Последний из награжденных
РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №24(540), 2019
Последний из награжденных
Владимир Матвеев
капитан 1-го ранга, публицист
Санкт-Петербург
3628
Последний из награжденных
В болгарском городе Русе Александру Конкевичу открыта мемориальная доска

В Российской империи существовала довольно редкая форма награды – право присоединить к своей фамилии почетное именование. Даровалось это право лично императором за особые выдающиеся заслуги перед Отечеством. И удостоено подобной награды за всю историю империи было всего девятнадцать человек. Всезнающая Википедия в статье «Почетные прозвания в России» пытается дать полный список таких награжденных. Но забывает о последнем из них – Александре Егоровиче Конкевиче, которому император Николай II незадолго до своего отречения даровал право присоединить к фамилии именование Мурманский.

Большинство получивших почетные именования были высокопоставленными военачальниками. И именования давались им по географическим названиям мест важнейших сражений, выигранных ими, или по названиям присоединенных к России территорий.

От Чесменского до Мурманского

Практику подобных награждений ввела императрица Екатерина II. Первым награду получил Алексей Орлов-Чесменский за победу русского флота при Чесме в 1770 году. Затем были награждены еще пять военачальников: Василий Долгоруков-Крымский, Петр Румянцев-Задунайский, Григорий Потемкин-Таврический, Александр Суворов-Рымникский и Иван Меллер-Закомельский.

Павел I даровал только одну такую награду, но во всем отличающуюся от наград, дарованных его матерью. Впервые был награжден гражданский чиновник – Иван Михайловский-Данилевский, причем не имевший особых заслуг перед Отечеством. Почетное именование не присоединили к фамилии, а поставили перед ней. И никакому географическому объекту оно не соответствовало, а было дано по названию императорского замка. Легенда гласит, что против некоего чиновника по фамилии Данилевский производилось расследование в связи с его дерзким прошением, поданным императору. Был заподозрен Иван Лукьянович Данилевский, которого долго таскали на допросы, но потом выяснилось, что крамольное прошение подал его однофамилец. Чтобы компенсировать невиновному «моральный ущерб», Павел пожаловал ему чин действительного статского советника. А чтобы его впредь не путали со смутьяном, прибавил к его фамилии название собственного замка. 

Одно награждение произвел и Александр I. Им был отмечен полководец Михаил Голенищев-Кутузов-Смоленский.

Николай I пожаловал почетные именования троим. Их получили чиновник Иван Шервуд-Верный, отличившийся при раскрытии заговора декабристов, и два военачальника: Иван Паскевич-Эриванский и Иван Дибич-Забалканский.

Александр II отметил заслуги двух своих генералов – полных тезок: Николаев Николаевичей Муравьевых. Один из них получил именование Карский, другой – Амурский. А в 1866 году подобная награда им впервые была дана недворянину – Осипу Комиссарову-Костромскому. За предотвращение покушения на императора ему пожаловали дворянство и почетное именование по месту рождения.

Александр III никого такой наградой не отмечал. А вот награждения, произведенные следующим императором, Николаем II, отличались своеобразной новизной. Им не был награжден ни один высокопоставленный военачальник, но впервые награду получил младший офицер – лейтенант Константин Иванов-Тринадцатый. В то время морские офицеры-однофамильцы имели порядковые номера в зависимости от старшинства по службе. Этот номер и был оставлен офицеру в качестве почетного именования как признание его заслуг в войне с Японией.

Впервые такую награду получил и ученый – Петр Семенов-Тян-Шанский. К тому же впервые были даны награды не за собственные заслуги, а за заслуги родственников. Братья Петр и Алексей Кауфманы получили почетное именование Туркестанские за заслуги их дяди – покорителя Туркестана Константина Кауфмана.

Последнее награждение произошло 23 января 1917 года. В этот день Николай II даровал право присоединить к своей фамилии именование Мурманский тайному советнику Александру Егоровичу Конкевичу. За какие же заслуги была пожалована такая награда бывшему морскому офицеру, бывшему полицейскому и … писателю-фантасту?

Начальник болгарского флота

Александр Конкевич родился 8 октября 1842 года (по старому стилю) в Валдайском уезде Новгородской губернии. В семнадцать лет он поступает юнкером на Балтийский флот и спустя четыре года получает офицерский чин. Ему доводится дважды поучаствовать в кругосветных плаваниях: на транспорте «Гиляк» и на корвете «Боярин».

К 1877 году Александр Конкевич дослужился до чина капитан-лейтенанта и должности старшего офицера корабля. Но начинается война с Турцией. Его направляют в действующую армию, где назначают командиром Морских команд Рущукского отряда, обязанностью которых было содержание плотового моста и паромной переправы.

По окончании войны получает автономию Болгарское княжество. В нем временно вводится русское управление. И капитан-лейтенанта Конкевича назначают командующим болгарским военным флотом. Официально же его должность называлась «начальник флотилии и морской части Болгарского княжества».

