РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №1(387), 2014
Авиакатастрофы России. 2009-2013
Александр Железняков
журналист
Санкт-Петербург
82
Авиакатастрофы России. 2009-2013
Крушение самолета в аэропорту Казани. Фото: ИТАР-ТАСС

Авиатранспорт считается одним из самых безопасных средств передвижения людей. Вероятность того, что пассажир, севший в самолет, погибнет в авиакатастрофе, составляет 1 к 8 миллионам. По этому показателю авиатранспорт уступает только космическим кораблям, но значительно опережает водный и железнодорожный. А разрыв с автомобильным транспортом просто не поддается описанию.

Вместе с тем большинство людей именно самолеты считают наиболее опасными для жизни. Впрочем, это не удивительно – любое авиационное происшествие становится объектом пристального внимания средств массовой информации и надолго вытесняет с первых полос газет и журналов все другие события в мире. Конкурировать с катастрофами воздушных судов могут разве что войны и террористические акты.

Такая вот человеческая психология…

Для начала немного статистики, собранной международными организациями, занимающимися проблемами авиационной безопасности.

В 2009 году в мире произошла 31 катастрофа с гражданскими воздушными судами и 760 различного рода инцидентов, в основном аварийные посадки, когда удалось избежать фатального исхода. Происшествия с военными машинами статистика не учитывает из-за скудости имеющейся информации. Год спустя было уже 32 катастрофы и 943 инцидента, а в 2011 году – 36 катастроф и 524 инцидента. В следующем году число авиационных происшествий пошло на спад. В течение 2012 года было зарегистрировано 23 катастрофы и 475 инцидентов. В текущем году уже произошло 24 катастрофы и 208 инцидентов. Как видим, динамика летных происшествий за последние три года в целом положительна и говорит о том, что авиаперевозчики стали больше внимания уделять проблемам безопасности.

Улучшаются дела и в России – летных происшествий также стало меньше. Но спад не столь существенен, как в целом в мировой авиации. По-прежнему случаются авиакатастрофы. Причем довольно регулярно.

Вот неполный перечень того, что происходило с российскими самолетами в период с 2009 года по ноябрь 2013-го.

2009 ГОД

9 января. На Алтае в 90 километрах от поселка Акташ у горы Черная потерпел крушение вертолет Ми-171 авиакомпании «Газпромавиа», выполнявший рейс из Бийска в Кош-Агач. При попытке захода для выполнения зависания машина столкнулась с горой. Вертолет полностью разрушился. Место аварии было обнаружено спустя двое суток. Из 11 человек, находившихся на борту, семеро погибли. Среди них оказались председатель Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай Виктор Каймин, полномочный представитель Президента РФ в Государственной думе Александр Косопкин, сотрудник аппарата Госдумы РФ Сергей Ливишин.

Как установило следствие, вертолет разбился из-за нарушений правил безопасности движения и эксплуатации воздушного судна. По показаниям выжившего второго пилота Максима Колбина, высокопоставленные пассажиры вертолета, вылетевшие на охоту на алтайских горных баранов (внесены в Красную книгу, охота на них запрещена), активно вмешивались в управление вертолетом. Так, в момент крушения в кресле второго пилота находился командир летного отряда Горно-Алтайска Владимир Подопригора, который и совершил трагическую ошибку, приведшую к падению машины.

Любопытно, что следствие, признав факт браконьерской охоты, не нашло доказательств причастности к ней погибшего Александра Косопкина и выжившего в аварии заместителя главы правительства Республики Алтай Анатолия Банных.

Разбившийся вертолет был произведен на Улан-Удэнском авиационном заводе в конце 2007 года. Он успел налетать всего 267 часов при ресурсе 7500 часов.

