ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №7(393), 2014
Театр изобретателя Котельникова
Геннадий Черненко
писатель
Санкт-Петербург
3124
Глеб Евгеньевич Котельников известен как изобретатель авиационного ранцевого парашюта. В октябре 1911 года он подал патентную заявку на свой спасительный ранец. Об истории этого изобретения написано немало. Но далеко не все знают, что Котельников был не только изобретателем, но и талантливым драматическим актером. Весной 1910-го Глеб Евгеньевич Котельников наконец оставил опостылевшую ему службу акцизного чиновника на юге России и вместе с женой Юлией Васильевной приехал в Петербург. Он давно мечтал о профессиональной сцене. Самодеятельность его уже не устраивала. В столице же, как он надеялся, ему удастся стать настоящим драматическим артистом, пробиться в профессиональный театр, посвятить себя любимому делу. И сделать это удалось. Сначала он начал выступать под псевдонимом Глебов-Котельников в каком-то летнем театрике в Стрельне, под Петербургом. А осенью был принят в драматическую труппу Народного дома. Этот театр тогда отсчитывал уже десятый год своего существования. Он был открыт в конце 1900-го «Попечительством о народной трезвости», организацией, заботившейся о просвещении простого люда и отвлечении его от пагубных привычек с помощью театров, народных домов, общественных читален. Петербургский Народный дом размещался в огромном здании. Нынешним петербуржцам оно хорошо знакомо. Долгое время его занимал кинотеатр «Великан», а теперь здесь «Мюзик-холл». Одновременно в Народном доме собиралось восемь – десять тысяч зрителей. За год его посещало около двух миллионов человек. Он стал любимым театром и местом отдыха трудового населения столицы. «Зритель, живший на Петербургской стороне, – писал в своей книге «Путь к сцене» известный актер Воронов, – так любил драму Народного дома, что ставил ее выше всех театров Петербурга». И Народный дом этого заслуживал. В труппе было немало замечательных артистов. Спектакли шли разнообразные – развлекательные и классические. По воскресеньям давали один за другим три-четыре представления. В театральной программе имя Глебова-Котельникова появилось впервые 3 ноября 1910 года. В тот день на подмостках Василеостровского театра, также принадлежавшего «Попечительству о народной трезвости», силами артистов Народного дома была поставлена драма Гославского «Расплата». Глебов-Котельников исполнял в ней роль помещика Омшарина. Дебют оказался успешным. А за месяц до дебюта произошло событие, которое к театру не имело никакого отношения, но сыгравшее в жизни Котельникова важнейшую роль. В начале сентября 1910 года на Комендантском поле состоялись первые соревнования русских авиаторов, Всероссийский праздник воздухоплавания. Были среди его участников знаменитые летчики, такие как Михаил Ефимов и Сергей Уточкин, но большинство составляли малоизвестные и даже совсем неизвестные авиаторы. Летали они, конечно, без парашютов. Парашюта для летчиков тогда еще не существовало. На трибунах, сооруженных вдоль летного поля, собиралось множество зрителей. В свободное от спектаклей время Котельников тоже спешил смотреть полеты. …Шла уже третья неделя авиационных состязаний. Вечером 24 сентября в воздух поднялся на «Фармане» капитан Лев Мациевич. Когда он пролетал почти над центром летного поля, аэроплан вдруг качнулся и будто переломился пополам. Фигурка авиатора выпала из машины и полетела вниз, обгоняя беспорядочно падавшую машину. «Нет слов, способных выразить тот ужас, что охватил всех нас», – писал очевидец катастрофы. В тот вечер Котельников также был на Комендантском и видел падение и страшную смерть капитана Мациевича. «Гибель молодого летчика, – рассказывал он, – глубоко потрясла меня. Я решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности». Работа над парашютом шла параллельно с актерской. Зимой спектакли ставились на сценах Народного дома и Василеостровского театра. Летом – в театре Таврического сада. Спектакли менялись часто. Котельников играл в комедиях Шекспира и Островского, в трагедиях Шиллера. Отзывы в прессе об игре Глебова-Котельникова были весьма лестными для него. «С аншлагом прошла «Мария Стюарт» на подмостках Таврического сада, – писал рецензент в петербургской газете «Обозрение театров». – Г. Глебов-Котельников, имевший смелость взяться за роль графа Лейстера, считающуюся коронной, вышел победителем из принятого на себя испытания». Другой театральный критик был еще красноречивее: «По гриму, жестам, силе речи, интонациям хитрый Лейстер