ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Волынский Иерусалим
Виктор Киркевич
журналист
Киев
3530
Волынский Иерусалим
Хоральная синагога в Бердичеве. Фото начала ХХ века

Название города Бердичев стало на Украине чуть ли не именем нарицательным. Если, говоря о Париже, обыватель представлял себе не столько географическую точку на карте, сколько символ какого-то особенного шика и свободных нравов, то Бердичев отождествлялся с городком как таковым — чем-то приземленным и слишком провинциальным.

ОТ БЕРЕНДЕЕВ ДО ПОЛЬСКИХ МАГНАТОВ

Городок Бердичев, расположенный почитай в центральной части Украины, создавался, заселялся и прославлялся, по воле его величества случая, людьми не коренной национальности. Основали его, еще при Ярославе Мудром, торки и берендеи; застраивали — поляки, а прославляли евреи.

Именно берендеи — служилые люди, которых набирали из степных племен для защиты границ Руси от таких же одноплеменников, — дали городу имя. Хорошо, что поселение они не назвали по названию реки Гнилопять!

После злополучного татаромонгольского нашествия, упоминаемого чаще как своеобразная временная грань, а не как конкретное историческое событие, Бердичев перешел во владение польско-литовских феодалов.

Самый продолжительный период, начиная с 1320 года, городком владел знаменитый род Тышкевичей. Представители этого семейства отличались статностью и красотой, не потускневшей в результате столетий. Мы можем убедиться в этом, полюбовавшись на польскую актрису Беату Тышкевич — пра…правнучку основателя Бердичевского замка.

Последний особо прославился тем, что в 1482 году отразил нападения орд татарского хана Менгли-Гирея, накануне предавшего огню Киевский Подол и строения Киево-Печерского монастыря. (Этот набег на киевские земли, если следовать исторической правде, был совершен по наущению московского царя Ивана ІІІ, с которым татарин поделился добычей.) Чтобы защитить пограничье, польские магнаты Тышкевичи построили в округе ряд фортификационных укреплений, усиливая мощными стенами и высокими башнями свою резиденцию — Бердичев. Инвентаризационное описание замка, произведенное в 1593 году, говорит о его неприступности. Таким он оставался в течение многих столетий…

ЖИЗНЬ МОНАШЕСКАЯ И ЖИЗНЬ МИРСКАЯ

Януш Тышкевич, освободившись из татарской неволи в 1626 году, во славу Матери Божьей основал монастырь. Заселить его он пригласил представителей одного из самых известных нищенствующих монашеских орденов — Босых Кармелитов. Монахи приглашали верующих на большие католические праздники в свой костел, но сторонились мирской суеты, жили обособленно за высокими каменными стенами. Стены эти и сейчас возвышаются над узкой дорогой, ведущей в город Хмельник.

За рекой Гнилопятью, уже за пределами Бердичева, в течение столетий селилось православное украинское население. Оно с ненавистью смотрело на город и крепость. В первом случае потому, что хитрые евреи в своих базарных лавочках постоянно их «обдуривало», а евреи-ростовщики, давая деньги (налоги-то нужно было как-то платить!) под проценты, безбожно наживались. Во втором случае православный люд осуждал открытую экспансию со стороны Папского престола. Поэтому при первой возможности крестьяне вместе с казаками шли на приступ города и его замка. Так было в 1648 году, в самом начале Освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого, когда монастырь взяли штурмом. Солдаты городского гарнизона, а также католические монахи, которые не успели убежать, были перебиты. Их не спасли ни чудодейственная икона, похищенная из православной Михайловской церкви, ни шестьдесят пушек, ни ров со стороны города с перекидным мостом. Еврейской общине досталось не меньше…

В 1663 году костел Босых кармелитов отстроили под руководством специально приглашенного, известного архитектора Яна де-Витта; значительная сумма на реконструкцию и обновление обители поступила из Рима. После строительства верхнего костела в стиле барокко стены были расписаны итальянским художником Фредериче.

Во время последней войны — Великой Отечественной — храм сильно пострадал. Да и при «богоборческом советском режиме» ветшал день ото дня, хотя жители — ревностные католики — не переставали приходить к его стенам и молиться. На сегодняшний день в костеле Босых кармелитов завершается реставрация, он зачислен в реестр выдающихся памятников архитектуры Украины.

Действует в городе еще один костел — Святой Марии. Икона Бердичевской Божьей Матери была канонизирована самим Папой Иоанном Павлом ІІ и сопровождала его в поездках по Украине.

В двухэтажном корпусе келий, восстановление которых проводилось общественностью города, расположена художественно-музыкальная школа, ставшая своеобразным центром духовной жизни Бердичева. В классах — бывших кельях — проводится разносторонняя работа по эстетическому воспитанию молодежи. Побывав в этой школе, убеждаешься в том, что здешние талантливые дети лишены соблазнов большого города, способных довести самую одаренную личность до полной деградации.