3 февраля. В 18 километрах от аэродрома Пугачев в Саратовской области при выполнении плановых полетов потерпел катастрофу вертолет Ми-24, принадлежавший Сызранскому Высшему военному авиационному училищу летчиков. Машина сгорела. Погибли все находившиеся на борту – летчик-инструктор лейтенант Илья Карташов, старший летчик-инструктор капитан Сергей Сафонов и бортовой техник старший лейтенант Ринат Хубиев.

Результаты расследования не стали достоянием широкой гласности. Предполагают, что причиной происшедшего стала ошибка пилотирования. Что случилось на самом деле, знают только военные следователи.

16 августа. Близ аэродрома Жуковский в Подмосковье при подготовке к показательным выступлениям на международном авиасалоне МАКС-2009 столкнулись истребители Су-27 и Су-27УБ пилотажной группы «Русские витязи». Находившийся за штурвалом Су-27УБ пилот Игорь Ткаченко погиб. Поврежденная машина упала на территорию близлежащего дачного поселка, убив одну женщину и ранив еще четырех человек.

Столкновение самолетов произошло из-за ошибки пилотирования.

6 ноября. В тот день военный противолодочный самолет Ту-142М3, принадлежавший ВВС и ПВО Тихоокеанского флота, выполнял тренировочный полет в северной части Японского моря согласно плану боевой подготовки. На завершающем этапе полета над акваторией Татарского пролива при заходе на посадку на высоте снижения 1200 метров и удалении от базового аэродрома 24 километра экипаж запросил разрешение к третьему развороту, после чего связь внезапно прервалась, а отметка самолета исчезла с экрана радаров.

Немедленно организованные поиски дали результаты только на третий день – были обнаружены плавающие обломки конструкции самолета и части тел погибших людей. Всего в катастрофе погибли 11 человек.

В зимнее время операция по подъему фрагментов воздушного судна была приостановлена из-за штормовой погоды в районе поиска. Обломки машины подняли и перевезли на аэродром только следующей весной.

Анализ информации «черных ящиков», позволил следствию сделать вывод: причина крушения – «человеческий фактор».

13 декабря. В 6 километрах от поселка Коркино Еткульского района Челябинской области разбился самолет СМ-92Т «Турбо Финист» авиакомпании «Челавиа». На его борту находились семь парашютистов. Сразу после взлета самолет потерял управление на высоте около 150 метров и столкнулся с землей.

Итоги расследования: множество нарушений правил подготовки машины. Выяснилось, например, что полет выполнялся со снятыми пассажирскими креслами и креслом второго пилота, хотя СМ-92Т «Турбо Финист» никак не предназначен для десантирования с его борта парашютистов. Не были приняты меры, исключающие смещение парашютистов в салоне и нарушение центровки аппарата. Кроме того, была превышена взлетная масса машины, нарушена процедура набора высоты...

2010 ГОД

10 апреля. Произошла одна из самых «громких» авиакатастроф XXI века – под Смоленском разбился самолет Ту-154 польских ВВС. Погибли все находившиеся на борту. В том числе – президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, глава Национального банка Польши Славомир Скшипек, командующий ВВС Польши, генерал-полковник Анджей Бласик, командующий Сухопутными войсками, дивизионный генерал Тадеуш Бук, командующий гарнизоном Варшавы, бригадный генерал Казимеж Гилярский, начальник Генерального штаба Войска Польского, генерал Франтишек Мерта, командующий польским ВМФ, вице-адмирал Анджей Карвета, командующий Специальными войсками, дивизионный генерал Влодзимеж Потасиньский, президент национального Олимпийского комитета Петр Нуровский, последний президент страны в изгнании Рышард Качоровский, архиепископ Польской православной церкви Мирон (Ходаковский), вице-спикеры сейма Ежи Шмайдзиньский и Кшиштоф Путра, вице-спикер Сената Кристина Бохенек, военные, государственные, религиозные деятели Польши. Всего 96 человек.

Делегация летела в Россию для участия в траурных мероприятиях по случаю 70-й годовщины расстрела польских офицеров в Катынском лесу.

