от заказов. К началу 2007 году в портфеле компании были десятки заявок на запуски телекоммуникационных спутников на геостационарную орбиту. Менеджеры проекта всерьез задумывались об увеличении интенсивности пусков, чтобы ежегодно запускать 10—12 ракет, а не 5—6, как сейчас. На «Южмаше» стали готовиться к расширению производства носителей.

Но ситуация изменилась в одночасье, когда очередной «Зенит» с голландским спутником связи на борту взорвался посреди Тихого океана. Об этом событии придется рассказать подробно. Так же как и о последствиях, которые авария имела (и еще будет иметь) для мировой космонавтики.

АВАРИЯ

Подготовка к запуску ракеты-носителя «Зенит-3SL» с телекоммуникационным спутником NSS-8, принадлежащим голландской компании SES New Skies, шла непросто. Первоначально старт был запланирован еще на 2006 год. Однако сделать это до новогодних праздников не удалось. То мешала погода, то возникали непредвиденные технические проблемы, то мучили организационные неурядицы.

Наконец в середине января 2007 года суда морского космодрома покинули Лонг-Бич и взяли курс к месту старта. Переход занял, как обычно, около недели, после чего специалисты компании «Си Лонч» приступили к непосредственной подготовке пуска, который назначили на 25 января. Но и в тот день запустить ракету не удалось — испортилась погода. Сначала старт отложили на сутки, потом еще на двое, затем еще на 24 часа. В итоге, с учетом всех факторов, как погодных, так и технических, решили, что запуск состоится поздним вечером 30 января.

За пять часов до запуска последний специалист покинул платформу «Одиссей» и перебрался на командное судно. Все дальнейшие операции по предстартовой подготовке вела автоматика. Это одна из особенностей морского старта, которая была заложена в него еще на этапе проектирования в целях безопасности персонала. Как показали дальнейшие события того дня, такая мера позволила избежать трагедии и превратить взрыв носителя лишь в «крайне неприятный инцидент».

Последние предстартовые часы и минуты были спокойными. Телеметрическая информация показывала соответствие всех параметров предварительным расчетам. Не было зафиксировано никаких отклонений, которые могли бы насторожить специалистов и заставили бы их вмешаться в работу автоматики.

И вот наступил момент пуска. Еще пара секунд и ракета должна была покинуть борт судна. Наконец прозвучала долгожданная команда «Пуск», заработали двигатели первой ступени, стартовую платформу окутали клубы дыма. Но взлетающей ракеты зрители так и не увидели. Спустя мгновение после команды произошел мощный взрыв, и огненный шар скрыл «Одиссей» от взоров находившихся на борту «Си Лонч Коммандер».

Когда пожар потух, а дым рассеялся, стало ясно, что «могло быть и хуже». По крайней мере, платформа находилась на плаву и со стороны казалась неповрежденной. Позже аварийные команды оценили последствия аварии: треснул стартовый стол, разрушилось пусковое устройство, выгорели надстройки. Но, и это главное, никто не пострадал.

Рассказывая об аварии, нельзя не обратить внимания на то, как российские средства массовой информации освещали события, связанные с ней. Не секрет, что в последние годы, когда о предстоящих космических стартах известно заранее, многие журналисты, облегчая себе жизнь, загодя готовят сообщения и публикуют их сразу же после «свершения». Так, судя по всему, было и на этот раз. Правда, все заранее подготовленные публикации были рассчитаны на удачный запуск, а не на катастрофу. Иначе невозможно объяснить, почему уже через три минуты после взрыва многие отечественные информационные агентства передали сообщения о том, что из экваториальной зоны Тихого океана успешно запущена ракета-носитель «Зенит-3SL» с голландским спутником связи на борту.

Я следил за запуском через Интернет в прямом эфире и имел возможность видеть и мирно качающуюся на волнах платформу до запуска, и ее же, окутанную дымом, и ее же, охваченную пламенем, и надпись на экране монитора: «Нештатная ситуация при запуске NSS-8. Трансляция прекращается». Однако, когда всем уже было ясно, что произошло нечто необычное, мои коллеги из Интерфакса передавали в эфир свое сообщение об очередном успехе.

Интересно и то, как информагентства «выходили» из того «положения», в которое сами себя «загнали». Минут через десять после взрыва на лентах новостей появились сообщения о том, что через 40 секунд после старта с ракетой была потеряна связь. Но, по их словам, в этом нет ничего страшного, такое случалось и раньше, и «специалисты надеются на благополучный исход».

Еще минут через двадцать появились сообщения, что пуск закончился аварией, но ракета упала в Тихом океане. Причем вновь фигурировали те же самые 40 секунд полета.

И лишь через час стало поступать более или менее истинное описание происшедшего. Хоть и тогда о взрыве на платформе говорилось как о «непроверенной информации».

Только на исходе 31 января информагентства наконец-то рассказали своим читателям то, что случилось на самом деле в водах Тихого океана.

ПРИЧИНЫ

Сразу же после аварии была создана комиссия, которой предстоит выяснить детали катастрофы и определить ее причины. Однако уже сейчас с высокой степенью достоверности можно говорить о том, что «виновником» стал двигатель РД-171 на первой ступени «Зенита». Его изготовили в объединении «Энергомаш» в подмосковных Химках. Как сообщили мне в Федеральном космическом агентстве, «фортелей» от РД-171 ждали уже давно. Связано это, в первую очередь, с изменением методики заводских испытаний, которая в последнее время была сильно упрощена. Так это или не так — предстоит выяснить аварийной комиссии.

Конечно же, есть вероятность, что причина аварии не в двигатели, а в чем-то другом. Кстати, сразу же после взрыва, когда на платформе еще полыхал пожар, от официальных российских представителей прозвучали прямые обвинения в адрес украинской стороны. А ракета «Зенит-3SL», которая после предыдущих успешных запусков именовалась как российская или российско-украинская, в одночасье стала украинской ракетой. Выглядит все это несолидно. Тем более что украинцы и во время предыдущих аварийных пусков всегда поровну делили с россиянами ответственность за неудачу, даже если и были в ней невиновны.


Дата публикации: 11 октября 2007

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~S33l7


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
19260233
Александр Егоров
8676001
Татьяна Алексеева
1130923
Татьяна Минасян
516779
Яна Титова
288880
Валерий Колодяжный
243664
Светлана Белоусова
240324
Татьяна Алексеева
236732
Наталья Матвеева
235836
Сергей Леонов
228170
Борис Ходоровский
203607
Павел Ганипровский
182822
Наталья Дементьева
133724
Павел Виноградов
129304
Сергей Леонов
115328
Редакция
112470
Сергей Петров
103074
Станислав Бернев
100204
Виктор Фишман
98847