ЖЗЛ
«Я была одной из величайших любовниц своего века»
Алиса Минина
журналист
Санкт-Петербург
75
«Я была одной из величайших любовниц своего века»
Она вызывала ненависть столь же сильную, как и любовь

Ее называли неподражаемой, божественной, гениальной. На протяжении полувека Сара Бернар, незаконнорожденная дочь красавицы-содержанки, царила на театральных подмостках, и ее имя не сходило со страниц газет и журналов. Она вызывала ненависть столь же сильную, как и любовь. Врачи пророчили ей еще в юности скорую гибель, но она сумела прожить до глубокой старости, с детства следуя своему девизу «во что бы то ни стало». Вторым ее девизом могли стать слова «любить, чтобы жить»: по количеству любовных связей она заткнула за пояс самого Казанову. При этом она оставалась верна самой себе, выполнив данное себе обещание — стать личностью….

Сара Бернар родилась во Франции в 1844 году (по некоторым источникам — в 1840-м). Легкомысленная мать отдала ее на поруки кормилице, навещая время от времени. С детства страдая от туберкулеза, девочка росла очень болезненной и слабенькой. После того, как доктора предрекли ей скорую смерть, Сара уговорила мать купить ей гроб из розового дерева с атласной отделкой — девочка мотивировала свою просьбу тем, что не хотела бы найти последний приют в «каком-нибудь уродце». Этот гроб сопровождал ее на протяжении всей жизни — она возила его с собой на гастроли и в путешествия…

Когда Сара немного подросла, мать отдала ее в пансион при монастыре. Впечатлительная девочка была очень набожной и мечтала постричься в монахини. Но судьба в лице матери и ее любовника герцога де Морни, единокровного брата Наполеона III, уготовила Саре совершенно иное. Герцог предложил отдать Сару в Консерваторию — актерскую школу французского правительства. Девочка попыталась отказаться от предложения, но вскоре смирилась со своей участью, сменив мечты о монастыре на будущее актрисы. Герцог де Морни помог ей попасть в Консерваторию, а через два года после ее окончания устроил Сару в «Комеди Франсез». Однако карьера подающей надежды актрисы чуть было не рухнула в самом начале.

Однажды Сара взяла в театр свою младшую сестру Режину — на празднование дня рождения Мольера. Сестренка нечаянно наступила на шлейф одной из актрис и та грубо оттолкнула девочку: Режина ударилась о колонну. «Режина вскрикнула и тут же бросилась ко мне,- вспоминала Сара позднее. — Ее хорошенькое личико было залито кровью. «Злая тварь!» — воскликнула я , набрасываясь на толстую даму… и в тот самый момент, когда она собиралась ответить, влепила ей пару пощечин…» Инцидент не прошел бесследно для Бернар. Из театра ее не уволили, но актриса, которую она ударила, отомстила ей по-своему — Сару лишили роли, о которой она долго мечтала. Вспыльчивая и своевольная, девушка не пожелала мириться с несправедливостью и ушла из театра, разорвав контракт. Но вопреки ожиданиям завистников, Бернар не собиралась ставить крест на своей карьере. Чрезвычайно худая, с непокорной копной вьющихся волос, Сара обладала сильным характером и волей к жизни. Недоброжелатели называли ее «прекрасно отполированным скелетом», язвили, что «она лучше исполняет роль, чем наполняет корсет».

Но эти злобные нападки в ее адрес только подстегивали Сару работать еще лучше, и она отдавалась любимому делу всей душой. Она уже не представляла себе жизни без театра. «Я не знаю ничего более животворного, чем эта атмосфера, кишащая микробами, — признавалась Сара, — ничего более веселого, чем этот сумрак, ничего более лучезарного, чем эта чернота». Однако, учитывая страстную и нетерпеливую натуру актрисы, известность приходила к ней слишком медленно. Однажды, после провала в одном из театров в роли русской принцессы, Бернар даже пыталась покончить с собой. Ее остановили, и неугомонная Сара уехала в Испанию — здесь она познакомилась с принцем Анри де Линем, первым мужчиной, завоевавшим ее сердце. В 1864 году у нее родился сын. Принц даже поговаривал о браке, выдвинув условие, что Сара должна уйти из театра. С помощью антерпренеров ему почти удалось убедить Бернар в том, что у нее нет особого таланта — во всяком случае, она была готова пожертвовать карьерой ради любви.

