Подводная одиссея России
СССР
«Секретные материалы 20 века» №13(477), 2017
Подводная одиссея России
Петр Середюк
капитан 1-го ранга
Санкт-Петербург
1870
Подводная одиссея России
Первые советские гидронавты

Отечественная история глубоководных исследований и разработки аппаратов для погружения в глубины Мирового океана освещена совсем недостаточно. Основная причина — засекреченность темы, как в СССР, так и в РФ. Между тем это поистине героическая эпопея. Завесу тайны на ней приоткрыл для «Секретных материалов» специалист.

ПОДВОДНЫЙ КОСМОС

Мировой океан занимает большую часть поверхности нашей планеты. Но, увы, освоение его очень отстает от освоения человеком космоса. Правда, ради использования сырьевых богатств Мирового океана, прежде всего нефти и газа, за последние десятилетия его освоению стали уделять несколько больше внимания. Но этого мало. Так, например, Арктика до сих пор является нетронутой кладовой планеты. А ведь по оценкам геологической службы США, там сосредоточено до 30 процентов неразведанных мировых запасов природного газа и 13 процентов — нефти. Добычу их в будущем станут производить с помощью грандиозных платформ, которые опускаются своими стопами на дно Ледовитого океана.

Появление такой сложной арктической цивилизации в ближайшем будущем потребует создания не только новых технологий освоения природных богатств, но и средств для подводных работ. Впрочем, у нас они уже появляются. Так, например, пионером в таких технологиях на Сахалине, где идет промышленная добыча нефти, стала компания «Роснефть». Она же освоила скважину на месторождении «Победа» в Карском море.

При помощи подводных роботов сегодня строятся новые маршруты по транспортировке нефти и газа по дну Мирового океана, где проложены и многочисленные линии различных кабелей, соединяющие континенты планеты. Безопасность их эксплуатации, кроме техники, обеспечивают и люди — с помощью различных подводных устройств.

Естественно, Мировой океан широко используется и в военных целях: разрабатываются и строятся подводные лодки разного назначения, устройства для разведывательных и спасательных операций. К сожалению, у нас пока эта тема не просто закрыта для гласности, но находится под строжайшим запретом.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ГЕРОИ

Получается, что мы, современники-свидетели, удручающе мало знаем о тех людях, которые сегодня покоряют глубины Мирового океана. Ведь за всю историю человечества, например, только три человека дважды спускались до самой глубокой отметки Мирового океана — в Марианскую впадину. Тогда как даже на Луне побывало больше десяти, а в космосе — уже более 550 человек.

Сегодня существуют два способа изучения и освоения людьми океана. Первый — когда человек в специальном водолазном устройстве опускается на определенную глубину, чтобы выполнять там заданную работу. Таких людей называют акванавтами. Второй — когда люди опускаются в океанские глубины внутри специальных аппаратов, которые оборудованы специальными манипуляторами для работы за бортом. Этих людей называют гидронавтами.

По сложности и опасности работа человека в глубинах океана сравнима только с полетом человека в космос. Но ведь космонавтов и астронавтов во много раз больше, чем акванавтов и гидронавтов. Это объясняется только одним: глубины Мирового океана во многом опаснее и агрессивнее для человека, чем космос. Они требуют от людей не только отменного здоровья и физических данных, но и абсолютно устойчивой психики. Именно поэтому подводники — особые люди и число их невелико.

Акванавты в основном используют водолазное оборудование. Принцип работы любого дыхательного аппарата основан на автономной регенерации, открытой Флеуссом. Сущность его такова. Вдыхаемый человеком воздух на 21 процент состоит из кислорода, на 79 процентов из азота и незначительного количества других газов. Выдыхаемый же человеком воздух содержит уже 17 процентов кислорода, 79 процентов азота и четыре процента углекислого газа. Когда выдыхаемый воздух очищается от этих четырех процентов углекислого газа и остается в замкнутом круге обращения, человек снова его потребляет.

Этим и продиктовано устройство автономного дыхательного аппарата, который обязательно имеет мягкий дыхательный мешок, вместимость которого достаточна для газа, способного заполнить объем легких. Имеется и другой способ подачи водолазу дыхательной смеси — со специального судна, посредством гибких резиновых шлангов, прямо в жесткий скафандр.

