КАТАСТРОФА
«СМ-Украина»
«Отважный» скрылся под водой…
Евгений Гуф
журналист
Киев
13976
О гибели в 1974 году большого противолодочного корабля «Отважный» говорили и говорят скупо: вроде бы взорвались на нем ракеты, погибло человек двести, почти исключительно из рядового состава. Насколько подобные слухи соответствуют действительности? И что же произошло на самом деле? О РОКОВЫХ СОВПАДЕНИЯХ Большой противолодочный корабль (БПК) «Отважный» вошел в состав Черноморского флота в 1965 году. В случае боевых действий корабли этого проекта (61-го) должны были обеспечивать защиту сопровождаемых судов от подводных лодок, управляемых ракет и атак авиации противника. Но главной особенностью судов данной серии стало наличие на них не имеющей в мире аналогов корабельной газотурбинной установки. Еще одна особенность заключалась в том, что боезапас размещался выше ватерлинии. На корме располагалась вертолетная площадка и предназначенное для заправки вертолета керосиновое хранилище на 6 тонн горючего. Как считает историк Б.А. Коржавин: «По вооружению и боезапасу корабли проекта 61 были одними из лучших для своего времени». Огневую мощь обеспечивали ракетные и артиллерийские установки, бомбометы, торпедный пятитрубный аппарат, вертолет «Ка-25» с запасом противолодочных бомб. При длине чуть более 140 метров БПК «Отважный» имел 4 510 тонн полного водоизмещения; был способен сохранить остойчивость и мореходность при шквальном ветре до 170 километров в час. Максимальная его скорость составляла 35 узлов. Экипаж — около 270 человек, в том числе 25 офицеров. Плавучесть корабля обеспечивалась даже при затоплении трех смежных отсеков, а всего их насчитывалось четырнадцать. Неудивительно, что, обладая такими параметрами, по западной классификации «Отважный» приравнивался к легким крейсерам. На момент катастрофы корабль отслужил на Черноморском флоте девять лет. В связи с последующей судьбой БПК невольно хочется порассуждать о трагических совпадениях. Как и капитан «Титаника», командир «Отважного» капитан 2-го ранга Винник вышел в море на своем корабле в последний раз, поскольку уже получил назначение на новую должность. И второе: «Отважный» погиб в пятницу, 30-го числа, а линкор «Новороссийск» (взорвавшийся совсем рядом, в севастопольской бухте) — в ночь с пятницы на субботу — 29-го. Пятница никогда не считалась на флоте счастливым днем. ХРОНИКА КАТАСТРОФЫ 30 августа 1974 года в 7.45 утра на борт «Отважного» поднялся начальник штаба Черноморского флота контр-адмирал Саакян, представитель Главного штаба ВМФ адмирал Путинцев и группа штабных офицеров. Всего на корабле находилось 287 человек. «Отважный» выходил в море под флагом начальника штаба ЧФ. Цель: проведение учебных ракетных стрельб. 10 час. 01 мин. Мичман Шупортяк, находящийся в ракетном хранилище №8, услышал хлопок и свист, после которых вспыхнуло пламя. Спустя мгновение — помещение начало заволакивать дымом. В месте, где хранилось 15 зенитных ракет, стремительно разгорелся пожар. Растерявшись, мичман не задействовал систему пожаротушения и пулей выскочил из хранилища. Пробежав мимо нескольких членов экипажа, он ничего им не сообщил, закричав: «Сейчас будет взрыв!» уже в другом коридоре. Вскоре шипение и свист стали слышны в других отсеках. Из-за стремительно повышающейся температуры на переборках запузырилась краска. Между тем совсем рядом с хранилищем №8 располагался склад противолодочных бомб и запасы керосина. Мелькают секунды, но какого-либо доклада о надвигающейся катастрофе на капитанский мостик не поступает. Контр-адмирал Саакян, увидев на корме дым, ворчит, что, дескать, механики небо коптят. Все это время в хранилище №8 продолжает работать стартовый двигатель одной из ракет. Как и положено, через 22 секунды он запускает маршевый двигатель, после чего происходит первый взрыв. В огне погибают двое старшин. Затем рвет вторую ракету. На мостике по-прежнему не представляют реальную обстановку. Исходное предположение: возгорание силовой газотурбинной установки. Третий взрыв разрушает переборки и приводит к повреждению цистерн с корабельным топливом, которое начинает вытекать наружу и вспыхивает. Из-за высокой температуры скручивается и плавится металл обшивки. Согласно проекту, при строительстве корабля неоправданно часто применялся магниево-алюминиевый сплав, который теперь буквально полыхает. Корма «Отважного» быстро оседает: корабль принял около 1 200 