КАТАСТРОФА
Как в американском кино
Евгений Павлов
журналист
Санкт-Петербург
485
Первый весенний день 2003 года был омрачен авиакатастрофой в Тверской области. Во время полета, прямо в воздухе, развалился на части самолет Л-410 «Турболет». Из двадцати пяти человек, находившихся на борту, чудом спаслись четырнадцать. Бессмысленной гибели остальных людей можно было избежать, если бы техническим и летным персоналом выполнялись основные авиационные законы. Как справедливо отмечал отец русской авиации профессор Николай Егорович Жуковский: «Самолет — удивительное творение рук человеческих, но он подвластен только тем, кто уважает летные законы». В погоне за золотым тельцом у нас о них часто забывают... Воздушная центрифуга Субботнее утро на аэродроме в Борках выдалось на славу: снег ярко искрился в лучах ласкового весеннего солнышка, ветра не было, а небо полностью очистилось от серых зимних облаков и манило авиаторов своей голубизной. В назначенное время деловито засновали автомобили аэродромного обслуживания, засуетились техники, загудели прогреваемые двигатели, к самолетам потянулись группы парашютистов. Небольшой пассажирский самолет Л-410 «Турболет» успешно выполнил два вылета на сброс парашютистов и готовился к третьему. На борт поднялись 23 спортсмена и сели на места. Получив разрешение на взлет, самолет бодро взмыл в голубое небо и занял свой эшелон. Парашютистам предстояло прыгать с высоты 3900 метров в два захода. До прыжка оставалось секунд 20 — 30. Первые 11 человек поднялись с кресел и выстроились перед выходом. В роли выпускающего (он прыгает последним) был парашютист из Твери Саша Александров. Он уже протянул руку, чтобы открыть дверь, но... Как только зажглись лампочки, предупреждающие о начале прыжков, самолет резко встряхнуло, и стоящие у двери люди не смогли удержаться на ногах. А в следующее мгновение машина завалилась на левый борт и закрутилась в горизонтальном штопоре, ввинчиваясь в горизонт. По рассказам уцелевших парашютистов можно довольно точно восстановить картину катастрофы. Самолет быстро проваливался в пропасть, вращаясь вокруг своей оси. Громадной перегрузкой спортсменов словно припечатало к полу салона. Затем «Турболет» перевернулся, и они оказались прижатыми центробежной силой к потолку. В салоне стоял треск: лопалась обшивка фюзеляжа, вылетали от деформации стекла иллюминаторов, ломались кости людей. Самолет продолжал падать. Парашютистов буквально размазало по стенам салона, как в барабане гигантской стиральной машины. Здоровенные, тренированные парни даже рукой пошевелить не могли, не то чтобы попытаться выбраться из самолета. Смертельная акробатика Беспорядочно кувыркаясь, «Турболет» снизился до полутора тысяч метров. На этой высоте от фюзеляжа оторвалась хвостовая часть. Спортсменам, которые находились ближе к хвосту, повезло: ворвавшийся в салон воздушный поток выбросил их из самолета. Среди них оказался и Игорь Ларин, один из уцелевших в воздушной мясорубке. От перегрузок и ударов Ларин потерял сознание. Бесчувственное тело злобный воздушный вихрь вышвырнул из развалившегося самолета, а земля была уже близко. Казалось, что гибель неминуема, но Игорь словно в рубашке родился. Когда оставались считаные метры, автоматически сработал ПСП — парашютный страхующий прибор, реагирующий на атмосферное давление на предельной высоте 500 метров. Запасной парашют раскрылся. И вновь Ларину невероятно повезло. Он упал прямо в густую березовую рощу. Ветки деревьев смягчили падение: спортсмен отделался переломом ноги и многочисленными ушибами. Когда он пришел в себя, то услышал крики местных жителей, наблюдавших с земли воздушную трагедию и поспешивших на помощь. ПСП спас жизнь и Игорю Фесенко. «Умная машинка» словно специально сработала прямо в самолете. Спортсмен находился у кабины пилотов и не смог бы выбраться без посторонней помощи. Воздушный поток подхватил парашют и выдернул его из гибнущего самолета. Хотя самостоятельно управлять парашютом Игорь не мог, но смертельной встречи с землей избежал: зацепившись стропами за березы, он повис в воздухе на их ветвях. В этот момент рядом раздался оглушительный грохот — это на земле взорвался упавший «Турболет». На его борту оставалось 11 человек. Несчастливый самолет «Когда оторвалось