Не надо говорить, что расследование катастрофы было весьма тщательным. Рассматривались любые версии, которые только можно было придумать в сложившейся ситуации: отказ техники, террористический акт, неблагоприятные погодные условия, ошибка пилотирования, преднамеренное внешнее воздействие на самолет... В конце концов, после анализа многочисленных данных, было установлено, что причиной крушения Ту-154 и гибели практически всего высшего руководства Польши стали ошибочные действия пилотов в сложных погодных условиях, которые, в свою очередь, стали следствием полученных летчиками приказов от высокопоставленных пассажиров. То есть вновь «человеческий фактор».

7 сентября. Один из немногих случаев, когда благодаря профессиональным действиям пилотов нештатная ситуация на борту авиалайнера не привела к трагическим последствиям. Хотя все шло именно к этому.

Самолет Ту-154М Мирнинского авиапредприятия ЗАО АК «Алроса» выполнял регулярный рейс по маршруту Полярный – Москва. На борту находились 72 пассажира и 9 членов экипажа. При подлете к Сыктывкару возникли проблемы с электропитанием, пропала связь с наземными службами. Экипаж принял решение следовать на аэродром Усинск для совершения вынужденной посадки.

Однако дотянуть до Усинска не удалось, самолет стремительно терял высоту. В этих невероятно сложных условиях экипаж принял решение садиться на неэксплуатируемую взлетно-посадочную полосу в районе поселка Ижма. Им повезло. Несмотря на то, что аэродром более 10 лет назад был закрыт, в более или менее нормальном состоянии его поддерживал один из местных жителей, лелеявший надежду, что когда-нибудь произойдет возрождение малой авиации России. Туда-то и сел терпящий бедствие авиалайнер. Самолет выкатился на 200 метров за пределы взлетно-посадочной полосы и остановился в редколесье среди невысоких деревьев. Лайнер получил повреждения, но НИКТО не пострадал.

2011 ГОД

1 января. Ту-154Б компании «Когалымавиа» должен был следовать из Сургута в Москву. На борту находились 134 человека, в том числе 8 членов основного экипажа, 8 членов резервного экипажа, два техника и 116 пассажиров. Из них девять детей и музыканты группы «На-на».

Сразу после запуска двигателей, перед началом движения самолета по рулежной дорожке, произошло возгорание в задней части фюзеляжа. По команде инженера с земли экипаж выключил двигатели, обесточил самолет и приступил к аварийной эвакуации. В это время огонь перебросился на фюзеляж воздушного судна. Позднее произошел взрыв топливных баков, разлилось горючее. За 20 минут самолет сгорел. В тушении пожара и аварийно-спасательных работах участвовало более 150 человек и 40 единиц техники. Погибли три человека, 43 пострадали.

Причиной случившегося стала электродуга, возникшая из-за неисправности электросистемы самолета и ряда недостатков в ее устройстве.

5 марта. Вблизи села Гарбузово Белгородской области разбился самолет Ан-148, выполнявший учебно-тренировочный полет. Погибли все шесть человек, находившихся на борту.

Воздушное судно предназначалось для поставки в Мьянму по контракту, подписанному в 2010 году. Поэтому на борту кроме российских летчиков находились и мьянмские пилоты – Хутен Лин Аунг и Зау Хтун Аунг.

Комиссия установила: самолет потерпел аварию из-за превышения скорости при отработке режима экстренного снижения. Как было указано в акте комиссии, в режиме экстренного снижения экипаж непреднамеренно вывел Ан-148 на скорость полета, которая на 110 километров в час превысила предельную расчетную. Это привело к деформации самолета, к появлению низкочастотных колебаний и к увеличению перегрузок, что в результате вызвало разрушение машины в воздухе.

20 июня. Под Петрозаводском потерпел катастрофу Ту-134А авиакомпании «Рус Эйр», следовавший по маршруту Москва – Петрозаводск. Самолет разрушился на части и загорелся от удара о землю при заходе на посадку в сложных метеоусловиях неподалеку от аэропорта Бесовец. Погибли 47 из 52 находившихся на борту человек (44 – в момент катастрофы, трое – в больницах).