ЕВРЕЙСКАЯ СТОЛИЦА УКРАИНЫ

Но все же, если говорить о Бердичеве, то большей частью своей славы он обязан евреям (недаром в некоторых источниках его называют «Иерусалим Волыни»). Есть мнение, что город возник из села Берчиково (названного так по имени какого-то прославившегося своими делишками Берчика).

Из-за того, что город расположен в пограничье, в местах, где всегда проводилась протекционистская политика по отношению к торговцам и ремесленникам, евреи селились здесь довольно охотно, составив (начиная с ХVI столетия) довольно значительную общину. В 1731 году они основали в Бердичеве свой портняжный цех. А когда Польша потеряла свою независимость, то сотни тысяч евреев стали подданными Российской империи, потеряв при этом право пересекать пресловутую «черту оседлости» и переезжать в другие регионы Российской империи.

Объединенные по национальному и цеховому признаку, евреи организовывали в городе много ярмарок. Ежегодно бердичевские купцы получали товаров на 13-15 млн. рублей серебром. В 1848 году здесь имелось 468 лавок, существовало восемь банковских организаций. В Бердичеве принимались серьезные финансовые решения и поддерживалась связь с банковскими кругами Парижа, Лондона, Вены, Рима, Берлина, Константинополя. Но самые крупные операции бердичевские банкиры проводили на Контрактовой ярмарке в Киеве. Таким образом, банки Бердичева контролировали финансовую политику всего Киевского (Юго-Западного) края, составляя серьезную конкуренцию центральным российским банкам. Православные купцы этим были недовольны, настраивая против иудеев государственные структуры.

Русские самодержцы, как известно, не особенно жаловали национальные меньшинства. Особенно неприязненно относился к иноверцам Николай I.

В своих воспоминаниях князь Мещерский рассказывает: «Приказание не пускать евреев к царскому проезду состоялось вследствие ночного эпизода с государем в Бердичеве. Николай І спал в коляске. Шепот собравшихся евреев разбудил его, император рассердился и сделал два постановления: одно — чтобы отныне Бердичев ставил двух рекрутов вместо одного; второе — чтобы евреев никогда не подпускать к царскому поезду».

БЕРДИЧЕВСКИЙ РОМАН БАЛЬЗАКА

Позднее, в 1847 году, Оноре де Бальзак напишет: «Это средоточие евреев было переполнено евреями, совершенно запрудившими улицы. При виде Бердичева даже спрашиваешь себя, находится ли кто-нибудь в этих домиках, из которых каждый может быть унесен без труда тремя парижскими рассыльными. Толпа была столь густа, что мой экипаж, запряженный шестеркой лошадей, несмотря на дикие крики моего возницы, с трудом продвигался вперед». Там же великий писатель, венчавшийся в Бердичеве, отметит: «Здесь с новым изумлением увидел я дома, танцующие польку, то есть сильно наклоненные, одни вправо, другие влево, третьи вперед, некоторые растерзанные, многие меньшего размера, чем наши ярмарочные балаганы, а по чистоте напоминающие свиной загон».

Сейчас костел Святой Варвары, где 2 марта 1850 года Оноре де Бальзак венчался с Эвелиной Ганской, выглядит как вполне уютный храм Божий. Долгое время особое своеобразие этой четырехстолпной базилике (построенной в 1826 году) придавали сиденья с указанием ряда и места, взятые из соседнего бездействующего кинотеатра. О прошлом костела — спортзала, где ковались олимпийские резервы, также говорил пол с остатками разметок баскетбольного поля. Но все вернулось на круги своя…

«ГНЕЗДО ЗАГОВОРЩИКОВ»

После присоединения к Российской империи в 1793 году в городе стало селиться больше православных. Перепись 1863 года указывает на 51 625 душ обоего пола, среди которых православных — 2 380 человек, раскольников — 515, католиков — 1 400, лютеран — 106. Остальные — иудеи. В то время Бердичев уже принадлежал Радзивиллам.

Киевский генерал-губернатор Бибиков охарактеризовал город так: «Бердичев представлял им своими беспорядками и потворствам подобие самых буйных, беспорядочных польских сеймов — возможность делать все, придаваться всеми пороками и преступлениями без всякой осторожности. Огромная карточная игра, там происходившая, служила также целью приезда. Поляки проигрывались и утешали себя мечтами в каком-нибудь тайном политическом обществе. Бердичев не раз был местом съезда политических заговорщиков, и от него преступные правила и мысли развозились во все концы бывшей Польской Республики».

