ЖЗЛ
Иосиф Тимченко – история забытого гения
Дмитрий Зенченко
журналист
Санкт-Петербург
4157
Сегодня индустрия кино прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Как известно, родоначальниками кинематографа являются французы братья Люмьер. Однако, нисколько не умаляя их заслуг, стоит отметить, что подлинным пионером в области кино является Иосиф Андреевич Тимченко. Именно ему принадлежит авторство в создании первого киноаппарата, значительно опередившего аппарат братьев Люмьер. К сожалению, изобретение Тимченко так и не было запатентовано, поэтому его автор не получил заслуженного признания. Иосиф Андреевич Тимченко родился 26 апреля 1852 года в селе Окоп Харьковской губернии, в семье малороссийского крепостного крестьянина. Из-за скромного социального статуса мальчик имел мало шансов выбиться в люди. Однако после того, как он, будучи учеником 2-го класса церковно-приходской школы, самостоятельно спроектировал и помог обустроить деревенским умельцам мельницу, его дальнейшая судьба была предопределена. По окончании церковной школы местный священник направил Иосифа с рекомендательным письмом в механическое заведение Харьковского университета как «вьюношу зело способного к точным и прочим механическим наукам». Там после годичного обучения в 15 лет он начал работать учеником в университетской мастерской, тесно общаясь с преподавателями и студентами, которые в то время поголовно увлекались изысканиями в сфере новейшего направления тогдашней науки – электротехники. Вскоре Тимченко становится лучшим механиком в мастерской. Огромной популярностью в студенческой и научной среде того времени пользовался легендарный этнограф, антрополог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Под влиянием его исследований Иосиф в 1874 году вместе с компанией харьковских студентов решает отправиться в далекую Океанию. Молодые люди горели желанием основать на далеких тихоокеанских островах колонию. Путь в далекую Океанию лежал через Одессу, куда и направилась компания. Но прибыв в Одессу, группа по неизвестным причинам распалась, а большинство ее членов вернулось обратно в Харьков. Однако Иосиф Тимченко решил остаться в Одессе. Здесь он устраивается на работу в Одесское общество пароходства и торговли и уже в следующем, 1875 году создает устройство для проверки манометров паровых котлов. До этого все манометры для контроля отправлялись в Англию. Чуть позже он делает и свое первое изобретение – электрические судовые часы. Сначала часы были подарены губернатору Одессы, который отправил их в Петербург для подарка императору. Однако до места назначения подарок так и не доехал, потерявшись по дороге. Тем временем слава о талантливом механике-самоучке довольно быстро распространилась по Одессе. Ему предложили принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности механика Одесского университета. 24 марта 1880 года Иосиф Андреевич был избран на должность закрытым голосованием на заседании физико-математического факультета. Мастерская, в которой он получил должность, располагалась в непригодном помещении, а денег для нового здания университет не имел. И тут Иосиф Тимченко совершенно бескорыстно предлагает свою помощь. Он заявляет о готовности предоставить в распоряжение университета собственные 15 тысяч рублей с их беспроцентным возвратом в течение последующих 15 лет. Ну а здание новой мастерской, которое университет построит на эти деньги, будет собственностью университета. Однако самое любопытное заключалось в том, что денег для строительства у Тимченко не было. Ему пришлось взять взаймы необходимую сумму. Примечательно, что он смог вернуть кредиторам из своего кармана не только всю сумму кредита, но и еще семь тысяч рублей процентов, притом что его жалованье составляло всего 36 рублей в месяц! Спустя шесть лет строительство здания было завершено. Новоселье отметили 15 октября 1886 года. Здание мастерской было двухэтажным: на первом располагалась сама мастерская, на втором – кабинет Тимченко, квартира его семьи и жилые помещения для учеников. Теперь Иосиф Андреевич смог всецело посвятить себя науке и изобретательству. За последующие несколько лет он сделал в своей мастерской немало интересных изобретений. Тимченко конструирует целый ряд приборов, позволявших ученым исследовать климат Земли. Среди его изобретений плювиограф – прибор для измерения жидких и твердых атмосферных осадков, анеморумбограф – прибор для непрерывной автоматической записи скорости и направления ветра, а также пишущий ртутный барометр. Также изобретатель конструирует программное механическое устройство для движения небесных тел по орбитам, которое было использовано в Одесской обсерватории. Кроме того, Тимченко разрабатывает микрохирургические инструменты для проведения глазных операций, давшие начало отечественной офтальмологии, в частности почву для исследований доктора Филатова. По заказу императорской грязелечебницы на Куяльнике ученым была разработана необходимая аппаратура и техника, благодаря которой грязелечебница стала одним из лучших европейских курортов. Приборы Тимченко и технические проекты выставлялись на международных и всероссийских выставках в Париже, Петербурге, Нижнем Новгороде и Одессе, где изобретатель был награжден за свои заслуги пятью золотыми и тремя серебряными медалями. Но все же главным изобретением в его жизни стало создание киноаппарата. Открытию предшествовали несколько лет напряженной работы. Наконец, в 1893 году вместе с профессором Московского университета Николаем Алексеевичем Любимовым Тимченко разрабатывает скачковый механизм, позволявший прерывисто менять кадры в стробоскопе. Сам изобретатель называл свой скачковый механизм «улиткой», так как по сути это была усовершенствованная червячная передача. Небольшой сектор винтовой резьбы на стержне был сделан не наклонно, как в обычных червячных передачах, а частью наклонно, а частью перпендикулярно к стержню. Этот сектор цеплял зубчатое колесо, располагавшееся рядом. Когда зуб колеса попадал на перпендикулярную часть сектора, то колесо не двигалось. Затем через половину оборота стержня, сектор поднимал зуб, колесо делало скачок, а следующий зуб вновь попадал на перпендикулярную часть сектора. Это и обеспечивало прерывистую смену изображений. Естественно, Тимченко не собирался останавливаться на