Самолет совершал заход на посадку в условиях низкой облачности и ограниченной видимости, отклонился от расчетного вертикального профиля снижения и посадочного курса. Вскоре авиалайнер столкнулся с деревьями, а затем с поверхностью земли вблизи пересечения шоссе Петрозаводск – Суоярви с автодорогой, идущей от этого шоссе к аэровокзалу. После этого самолет начал разрушаться, загорелся, пробороздил около 150 метров лесной опушки и остановился лишь в 20 метрах от жилых домов поселка Бесовец. Один из выживших выбрался из самолета самостоятельно. Местные жители оттащили часть пострадавших подальше от горевшей машины.

Причиной катастрофы явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете.

Способствующими факторами явились: неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами со стороны командира при выполнении захода на посадку, выполнение полета штурманом в состоянии легкой степени алкогольного опьянения, неоправдавшийся прогноз погоды.

23 июня. В Астраханской области в районе хутора Кабановский при выполнении летных испытаний в рамках контракта на поставку Индии партии палубных истребителей разбился истребитель МиГ-29КУБ. Оба пилота, полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, погибли.

11 июля. Еще один случай, когда мастерство пилота помогло сохранить жизни многих людей. К сожалению, не всех.

В тот день самолет Ан-24РВ авиакомпании «Ангара» выполнял регулярный рейс из Томска в Сургут. Когда машина поднялась на высоту 6000 метров, в кабине экипажа загорелось табло «Стружка в масле» левого двигателя. Экипаж приступил к снижению и принял решение садиться в аэропорту Нижневартовска. Однако в процессе снижения левый двигатель загорелся, и экипажу не оставалось ничего иного, как садиться на воду. Авиалайнер совершил вынужденную посадку на мелководную акваторию (песчаную косу) вблизи берега реки Обь в 25 километрах к юго-западу от города Стрежевой.

При ударе о воду погибли 7 человек, 30 остались живы, но получили ранения различной степени тяжести.

7 сентября. Под Ярославлем разбился пассажирский Як-42Д, перевозивший команду хоккейного клуба «Локомотив» из Ярославля в Минск. Самолет в простых метеоусловиях начал разбег по взлетно-посадочной полосе ярославского аэропорта «Туношна». Во время разбега машина выкатилась за пределы полосы, взлет был произведен с грунта. Полет длился несколько секунд. Самолет набрал высоту не более 5–6 метров, затем столкнулся с препятствиями, ударился о землю на берегу реки Туношонки, недалеко от места ее впадения в Волгу, и разрушился.

Погибли 44 человека, в том числе – все хоккеисты. Выжил один человек – инженер по авиационному и радиотехническому обслуживанию Александр Сизов. Причиной катастрофы были названы непроизвольные нажатия на тормозные педали во время разбега самолета, сделанные командиром воздушного судна либо вторым пилотом. Определить, кто из них нажимал тормозные педали, не представилось возможным, так как это не регистрируется бортовыми самописцами.

2012 ГОД

13 февраля. Фронтовой бомбардировщик Су-24М потерпел катастрофу в Курганской области в 90 километрах от аэродрома Шагол. Боевая машина выполняла плановый учебный полет с аэродрома Упрун в Челябинской области. Пилотам удалось катапультироваться. Причина катастрофы – ошибка пилотирования.

28 февраля. Самолет Су-30МК2, принадлежащий самолетостроительному заводу Комсомольска-на-Амуре, разбился при выполнении испытательного полета в Хабаровском крае. Оба пилота успешно катапультировались.

12 марта. Вертолет Ка-52 Торжокского центра боевого применения и переучивания летного состава разбился во время планового учебно-тренировочного полета. Машина полностью разрушена. Оба пилота погибли.