Но надежды на семейное счастье вскоре рухнули — семья принца отказалась принять невесту-еврейку с сомнительным прошлым. Сара возвращается во Францию и с помощью друзей получает контракт в «Одеоне». Именно в этом театре она добилась первого шумного успеха, сыграв главную роль в одной из пьес Дюма-отца. С этого момента ее карьера пошла в гору. Она получает признание и широкую известность, в 1880 году создает собственную театральную труппу, вместе с которой разъезжает по всему миру. Многие удивлялись, откуда у этой хрупкой, болезненной женщины столько сил — говорили, что ее энергии хватило бы на десятерых. Вместе с тем, до конца своей жизни Сара так и не смогла вылечиться от туберкулеза — периодически с ней случались приступы и она кашляла кровью. Не смогла она избавиться и от страха перед выходом на сцену: каждое выступление доводило ее до чрезвычайного нервного возбуждения. Она выкладывалась полностью, и нередко, когда занавес опускался, обессиленная актриса падала в обморок. Однако увлеченность театром не мешала Саре заводить многочисленные романы. Она успевала повсюду. Ее современники утверждали, что у нее было тысячи(!) любовников.

Накануне Первой мировой войны писатель Октав Мирбо спросил у Бернар, когда она собирается отказаться от любви. «Когда я перестану дышать, — ответила актриса. — Источник моей энергии и жизнеспособности лежит в их полном подчинении моей женской судьбе»… Поговаривали, что она умудрилась соблазнить всех глав государств Европы, в том числе и Папу Римского. Ее осыпали подарками короли Италии и Испании, она пользовалась благосклонностью императора Австрии. Король Дании предоставил к ее услугам свою яхту, герцог Фредерик — свой родовой замок. В числе ее поклонников были Виктор Гюго, Оскар Уайльд, Эмиль Золя, Эдмон Ростан и многие другие знаменитости. Все они отдавали должное ее гениальности, а Сара в свою очередь признавала, что ее всегда привлекали талантливые мужчины. Не были исключением и театральные партнеры Бернар — хотя, как правило, такие связи продолжались до тех пор, пока шла пьеса, в которой они играли вместе с Сарой. Бернар была талантлива не только на подмостках — многие ее экс-любовники после окончания романа с ней оставались ее преданными друзьями. Хотя позднее в своей автобиографии Бернар выразила весьма своеобразное отношение к мужчинам-актерам:

«В нашей профессии есть любопытная закономерность: мужчины завидуют женщинам гораздо сильнее, чем женщины завидуют друг другу. У меня всегда было множество врагов среди актеров и почти не было их среди актрис…думаю, что драматическое искусство — преимущественно женское искусство. В самом деле, желание украшать себя, прятать истинные чувства, стремиться нравиться и привлекать к себе внимание — слабости, которые часто ставят женщинам в укор и к которым неизменно проявляют снисходительность. Те же самые недостатки в мужчине вызывают отвращение». Сама Бернар неоднократно играла мужские роли, причем с неизменным успехом. Этого ей и не могли простить некоторые коллеги противоположного пола. Что поделать — путь актрисы был усеян не только розами…

Недоброжелатели, сплетни, несправедливые нападки сопровождали ее на протяжение всей жизни. Нередко она получала злобные анонимки, способные выбить из колеи кого угодно. Вот, к примеру, содержание одной из них: «Несчастная скелетина, не вздумай казать своего жуткого жидовского носа на послезавтрашнюю церемонию. А то как бы он не послужил мишенью для всех яблок, что запекают сейчас в нашем славном городе Париже по твою душу. Скажи, чтобы в газетах написали, что ты харкаешь кровью, и лежи себе в постели, раздумывая о последствиях наглой рекламы. Зритель»… Однажды на гастролях в Одессе в ее карету бросили камень (этот булыжник Сара велела покрыть лаком и долгое время хранила у себя на письменном столе). В другой раз ей чудом удалось избежать разбойного нападения. Еще один ощутимый удар она получила с той стороны, с которой меньше всего ожидала — ее подруга, актриса Мари Коломбье (ох уж эти подруги!), опубликовала полупорнографическую «биографию» Сары Бернар, давшую пищу для массы пересудов и сплетен. Коломбье, в частности, писала, что Сара обожала заниматься любовью в своем гробу, хотя некоторые ее партнеры «колебались, поскольку такая похоронная мебель убивала все их желания». Кстати, сама Сара, в отличие от многих мужчин, никогда не бравировала своими любовными победами, стыдливо умалчивая о них в мемуарах. Впрочем, ей и не нужна была подобная дешевая самореклама — она умела самоутверждаться по-другому.

