ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №15(531), 2019
Украинский церковный крах
Павел Ганипровский
журналист
157
Украинский церковный крах
Во время службы ПЦУ в алтаре скрывается раскольник Филарет в патриаршем облачении

Политическая полиция Украины преследует бизнесмена за ввоз богослужебной литературы, признав ее «пророссийской». Между тем украинско-константинопольский эксперимент с автокефальной церковью со всей очевидностью терпит крах.

 «Не той державы у вас Богоматерь»

Очередная «блестящая» операция Службы безопасности Украины (СБУ) имела целью «разоблачение» киевского предпринимателя, поставляющего литературу в церковные лавки. Стражи украинской державы усмотрели «угрозу территориальной целостности Украины», а также «создание позитивного образа страны-агрессора» в праздниках 9 Мая и Державной иконы Божией Матери.

Резоны столь удивительного умозаключения изложил интернет-изданию «Страна. ua» сам подвергнутый репрессалиям бизнесмен Сергей Кикенин:

– В начале марта я получил заказ на один экземпляр богослужебных указаний на 2019 год (календарь с указаниями особенностей служб, выпадающих на различные праздники. – СМ). Привез его из Москвы и выслал через интернет-магазин по указанному адресу.

Оказалось, однако, что это была «контрольная закупка», совершенная сотрудниками СБУ. Они пояснили удивленному предпринимателю, что в богослужебнике значатся «неправильные» праздники. А именно, День Победы 9 Мая, а также образа Божией Матери Державной.

– Вы же понимаете, о какой державе идет речь... – многозначительно заметили эсбэушники.

Впрочем, уголовного преследования Кикенин, слава богу, на сей раз избежал, лишь был оштрафован Госкомитетом Украины по телевидению и радиовещанию на 41 700 гривен, то есть лишился больше полутора тысяч долларов.

Что незаконно даже по украинскому законодательству, поскольку ответственность за ввоз издательской продукции с территории «страны-агрессора» и ее распространение на Украине наступает лишь при ввозе более десяти экземпляров таковой. А Кикенин ввез и «распространил» единственный экземпляр.

 Изоляция по-церковному

Вопиющий беспредел украинских властей во всем, что касается России и Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) давно привычен. Между тем после недавней вакханалии с получением Украиной томоса об автокефалии от константинопольского патриарха Варфоломея, похоже, наступает отрезвление. Вновь созданную «Православную церковь Украины» (ПЦУ) так и не признала никакая другая поместная церковь, кроме собственно Константинопольской.

Например, на день небесного покровителя патриарха Варфоломея никто из предстоятелей других поместных православных церквей не стал служить с ним литургию – потому что вместе с ним служил глава ПЦУ Епифаний. В то же время другие поместные церкви всячески демонстрируют свою солидарность с УПЦ МП. Так, недавно ее Ровенскую епархию посетил архиепископ Пражский и Чешских земель Михаил.

В ближайшее время Патриарха Московского и всея Руси Кирилла намерен посетить глава Кипрской церкви Хризостом. Речь между двумя предстоятелями пойдет и об украинском вопросе. Ярким событием церковной дипломатии стало совместное заявление патриарха Сербского Иринея и патриарха Антиохийского Иоанна Х. Они подчеркнули, что «диалог является единственным путем выхода из кризиса», и указали на «важность уважения исторических и географических границ между поместными церквями» как главное условие сохранения единства православных церквей. Нет сомнений, что эти слова были адресованы Варфоломею, который в одностороннем порядке перекроил канонические границы на Украине, вызвав в межправославных отношениях масштабный кризис.

Что касается Сербской церкви, то 18 мая этого года ее архиерейский собор официально решил не признавать ПЦУ, которую она считает «парацерковной структурой». То есть расколом.

 Бенефициары раскола

Между тем и в собственной стране у ПЦУ огромные проблемы. 90-летний, но еще весьма энергичный «патриарх» Филарет, недовольный ролью «почетного предстоятеля», которую ему предложили в ПЦУ, вновь воссоздает упраздненный томосом раскольничий «Киевский патриархат» («УПЦ КП»). Недавно Филарет собрал около 30 подчиненных ему киевских «священников» и заявил о необходимости созыва «народно-церковного поместного собора» для сохранения «Киевского патриархата». Филарет аргументирует это стремлением к «церковной независимости как от Москвы, так и от Стамбула». По его мнению, новосозданная ПЦУ зависит от греков и не может считаться полноценной автокефальной церковью, а роспуск «УПЦ КП» был нелегитимным. То есть никакого «уврачевания раскола», которым оправдывалось создание ПЦУ, не произошло, он только еще более усугубился.

