СССР
Непростые судьбы российских авианосцев
Константин Ришес
журналист
Санкт-Петербург
8244
![]()
Авианосец «Викрамадитья», бывший советский «Баку»
В 1945 году СССР обзавелся первым авианосцем — в качестве трофея достался недостроенный немецкий «Граф Цеппелин». Появился шанс, используя немецкий задел, войти в число авианосных держав. Но противником авианосцев оказался приверженец линкоров Сталин. «Цеппелин» превратили в плавающую мишень, и усилиями авиации, артиллерии и подводных лодок он был отправлен на дно. ВЕРТОЛЕТЫ НА ПАЛУБЕ Собственные авианесущие корабли в СССР начали проектировать и строить в 1960-х годах. Первыми стали вертолетоносцы «Москва» и «Ленинград», предназначенные для борьбы с подводными лодками. Каждый из этих кораблей нес по 14 вертолетов Ка-25ПЛ. а также имел противолодочный и зенитный ракетные комплексы, артиллерийское и торпедное вооружение. «Москва» прослужила лишь 25 лет, а «Ленинград» и того меньше, после чего они были проданы в Индию на слом. С появлением самолета вертикального взлета и посадки Як-38 было решено использовать его для нужд ВМФ. Опробовав идею на вертолетоносце «Москва», кораблестроители приступили к созданию специального носителя для новых машин. Так появился на свет тяжелый авианесущий крейсер «Киев», спроектированный Невским проектно-конструкторским бюро и построенный на николаевском Черноморзаводе в 1975 году. Корабль, имея водоизмещение свыше 41 000 т, развивал скорость до 30 узлов. На его борту разместилось 22 летательных аппаратов Як-38 и вертолетов Ка-25ПЛ. Вооружение у него тоже было серьезным: противокорабельные крылатые ракеты, зенитно-ракетный комплекс, артиллерия и торпеды. За 14 лет службы в составе Северного флота «Киев» совершил 10 дальних походов, пройдя более 240 тысяч миль в водах Атлантики, Балтийского, Черного и Средиземного морей, побывал с визитами в портах многих стран, участвовал в ряде крупных учений. Вторым в серии стал «Минск», за которым следовал «Новороссийск», а замыкал серию «Баку». В процессе серийного строительства проекты кораблей модернизировались и совершенствовались, их возможности расширялись. Так, два последних крейсера несли уже по 36 летательных аппаратов. Но служить им довелось недолго — от 11 до 14 лет (при сроке гарантии 25 лет). Флот они покинули, став жертвами перестройки и последовавшего экономического краха СССР. «Баку» (с 1990 года — «Адмирал Горшков») после радикальной перестройки превратился в ударный авианосец, но уже не российский: с 2014 года он несет службу в ВМФ Индии под именем «Викрамадитья» («Всемогущий»). АВИАНОСЕЦ ИЛИ КРЕЙСЕР? К началу 1980-х годов наметился качественный скачок: переход от авианесущих крейсеров к созданию классических ударных авианосцев, носителей самолетов в специальном корабельном исполнении с горизонтальным взлетом и посадкой. Первым представителем «классики» должен был стать будущий «Адмирал Кузнецов», спроектированный Невским ПКБ и заложенный на стапеле николаевского Черноморзавода в сентябре 1982 года. И проектирование, и строительство проходили с большими сложностями, вызываемыми бесконечными поправками и дополнениями к техническим требованиям, поступавшими со стороны заказчика. Прежде чем встать в строй, кораблю довелось сменить пятерых главных конструкторов и столько же имен: в проекте он числился как «Советский Союз», заложен был как «Рига», спущен на воду в 1985 году как «Леонид Брежнев», но на испытания вышел под именем «Тбилиси». Свое сегодняшнее имя корабль получил в октябре 1990 года уже в Севастополе, где начинал службу. Почти год ушел на отработку взлетов и посадок на его палубу самолетов МиГ-29К и Су-27К. Присвоить новому кораблю статус авианосца все же постеснялись, официально классифицировав его как «тяжелый авианесущий крейсер». Действительно, помимо авиационного вооружения корабль получил новейший ракетный комплекс «Гранит» (12 пусковых контейнеров, собранных в едином модуле), а также другое ракетное и артиллерийское оружие. Благодаря «крейсерскому статусу «Адмирал Кузнецов» стал единственным в мире кораблем (по сути все же авианосцем), который может свободно находиться в Черном море, поскольку согласно конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен. Сегодня «Адмирал Кузнецов» единственный корабль такого класса в составе Российского ВМФ. Габариты у него весьма солидные: при водоизмещении 59 000 т, длина — 306 м, ширина — 72 м, а полная высота (от киля до верхней точки антенны) — 64 м. Котлотурбинная установка мощностью в 200 000 л. с., приводящая в движение 4 гребных винта, обеспечивает кораблю скорость до 29 узлов. В находящемся под палубой огромном ангаре располагаются 26 истребителей и 24 вертолета. Службу на корабле несут более 1500 моряков. Дата публикации: 19 ноября 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~9eaHQ
|
Последние публикации
Выбор читателей
|