ВОЙНА
Асы – «летающие тузы»
Юрий Медведько
журналист
Санкт-Петербург
2079
«Ас» в переводе с французского означает «туз», но в Первую мировую войну это слово наполнилось новым смыслом. Так стали называть летчиков, сбивших не менее пяти вражеских самолетов. Причина заключалась в том, что на фюзеляжах своих машин они рисовали соответствующие игральные карты. Французы и в данном случае стали законодателями новой военной моды. И данная статья посвящена именно трем «классическим» французским асам. НАВАРР Жан Мари Доминик Наварр (1895–1919) родился в городке Жуа-эн-Морин в семье одного из крупнейших бумагозаводчиков Франции. Войну начал вольноопределяющимся в пехоте, но через несколько месяцев добился перевода в авиационную учебную команду, где получил диплом пилота. До апреля 1915 года служил в 12-й эскадре, размещавшейся в районе Амьена и занимавшейся авиаразведкой и корректировкой артиллерийского огня. Позже был переведен в 67-ю истребительную эскадрилью, воевавшую на «Ньюпорах-11». Свой «Бебе» он покрасил краской красного цвета. 1 апреля 1915 года одержал первую воздушную победу. Летом того же года в течение одной недели уничтожил еще два неприятельских аэроплана, отправив их на землю прямо перед вражескими позициями. Немецкие пехотинцы с болью и гневом наблюдали как их самолеты рухнули на французской территории, а выбравшиеся из-под обломков пилоты были тут же захвачены в плен. На одной из сбитых машин французы обнаружили аппарат для аэрофотосъемки и впоследствии создали на его основе собственный аналогичный прибор. 25 февраля 1916 года Жан первым из французских пилотов одержал две победы в один день и первым же из своих соотечественников довел свой боевой счет до цифры 5. Слава Наварра была столь велика, что о нем рассказывали настоящие легенды: например, о том, как французский ас будто бы сбил вражеский аэростат, распоров ножом оболочку баллона. Во многом именно благодаря Наварру сложился классический образ французского аса. В бою он не слишком дисциплинированный, но умелый воин, предпочитающий одиночную охоту работе в команде. После боя – благородный и остроумный кавалер, галантный с дамами и великодушный с поверженным противником. О том, насколько сам Жан стремился соответствовать подобному имиджу, свидетельствует один из его рассказов: «Однажды я сбил аппарат с двумя немецкими офицерами. У меня в распоряжении было всего 25 выстрелов; сделал 10 и 7 раз попал в мотор противника. Аппарат их полетел вниз, но, удивительно, оба офицера уцелели. Я спустился за ними и спросил: – Вы ранены? Они отдали мне честь и один ответил: – Не ранены, но в моторе семь пуль, и на сердце тяжело! – Ладно, – сказал я, – теперь вы оба мои пленники, пойдем выпьем! И я пустил их вперед себя через лес, пока мы не добрались до крестьянского домика, где мы распили бутылку вина. Это приключение доставило мне новые «пальмы» (дополнительный знак к Военному кресту. – Авт.) и 30 дней ареста!» К лету 1916 года Наварр не только оставался самым популярным асом Франции, но и по-прежнему лидировал среди своих коллег-соотечественников по количеству побед. Однако 17 августа его машина была сбита над Аргоном. Летчик остался жив, но в течение последующих двух лет находился в Париже на излечении. На фронт он вернулся только летом 1918 года, но активного участия в военных действиях не принимал и новых лавров не снискал. Тактика воздушного боя ушла далеко вперед, а другие асы давно обошли «старика Жана» по популярности и количеству побед. Вскоре после своего ранения Наварр обещал корреспондентам: «В день торжественного возвращения наших войск в Париж, после заключения победоносного мира я тоже «пройду» под Триумфальной аркой, но не расставаясь с аппаратом: он шириной 7 с половиной метров, арка же имеет 12 метров ширины… Хватит места нам обоим». Как выяснилось, места не хватило. 10 июля 1919 года во время репетиционного полета он погиб при попытке пролететь под парижской Триумфальной аркой. ГИННЕМЕР Жорж Гиннемер (1894–1917) с началом Первой мировой войны поступил в военную авиацию на должность механика. Несмотря на свое слабое здоровье, весной 1915 года он добился зачисления в авиашколу, а после ее окончания попал в легендарный дивизион «аистов». Его имя прогремело в марте 1917 года, после того как в течение двух дней подряд (16-го и 17-го) Гиннемер сбивал по три вражеских самолета. Через месяц он уже был самым популярным асом Франции, целыми мешками получая письма с любовными признаниями и просьбами об автографах. Будучи большим жизнелюбом, Гиннемер не пренебрегал удовольствиями, вытекающими из его нового положения. Тем не менее «кумир нации» не стал почивать на лаврах и по-прежнему рисковал жизнью наряду со своими менее знаменитыми товарищами. Его храбрость и благородство вызывали