Наиболее активно водолазное дело осваивают, конечно, военные моряки. Так, военные акванавты в 1980–1990-е годы первыми в мире погружались, правда в специальных барокамерах, на глубину 300, 400 и даже 500 метров. За такие погружения капитанам 3-го ранга Александру Ватагину и Леониду Солодкову было присвоено звание Героя Советского Союза, а Валерию Сластену и Всеволоду Хмырову — Героя России. Причина награждения была сформулирована так: «За мужество и героизм, проявленные при испытании новой техники в условиях, сопряженных с риском для жизни при этих погружениях». Что стоит за этим официальным определением?

КОГДА КРОВЬ «ВЗРЫВАЕТСЯ»

Эти люди впервые испытали возможности так называемых «бездекомпрессионных» спусков до 500 метров. Цель этого эксперимента была в том, чтобы использовать минимум перепада давления между барокомплексом и дном океана для увеличения времени работы водолаза на дне. А ведь спуск на глубину, где давление составляет 50 килограммов на один квадратный сантиметр человеческого тела, — уже подвиг. Тем более что человек дышит там смесью 99-процентного гелия и однопроцентного кислорода, которая резко и негативно действует на зрение, слух и дыхание человека.

Вот как сам об этом рассказывает акванавт Анатолий Храмов, Герой России, который тоже погружался на глубину в полкилометра:

— Одновременно говорить и дышать невозможно, голос изменяется до неузнаваемости — писклявый, шипящие и глухие звуки пропадают. Для связи с поверхностью пришлось создавать специальный электронный корректор речи. Шевелиться больно, дышать тяжело — можно только ртом, поскольку при каждом вдохе ноздри слипаются и легко получить баротравму легких. Когда ешь, хлеб напоминает мягкую пемзу, а мясо — резину. Вкус еды почему-то не изменялся только у меда и глазуньи.

Под действием высокого давления начинается сильное обезвоживание организма, за неделю теряешь до десяти килограммов. Появляются слуховые галлюцинации и ночные кошмары, постоянно одолевает холод. Сделаешь шаг — отдашь энергию, и тут же «похолодало». А ведь мы должны не лежать в койках, а работать — в барокамере, где один из отсеков был заполнен водой. Мы спускались в него и пилили, резали, разбирали фланцевые соединения трубопроводов и так далее. С каждым днем становилось все тяжелее. Давлением выжимало жидкость из суставов и сковывало мышцы. А плотность воздуха была такая, что, если вытянуть перед собой газету и отпустить ее, она не падает, а повисает в воздухе. Кровь становится густой, как кетчуп. Медики брали у нас анализы через шлюз. Их иглы для забора крови были толщиной со стержень шариковой ручки. Когда такой иглой прокалывали вену, в барокамере был слышен скрежет — словно ножовкой пилят стекло…

Нам приходилось проходить элементарные тесты на логику, поскольку думать было сложно: голова словно в сжатых тисках. Выдержали 28 дней, а потом еще несколько недель декомпрессии, чтобы медленно понижать давление до атмосферного. Ведь если водолаз резко вынырнет с глубины, его кровь станет как газировка, «взорвется», как шампанское, и потечет изо рта.

После выхода из барокамеры наших акванавтов встречали, как космонавтов, вернувшихся с орбиты. Но если космонавты бодро докладывали начальству о проделанной работе, то акванавты тут же падали в обморок. Они остались живы, но это все страшно било по их здоровью. Когда подобный эксперимент проводили японцы, их водолазы надевали головные повязки камикадзе и молились буддийским и синтоистским богам. Думали, что после погружения на глубину 450 метров живыми они уже не вернутся...

Все это показало, что в перспективе освоением океанских глубин должны заниматься роботы со специальными манипуляторами, а также телеуправляемые подводные аппараты. Сегодня в составе ВМФ России имеется уникальное спасательное судно «Игорь Белоусов» водоизмещением 5000 тонн, оснащенное глубоководным водолазным комплексом ГВК-450. Это стационарно установленные на борту судна и соединенные между собой пять стальных барокамер. А в них могут жить 12 акванавтов, по три человека в смене. Они способны в течение трех недель по шесть работать на глубине 450 метров с последующей однократной декомпрессией. На этом тренажере акванавты приучают свой организм к токсическому действию азота и других составляющих дыхательной смеси.

СЕКРЕТНАЯ ТЕХНИКА

Создается и другая разнообразная специальная техника — глубоководные аппараты, роботы со специальными манипуляторами для работы на дне океана. Эта техника предназначена для гидронавтов. К сожалению, сегодня еще не настало время подробно описать их героическую работу. Кое-что три года назад было опубликовано в журнале «Морское наследие». А именно, воспоминания гидронавта Владимира Михайловича Ашика.

