ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №20(380), 2013
Кто придумал клятву Гиппократа?
Инна Чернецкая
журналист
Санкт-Петербург
1788
Кто придумал клятву Гиппократа?
Памятник Гиппократу на острове Кос

Даже человек, который обращается в медицинское учреждение только в том случае, если у него что-нибудь отваливается, твердо знает: лечащие врачи когда-то давали клятву Гиппократа, а значит, должны, обязаны, обречены спасать буквально всех, даже тех, кто активно отбивается от предлагаемой помощи. Любая врачебная ошибка в свете принесенной языческой клятвы превращается в злые козни, любая попытка медика отстоять свои права бьется о стену осуждения. Между тем клятву Гиппократа мало кто видел в глаза. Не говоря уже о том, что мало кто знает, кто такой Гиппократ.

Ключевая фигура

Наиболее распространенный на сегодняшний день вариант клятвы гласит: «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигеей и Панацеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах, его потомство считать своими братьями и это искусство, если они захотят его изучить, преподавать им безвозмездно и без всякого договора, наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости, я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла, точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Чтобы при лечении, а также и без лечения я не увидел или не услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена. Преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому».

Наивно в очередной раз заводить разговор о том, в каких условиях работают врачи в поликлиниках, сколько их собственного здоровья это уносит и сколько им при этом платят. Общество стыдливо уверилось, что, в сущности, да, все очень плохо, но оправдано пресловутой клятвой Гиппократа, потому что медик – это для общества, а его личные потребности могут и подождать на фоне благой миссии, которую он обязан выполнять.

Между тем в клятве Гиппократа говорится об обязательствах перед учителями, коллегами и учениками, о непричинении вреда, об отрицательном отношении к эвтаназии, абортам, о недопустимости интимной связи между врачом и пациентом, о врачебной тайне. И нет ни слова о том, что врач должен лечить бесплатно.

Хотя, как утверждают исследователи, текст клятвы вовсе не принадлежит Гиппократу, а представляет собой компиляцию из тезисов различных авторов. Да и странно представить, что до нас мог бы дойти неизменным источник, созданный в IV веке до нашей эры. В общей сложности Гиппократу приписывают больше семидесяти сочинений, но разные исследователи признают за ним кто восемь, кто 18 трудов.

Как бы то ни было, фигура Гиппократа в истории медицины ключевая. Если верить греческой мифологии, Гиппократ был потомком бога медицины Асклепия и принадлежал к династии врачей Асклепиадов. Его упоминает в диалогах «Протагор» и «Федр» Платон, в «Политике» – Аристотель. Всю свою долгую жизнь Гиппократ посвятил медицине, заложил ее основы как науки, а заодно составил основы «кодекса чести» врача, видимо проанализировав опыт предков. Будучи странствующим врачом, он лечил больных в Фессалии, Фракии, Македонии, на побережье Мраморного моря. Его имя особенно почитают на греческом острове Кос, в центре столицы красуется огромный развесистый платан, якобы посаженный Гиппократом.

А еще одной достопримечательностью острова считаются развалины асклепиона – специфического медучреждения, где знаменитый врач тоже провел немало времени, спасая жизни. Асклепионы Древней Греции отличались языческим подходом к врачеванию, и с пациентами там работали не столько медики, сколько жрецы. Прибывшего больного укладывали в асклепионе на ночлег, а по утру он должен был рассказать жрецу о своих снах, на основании которых ему ставили диагноз и назначали процедуры. Асклепионы оказали существенное влияние на развитие медицины в Древней Греции: врачи наблюдали за ходом болезни и заносили все данные в специальные таблицы. Позднее, путешествуя по асклепионам, Гиппократ собрал и проанализировал огромный массив информации, заключенной в таблицах. Таким образом, медицина постепенно превратилась из эфемерной, подчиненной воле богов и почти религиозной доктрины в науку, не чуждую статистики.

Божественные предки

Давний предок Гиппократа, Асклепий, согласно легенде, положил начало династии врачевателей, но для начала сам прославился выдающимися знаниями о человеческом теле и способах преодоления недугов. Биография будущего бога весьма драматична: рожденный смертным, он разгневал обитателей Олимпа силой своих умений и был поражен молнией Зевса, однако в Аиде задержался ненадолго: мойры, богини судьбы, позволили великому врачу вернуться из царства мертвых.