в игре г. Глебова-Котельникова был интересен и достоин внимания». Наибольшего успеха Глеб Евгеньевич достигал в героических ролях классического репертуара. Хорошо сложенный, красивый под гримом, он и по внешнему виду весьма подходил к роли героев. В течение 1911 года Котельников сыграл в восьмидесяти спектаклях и одновременно упорно работал над разрешением непростой изобретательской задачи. Он пришел к мысли, что авиационный парашют должен находиться всегда при летчике, быть готовым к действию в любую минуту, раскрываться самим авиатором, покинувшим самолет, а не вытаскивать пилота из машины, как многие тогда считали. Котельников решил уложить купол и стропы парашюта в ранец. Принципы устройства парашюта были найдены, но впереди Котельникова ждали мытарства, борьба с чиновниками, недоверие и скептицизм. Испытания показали, что парашют его действует надежно, но никто не спешил применить спасительный ранец в авиации. И это несмотря на огромное количество воздушных катастроф. К 1913 году в мире погибло уже более 240 авиаторов. Сцены Котельников не оставлял. Более того, актерская работа пробудила в нем интерес к драматургии. Он начал писать пьесы и сочинять музыку, оправдывая старую истину, что талантливый человек талантлив во многом. В 1912 году Глеб Евгеньевич написал приключенческую пьесу на сюжет одного из романов Майн Рида. В течение 1913 года и первой половины 1914-го из-под его пера вышло семнадцать драматических произведений. Всего же Котельниковым было написано более двадцати пьес, оперетта, комическая опера, восемь романсов и несколько песен. Егго театральную деятель ность прервала лишь Первая мировая война. Он ушел на фронт, в автомобильные войска. Лишь много позже дошла до него весть, что его парашют во время войны использовался – правда, не в авиации, а на привязных наблюдательных аэростатах – и спас жизнь не одному воздухоплавателю. Глеб Евгеньевич скучал по сцене. Но в феврале 1917 года, когда он был отозван в Петроград, в автороту, расквартированную в Новом Петергофе, ему снова удалось выйти на сцену самодеятельного театра. В нем Котельников был и актером, и режиссером. Тогда силами артистов-любителей в Петергофском парке была поставлена трагедия Софокла «Царь Эдип», в которой Глеб Евгеньевич исполнил роль слепого прорицателя Тирезия. О его актерской работе в 1920-е годы сведений сохранилось немного. Известно, например, что в начале сентября 1922-го он поставил в Петрограде комедию Дьяченко «Гувернер» и сам играл в ней. Весной 1923 года поставил свой любимый спектакль, знаменитую комедию Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», выступив там в заглавной роли. Однако случайные, эпизодические роли не приносили ему большого удовлетворения. Летом 1927 года Котельников писал сыну Анатолию: «Отдых для меня составит, скорее, то нравственное состояние, которое дает мне любимая работа, если я ее получу». Он имел в виду работу в хорошем профессиональном театре. Приближалась десятая годовщина Октябрьской революции. Театральные коллективы Ленинграда, разумеется, планировали отметить знаменательный юбилей. Академический театр оперы и балета готовил к постановке героико-батальное представление «Штурм Перекопа». В этом оперно-драматическом спектакле были заняты почти семьдесят актеров, не считая артистов хора и балета. Среди них такие выдающиеся мастера сцены, как народные артисты Юрьев (исполнявший роль Врангеля) и певец Ершов. Роль начдива Блюхера играл Вивьен. Котельников был приглашен для участия в этом спектакле на роль епископа Вениамина. Премьера спектакля состоялась 7 ноября 1927 года и прошла с огромным успехом. Глеб Евгеньевич писал сыну в Москву. «В общем постановка эффектная и даже грандиозная для тех, кто не видел нардомской «Осады Севастополя». Вот что было безумно хорошо, так это музыка Шапорина в исполнении усиленного духового оркестра! Есть места, положительно достигающие Вагнера!» Героическое представление «Штурм Перекопа» было последним спектаклем с участием Котельникова. На этом его театральная деятельность завершилась. Теперь он мог отдать все силы второму. Он разработал несколько типов парашютов. Кроме того, благодаря своему призванию – изобретательству – получил несколько патентов на изобретения в других областях техники. А любовь к театру продолжилась в его сыне, Анатолии Глебовиче Глебове, ставшем известным драматургом и писателем. Дата публикации: 1 апреля 2014
Теги: глеб котельников театр
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~YIXnE
|
Последние публикации
Выбор читателей
|