2 апреля. Под Тюменью вскоре после взлета разбился самолет ATR-72. На борту находились 43 человека. Из них 31 человек погиб на месте крушения, двое позже скончались в больнице. 10 человек получили ранения.

Причиной явилось принятие командиром воздушного судна решения на вылет без проведения противообледенительной обработки при наличии на поверхности самолета снежно-ледяных отложений, что привело к ухудшению аэродинамических характеристик самолета и его сваливанию при наборе высоты после взлета.

9 мая. Во время показательного полета в Индонезии врезался в склон горы Салак новейший российский пассажирский самолет SukhoiSuperjet. Все находившиеся на борту погибли. Причина – ошибка в подготовке полета (незнание экипажем рельефа местности на маршруте полета), неверная настройка радаров аэропорта сопровождения, отвлечение экипажа посторонними разговорами.

12 сентября. Потерпел катастрофу самолет Ан-28 Петропавловск-Камчатского авиапредприятия, выполнявший рейс по маршруту Петропавловск-Камчатский – Палана. Обломки машины были обнаружены на склоне горы Пятибратка на высоте около 200 метров в 10 километрах от аэропорта Палана. Погибли 10 человек из 14, находившихся на борту.

Как установила аварийная комиссия, причиной катастрофы явилось нарушение экипажем установленной схемы захода на посадку в аэропорту Палана, а также в погодных условиях, исключающих устойчивый визуальный контакт с земными ориентирами.

12 октября. Самолет-амфибия Бе-12ПС разбился при заходе на посадку, не дотянув всего 200 метров до аэродрома возле поселка Кача в 45 километрах от Севастополя. Причиной катастрофы стал отказ левого двигателя. Погибли три человека, удалось выжить только радисту, который находился в хвостовой части машины.

29 декабря. В аэропорту Внуково потерпел крушение самолет Ту-204-100В авиакомпании RedWingsAirlines, выполнявший перегоночный рейс (без пассажиров) по маршруту Пардубице – Москва.

При посадке самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, пробил ограждение аэродрома, пересек глубокий кювет между ограждением аэродрома и проходящим вдоль него Киевским шоссе и разрушился, разломившись на три крупные части. Передняя часть самолета с кабиной экипажа и некоторые мелкие фрагменты вылетели на шоссе, перекрыв автомобильное движение из Москвы в область. Обломки самолета повредили несколько проезжавших по шоссе автомобилей. По одной из машин ударило отлетевшее колесо самолета, после чего машину кинуло на отбойник. При ударе о землю загорелся правый двигатель самолета.

На борту лайнера находился только экипаж, состоявший из восьми человек. Четверо из них погибли на месте, в том числе командир воздушного судна, и четверо пострадали. Впоследствии одна из раненых скончалась.

2013 ГОД

6 мая. В Катангском районе Иркутской области потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т. Погибли 9 человек. Вертолет был задействован для противопаводковых мероприятий, в ходе которых выполнялся осмотр местности и подрывы льда. На его борту кроме экипажа из трех человек находились шесть специалистов МЧС России и 1,9 тонны взрывчатки. По счастливой случайности при падении машины на лед реки Нижняя Тунгуска она не сдетонировала.

2 июля. В Усть-Янском районе Якутии в окрестностях поселка Депутатский потерпел катастрофу вертолет Ми-8Т «Полярных авиалиний». На борту – 25 пассажиров: 14 взрослых, 11 детей, в том числе 3 младенца, 3 члена экипажа.

В районе был туман и шел дождь, но командир принял решение взлетать. Полет в основном проходил в условиях ограниченной видимости. Когда сработала сигнализация опасного сближения с землей, экипаж перевел вертолет в набор высоты и попытался перелететь возникшую на пути сопку. Но машина попала в нисходящий поток воздуха, накренилась, а затем хвостовой винт зацепил сопку. Ми-8Т потерял управление и упал на склон.