Исполняет ее Александр Егорович в течение четырех лет, создавая флот практически с нуля. Но в 1883 году против него вдруг фабрикуется дело о присвоении государственных средств, отпускаемых на флотилию.

Пять месяцев провел Конкевич в тюремном заключении, после чего был полностью оправдан болгарским судом. Однако в морском министерстве России в тонкости дела вникать не стали и сразу же уволили его от службы «вследствие возбужденного болгарским правительством дела». Правда, после вынесения оправдательного приговора было «повелено считать уволенным со службы капитаном 2-го ранга с мундиром и пенсией по положению».

Войны будущего

Еще с 1868 года Александр Конкевич начинает печатать в газетах и журналах свои статьи и рассказы. Но только после увольнения с флота у него появляется возможность заняться литературой всерьез.

Он уезжает на Белое море, где работает капитаном на местных пароходах и пишет фантастические романы. В 1886 году в журнале «Русское судоходство» появляется первый из них – «Крейсер «Русская надежда»», в котором описывается происходящая в будущем англо-русская война на море. Этот роман положил в отечественной литературе начало новому жанру – военной фантастики.

Роман имел огромный успех и на следующий год был издан отдельной книгой. Его даже перевели и издали в Англии под названием «Русская надежда», или Британия больше не правит морями». Вслед за первым следуют еще три романа, описывающие фантастические войны будущего: «Роковая война 18?? года», «Морские твердыни России» и «Черноморский флот в ???? году». Им тоже сопутствует большой успех у читателей.

Но больше романов Александр Конкевич не пишет, хотя литературной деятельностью занимается до конца своей жизни, выпуская сборники рассказов и активно сотрудничая в журналах и газетах.

Дорога в Романов на Мурмане 

В 1892 году Александр Конкевич принимает решение возвратиться на службу, но уже не на флот, а в Министерство внутренних дел. Его назначают полицмейстером города Либава (современная Лиепая), где он и служит последующие пять лет.

В это время в Либаве начинается строительство крупного порта, который должен стать главной военно-морской базой России. Но Конкевич считает выбор этого места для базирования флота бесперспективным и в своих статьях начинает активно выступать против строительства. По его мнению, в случае войны флот на Балтике может быть легко блокирован неприятелем, поэтому наилучшим местом для строительства базы флота являются незамерзающие бухты мурманского побережья.

Такого же мнения придерживался и приехавший в Либаву министр финансов Сергей Юльевич Витте. Он предлагает Конкевичу сопровождать его в поездке на Кольский полуостров для поиска места под военную гавань. Их поездка состоялась в 1894 году. Наиболее подходящими для базы флота были признаны бухты Мотовского залива. Конкевич писал о них «как бы самим Богом созданных для могущественной морской державы и сильного флота». Но создание здесь порта было невозможно без строительства в этих краях железной дороги.

После поездки Витте предлагает Конкевичу перейти на службу в свое министерство. Тот соглашается и в конце 1897 года становится чиновником Министерства финансов, а затем возглавляет отдел по делам торгового мореплавания. В дальнейшем он занимает высокие должности в Министерстве торговли и промышленности, Русском обществе пароходства и торговли и дослуживается до чина тайного советника.

С началом Первой мировой войны Александр Конкевич представляет императору Николаю II записку о необходимости срочного сооружения железной дороги от Петрозаводска до Екатерининской гавани, где планируется построить новый порт Романов на Мурмане (ныне Мурманск). Строительство дороги началось в январе 1915 года. Причем Конкевича, несмотря на его уже почтенный возраст, привлекают к проектированию и строительству дороги. И в признание его заслуг «в деле осуществления Северного пути» император дарует ему право присоединить к своей фамилии именование Мурманский.

Дальнейшая судьба Конкевича-Мурманского остается неизвестной. Он исчез в вихре революционных событий конца 1917 года. Наследников мужского пола Александр Егорович не имел, потому род Конкевичей-Мурманских продолжения не получил.

Были попытки возродить подобные награды и при Временном правительстве, и в белой армии. Но в обоих случая это были лишь единичные награждения. В первом – за революционные заслуги своего отца был отмечен Евгений Шмидт-Очаковский, сын знаменитого лейтенанта Шмидта, возглавившего мятеж на крейсере «Очаков». Во втором случае – генерал Яков Слащев-Крымский за успешную оборону Крыма от частей Красной армии.


12 ноября 2019


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8370545
Александр Егоров
940827
Татьяна Алексеева
775904
Татьяна Минасян
319186
Яна Титова
243109
Сергей Леонов
215717
Татьяна Алексеева
179142
Наталья Матвеева
176557
Валерий Колодяжный
171204
Светлана Белоусова
157271
Борис Ходоровский
155356
Павел Ганипровский
131006
Сергей Леонов
112002
Виктор Фишман
95617
Павел Виноградов
92450
Наталья Дементьева
91736
Редакция
85313
Борис Ходоровский
83213
Станислав Бернев
76847