Он рассказывает, например, что по заказу Министерства обороны в СССР впервые были созданы глубоководные аппараты, предназначенные для проведения подводно-технических, аварийно-спасательных и научно-исследовательских геологоразведочных работ в Мировом океане. Они могли выполнять и задачи, которые ставило перед ними Главное управление глубоководных исследований Минобороны. Например, снимать информацию с подводных межконтинентальных кабелей связи стран НАТО или «чистить» наши кабели от иностранного вмешательства.

В 1963 году при Главном штабе ВМФ было сформировано подразделение, которому поручили разработать техническое задание по созданию глубоководного аппарата. Работа шла в обстановке большой секретности: она проходила под шифром БСК, а слово «гидронавтика» заменили на «направление». Самих гидронавтов называли «инженер-испытатель», глубоководную камеру — «наблюдательная камера» и так далее.

Надо сказать, что создание такого аппарата было сравнимо, наверное, лишь с постройкой космического корабля. Его должны были оперативно доставлять по воде или воздуху в любую точку Мирового океана, а потом он должен был погружаться на многометровые глубины с гидронавтами на борту. Но необходимо было и создать специальный отряд специалистов для работы в этом аппарате.

25 сентября 1965 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление «О создании гидронавтики в Советском Союзе». В соответствии с этим документом судостроительная промышленность должна была провести работы по разработке уникальных подводно-технических средств. Для общего руководства глубоководной тематикой в Москве был сформирован центр Министерства обороны, первым его начальником стал капитан 1-го ранга Евгений Астрахов.

Непосредственно формирование отряда было поручено капитанам 1-го ранга Эдуарду Лакманову и его заместителю Платону Чеботаеву, которые сформировал отряд на территории 39-й бригады подводных лодок (на улице Римского-Корсакова в Ленинграде). Позднее этот отряд был переведен в небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого проводились исследования по воздействию ядерного излучения на живые организмы. Там отряд базировался вплоть до 1992 года.

В 1978 году в отряд для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи АС-13 (проект 1910). Атомные глубоководные станции проекта были призваны заменить предыдущее поколение буксируемых глубоководных аппаратов «Селигер». А в 1979 году на Северном флоте для базового обслуживания атомных глубоководных станций и эксплуатации их носителей было создано новое подразделение в губе Оленья (Гаджиево).

Гидронавты участвовали в испытаниях и занимались эксплуатацией глубоководных подводных технических средств, готовили специалистов по обслуживанию этой техники. Велась там и научно-исследовательская работа по изучению функционирования организма человека в различных условиях глубоководного погружения.

Что касается разведывательной деятельности, по неофициальным данным, гидронавты занимаются и ею. По словам бывшего офицера ВМФ гидронавта Владимира Ашика, задачей его коллег был «сбор разведывательной информации о технике противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъем со дна остатков секретной техники, оставшихся после испытаний и аварий».

КОГО БЕРУТ В ГИДРОНАВТЫ

Кандидатов в гидронавты выбирали из подводников. К этому времени они должны были прослужить не менее пяти лет на подводной лодке, участвовать в трех боевых службах на них и быть членами КПСС. Каждый кандидат проходил специальную военно-врачебную и мандатную комиссии. Его кандидатура утверждалась в Главном штабе ВМФ, и после зачисления его в отряд он в течение двух лет проходил специальное обучение. Предполагалось, что в отряде гидронавтов он остается навсегда: вначале будет проходить службу в экипажах, а затем станет преподавателем или будет заниматься научной деятельностью.

В Вооруженных силах СССР появилась военно-учетная специальность «гидронавт». Для них был изготовлен особый отличительный знак — по образцу нагрудного знака «Летчик-космонавт». Семьи гидронавтов предполагалось разместить в военном городке, построенном в Ленинградской области по образцу Звездного городка. Но, увы, эти планы не сбылись — в 1991 году не стало самого СССР…

Первый отечественный глубоководный комплекс назывался «Архипелаг», он состоял из трехместной погружаемой капсулы и специальной подлодки носителя 613 проекта Б-69. Погружаемый аппарат отделялся от подводной лодки (в свою очередь, находящейся в подводном положении) и уходил вниз, словно пуповиной привязанный к субмарине прочным кабелем. Комплекс показал неплохие результаты, постепенно специалисты довели спуски до глубины 2000 метров. Но первые погружения происходили в автоматическом режиме. Следующим шагом стало погружение с тремя членами экипажа.