Погибли 24 человека. Выжили все члены экипажа и 12-летний мальчик.

29 октября. Опытный вертолет Ка-52 потерпел аварию на территории Летно-испытательного комплекса ОАО «Камов». Он совершал полет по программе заводских испытаний. Пилоты катапультировались и остались живы. Вертолет сгорел полностью.

КАТАСТРОФА В КАЗАНИ

Последняя ко времени подготовки этой публикации катастрофа произошла поздним вечером 17 ноября 2013 года в аэропорту Казани. При заходе на посадку разбился пассажирский самолет Boeing 737-500 (регистрационный номер VQ-BBN) авиакомпании «Татарстан», летевший из Москвы. Последнее, что успели сообщить по радио пилоты, – они собираются заходить на второй круг. Вскоре после этого машина рухнула вблизи взлетно-посадочной полосы. На следующий день все телекомпании мира много раз показывали кадры, сделанные камерами видеонаблюдения, – почти вертикально падающий на землю самолет.

В катастрофе погибли все 50 человек, находившиеся на борту. Среди них были сын президента Татарстана Ирек Минниханов и глава регионального управления ФСБ Александр Антонов.

Пока не ясно, почему разбился самолет. Единственная версия, которую отмели практически сразу, – террористический акт.

Созданная аварийная комиссия рассматривает в качестве основных версий происшедшего техническую неисправность машины или ошибочные действия экипажа.

В пользу первой говорит то, что машина была построена 23 года назад и сменила немало хозяев. До 2008 года, когда его передали в лизинг компании «Татарстан», самолет последовательно принадлежал французской, угандийской, бразильской, румынской и болгарской авиакомпаниям. В его летной истории уже было два инцидента, когда авиалайнер совершал аварийные посадки: в 2001 году в Бразилии и в декабре 2012 года в том же казанском аэропорту.

Впрочем, столь же вероятна и ошибка пилотов при снижении. Их опыт полетов был не велик. Так, командир экипажа Рустем Салихов впервые в своей практике уводил самолет на второй круг.

Что именно произошло в Казани, должна сказать аварийная комиссия. Вероятно, уже в 2014 году. А пока только версии...

Я привел далеко не полный перечень аварий и катастроф, которые произошли в нашей стране за минувшие пять лет. Были потеряны еще десятка три самолетов и вертолетов. Были погибшие и раненые.

По статистике, причиной почти половины (47%) авиационных катастроф становятся ошибки пилотирования или действия, которые приводят к ошибкам пилотирования. То есть «человеческий фактор». Это и недостаточная подготовка пилотов, и пьянство экипажа, и вмешательство в управление машиной посторонних лиц... Около 13 процентов приходится на ошибочные действия наземных служб. А это также человек. Иногда (примерно 8 %), причиной аварий и катастроф становится погода. И, наконец, 18 процентов всех катастроф происходит из-за отказа техники. В том числе и из-за изношенности эксплуатируемых машин. Сейчас в России с этим стало чуть лучше, а вот 10 лет многие самолеты буквально разваливались в воздухе, летая на «честном слове и на одном крыле». Тогда и пик аварийности достигал своего максимума. В 14 случаях из 100 достоверно выявить причину происшедшего не удается.

Приходится быть реалистом и понимать, что самолеты еще не скоро станут полностью безопасными. Как бы нам этого ни хотелось. И писать об авариях и катастрофах придется не раз. Но хочется быть и оптимистом и надеяться, что когда-нибудь эта тема исчерпает себя.


1 Января 2014


Последние публикации


200 руб.
200 руб.



Выбор читателей

Сергей Леонов
70362
Борис Ходоровский
44084
Богдан Виноградов
36857
Сергей Леонов
24252
Александр Путятин
11026
Дмитрий Митюрин
9645
Светлана Белоусова
9612
Наталья Матвеева
8408
Павел Ганипровский
7524
Богдан Виноградов
6708
Светлана Белоусова
6074
Борис Кронер
5868