Ее интересы не ограничивались одним театром. Она успешно занималась благотворительностью, попробовала себя в живописи и скульптуре. Ее работы имели успех, несмотря на скептическое высказывание знаменитого Родена о скульптуре Сары Бернар: «Это халтура, и публика дура, что ее смотрит». Однако эту «халтуру» покупали за десятки тысяч франков… Во всем, за что бы ни бралась Сара, ей сопутствовал успех, но судьба попыталась хоть в чем-то взять реванш. Создать счастливую семью Саре было не дано. Ее единственный брак с греческим дипломатом Аристидисом Дамала был крайне неудачным. К моменту встречи с великой актрисой Дамала, избалованный женщинами и привыкший жить за их счет, превратился в законченного наркомана. К тому же он был младше Сары на одиннадцать лет. Но Бернар рискнула. Они повенчались в Неаполе в 1882 году. С этого момента жизнь превратилась для Сары в сплошное разочарование, которое продлилось несколько месяцев. Аристидис, не сумевший сделать карьеры, получал какое-то садисткое удовольствие, если ему удавалось публично унизить свою знаменитую супругу. Она пыталась сделать его актером, добивалась для него ролей, а он пренебрегал ею, щеголяя своими изменами. Они развелись, но Сара продолжала опекать Аристидиса — она была рядом с ним и в последние месяцы его жизни (он умер в 1889 году, став законченным наркоманом)…

Она была великой актрисой не только на театральных подмостках, но и в жизни, сумев до глубокой старости сохранить свой талант. Даже после того, как в 1915 году ей ампутировали ногу, она продолжала работать и выступать на сцене. Жан Кокто писал, что таким, как Бернар, не нужен театр: «…они создают и играют роль в самой жизни, строят декорации из ничего. Невозможность полностью воплотиться в своих героинь возбуждает их, доводит до крайнего напряжения. Госпожа Сара Бернар являла собой образец такой игры на пределах возможного и в жизни, и на сцене.

Весь мир был захвачен ее экстазом. Ее считали чахоточной, может быть, из-за того, что у нее была привычка теребить и подносить к губам платок, а в любовных сценах губы ее пламенели, как розы. Она декламировала размеренным, сильным трепетным голосом. И вдруг ломала ритм, убыстряя речь, чтобы придать какому-нибудь месту особый смысл, тем более поразительный, что рождался внезапно, по наитию»…Уже в пожилом возрасте Сара успела сняться в семи кинофильмах, правда немых. В одной из картин она, шестидесятилетняя (!) блестяще сыграла юную Маргариту Готье. Казалось, время не властно над этой женщиной, привыкшей побеждать… Она оставалась верна себе даже перед смертью: шутила, спрашивая у окружавших ее друзей, не износился ли ее любимый гроб, и назначала актеров, которые должны будут нести этот гроб с ее телом. «Божественная» Сара умерла 26 марта 1923 года в возрасте 78 лет в своем доме в Париже, опровергнув все прогнозы врачей, предрекавших ей короткую жизнь…

Дата публикации: 7 июня 1999

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~zJM8L


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
11308657
Александр Егоров
1315887
Татьяна Алексеева
949496
Татьяна Минасян
474811
Яна Титова
278737
Светлана Белоусова
231215
Татьяна Алексеева
223322
Сергей Леонов
222277
Наталья Матвеева
206478
Валерий Колодяжный
204529
Борис Ходоровский
199009
Павел Ганипровский
177635
Наталья Дементьева
129042
Павел Виноградов
124914
Сергей Леонов
114090
Редакция
100850
Виктор Фишман
97636
Сергей Петров
93498
Станислав Бернев
88863