восхищение даже у неприятеля. Так, второй по результативности германский ас Эрнст Удет до конца жизни вспоминал свой бой с Гиннемером. Восемь минут продолжалась дуэль, в которой противники демонстрировали друг другу мастерство пилотажа. В конце концов пулемет Удета заклинило, а сам он оказался в безнадежном положении. Но, к его удивлению, Гиннемер не воспользовался его беспомощностью, а всего лишь дружески помахал ему рукой и отправился на свою базу. Знаменитый французский ас летал на «Спаде SVII», прозванном «Старик Шарль». Позже он оснастил этот аппарат, стрелявшей через ось винта, 37-миллимитровой пушкой Гочкиса, после чего самолет переименовали в «Волшебную машину». Всего Гиннемер принимал участие примерно в 600 воздушных боях, 7 раз был сбит неприятелем, но всякий раз избегал гибели. 11 сентября 1917 года аппарат Гиннемера видели в последний раз, когда он атаковал германский «Авиатик». Через некоторое время самолет с эмблемой аиста упал перед линией немецких траншей возле местечка Пелькапель в Бельгии. В этот момент английская артиллерия открыла огонь, а когда все закончилось, на перепаханном воронками поле было уже невозможно найти ни машину, ни летчика. На счету Гиннемера было 53 воздушные победы, и, хотя в списке французских асов он занимает второе место (после Рене Фонка), большинство соотечественников по-прежнему считают его «лучшим из лучших». Германская пресса впоследствии утверждала, что победителем Гиннемера был немецкий ас Курт Вайсеман, однако подлинные обстоятельства его гибели остаются неизвестными. Как писал журнал «Илюстрасьон»: «С тех пор как он пропал, его никто не видел и о нем никто ничего не слышал; его тело и самолет так и не были найдены. Куда он исчез? На каких крыльях сумел скользнуть в бессмертие? Никто не знает, ничего не известно. Он набрал высоту и не вернулся – это все. Возможно, наши потомки скажут: он залетел настолько высоко, что не смог приземлиться вновь». ФОНК Рене Поль Фонк (1884–1953) – самый результативный ас Антанты. В отличие от других асов Первой мировой войны свою авиационную карьеру он начал, когда ему перевалило за тридцать. С весны 1915 года Фонк служил в эскадрилье С 47, летая на неповоротливом разведчике «Кодрон G.IV». Его первая победа была одержана 6 августа 1916 года, когда он вместе со своим наблюдателем нанес повреждения «Фоккеру» и заставил приземлиться «Румплер». Затем последовал семимесячный перерыв, и лишь 17 марта 1917 года в бою с пятью немцами Фонк сбил неприятельский «Альбатрос», после чего был переведен в дивизион «аистов». Пересев на более маневренный «Спад VII», он стремительными темпами увеличивал свой боевой счет, постепенно догоняя Гиннемера. Делая ставку на внезапность, Фонк стремился уничтожать противника с минимальным риском для собственной жизни. По мнению многих, подобная тактика «не соответствовала французскому национальному характеру», а потому командование особенно скрупулезно проверяло все заявленные им победы. Его даже хотели перевести в другое соединение, однако избавиться от Фонка было не так-то уж просто. До самого конца войны он оставался среди «аистов», чтобы в конце концов стать лучшим. Меткость его стрельбы была поистине сверхъестественной, а потому вместо обычного пулемета он предпочел установить на своем «Спаде» 37-миллиметровую пушку Гочкиса. Благодаря этому оружию 9 мая 1918 года за 45 секунд Фонк сбил двухместный самолет и два истребителя, а вечером одержал тройную победу. Затем 14 августа всего за десять секунд в одном лобовом заходе он уничтожил три немецких аэроплана, причем все его жертвы аккуратно упали на расстоянии 90 метров друг от друга. Наконец, 26 сентября он второй раз уничтожил шесть вражеских самолетов в течение одного дня, истратив на них всего одиннадцать патронов. 10-Манфред Рихтгофен с 80 воздушными победами считается самым результативным асом Первой мировой войны К концу войны на его счету было 75 официальных и еще 54 вероятные победы. Если бы французское командование подсчитывало эти вероятные победы, так же как немцы подсчитывали победы «красного барона» Манфреда фон Рихтгофена, то Фонк намного обогнал бы своего германского коллегу. В 1926 году прославленный ас попытался осуществить перелет из Европы в Америку, остановив свой выбор на самолете Игоря Сикорского S-35. Однако при взлете самолет загорелся, и, хотя сам Фонк успел выскочить, радист и механик погибли. Эта катастрофа существенно отразилась на престиже как конструктора, так и летчика. Фирма Сикорского разорилась, а Фонк отказался от перелета через Атлантику. В 1939 году он вышел в отставку и не принимал участия в следующей войне с Германией. Дата публикации: 4 марта 2024
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~L6j9y
|
Последние публикации
Выбор читателей
|