Баски в СССР
СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №1(361), 2013
Баски в СССР
Михаил Ершов
журналист
Санкт-Петербург
1533
Баски в СССР
Команда басков в СССР

К 1937 году уже прошло два мировых первенства по футболу, но сборная СССР не принимала в них участия: ФИФА считали буржуазной организацией, а значит, футболистам Страны Советов нечего было там делать. ФИФА тоже не оставалась в долгу: запрещала клубам и сборным, принадлежащим ассоциации, играть с «красным интернационалом». Сборная Басконии нарушила данный запрет. Летом 1937 года в Москву прибыли настоящие профессиональные футболисты.

NO PASARAN

У басков были весомые причины уважать русских. Сотни добровольцев из Союза сражались в Испании на стороне республиканцев против войск Франко. Осиротевших испанских детей радушно приняли в Советском Союзе. Прибывшие к нам футболисты также принимали участие в боевых действиях. Например, Исидро Лангара находился среди защитников Барселоны. Уже в Москве он узнал, что его родители погибли. Вратарь Грегори Бланко перед началом одного из матчей получил горестную весть: в предместье Бильбао франкисты убили отца, мать и его двоих детей. Не было ли это местью за поездку Бланко в СССР? Лучший нападающий Испании Хозе Ирарагорри участвовал в знаменитой атаке республиканцев на Вильярреаль. Где бы ни появлялись баски, первым, что они слышали, был лозунг республиканцев: «NO PASARAN!» — «ОНИ НЕ ПРОЙДУТ!».

Конечно, баски преследовали не только спортивные цели, но и политические, а также экономические: во время турне по СССР футболисты зарабатывали деньги для семей погибших во время Гражданской войны защитников республики.

Кому играть?

Сборная Испании, в которую входило немало игроков из Басконии, на тот период являлась одной из лучших на континенте. Стиль игры испанцев называли латиноамериканским. Футболистов отличали ловкость, быстрота, высокое техническое мастерство. Тренировка басков подтвердила то, о чем писала зарубежная пресса. Присутствовавшие на стадионе специалисты футбола и некоторые игроки увидели артистическую работу с мячом, поразительную точность удара по воротам. К тому же впоследствии выяснилось, что сборная Басконии играет по системе «дубль-вэ», при которой полузащитник держится в глубине обороны, несколько оттянуты полусредние, а центрфорвард и крайние нападающие находятся на самом острие атаки. Ни с чем подобным советские клубы еще не сталкивались.

Всем было ясно: соперник серьезный. Встал вопрос — кому играть? Пока баски тренировались, в Комитете по делам физкультуры и спорта проходило расширенное совещание, на котором присутствовали не только руководители футбола, но и представители команд класса «А». В первую очередь решили, что играть будет не сборная, а клубы. На матчи в Москве претендентов было трое: «Спартак», «Локомотив» и «Динамо». Первую игру решили доверить «Локомотиву» — обладателю Кубка СССР 1936 года. Сыграть второй матч довелось московскому «Динамо» — лучшей на тот момент команде в стране.

Обескураживающее начало

Стоит ли говорить, что на стадионе был аншлаг. Игра не обманула ожиданий, хотя и оставила у наших «фанатов» горестный осадок.

«Локомотив» проводил первый международный матч в истории клуба. Игроки, безусловно, старались. Однако энтузиазм молодой команды не привел к желаемому результату. Обладая филигранной техникой, баски постоянно устанавливали выгодный для себя темп игры.

Впоследствии один из футболистов «Локомотива» рассказывал, что тактическая схема испанцев привела наших игроков в полное смятение: «Жюль Лимбек, считавшийся знатоком европейского футбола, по каким-то соображениям не рассказал нам о манере действий соперников. Баски играли тогда по неизвестной нам схеме «дубль-вэ», мы были застигнуты ими врасплох. В первые полчаса, пока мы разбирались, они забили четыре гола. Второй тайм отыграли более или менее на равных».

Футболист Жюль Лимбек — франко-бельгийский подданный румынского происхождения. На свою беду, он согласился приехать в СССР в 1936 году для «обмена опытом», а точнее, в качестве консультанта. И вот команда, которую он обучал, проиграла в международном матче с разгромным счетом. Более того, вторая команда, где он был консультантом, — тбилисское «Динамо» чуть позже тоже проиграла сборной Басконии. Эти «провалы» для Лимбека закончились трагически. Несмотря на заграничное гражданство, в том же 1937 году его арестовали и приговорили к «10 годам без права переписки» (для непосвященных — к расстрелу).