достигнутом и совместно с другим изобретателем Моисеем Филипповичем Фрейденбергом создает киноаппарат собственной конструкции – кинетоскоп. В свою очередь, Тимченко принимает участие и в разработке автоматической телефонной линии Фрейденберга. С помощью кинетоскопа на одесском ипподроме он снимает два небольших фильма «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». Ну а осенью 1893 года изобретатель организовал в Одессе первые общественные показы своих творений. Сохранились объявления, которые он давал в местных газетах того времени. Например, в ноябре 1893 года газета «Одесский листок» сообщала, что открылась «художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины». Таким образом, кино все-таки родилось не в Париже, а в Одессе, причем на два года раньше братьев Люмьер. В январе 1894 года Тимченко принимает участие в IX съезде русских естествоиспытателей и врачей, проходившем в Москве. Здесь он представляет свое изобретение ученой публике и делегатам съезда. Вот что было записано в итоговой резолюции секции физики: «На экране были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом (прибором)… Секция отнеслась весьма сочувственно к работам господина Тимченко, его остроумию и оригинальности… и решила выразить господину Тимченко благодарность». Таким образом, это означало, что изобретение было фактически признано и одобрено комиссией авторитетных специалистов! Дальше благодарности дело не пошло, но изобретение Тимченко дало толчок к дальнейшему развитию кинематографа. Изобретатели в других странах также стали создавать свои скачковые механизмы. Были среди них и братья Люмьер. Уже через год после парижского показа Люмьеров инженерами-изобретателями А. Д. Самарским и А. И. Акимовым были разработаны более современные киноаппараты, но они так и не получили распространения. Ну а механик-изобретатель Тимченко, человек яркого и самобытного таланта, продолжает творить, заведуя механическим хозяйством университета. Здесь он сотрудничает с передовыми учеными своего времени – И. И. Мечниковым, И. М. Семеновым, Ф. Н. Шведовым, А. О. Ковалевским и многими другими. В течение нескольких лет (с 1896 по 1905 год) при Одесском университете действует Строительная комиссия по возведению комплекса новых зданий и сооружений для факультетов, медицинских клиник, библиотек и других сооружений, предназначенных для научно-вспомогательных целей. В 1903 году при университете был открыт Физический институт. Естественно, что налаживание приборов и инструментов для новых кабинетов и лабораторий не могло обойтись без участия главного механика университета. Все свое умение ученый вложил в создание Метеорологической обсерватории Одесского университета, представлявшей собой весьма важное научное и учебно-вспомогательное учреждение, производившее разнообразные наблюдения, одинаково важные для решения различных теоретических и практических вопросов в метеорологической науке. Деньги, предназначавшиеся механику в качестве гонорара за изготовление приборов для обсерватории, он отдал на постройку подземного павильона, необходимого для магнитных наблюдений. К сожалению, в стенах университета талантливого изобретателя окружали не только друзья и единомышленники, но также завистники и откровенные недруги. Из-за интриг недоброжелателей в университете начинается травля людей из окружения Тимченко, обернувшееся в конечном счете и против него. Без каких-либо объяснений его исключают из штата университета, а спустя еще некоторое время правление учебного заведения выносит постановление о выселении изобретателя из его механической мастерской. Несмотря на все старания Тимченко сохранить свое детище, вскоре оно все-таки было уничтожено. И опять уже в который раз за свои собственные средства ученый был вынужден купить небольшое помещение по адресу: Херсонская улица, д. 11, перевезти туда часть уцелевшего оборудования и открыть физико-математическую мастерскую. Однако вскоре отсутствие мастерской при университете стало ощущаться особенно остро, поскольку требовался текущий ремонт научных инструментов. Еще более ситуация осложнилась с началом Первой мировой войны, сделавшей невозможной выписку из-за границы новых приборов и материалов. Только тогда по настоянию физико-математического факультета механическая мастерская при университете была восстановлена, вернувшись к привычному ремонту и изготовлению различных механических приборов. Однако возвращение изобретателя в родные стены университета не способствовало улучшению его финансового положения. Зачастую изобретатель был лишен даже элементарных средств для нормального питания. В результате он был вынужден постоянно искать частные заказы, чтобы прокормить семью и содержать университетскую мастерскую. Иосиф Андреевич Тимченко скончался 20 мая 1924 года в возрасте 72 лет. Он успел застать расцвет немого кинематографа, ставшего еще при его жизни одним из самых популярных развлечений в Одессе. В городе до сих пор сохранился дом, располагающийся по адресу Французский бульвар, д. 89, в котором родился кинематограф за два года до общепринятой даты своего рождения. Рядом с роскошным зданием университетской библиотеки это невзрачное строение похоже на Золушку. Как и столетие назад в нем размещаются учебно-экспериментальные мастерские университета, однако время практически полностью стерло приметы былой славы этого сооружения. По ходатайству Национального союза кинематографистов Украины и распоряжением одесского городского главы было принято решение увековечить в Одессе память изобретателя. С этой целью на фасаде дома 24 по Преображенской улице была установлена мемориальная доска. Также планируется установить памятник изобретателю и его семье на Втором Христианском кладбище. В Харькове тоже была установлена мемориальная доска на фасаде дома № 10/12 по Московскому проспекту, где раньше находилась механическая мастерская, в которой он работал. Ну а киноаппарат, изобретенный Иосифом Тимченко, хранится в Политехническом музее в Москве. Между прочим, сопроводительная табличка, которая представляет посетителям музея данный экспонат, довольно недвусмысленно гласит: «Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты». Дата публикации: 30 июля 2022
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~6Dsu7
|
Последние публикации
Выбор читателей
|