крыло, нас всех обратно впечатало в борт, — рассказывал Игорь Ларин. — Самолет стремительно начал падать вниз. От пронизывающей боли я едва не потерял сознание. Паники в самолете не было: ребята все попались опытные. Помню, что кто-то пытался выбить дверной люк. Дверь вынесло под общим усилием. Затем хвост самолета оторвался прямо передо мной, как в американском кино. Он разломился в том месте, где я сидел. В хвостовой части самолета есть закуточек... Когда началось вращение, меня вмяло в этот закуток. Воздушным потоком меня резко швырнуло в сторону. Я ударился головой об обшивку самолета и потерял сознание. Не помню, как оказался в воздухе. Очнулся, когда меня резко дернуло вверх — парашют раскрылся. Я ничего не видел: потерял на время зрение и управлял парашютом вслепую». Нет, не зря говорят, что родные и близкие люди чувствуют приближающуюся к их любимым беду. Так случилось и в семье Игоря Фесенко. В то злополучное утро, уже выйдя из дома, он вспомнил, что забыл ключи. Но возвращаться за ними не стал —дурная примета. Зато его жена Наталья, увидев оставленные на холодильнике ключи, почему-то решила: «Быть беде!» Своими предчувствиями она поделилась с подругами, но те не приняли ее всерьез. Тем не менее встревоженная женщина отправилась на аэродром. Когда она узнала о трагедии, у нее начался сердечный приступ... Да и сам самолет с бортовым номером 01032 считался среди парашютистов несчастливым. В декабре 2002 года во время прыжка с этого самолета трагически погиб 24-летний парашютист Константин Винниченко. У спортсмена перехлестнулись стропы основного парашюта. Пока Костя пытался их распутать, он потерял драгоценное время. Раскрыть запасной парашют Винниченко не успел и разбился насмерть. Следственная комиссия установила причины катастрофы «Турболета» — изношенность материальной части и неправильные действия летчиков. При выходе на курс сброса парашютистов пилоты слишком жестко закладывали виражи — это заметили и подтвердили многие спортсмены. Но крыло отвалилось не на вираже. Когда самолет уже вышел на заданный курс, изношенная конструкция не выдержала перегрузок. Как говорилось выше, из 25 человек, находившихся на борту в момент катастрофы, остались в живых только 14. Но по единодушным оценкам авиационных экспертов, и эти люди спаслись чудом, — только потому, что отвалился хвост! Потогонная система труда Пассажирский самолет чехословацкого производства Л-410 «Турболет» был переведен в аэроклуб Борки Тверской области из подмосковной базы Мячково в августе 2002 года по принципу «на тебе Боже, что нам негоже». Его прототип совершил свой первый полет еще 16 апреля 1969 года, а борт номер 01032 впервые поднялся в воздух ровно 30 лет назад — в марте 1973 года. Самолет являлся частной собственностью и принадлежал москвичу Юрию Кабанову, члену Федерации любителей авиации России. Аэроклуб арендовал у него «Турболет» для полетов на 1 год. Вскоре после прибытия самолета в Борки, из-за смены начальства, началась интенсивная эксплуатация «ветерана». Начальник аэроклуба Сергей Ножнин сразу ввел в практику коммерческие полеты и прыжки с парашютом. Это значило, что любой желающий, заплатив приличную сумму денег и пройдя на земле трехчасовую тренировку с инструктором, мог сесть в самолет и прыгать с высоты 1000 метров. А чем выше забирался в небо «Турболет», тем дороже стоило удовольствие. При такой оплате «проезда» любителями острых ощущений самолет работал на износ, поднимаясь в небо не менее трех раз в день. В погоне за прибылью руководство аэроклуба словно испытывало технику на прочность. А пилоты молчали и летали, летали... Как отметил в своем докладе эксперт по авиационной безопасности Виктор Тимошкин, на самолете Л-410 бортовой номер 01032 практически не производилось техническое обслуживание, предписанное Инструкцией по эксплуатации, в которой четко регламентированы сроки необходимых проверок и ремонтов. Остается пожелать, чтобы инспекция Государственной службы гражданской авиации России более тщательно контролировала состояние техники и законность полетов на таких устаревших самолетах. Дата публикации: 1 декабря 2024
Теги: турболет авиакатастрофа
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~dX5Ug
|
Последние публикации
Выбор читателей
|