Но вернемся непосредственно к футболу. Команда «Динамо» практически на равных провела матч и все-таки не смогла противостоять решимости звезды европейского футбола Лангару, который, кстати, забивал в каждом матче во время турне по Советскому Союзу. Об игре испанского нападающего писали так: «Стоило его на секунду оставить, как этот по первому впечатлению неповоротливый человек молниеносно распоряжался мячом. Он наносил сильнейший удар, и мяч, как пушечное ядро, влетал в верхний угол ворот. А бил он далеко из-за штрафной площади…». Динамовцы проиграли со счетом 1:2.

Честь столичного футбола находилась в опасности. А ведь московские команды считались сильнейшими в стране… Но пока в Москве переживали поражения, сборная Басконии отправилась на берега Невы.

Ничья в Ленинграде

После игр в Москве ленинградское и партийное руководство тоже крепко задумалось, кого выпустить к баскам. После долгих дебатов решили выставить на матч сборную города. Провели две контрольные игры. Определили состав, куда вошли семь динамовцев, трое футболистов из «Сталинца», один спартаковец (в то время существовали эти футбольные команды в Ленинграде). В состав включили также одного студента — вратаря Эвранова.

Игра состоялась 30 июня 1937 года. Первый тайм прошел с явным преимуществом сборной Ленинграда. Испанцы выглядели вялыми, сонными. И понятно, почему… Гости прибыли в город только накануне. На вокзале их ждала торжественная встреча, затем — размещение в гостинице «Астория», многочасовая экскурсия, а чуть ли не ночью — банкет в ресторане с вином и танцами. Матч же начинался на следующий день, в 19.00. Из рассекреченных данных НКВД ясно, что данный прием «органы» спланировали заранее: уж очень не хотелось проигрывать. Кроме того, баски прибыли без трех ведущих игроков: Алонсо, Ларринаги и Ирарагорри в Москве получили травмы.

В середине первого тайма в ворота сборной Басконии судья Николай Усов назначил пенальти. Однако удар Александра Федорова (по другим данным — Петра Быкова) отразила перекладина. И все-таки к концу первой половины игры питерцы «дожали» утомленных гостей и повели в счете 2:0.

Во втором тайме болельщики увидели совсем других басков. Они, что называется, «завелись». Пошли вперед большими силами. Имели массу голевых моментов, но забить сумели только дважды. Игра закончилась вничью со счетом 2:2. По свидетельству многих журналистов (причем советских), «судья Усов провел игру слабо, совершенно не замечая грубости со стороны ленинградцев».

И вновь Москва…

Футбольные болельщики, мягко говоря, были озадачены. Столько проведено матчей, а у басков наши не выиграли ни одного. А ведь какие на счету советских футболистов победы! Обыгрывали датчан, финнов, турок… В 1926 году у футболистов Франции сборная Москвы выиграла со счетом 22:0! Но все это были любительские команды, сборные, составленные из рабочих. О настоящей силе европейского футбола ни болельщики, ни игроки, ни специалисты (каковых тогда можно было по пальцам пересчитать), ни тем более спортивные функционеры в Стране Советов понятия не имели.

Московское руководство, как до этого в Ленинграде, пребывало в отчаянии. После долгих обсуждений решили: сначала вновь играет «Динамо», затем «Спартак», причем команды стоит усилить хорошими игроками из других клубов. В московское «Динамо» приехали два ленинградских спортсмена — Петр Дементьев и Валентин Федоров; из Тбилиси вызвали Александра Дорохова и Шоту Шавгулидзе.

После начала матча стадион в очередной раз впал в уныние. К 20-й минуте соперники вели 3:0. Но, о чудо! На 35-й минуте звезда советского футбола, знаменитый Пека (Петр Дементьев), отыграл один мяч. А затем дважды забил москвич Смирнов. Первый тайм закончился со счетом 3:4.