При этом стало совершенно очевидным (хотя было понятно и раньше), что украинский политический мейнстрим откровенно использовал религию в политических целях. Не особо задаваясь глубокими каноническими и вероучительными вопросами.

– Так называемые активисты, являясь «пушечным мясом» для олигархов, ориентированы именно на партию войны. И в своем меньшинстве они самые яростные в стремлении достижений своих целей. Церковь для них потеряла сакральное значение. В этом постарались СМИ. И теперь церковь – только орудие для достижения поставленных задач, – говорит архимандрит УПЦ Алипий (Светличный).

Украинская националистическая власть понимает автокефалию просто как замену РПЦ на ПЦУ, под что, например, продолжается рейдерский захват храмов канонической церкви. Происходит это следующим образом: в село с храмом УПЦ приезжает группа накачанных молодых людей, которых никто из местных жителей не знает, но которые заявляют, что они – прихожане этого храма и намерены перейти вместе с ним в ПЦУ. Поскольку учет прихожан в храмах не ведется, представители местной власти делают вид, что верят, и передают храм «большинству» прихожан. Последний такой случай произошел с храмом села Лука-Мелешковская Винницкой епархии, правда, там «отжим» из-за сопротивления его настоящих хозяев пока не удался.

После избрания президентом Украины Владимира Зеленского давление на УПЦ МП несколько ослабло, но все же продолжается, даже приобретает более изощренные формы. В Черновицкой области, например, дошло до того, что чиновники одной из районных администраций предложили... лишать родительских прав тех, кто ходит в храм УПЦ вместе с детьми! И в той же области выпускницу школы, которая посещает канонический храм, родительское собрание решило не допускать на выпускной бал.

 По методичкам КГБ

А из истории бизнесмена Кикенина мы видим, что, в глазах украинских властей, и Богородица обязана быть «свидомой», а богослужение – «национально ориентированным». Отсюда, например, обвинения УПЦ в том, что там «молятся за Путина и патриарха Кирилла». До «патриотов» не доходит, что за богослужениями поминают предстоятелей всех православных церквей, так что в любом случае ПЦУ будет обязана поминать Кирилла – в том случае, если ее признают в православном мире, конечно. Что крайне маловероятно, судя по нынешней ситуации.

Если же говорить о молитвах, в которых просят «о богохранимой стране нашей, властях и воинстве ее», они, конечно, возносятся за правителей того государства, в котором церковь существует. Проще говоря, в России церковь молится как за верховную власть за президента Путина, а на Украине – за Зеленского, а еще недавно – за Порошенко. Получается, Державная икона Божией Матери, к которой верующие действительно прибегают с молитвой об укреплении государства, для патриотично настроенного православного украинца защищает отнюдь не Россию, а Украину. Коль скоро она пока представляет собой отдельное государство...

Что касается различий в дате Дня Победы, они вообще смехотворны, ибо разница между празднованием 8 мая в Европе и 9-го в России обусловлена лишь несовпадением часовых поясов, а отнюдь не какими-то идеологическими причинами, как, очевидно, полагают украинские «патриоты».

Вообще же, от этой истории, как и от всех гонений на УПЦ, разит якобы ненавистным на Украине заскорузлым советским подавлением всяческого инакомыслия. В частности, политикой властей СССР в отношении церкви, когда, например, ее единственное легальное издание «Журнал Московской патриархии» должно было в обязательном порядке проходить цензуру в совете по делам РПЦ.

Вот что вспоминает о том времени один из тогдашних сотрудников журнала:

– Существовала четко выработанная, но неписаная номенклатурная схема, которую каждый работник репортажного отдела должен усвоить себе с самого начала и соблюдать строже заповедей Божиих. Например: меньше употреблять слово «духовенство». Лучше всего «причт», «клир». Крестный ход упоминать только в пасхальных богослужебных хрониках. Можно упомянуть о чтении Евангелия. «Архиерей благословлял народ» – так нельзя. Колокольный звон упоминать только в хронике пасхальных служений. «Встреча старостой архиерея». Старосту не упоминать. Встречает настоятель и члены церковного совета. Можно упомянуть о мирянах.

Похоже, в СБУ и во всех других органах нынешней украинской власти до сих пор пользуются методичками по работы с церковью, принятыми еще в Советском Союзе...

8 Июля 2019

УЖЕ В ПРОДАЖЕ

Последние публикации

Выбор читателей

Сергей Леонов
41273
Борис Ходоровский
25344
Богдан Виноградов
25108
Сергей Леонов
15671
Александр Путятин
9254
Дмитрий Митюрин
8843
Светлана Белоусова
7676
Наталья Матвеева
7125
Павел Ганипровский
6343