В конце концов боги оценили заслуги Асклепия и даже включили его в свои ряды.

Греческая мифология гласит, что отцом Асклепия был Аполлон, а матерью – то ли земная женщина, то ли нимфа. Очевидно, богам все же не стоит заводить любовные связи со смертными, потому что мать Асклепия, будучи уже глубоко беременной от Аполлона, неожиданно влюбилась в земного мужчину, устав ждать милостей с Олимпа. Сказать, что божественный любовник пришел в ярость – значит не сказать ничего. Разбираться с изменницей Аполлон отправил свою сестру Артемиду, которая приняла решение сжечь бывшую подругу брата на костре. Правда, в последний момент Аполлон спохватился, что божественная кара тогда постигнет и его собственного сына. Он вытащил младенца из чрева матери и нарек его Асклепием, что означает «вскрывающий», «извлеченный».

Младенца, появившегося на свет столь странным путем, отдали на воспитание мудрому кентавру Хирону. Но кентавр, похоже, не имел обыкновения нянчиться с грудничками, а потому поручил наблюдение за воспитанником своей собаке. Не совсем ясно, как Асклепий при таком детстве научился понимать человеческую речь, но, как только это произошло, Хирон посадил его на спину и отправился в путешествие по горам, где рассказал воспитаннику о целебных свойствах растений. Копытом кентавр взрывал землю и извлекал растение на свет, объясняя, на что могут сгодиться листья, стебель и корень.

Повзрослев, Асклепий научился излечивать с помощью трав все недуги, но по-прежнему не терял тяги к открытиям. Кстати, появление змеи в медицинской символике тоже связывают с деятельностью бога врачевания. Согласно легенде, однажды Асклепий отправился во дворец критского царя Миноса, который пригласил медика, чтобы тот воскресил его умершего сына. Асклепий, имевший привычку к странствиям, всегда носил с собой посох, который не только помогал ему при ходьбе, но и символизировал связь медика с землей. По пути к Миносу врач вдруг почувствовал, что посох потяжелел. Остановившись, он увидел, что посох обвила змея. Испуганный Асклепий, знавший, что укус змеи ядовит и нередко приводит к смерти, убил опасное животное, но тут его ждал сюрприз. К поверженной змее тут же устремилась другая и воскресила несчастную с помощью некой травы, которую принесла во рту. Так Асклепий узнал секрет возвращения умерших к жизни, за что потом и поплатился.

Окрыленный находкой, он поспешил поделиться секретом с людьми, и они перестали умирать. Правда, помимо волшебной травы мифология одарила Асклепия еще и правой половиной тела горгоны Медузы, налитой чудодейственной кровью. В нелегком деле воскрешения усопших она тоже помогала врачу.

Все это привело к трагическим последствиям. Землю постиг самый настоящий кризис перенаселенности, и боги всерьез испугались: что, если люди станут настолько сильны количеством, что смогут отнять у обитателей Олимпа власть? К тому же бог смерти Танатос, лишившись добычи, пожаловался Зевсу на то, что Асклепий нарушил мировой порядок.

Что было дальше, мы уже знаем: верховный бог отправил в Аид самого Асклепия, а мойры вернули его обратно. Аполлон же в отместку за сына убил помощников Зевса, киклопов.

Вся эта история кончилась для Асклепия хорошо – он пополнил сонм богов. У римлян же появился бог Эскулапий со сходной биографией. По преданию, в 293 году до н. э. Рим атаковала моровая язва. Когда жрецы обратились за указанием к древним книгам, выяснилось, что эпидемия прекратится, если в Рим доставят статую бога Эскулапия из его Эпидаврского святилища. Вслед за этим на Тибрском острове построили храм в честь Эскулапия по образу греческих асклепионов, а культ этого бога распространился на широкой территории. Жрецами этого культа были греки, а позже медицину стали считать типично греческой профессией. Эта тенденция, правда, породила другую: Рим заполонили шарлатаны, которые выдавали себя за врачей, пользуясь тем, что приехали с греческих берегов. Но это была уже совсем другая история, а Асклепия-Эскулапия не забыли и в XX веке. В 1923 году именем бога медицины назвали астероид.