Начало второго «отделения» вызвало еще больший восторг трибун и обескуражило испанцев: Семичастный сравнял счет — 4:4. И здесь баски, также как в Ленинграде, «завелись». За 10 минут они забили три мяча в ворота хозяев. Советские футболисты вновь проиграли; на этот раз со счетом 4:7. Оставалось надеяться на «Спартак»…

Андрей Старостин — один из легендарных братьев — так вспоминал о «предматчевой лихорадке»: «Не жалея ни сил, ни времени спорила вся Тарасовка (база «Спартака» — М.Е.) о самой лучшей тактике и самом верном составе. Ажиотаж возрос после матча басков с динамовцами. Вот когда Тарасовка попала в фокус внимания всей футбольной общественности. Гости из ЦК комсомола, из Комитета физкультуры, из Всекоопромсовета, из самых различных организаций приезжали на скромный загородный стадион, чтобы посмотреть на тренировку. Они все интересовались состоянием команды, давали советы. Машины то и дело подкатывали к стадиону…».

Стоит ли упоминать (если только для молодежи), что спартаковцы подверглись давлению партийного руководства. Клуб, опять же, усилили игроками из других команд. Самым знаменитым из них впоследствии стал Григорий Федотов. Тогда он выступал за московский «Металлург». Из Киева в «Спартак» приехали Виктор Шиловский и Константин Щегоцкий. ЦДКА и «Локомотив» представляли Константин Малинин и Петр Теренков.

Тренерский совет решил играть по системе: три защитника, два полузащитника, остальные (естественно, кроме вратаря) — нападающие.

Игра началась 8 июля и на 8 минут позже: спартаковцы застряли в пробке. Напрасно игроки кричали милиционерам: «Мы футболисты, мы едем на стадион! Без нас матч все равно не начнут!» Стражи порядка только смеялись в ответ. Видимо, за последние полчаса им приходилось сталкиваться с разными уловками. Однако нашелся один «продвинутый» гаишник, который разрешил спартаковскому автобусу двигаться по встречной полосе. В форму переодевались прямо «на колесах»…

Баски проиграли «Спартаку». Это было их первое и единственное поражение в СССР. Счет уже на 14 минуте открыл Григорий Федотов. «Это был нападающий, еще не обладавший славой, которую он обрел в дальнейшем, — писал в своих воспоминаниях Андрей Старостин. — Вкрадчивая манера игры, перемежающаяся молниеносными бросками на ворота, простота и содержательность игры сразу приковывали к нему внимание». Пройдут годы, и Григорий Федотов станет лидером знаменитой «команды лейтенантов». Тогда, в 1937-м, он здорово помог «Спартаку». Москвичи победили со счетом 6:2. Столица ликовала!

Однако не обошлось без скандала. По мнению очевидцев, судья Космачев повлиял на исход матча: назначил необоснованный пенальти, не замечал нарушения спартаковцев... По некоторым данным, тренер испанцев Педро Вальяно увел свою команду в раздевалку в знак протеста против предвзятого судейства. Матч прервался на 40 минут. И только после вмешательства министра иностранных дел Молотова испанцы вновь вышли на поле. Возможно, это легенда. Но… нет дыма без огня. Необъективность судьи признал Комитет физкультуры. В газете «Красный спорт» появилась короткая информация о дисквалификации судьи Космачева «в связи с неудовлетворительным судейством матча «Спартака» со сборной Басконии и выводе его из Всесоюзной судейской коллегии…».

Итог турне сборной Басконии по Советскому Союзу стал неутешительным для наших футболистов: одна победа, одна ничья, остальные матчи были проиграны. Впрочем, такая же участь постигла и европейские команды. После игр в СССР баски продолжили турне по Европе и одерживали одну победу за другой. В нашем же футболе произошел прорыв — в корне изменилась тактика игры. А что же баски?.. В таком составе команда больше не выходила на поле. В Испанию вернулись только двое. Остальные осели в Мексике, где занимались мелким бизнесом и немного играли в футбол…



Дата публикации: 24 января 2013

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~UnKVR


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
13867315
Александр Егоров
2127726
Татьяна Алексеева
1004242
Татьяна Минасян
489339
Яна Титова
281260
Светлана Белоусова
233102
Татьяна Алексеева
227272
Сергей Леонов
223940
Наталья Матвеева
214473
Валерий Колодяжный
213903
Борис Ходоровский
200202
Павел Ганипровский
179072
Наталья Дементьева
129910
Павел Виноградов
126250
Сергей Леонов
114355
Редакция
104001
Виктор Фишман
97849
Сергей Петров
96132
Станислав Бернев
91872