АНЕКДОТЪ
«Секретные материалы 20 века» №11(345), 2012
«Всякое искусство священно»
Андрей Лихой
преподаватель
Санкт-Петербург
3785
«Всякое искусство священно»
Анри Матисс на своем автопортрете и на фото

Французский художник, график и скульптор Анри Эмиль Бенуа Матисс (1869-1954) родился в городке Ле-Като-Камбрези на севере страны в семье торговца зерном. Окончил школу юридических наук в Париже, но, оставив юриспруденцию, поступил в Академию Жюлиана. Позднее продолжил обучение в Школе декоративных искусств и Школе изящных искусств.
Матисс стал лидером фовизма – первого модернистского течения XX столетия.

***

В детские годы Матисс мечтал стать клоуном или наездником в цирке: ему хотелось обратить на себя внимание. Спустя много лет он говорил: «Без зрителя нет художника. Живопись – это способ общения. Художник – эксгибиционист. Если убрать зрителей, он тоже уйдет, засунув руки в карманы…»

***

В студенческие годы Матисс не отличался скромностью и благовоспитанностью. На костюмированном балу в «Мулен Руж», который каждую весну устраивали студенты Школы изящных искусств, он, нарядившись арабом (завернувшись в простыню и вымазав лицо жженой пробкой), так отплясывал с натурщицами, что те в экстазе сбрасывали и без того немногочисленные предметы туалета.

Молодежь до того разошлась, что, выйдя на улицу, разобрала булыжники мостовой и устроила баррикаду, которую полицейским пришлось брать штурмом.

***

Однажды Анри прикинулся мертвецки пьяным, чтобы собрать вокруг себя охающую и ахающую толпу зевак.

Знакомые художника позже не верили, что этот степенный старомодный господин позволял себе когда-либо подобные выходки. Матисс улыбался и говорил, что и рисовать его заставляло только растущее желание придушить кого-либо.

***

Матисс обладал весьма строптивым характером. За что и был изгнан из Академии художеств. Через несколько лет он снова решил пойти учиться. Преподаватель посмотрел на работы Матисса, вздохнул, но ничего не сказал. А после занятий к художнику пришел староста класса и заявил:

- Анри, я весьма сожалею, но мэтр не хочет, чтобы вы у него учились.

Матисс заинтересовался, отчего так.

- После занятий он вызвал меня и спросил, сколько вам лет. Я ответил, что тридцать. «И он с убеждениями?» - спросил наш учитель. Я отвечал, что да, несомненно.

«Тогда пусть уходит!» - приказал мэтр.

***

Своей будущей жене Амели Парейр Матисс говорил: «Я люблю вас, дорогая мадемуазель. Но вы должны знать, что я еще больше буду любить живопись».

***

Когда-то Амели дала себе зарок не выходить замуж ни за рыжего, ни за бородатого, ни за художника. Но, увидев Матисса, сразу поняла, что нарушит обет ради этого рыжего бородача.

***

В парижском «Осеннем салоне» 1905 года Матисс и его друзья шокировали публику яркими, кричащими красками. Критик Луи Воксель в газете «Жиль блаз» назвал их «дикими» (от французского fauve – дикий). Живопись фовистов поражала сочными, чистыми цветами, широкими темными контурами, искажением формы и отсутствием объемов.

***

Друзья Анри Матисса, после первой выставки его картин, оживленно расспрашивали его о впечатлениях публики и о проданных картинах.

- Я ничего не продал, - сообщил им Матисс, - но зато кто-то украл мое лучшее полотно.

***

Одним из первых распознал и оценил Матисса русский коллекционер Сергей Иванович Щукин, заказавший большие декоративные панно «Танец» и «Музыка». Однажды Илья Репин посетил «Щукинскую галерею новой западной живописи» и, увидев картины Матисса, в ужасе бежал…

***

Часто Щукин сам водил гостей по своему дому-галерее. О картинах Матисса, заикаясь, говорил: «Вот – су…су…сумасшедший писал, и су…су…сумасшедший купил».

***

Не спросив разрешения у Матисса, Щукин приказал закрасить у маленького флейтиста в «Музыке» признаки пола. Спустя двадцать три года через искусствоведа Александра Ромма он попросит посоветовать Музею нового западного искусства, где тогда хранилось его полотно, убрать пятно красной краски.

В 1948 году картина поступит в Эрмитаж, но только в 1988 году реставраторы удалят пятно гуаши с фигуры мальчика.

***

В «оттепельном» 1962 году президиум Академии Художеств во главе с новым президентом Владимиром Серовым пытался исключить из экспозиции Эрмитажа некоторые полотна Матисса и Пикассо. Одна из сотрудниц музея процитировала декрет о национализации щукинского собрания, где сказано о его высокой художественной ценности. Серов закричал: «Кто сказал эту глупость?» Ему ответили: «Подписано – Ульянов (Ленин)».