Говоря о заговорах, Бибиков, видимо, вспоминал о том, как в 1768 году монастырь Босых Кармелитов заняли войска барских конфедератов под командованием генерала Казимира Пулавского. Да, именно того самого, которому в центре Вашингтона поставлен памятник как герою, отдавшему свою жизнь за независимость Соединенных Штатов. А вот в Бердичеве славы он не снискал: несмотря на святыни, которыми щедро снабдил монастырь Папа Бенедикт ХIV, мятежники были выбиты российскими войсками генерала Кречетникова, не щадившего ни повстанцев-поляков, ни гайдамаков-украинцев.

После еще одного неудачного Польского восстания из Бердичева бежал его уроженец Конрад Коженевский, ставший впоследствии одним из популярных английских писателей Джозефом Конрадом. Своим учителем его считали Джек Лондон, Эрнст Хемингуэй и Уильям Фолкнер.

Но вот смутные времена прошли…

БАНКИРЫ, ПИСАТЕЛИ, ХАСИДЫ…

В ХІХ веке Бердичев становится законодателем мод для всего Юго-Западного края. Именно здесь проводились самые крупные ярмарки, продолжавшиеся не менее шести недель каждая — Онуфриевская и Успенская. На них стекался торговый люд со всей Европы. По центру города тянулись магазины и лавки, в которых… чего только не было. Была даже Золотая улица, которая славилась чистотой и порядком. В то время существовали крупные фирмы: «Манзон», «Ефруем», «Горвиц», «Френкель», «Трахтенберг», названные так по фамилиям владельцев, впоследствии принесших свою деятельность в другие города, в основном, в Одессу. Недаром говорили «Слава Одессы началась с упадком Бердичева».

Благосостояние города способствовало развитию культурного уровня населения. Здесь жила семья Рубинштейнов, из которой вышли выдающиеся музыканты Антон и Николай. Жизнь того времени описана в произведениях старожила города — писателя Абрамовича, довольно популярного в начале века.

Родом из Бердичева и писатель Василий Гроссман (его талантливо написанная повесть «В одном городе» впоследствии была перенесена на экран режиссером Аскольдовым — фильм «Комиссар»).

Безусловно, особое влияние на развитие еврейской части населения оказало широкое распространение хасидизма. Здесь жил и проповедовал цадик Леви-Ицхак Бердичевский. В своих популярных произведениях он говорил, что простая обыденная жизнь на благо других, более приятна Богу, нежели постоянные, изнуряющие молитвы. Его могила на местном кладбище, со своеобразными надгробиями, стала местом паломничества хасидов со всего мира.

Даже в начале ХХ века «Иерусалим Волыни» был интересен туристам, о чем свидетельствуют не менее полусотни почтовых карточек, изданных в Бердичеве. Для того чтобы показать красоту города с птичьего полета, сюда специально для обозрения и съемок прилетал легендарный дирижабль «Граф».

Но вот прошел век с четвертью. «Иерусалим Волыни» постепенно пришел в упадок. Остались лишь легенды о славном его прошлом. Одна из них приведена Захарьиным (Якуниным) в книге «Жизнь и служба мирового судьи Подолии». Речь идет о многочисленных подземельях, даже о подземном городе, где идет особая жизнь бердичевцев. Эта «тайна» в наши дни уже не тревожит никого, даже искателей сокровищ...

В годы Великой Отечественной войны город очень сильно пострадал. Как люди, так и здания. Между тем именно Бердичев стал первым крупным украинским центром, который посетил Адольф Гитлер, для утверждения стратегического плана захвата Киева. Произошло это 6 августа 1941 года…

Сегодня Бердичев — по-прежнему крупный город с населением 100 тысяч человек. Еле «скрипят», сводя концы с концами, немногочисленные заводы: химического машиностроения и станкостроительный, а также кожевенный, сахарный и обувная фабрика. Но многие из жителей уезжают — кто в столицу (там и работу «поприличней» можно найти и заработки!), кто за пределы страны.

Одно время ушедшая европейская слава и неповторимая аура Бердичева привлекали представителей дипломатического корпуса. Однако туристы нашей страны и ближнего зарубежья сюда не приезжают. А жаль! Ведь в этом городе со славным прошлым не счесть исторических памятников; в общем, есть что посмотреть, о чем повздыхать…


Дата публикации: 11 марта 2020

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~v7JG2


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
11176013
Александр Егоров
1291076
Татьяна Алексеева
945635
Татьяна Минасян
474041
Яна Титова
278589
Светлана Белоусова
231084
Татьяна Алексеева
222959
Сергей Леонов
222168
Наталья Матвеева
205827
Валерий Колодяжный
203876
Борис Ходоровский
198978
Павел Ганипровский
177527
Наталья Дементьева
129008
Павел Виноградов
124743
Сергей Леонов
114062
Редакция
100662
Виктор Фишман
97617
Сергей Петров
93288
Станислав Бернев
88672