ЖЗЛ
Иосиф Тимченко – история забытого гения
Дмитрий Зенченко
журналист
Санкт-Петербург
4157
Иосиф Тимченко – история забытого гения
Иосиф Тимченко с женой и дочерью

Сегодня индустрия кино прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Как известно, родоначальниками кинематографа являются французы братья Люмьер. Однако, нисколько не умаляя их заслуг, стоит отметить, что подлинным пионером в области кино является Иосиф Андреевич Тимченко. Именно ему принадлежит авторство в создании первого киноаппарата, значительно опередившего аппарат братьев Люмьер. К сожалению, изобретение Тимченко так и не было запатентовано, поэтому его автор не получил заслуженного признания.

Иосиф Андреевич Тимченко родился 26 апреля 1852 года в селе Окоп Харьковской губернии, в семье малороссийского крепостного крестьянина. Из-за скромного социального статуса мальчик имел мало шансов выбиться в люди. Однако после того, как он, будучи учеником 2-го класса церковно-приходской школы, самостоятельно спроектировал и помог обустроить деревенским умельцам мельницу, его дальнейшая судьба была предопределена. 

По окончании церковной школы местный священник направил Иосифа с рекомендательным письмом в механическое заведение Харьковского университета как «вьюношу зело способного к точным и прочим механическим наукам». Там после годичного обучения в 15 лет он начал работать учеником в университетской мастерской, тесно общаясь с преподавателями и студентами, которые в то время поголовно увлекались изысканиями в сфере новейшего направления тогдашней науки – электротехники. Вскоре Тимченко становится лучшим механиком в мастерской. 

Огромной популярностью в студенческой и научной среде того времени пользовался легендарный этнограф, антрополог и путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай. Под влиянием его исследований Иосиф в 1874 году вместе с компанией харьковских студентов решает отправиться в далекую Океанию. Молодые люди горели желанием основать на далеких тихоокеанских островах колонию. Путь в далекую Океанию лежал через Одессу, куда и направилась компания. Но прибыв в Одессу, группа по неизвестным причинам распалась, а большинство ее членов вернулось обратно в Харьков. 

Однако Иосиф Тимченко решил остаться в Одессе. Здесь он устраивается на работу в Одесское общество пароходства и торговли и уже в следующем, 1875 году создает устройство для проверки манометров паровых котлов. До этого все манометры для контроля отправлялись в Англию. Чуть позже он делает и свое первое изобретение – электрические судовые часы. Сначала часы были подарены губернатору Одессы, который отправил их в Петербург для подарка императору. Однако до места назначения подарок так и не доехал, потерявшись по дороге. 

Тем временем слава о талантливом механике-самоучке довольно быстро распространилась по Одессе. Ему предложили принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности механика Одесского университета. 24 марта 1880 года Иосиф Андреевич был избран на должность закрытым голосованием на заседании физико-математического факультета.

Мастерская, в которой он получил должность, располагалась в непригодном помещении, а денег для нового здания университет не имел. И тут Иосиф Тимченко совершенно бескорыстно предлагает свою помощь. Он заявляет о готовности предоставить в распоряжение университета собственные 15 тысяч рублей с их беспроцентным возвратом в течение последующих 15 лет. Ну а здание новой мастерской, которое университет построит на эти деньги, будет собственностью университета. Однако самое любопытное заключалось в том, что денег для строительства у Тимченко не было. Ему пришлось взять взаймы необходимую сумму. Примечательно, что он смог вернуть кредиторам из своего кармана не только всю сумму кредита, но и еще семь тысяч рублей процентов, притом что его жалованье составляло всего 36 рублей в месяц!

Спустя шесть лет строительство здания было завершено. Новоселье отметили 15 октября 1886 года. Здание мастерской было двухэтажным: на первом располагалась сама мастерская, на втором – кабинет Тимченко, квартира его семьи и жилые помещения для учеников. Теперь Иосиф Андреевич смог всецело посвятить себя науке и изобретательству. 