Деньги или слава?

Иоанн Цец, византийский филолог XII века и плодовитый комментатор античных авторов, составил генеалогическое древо Гиппократа, предположив, что его дальний предок, Асклепий, действительно существовал. По мнению Цеца, между двумя великими вклинилось 14 поколений, однако доверять ему особенно не стоит. Заявляя, что природа не создала ничего, подобного его памяти, он тем не менее с завидной регулярностью забывал имена правителей и путался в собраниях многочисленных томов античных сочинений.

Однако более-менее достоверно известно, что родился Гиппократ в 460 году до н. э. на острове Кос, что в Эгейском море. Медицинские знания ему передали отец Гераклид и дед Гиппократ. Сыновья Гиппократа-младшего, которых у него было двое, продолжили дело отца и тоже стали медиками. Официальная наука до сих пор не может определить, какие сочинения принадлежат Гиппократу, а какие – его сыновьям. Сведения о смерти Гиппократа весьма противоречивы: одни источники указывают на 377 год до н. э., другие – на 356-й. Коллекция медицинских трактатов, известная как Гиппократовский корпус, внушительна по объемам и разнородна по содержанию. Последнее обстоятельство исследователи трактуют по-разному. Кто-то утверждает, что Гиппократ прожил долгую жизнь, некоторые тексты написал в молодости, иные – в более зрелые годы, поэтому тексты разных периодов серьезно отличаются друг от друга. Некоторые исследователи уверены, что под мнимым авторством Гиппократа скрываются целых семь человек, принадлежавшие к медицинской династии Асклепиадов.

Что же касается знаменитой клятвы, есть масса доводов в пользу того, что сочинял ее вовсе не Гиппократ, по крайней мере не он один. И ключевым аргументом в пользу этого утверждения можно считать то, что великий врач не всегда придерживался ее постулатов.

Считается, что вся медицинская этика держится на постулате non nocere – «не навреди». Однако, внимательно изучив разные редакции текстов Гиппократа и свидетельства биографов о нем, можно наткнуться на интересные открытия. Так, «Врачебная заповедь», увидевшая свет в 1848 году в Женеве и составленная на основе архива Гиппократа, приводит цитату: «Моя первейшая задача – восстановить и сохранить здоровье моих пациентов», – но по ряду причин упускает из виду ее продолжение: «...однако не всех, но лишь способных заплатить за свое выздоровление». Несколько известных случаев из биографии великого врачевателя и вовсе разрушают миф о нем как о медике-бессребренике. Например, в 380 году до н. э. за услугами к Гиппократу обратился некий Акрахерсит, страдавший от отравления пищевым ядом. Медик покорно оказал больному первую помощь, однако тут же поинтересовался у родственников, есть ли у них, собственно, деньги, чтобы оплатить его услуги и поставить Акрахерсита на ноги. Никаких приличных сумм семья больного предложить Гиппократу не могла, и тогда медик предложил «дать бедолаге яда, чтобы тот долго не мучился». Любящие родственники согласились, и медик собственноручно «угостил» страдальца отравой. Вот вам и «не навреди», вот вам и запрет на участие в эвтаназии.

А незадолго до смерти Гиппократ принялся лечить травами от повышенного давления некоего Цезаря Светонского, но по окончании курса выяснилось, что платить больному нечем. Тогда Гиппократ не просто отправил Цезаря домой, но и обманул его родственников, сказав, что никаких дополнительных мер предпринимать не нужно, больной просто подвержен приступам мигрени. Доверяя словам Гиппократа, Цезарь не обращался к другому врачу и мучился от головных болей, пока не скончался в возрасте 54 лет после очередного криза.

Кстати, в мир иной греки, как все нормальные люди, не стремились, а потому пациенты обычно щедро вознаграждали врача за труд. Нельзя сказать, что в Древней Греции не уважали благотворительность. Гиппократ, скажем, в своих «Наставлениях» говорит ученику: «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного) и на их умеренность, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы». Ключевое слово здесь, видимо, «иногда».