***

Побывав в конце 1911 года в Москве, Матисс был потрясен древнерусской живописью. Он любовался иконами в собрании Ильи Остроухова - художника и попечителя Третьяковской галереи. «Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли еще в XIV веке. Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас», - сказал он перед иконами в Третьяковке, откуда Остроухов с огромным трудом увел его через два часа.

***

В 1913 году в Нью-Йорке, а затем Чикаго и Бостоне прошла выставка современного искусства, благодаря которой американская публика впервые узнала о происходящем в Европе и была потрясена.

Самым отвратительным из всех художников, именуемых не иначе как «жрецы порока», единогласно был признан Матисс. В Чикаго студенты Художественной школы судили его за «измену искусству» и повесили чучело художника, на котором написали «Henry Hairmattress» («Анри Волосяной Матрас»), издевательски обыграв его фамилию.

***

В 1930-х годах Матисс был в зените своей славы. Однажды он разговаривал с одним знакомым американским бизнесменом. Тот, между прочим, рассказал, что в США распространилось огромное количество подделок картин Матисса.

- От действий мошенников многие несут большие убытки, - прибавил бизнесмен.
Художник принял это сообщение близко к сердцу и надолго задумался.

- Знаете что? – объявил он наконец. – Вероятно, лучше всего вашему правительству вообще запретить торговлю моими картинами.

- Ну что вы! – изумился бизнесмен. – Тогда подделок будет в десять раз больше!

***

Весной 1941 года Матисс, после длительной болезни и тяжелой операции, буквально воскрес из мертвых. Один швейцарский издатель, навестивший художника в клинике, был так захвачен рассказами Матисса, что уговорил его издать воспоминания.

Журналист три недели беседовал со старым мастером о семье, детстве, воспитании, начале карьеры. Мемуары, так и не увидевшие, к сожалению, свет, художник предложил назвать «Болтовня Анри Матисса».

***

В отличие от других художников, Матисс не заводил любовных романов со своими натурщицами. «Прижимая свой нос к стеклу магазина с пирожными, вы ощущаете, как у вас ручьями бегут слюни. Причем их гораздо больше, чем было бы, если бы вам дали возможность не смотреть, а удовлетворить аппетит», - приговаривал он, набрасывая очередной портрет соблазнительной юной модели.

***

Матисс любил рассказывать поучительную историю о приятеле из Ниццы, упустившим шанс стать серьезным художником из-за того, что заканчивал каждый сеанс в постели с моделью.

***

Матисс всю жизнь чуждался политики, но он никогда не критиковал своего вечного приятеля-соперника Пабло Пикассо, который благодаря своим публичным заявлениям сделался символом национальной гордости и патриотизма.

Пикассо после освобождения Парижа от немцев вступил в коммунистическую партию, возглавил национальный комитет, занимающийся очищением мира искусства от коллаборационистов. «На мой взгляд, художнику нужно уединение, особенно в конце жизни: запереться ото всех и не тратить зря ни минуты», - говорил Матисс.

***

Последняя крупная работа Матисса – Капелла Четок в Вансе для доминиканских сестер, венец его творчества. Все были потрясены: художник-атеист строил и оформлял культовое сооружение.

- Что такое религиозное искусство? – спрашивали Матисса.

- Всякое искусство священно. Даже если бы в капеллу зашли неверующие, я хотел, чтобы их дух стал возвышенней, мысли – светлее, чувства – чище, - отвечал художник.

***

- Господин Матисс, а вы верующий? – спрашивали любопытные.

- Я не знаю, верую я или нет. Но работать нужно в состоянии, близком к молитве…

***

Посмотреть проект Капеллы специально пришел язвительный Пикассо.

- Вместо Капеллы тебе надо было строить овощной рынок, - уходя, посоветовал он.

- Я знаю, что делаю. По крайне мере зелень у меня получаются зеленее, а апельсины – оранжевее любых настоящих овощей и фруктов, - огрызнулся Матисс.

- А почему бы тебе не построить бордель?

- Потому, что меня об этом никто не просил!

***

В 1961 году в Музее Современного искусства в Нью-Йорке картина Матисса провисела вверх ногами сорок шесть дней, пока ее не перевесили должным образом.

***

Двое мужчин, судя по одежде приехавших из провинции, остановились в Эрмитаже перед картиной Матисса.

Постояв в раздумье перед полотном, посетители подошли к смотрительнице:

- Не скажете, сколько может стоить такая картина?

- Миллион долларов.

Они отошли в сторону, и один спросил другого: «За что?»


Дата публикации: 21 августа 2023

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~NLpUS


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
9796381
Александр Егоров
1050810
Татьяна Алексеева
872323
Татьяна Минасян
448023
Яна Титова
272005
Светлана Белоусова
227658
Сергей Леонов
219917
Татьяна Алексеева
214950
Борис Ходоровский
195652
Наталья Матвеева
192353
Валерий Колодяжный
188737
Павел Ганипровский
170704
Наталья Дементьева
123670
Павел Виноградов
120457
Сергей Леонов
113610
Виктор Фишман
97268
Редакция
95656
Сергей Петров
89457
Борис Ходоровский
84959