За последующие несколько лет он сделал в своей мастерской немало интересных изобретений. Тимченко конструирует целый ряд приборов, позволявших ученым исследовать климат Земли. Среди его изобретений плювиограф – прибор для измерения жидких и твердых атмосферных осадков, анеморумбограф – прибор для непрерывной автоматической записи скорости и направления ветра, а также пишущий ртутный барометр. Также изобретатель конструирует программное механическое устройство для движения небесных тел по орбитам, которое было использовано в Одесской обсерватории. Кроме того, Тимченко разрабатывает микрохирургические инструменты для проведения глазных операций, давшие начало отечественной офтальмологии, в частности почву для исследований доктора Филатова. По заказу императорской грязелечебницы на Куяльнике ученым была разработана необходимая аппаратура и техника, благодаря которой грязелечебница стала одним из лучших европейских курортов. Приборы Тимченко и технические проекты выставлялись на международных и всероссийских выставках в Париже, Петербурге, Нижнем Новгороде и Одессе, где изобретатель был награжден за свои заслуги пятью золотыми и тремя серебряными медалями. Но все же главным изобретением в его жизни стало создание киноаппарата. 

Открытию предшествовали несколько лет напряженной работы. Наконец, в 1893 году вместе с профессором Московского университета Николаем Алексеевичем Любимовым Тимченко разрабатывает скачковый механизм, позволявший прерывисто менять кадры в стробоскопе. Сам изобретатель называл свой скачковый механизм «улиткой», так как по сути это была усовершенствованная червячная передача. Небольшой сектор винтовой резьбы на стержне был сделан не наклонно, как в обычных червячных передачах, а частью наклонно, а частью перпендикулярно к стержню. Этот сектор цеплял зубчатое колесо, располагавшееся рядом. Когда зуб колеса попадал на перпендикулярную часть сектора, то колесо не двигалось. Затем через половину оборота стержня, сектор поднимал зуб, колесо делало скачок, а следующий зуб вновь попадал на перпендикулярную часть сектора. Это и обеспечивало прерывистую смену изображений. 

Естественно, Тимченко не собирался останавливаться на достигнутом и совместно с другим изобретателем Моисеем Филипповичем Фрейденбергом создает киноаппарат собственной конструкции – кинетоскоп. В свою очередь, Тимченко принимает участие и в разработке автоматической телефонной линии Фрейденберга. 

С помощью кинетоскопа на одесском ипподроме он снимает два небольших фильма «Скачущий всадник» и «Копьеметатель». Ну а осенью 1893 года изобретатель организовал в Одессе первые общественные показы своих творений. Сохранились объявления, которые он давал в местных газетах того времени. Например, в ноябре 1893 года газета «Одесский листок» сообщала, что открылась «художественная выставка живых фотографий, приводимых в движение посредством электрической машины». Таким образом, кино все-таки родилось не в Париже, а в Одессе, причем на два года раньше братьев Люмьер.

В январе 1894 года Тимченко принимает участие в IX съезде русских естествоиспытателей и врачей, проходившем в Москве. Здесь он представляет свое изобретение ученой публике и делегатам съезда. Вот что было записано в итоговой резолюции секции физики: «На экране были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом (прибором)… Секция отнеслась весьма сочувственно к работам господина Тимченко, его остроумию и оригинальности… и решила выразить господину Тимченко благодарность». Таким образом, это означало, что изобретение было фактически признано и одобрено комиссией авторитетных специалистов! 

Дальше благодарности дело не пошло, но изобретение Тимченко дало толчок к дальнейшему развитию кинематографа. Изобретатели в других странах также стали создавать свои скачковые механизмы. Были среди них и братья Люмьер. Уже через год после парижского показа Люмьеров инженерами-изобретателями А. Д. Самарским и А. И. Акимовым были разработаны более современные киноаппараты, но они так и не получили распространения. 

Ну а механик-изобретатель Тимченко, человек яркого и самобытного таланта, продолжает творить, заведуя механическим хозяйством университета. Здесь он сотрудничает с передовыми учеными своего времени – И. И. Мечниковым, И. М. Семеновым, Ф. Н. Шведовым, А. О. Ковалевским и многими другими. В течение нескольких лет (с 1896 по 1905 год) при Одесском университете действует Строительная комиссия по возведению комплекса новых зданий и сооружений для факультетов, медицинских клиник, библиотек и других сооружений, предназначенных для научно-вспомогательных целей. В 1903 году при университете был открыт Физический институт. Естественно, что налаживание приборов и инструментов для новых кабинетов и лабораторий не могло обойтись без участия главного механика университета. 