И к моменту встречи с Акрахерситом и Цезарем Светонским запас этих «иногда» у Гиппократа сошел на нет. Правда, в Гиппократовском корпусе вышеприведенные истории отсутствуют, и до современности они дошли как легенды. Однако же в знаменитой клятве, напомним, нет ни слова о том, что врач должен лечить безвозмездно или, напротив, брать вознаграждение за свои труды. К тому же Гиппократу принадлежат и следующие слова: «Если ты поведешь сначала дело о вознаграждении – ведь и это имеет отношение ко всему нашему делу, – то, конечно, наведешь больного на мысль, что, если не будет сделано договора, ты оставишь его или будешь небрежно относиться к нему и не дашь ему в настоящий момент совета. Об установлении вознаграждения не следует заботиться, так как мы считаем, что обращать на это внимание вредно для больного, в особенности при остром заболевании: быстрота болезни, не дающая случая к промедлению, заставляет хорошего врача искать не выгоды, а скорее приобретения славы. Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности».

Ошибки и достижения

Интересно и отношение Гиппократа к собственной славе. Если верить сочинениям Сорана Эфесского, «отец медицины» отличался тщеславием и конкурентов не терпел. Так, Соран Эфесский приводит легенду о том, что Гиппократ сжег асклепион книдской медицинской школы, соперничавшей с косской, к которой принадлежал сам медик. Иоанн Цец описал эту историю в несколько другом свете. Согласно его версии, Гиппократ сжег храм не соперничающей книдской школы, а своей собственной. Таким образом он уничтожил все материальные носители, на которых были записаны медицинские знания, и стал единственным их обладателем.

Между тем учение Гиппократа нельзя не признать здравым, важным и для своей эпохи инновационным.

В частности, Гиппократ был первым из известных нам врачей, кто отказался от мысли, что болезнь – это кара богов за проступки. Возникновение недуга Гиппократ объяснял исключительно природными причинами и, таким образом, по сути, отделил медицину от религии. Несмотря на то что «отец медицины» совершал многочисленные ошибки в диагностике, руководствуясь неверными представлениями об устройстве человеческого тела, ни на какую мистику в его трудах нет даже намека. В Древней Греции существовал запрет на вскрытие человеческого тела. Учиться приходилось методом проб и ошибок. Помимо прочих заслуг, Гиппократ ввел понятие о стадийности болезни, понимая недуг как развивающийся процесс. Он же описал правила положения хирурга и его рук во время операции, ввел принципы диетологии для больных, познакомил современников с четырьмя типами темперамента. Такими терминами, как «сангвиник», «холерик», «меланхолик» и «флегматик», психология и смежные дисциплины пользуются до сих пор.

Память Гиппократа увековечена не только на бумаге, в камне и греческих сувенирах, но и в многочисленных названиях болезней. Так, шумом плеска Гиппократа называют звук, выслушиваемый при гидропневмотораксе, ногтем Гиппократа – деформацию ногтей в связи с утолщением пальцев в ходе некоторых заболеваний, а маской Гиппократа и вовсе именуют лицо умирающего больного.

Гиппократ известен еще и как автор множества афоризмов, к числу которых принадлежит и следующий: «Жизнь коротка, искусство протяженно, случай быстротечен, опыт обманчив, а суждение – трудно». Жаль, «отец медицины» не оставил рецепта, как со всем этим жить. Видимо, лечиться, лечиться и еще раз лечиться…


Дата публикации: 18 сентября 2013

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~pY1RY


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
11176013
Александр Егоров
1291076
Татьяна Алексеева
945635
Татьяна Минасян
474041
Яна Титова
278589
Светлана Белоусова
231084
Татьяна Алексеева
222959
Сергей Леонов
222168
Наталья Матвеева
205827
Валерий Колодяжный
203876
Борис Ходоровский
198978
Павел Ганипровский
177527
Наталья Дементьева
129008
Павел Виноградов
124743
Сергей Леонов
114062
Редакция
100662
Виктор Фишман
97617
Сергей Петров
93288
Станислав Бернев
88672