тонн воды. Появляется отчетливый, медленно возрастающий крен на правый борт. Семь человек рядового состава взрывной волной выбрасывает за борт. А на мостике по-прежнему не могут понять истинную причину катастрофы, предполагая, что взрываются баллоны сжатого воздуха. Единственный человек, который может точно доложить об исходной ситуации — мичман Шупортяк, но он где-то прячется. Довольно быстро выясняется, что тушить быстро распространяющийся пожар практически нечем. В электросети нет напряжения, насосы запустить невозможно. Ввиду сильной задымленности не хватает противогазов. В хранилище №8 раздаются новые взрывы ракет. Чуть больше десятка матросов (по расписанию учебной тревоги, всего в кормовых отсеках должно находиться 78 человек рядового и мичманского состава) выбираются на оконечность пылающей кормы. Возможность перебраться в другое место отсутствует, и они принимают решение прыгать в воду. Часть из них тонет. Только один, не умеющий плавать, остается на месте, держась за флагшток. В иллюминаторе камбуза показывается сильно обгоревший матрос Прочаковский — человек с крепким характером, который он не раз демонстрировал. «Со мной все ясно, спасайте корабль», — кричит Прочаковский. Его скрывает пламя. Еще часть матросов, из состава камбузного наряда, обваривает кипятком. К терпящему бедствие «Отважному» начинают подтягиваться ближайшие корабли флота. Всего их соберется 27(!) единиц. ОПЕРАЦИЯ ПО СПАСЕНИЮ Огонь распространяется неудержимо. Длинные коридоры, как насосы, втягивают удушающий дым. Пламя подбирается к складу минно-торпедного вооружения. Корма все глубже оседает в воду, одновременно растет крен на правый борт. Поразительно, но все это время матрос Кучинка держится на корме; в конце концов, он будет эвакуирован на другое судно. Тем временем с БПК «Бедовый» прибывает аварийная партия. Буксировку «Отважного» начинает эскадренный миноносец «Сознательный». Крен увеличивается до 16 градусов. 11.21 — запись в журнале БД (боевых действий): «…пожар усиливается». Над «Отважным» беспрерывное гудение. Это летают несколько самолетов и вертолетов, готовых скинуть спасательные средства. Штаб флота дает «добро» на эвакуацию личного состава, но на капитанском мостике еще не потеряли надежду спасти судно. Запись в 11.24: «Сбрасываем торпеды за борт». Вскоре в кормовом отсеке раздается новая серия взрывов. Огонь вплотную подбирается к хранилищу топлива для вертолетов. Горючее — 5 тонн керосина, воспламеняющегося при 27 градусах Цельсия. А рядом склад противолодочных бомб. До сих пор неясно, кто дал команду на эскадренный миноносец «Сознательный» прекратить буксировку. Очевидец вспоминает, что, «когда я увидел кратер (в корме. — Е. Г.)… то отказался от мысли дать ход одной своей машиной, так как при этом могла отвалиться корма». К слову, по мнению специалистов, отрыв кормы привел бы к увеличению плавучести «Отважного» и тем самым повысил бы шансы спасти судно. Однако огнегасящая пена на БПК израсходована. Решение тушить водой задерживается: есть риск, что, приняв дополнительное количество воды, корабль завалится на борт и перевернется. В 12.30 поступает указание адмирала флота Касатонова: «Ускорить буксировку». Контроль за операцией по спасению «Отважного» берет на себя главнокомандующий ВМФ СССР адмирал Горшков. На борту получают телеграмму: «Принять все меры. Корабль оставить на плаву». Многим вспоминается флотская поговорка: лучше гореть, чем тонуть. На «Отважном» телеграмму понимают правильно: тушение водой недопустимо. Ценой неимоверных усилий продвижение линии огня к носу судна остановлено, но на корме пожар продолжается. Средства пенотушения с других кораблей помогают мало. Причина — ветер. Огонь медленно, но уверенно подбирается к хранилищу керосина. Очевидец пишет: «Пена сгорала…» В 14.47 происходит последний взрыв в кормовой части. Предоставим слово участнику событий: «Взрыв был, как от атомной бомбы, все полетело… Я пошел на мостик и сказал Саакяну: «…через тридцать минут корабль потонет». И далее: «Если корабль пойдет в воду кормой, то никто не спасется». Еще одно свидетельство очевидца: «Корма стала тащить корабль вниз». Заканчивается четвертый час борьбы за спасение «Отважного». Обстановка вынуждает командира отдать приказ: «Личному составу покинуть корабль». Последним взрывом на спасательное судно зашвыривает тело погибшего ранее старшины. Люди начинают шеренгами прыгать в воду. От поручней никак не могут оторвать матроса-узбека, и тогда его стягивают багром. 