Все свое умение ученый вложил в создание Метеорологической обсерватории Одесского университета, представлявшей собой весьма важное научное и учебно-вспомогательное учреждение, производившее разнообразные наблюдения, одинаково важные для решения различных теоретических и практических вопросов в метеорологической науке. Деньги, предназначавшиеся механику в качестве гонорара за изготовление приборов для обсерватории, он отдал на постройку подземного павильона, необходимого для магнитных наблюдений. 

К сожалению, в стенах университета талантливого изобретателя окружали не только друзья и единомышленники, но также завистники и откровенные недруги. Из-за интриг недоброжелателей в университете начинается травля людей из окружения Тимченко, обернувшееся в конечном счете и против него. Без каких-либо объяснений его исключают из штата университета, а спустя еще некоторое время правление учебного заведения выносит постановление о выселении изобретателя из его механической мастерской. Несмотря на все старания Тимченко сохранить свое детище, вскоре оно все-таки было уничтожено. И опять уже в который раз за свои собственные средства ученый был вынужден купить небольшое помещение по адресу: Херсонская улица, д. 11, перевезти туда часть уцелевшего оборудования и открыть физико-математическую мастерскую. 

Однако вскоре отсутствие мастерской при университете стало ощущаться особенно остро, поскольку требовался текущий ремонт научных инструментов. Еще более ситуация осложнилась с началом Первой мировой войны, сделавшей невозможной выписку из-за границы новых приборов и материалов. Только тогда по настоянию физико-математического факультета механическая мастерская при университете была восстановлена, вернувшись к привычному ремонту и изготовлению различных механических приборов. Однако возвращение изобретателя в родные стены университета не способствовало улучшению его финансового положения. Зачастую изобретатель был лишен даже элементарных средств для нормального питания. В результате он был вынужден постоянно искать частные заказы, чтобы прокормить семью и содержать университетскую мастерскую. 

Иосиф Андреевич Тимченко скончался 20 мая 1924 года в возрасте 72 лет. Он успел застать расцвет немого кинематографа, ставшего еще при его жизни одним из самых популярных развлечений в Одессе. 

В городе до сих пор сохранился дом, располагающийся по адресу Французский бульвар, д. 89, в котором родился кинематограф за два года до общепринятой даты своего рождения. Рядом с роскошным зданием университетской библиотеки это невзрачное строение похоже на Золушку. Как и столетие назад в нем размещаются учебно-экспериментальные мастерские университета, однако время практически полностью стерло приметы былой славы этого сооружения. 

По ходатайству Национального союза кинематографистов Украины и распоряжением одесского городского главы было принято решение увековечить в Одессе память изобретателя. С этой целью на фасаде дома 24 по Преображенской улице была установлена мемориальная доска. Также планируется установить памятник изобретателю и его семье на Втором Христианском кладбище. 

В Харькове тоже была установлена мемориальная доска на фасаде дома № 10/12 по Московскому проспекту, где раньше находилась механическая мастерская, в которой он работал.

Ну а киноаппарат, изобретенный Иосифом Тимченко, хранится в Политехническом музее в Москве. Между прочим, сопроводительная табличка, которая представляет посетителям музея данный экспонат, довольно недвусмысленно гласит: «Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты».


Дата публикации: 30 июля 2022

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~6Dsu7


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
12361672
Александр Егоров
1625045
Татьяна Алексеева
970519
Татьяна Минасян
481929
Яна Титова
279865
Светлана Белоусова
232271
Татьяна Алексеева
225347
Сергей Леонов
222991
Наталья Матвеева
209888
Валерий Колодяжный
208244
Борис Ходоровский
199697
Павел Ганипровский
178445
Наталья Дементьева
129600
Павел Виноградов
125683
Сергей Леонов
114201
Редакция
102105
Виктор Фишман
97725
Сергей Петров
94630
Станислав Бернев
90026