Видимо, подвел режим секретности. Соблюдая его, руководство Центра не стало привлекать к работе над комплексом специалистов-подводников и тем более гражданских проектировщиков. Поэтому комплекс в целом и наблюдательная камера в частности имели ряд конструктивных недостатков, что едва не привело к трагедии. Это случилось 22 ноября 1967 году, когда наблюдательная камера с капитаном 2-го ранга Е. А. Бариловичем, майором В. Д. Казменко и капитаном 3-го ранга В. С. Поцелуевым ушла на погружение. В океане разбушевался семибалльный шторм. Моряки проявили мужество и упорство, однако на четвертый день стало очевидно, что если они не всплывут, то навечно останутся на дне океана. Пришлось мгновенно отсечь трос-кабель и всплывать с многокилометровой глубины. Капсулу сохранить не удалось, но экипаж чудом смогли спасти.

Следующим глубоководным комплексом стал «Селигер». В этой разработке были учтены ошибки предшественника. «Селигер» успешно эксплуатировался долгие годы. Со временем появились и другие глубоководные аппараты. Первыми командирами этих экипажей были бывшие командиры-подводники Ю. Г. Пыхин, Ю. П. Филипьев и В. М. Шишкин, которые и стали в 1973 году согласно «Положению о гидронавтах» Героями Советского Союза. Это же звание было присвоено в 1979 году и Е. А. Бариловичу.

МАШИНЫ ДЛЯ ПОКОРЕНИЯ ОКЕАНА

Сейчас, кроме России, глубоководные аппараты есть у США, Франции, Италии и Германии. Наиболее известные среди них — наши «Мир-1» и «Мир-2» с глубиной погружения до 6000 метров. Обошлись эти «Миры» нашей стране в 200 миллионов марок и в дальнейшем были использованы в различных глубоководных исследованиях.

В 2015 году в Калининграде было изготовлено специальное судно «Янтарь» водоизмещением 5,2 тысячи тонн, которое может нести на борту необитаемые автономные телеуправляемые аппараты и два глубоководных обитаемых аппарата, которые способны работать на глубинах до шести тысяч метров. Как отмечают американцы, с его помощью можно и вести глубоководное наблюдение за их подводными лодками, и делать подрыв кабелей связи.

На борту «Янтаря» стоит глубоководный аппарат «Русь», построенный петербургским ОАО «Адмиралтейские верфи», а создали его в морском бюро машиностроения «Малахит». Рабочая глубина аппарата — шесть тысяч метров, скорость хода — три узла, экипаж — два-три человека. Он имеет специальный манипулятор, который способен поднять на дне предметы весом до 400 кг. Работая на дне, «Русь» может выполнять горизонтальные и вертикальные перемещения для фото- и видеосъемок и подводных геологоразведочных работ.

Так как сами глубоководные мини-субмарины передвигаются достаточно медленно, к месту операций их доставляет лодка-носитель, переделанная из большой стратегической. Это АПЛ 667 БДР проекта «Кальмар», у которой сняли ракетный комплекс с приборами управления и смонтировали стыковочное устройство. Причем это устройство вырезали из предыдущей лодки-носителя — БС-411. Она носила имя «Оренбург» и была утилизирована в 2009 году.

Человек побывал на Луне, отправил научные аппараты на другие планеты. Но, к сожалению, как видно из вышесказанного, очень тяжело дается ему освоение Мирового океана. Пока он изучен всего на два-три процента. А ведь там нас может ждать не меньше открытий, чем в глубоком космосе.

Надо надеяться, что с помощью современной техники океан рано или поздно покорится человечеству.



Дата публикации: 23 июня 2017

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~StDIC


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
13839111
Александр Егоров
2121747
Татьяна Алексеева
1003572
Татьяна Минасян
489203
Яна Титова
281221
Светлана Белоусова
233076
Татьяна Алексеева
227246
Сергей Леонов
223919
Наталья Матвеева
214398
Валерий Колодяжный
213792
Борис Ходоровский
200188
Павел Ганипровский
179061
Наталья Дементьева
129906
Павел Виноградов
126244
Сергей Леонов
114351
Редакция
103963
Виктор Фишман
97845
Сергей Петров
96105
Станислав Бернев
91843