15.43 — доклад с БПК «Бедовый»: «Корабль лег на борт». Чуть позже — «Отважный» встает вертикально. Под водой окончательно исчезает корма, затем скрывается рубка…». Финальная запись в 15.57 — «БПК «Отважный» скрылся под водой». Слово участнику: «Я подплыл к командиру, и затем нас вытащили». РАССЛЕДОВАНИЕ В тот же день, согласно приказу главнокомандующего ВМФ СССР, создается комиссия по расследованию причин гибели боевой единицы Черноморского флота. Наряду с главными вопросами: «Что послужило причиной?» и «Можно ли было спасти корабль?» рассматривается поведение мичмана Шупортяка. И здесь выясняется удивительный факт: на должности старшины команды и в звании мичмана «оказался человек, никогда не служивший на флоте, не прошедший обучения в учебном отряде и не имевший никакой специальной подготовки». Все воинские заслуги Шупортяка ограничивались тем, что в свое время он отслужил два года водителем в Группе советских войск в Германии. В июле 1974 года, т.е. за месяц до гибели «Отважного», переодевшись в гражданское платье и смешавшись с толпой посетителей, мичман отправился в «самоволку» на берег. Находясь в изрядном подпитии, он был задержан поисковой группой, и тогда же в его каюте, под койкой, нашли 30 пустых бутылок из-под водки. Один из офицеров тотчас написал рапорт о необходимости списания Шупортяка на берег. Решение оставалось за командиром корабля, но тот, видимо, колебался… В день катастрофы перед Шупортяком встала дилемма: погибнуть, попытавшись спасти корабль, или сохранить свою жизнь. На правильный выбор у этого человека оставалось 1-2 секунды. Известно, что на «Отважном» имело место несанкционированное возгорание стартовой ступени ракеты. Если стартовый двигатель работает 22 секунды, маршевый — еще 20, то вода — включи ее Шупортяк, — появилась бы в погребе через 50 секунд. Но мичман даже не доложил о ЧП на мостик, вследствие чего в борьбе за жизнь корабля было упущено драгоценное время. Парадоксально, но, несмотря на сделанные комиссией выводы, мичман Шупортяк не понес никакого наказания, был списан на берег и вскоре женился… Однако вернемся к причинам катастрофы. Комиссия проверяла множество версий. От возможности диверсии или технически неграмотной эксплуатации оборудования до конструктивной недоработки комплекса, приведшей к самопроизвольной наводке тока в электрической цепи ракеты после включения аппаратуры на других кораблях, вышедших на учения. Какого-либо однозначного мнения у флотских специалистов не сложилось. В результате склонились к формулировке: «Не был установлен или неправильно установлен шток концевого выключателя и совпадения с этим замыкания в приборе КП-1 предстартовой подготовки или вилки бокового разъема». Это и привело к возгоранию. Взрыв в хранилище №10 сделал гибель корабля неотвратимой. Комиссия посчитала действия фактического командира «Отважного», контр-адмирала Саакяна и спасательной группы правильными. Типичная для брежневского времени склонность идеализировать ситуацию, чувствуется в формулировке 6-го пункта выводов комиссии: «Политико-моральное состояние личного состава БПК «Отважный» после катастрофы здоровое». Правда, в письме Военного совета Черноморского флота от 30 сентября 1974 года говорилось несколько иное: «Хотя личный состав БПК «Отважный» в борьбе с пожаром и водой вел себя мужественно, однако всех своих возможностей в борьбе за жизнь корабля до конца использовать не сумел и тяжело за это поплатился…» Каково это — тушить огромный пожар рядом с пробоиной 10 на 2 метра, помещением, полным авиабомб и керосиновым хранилищем, не располагая достаточными средствами защиты, в письме не упоминалось. Во время катастрофы на «Отважном» погибло девятнадцать членов команды и пятеро курсантов. Земле было предано только одно тело. На памятнике в честь погибших действительно не указаны звания, но офицеров в том списке нет, что и послужило причиной досужих разговоров. По здравом размышлении следует признать, что к гибели корабля привело роковое стечение обстоятельств. Невольно вспоминается старая морская поговорка: «Кто в море не бывал, тот Богу не молился». И последнее. Зимой 1980 года затопленный БПК «Отважный» был взорван на дне Черного моря… Дата публикации: 10 февраля 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~dVJ1U
|
Последние публикации
Выбор читателей
|