Пека – питерский Пеле
СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №21(355), 2012
Пека – питерский Пеле
Михаил Ершов
журналист
Санкт-Петербург
1186
Пека – питерский Пеле
Известная фотография с прорывом к воротам соперника Петра Дементьева

«Пека Дементьев был очень знаменит. Он долгое время слыл одним из самых ловких, самых смелых и искусных футболистов Советского Союза. Где бы не играли – в Москве, в Ленинграде, в Киеве или Турции, – как только, бывало, выходит на зелёное поле сборная СССР, все сейчас кричат: «Вон он! Вон Дементьев! Курносый такой, с чубчиком на лбу! Вон самый маленький! Ах, молодец Пека!», – так написал о питерском Пеле писатель, заядлый болельщик Лев Кассиль.

«Шаровая молния»; «игрок, делавший с мячом всё, что угодно»; «ни на кого не похожий из футболистов своего времени и не нашедший приемников в будущем»; «гений в нашем футболе был один – Дементьев Пека», – так отзывались об игре Петра Тимофеевича Дементьева многие спортивные комментаторы. Но, как ни удивительно, за сборную СССР Пётр Тимофеевич сыграл не много матчей. А точнее: ни одного официального… Это удивительно потому, что он был, как говорится, виртуозом мяча. Болельщики его боготворили. Михаил Якушин – тоже великолепный футболист и впоследствии главный тренер сборной Союза – вспоминал: «Когда в Москву приезжало ленинградское «Динамо», за которое играл Пека Дементьев, многие, даже далёкие от спорта, люди метались по городу в поисках лишнего билетика, обзванивали всех знакомых, умоляя достать билетик на «Пеку», словно речь шла о какой-то театральной знаменитости. Им было ведомо, что они увидят на поле ярчайший спектакль. Так сказать, театр одного актёра».

Очевидец игры питерского Пеле журналист Герман Попов так вспоминает об одном из матчей: «Однажды на стадионе имени Ленина проходил матч Ленинград – Москва. Зрители от души смеялись, когда юркий Пека Дементьев «украл» мяч у могучего москвича Фёдора Селина. И как раз в тот самый момент, когда Селин собирался эффектнейшим образом, ударом через себя, отбить мяч от ворот. Заслуженный мастер спорта Фёдор Селин с досадой вспоминал об этом даже 15 лет спустя. А тогда, не найдя в воздухе мяча, он так стукнулся спиной о землю, что на поле появились санитары с носилками… Любил Пека и такой хитрый приём. Быстро-быстро бежит он с мячом, защитники и вратарь ждут от него самого решительного продолжения, а он неожиданно оставляет (именно оставляет) мяч партнёру, увлекая за собой своего сторожа. Таким способом он сбивал с толку многих известных в своё время защитников. Да и обыгрывал к тому же на маленьком «пятачке» по 3-4 игрока соперников. И всё это получалось у него легко, свободно».

Петра Дементьева сравнивали со знаменитым форвардом сборной Англии Стэнли Метьюзом, которому за футбольные заслуги королева Великобритании Елизавета даровала титул сэра. Причём, специалисты мирового уровня, в том числе и английские, отдавали предпочтение «маленькому гиганту большого футбола» – Пеке Дементьеву. Историки спорта считают, что «талант русского самородка во много раз ярче и тоньше, чем великолепные способности Стэнли Метьюза».

Давайте вернёмся к воспоминаниям Германа Попова: «…«Динамо» встречалось со своими грузинскими одноклубниками. Мы не скрывали злорадства: матч подходил к концу, а тбилисцы (тогда в высшей лиге выступали несколько ленинградских команд, автор очерка был поклонником «Зенита»), выигрывали уверенно и сильно, хотя счёт был и небольшим – 2:1. Ничего не получалось у динамовцев из Ленинграда. Каждый раз их атаки захлёбывались. Казалось, невозможно пройти рослую защиту грузинских футболистов. Чего стоил один Николай Дзяпшива! Он как пантера бросался наперерез форвардам, падал, отбивал мяч… Но что это? Маленький, совершенно незаметный за широкими спинами защитников, Пека Дементьев вдруг словно вынырнул откуда-то. Мяч у него в ногах как будто привязан невидимой ниткой. К Дементьеву устремляются двое – он проскакивает между ними! И вот он уже оказывается один на один с вратарём. Другой бы на его месте ударил что есть мочи. А он делает легкое обманное движение в сторону. Вратарь попадается на удочку. Пека легонько бьёт в противоположный угол. Гол!».

Пётр Тимофеевич Дементьев родился в декабре 1913 года в Петербурге. У него было одиннадцать братьев и сестёр, из которых выжили только пятеро. Пётр сам выжил чудом: пережил тяжелейшую скарлатину, Гражданская война – разруха, голод…

Дементьевы жили неподалёку от Смольного, тогда улица называлась улицей Красных текстильщиков. Отец будущего легендарного Пеки работал на фабрике как раз текстильщиком. И он был неравнодушен к футболу, входил в бюро фабричной футбольной секции. Конечно же, его сыновья – Александр, Иван, Пётр, Николай – заинтересовались этой игрой. Самым знаменитым стал Пётр…

А поначалу всё как у всех. Обычные мальчишеские игры: чехарда, штандер, лапта, пятнашки. Ещё были заплывы по холодной Неве. Но главное – футбольный мяч!

Пётр Тимофеевич впоследствии писал в воспоминаниях: «Ростом я, как говорится, не вышел (163 см – М,Е,) и всегда старался обхитрить соперников, обвести их на скорости с мячом в ногах. Если ребята в воскресенье куда-нибудь за город уезжали, я выходил во двор один. «Обводил» деревья, даже обыкновенную садовую скамейку приспособил для такого упражнения: пропустишь мяч под лавочку, перепрыгнешь через неё и снова бежишь».

А ещё Пека тренировал себя так. Он не любил жонглировать мячом, стоя на месте. Он любил движение. В мальчишеских он предпочитал, чтобы в его команде находилось меньше ребят, чем у соперника: обыгрывать сложнее. И обыгрывал. И не только в дворовых командах.

В советском футболе профессионалов «не было». Зато они были в первые годы после революции. Обратимся вновь к воспоминаниям Петра Тимофеевича Дементьева: «Помню, как по дороге в школу, меня частенько останавливали старшие ребята-беспризорники. В те годы они тоже сколачивали футбольные команды и проводили «чемпионаты» на небольших площадках во дворах. Сколько раз повторялось одно и тоже: они отбирают мою школьную сумку, и тащат играть за свою команду. Я упираюсь, говорю, что отец будет ругать меня за прогулы в школе; но все мои доводы оказывались для них совершенно неубедительными: «Пекочка, ещё успеешь выучиться! А у нас сейчас очень важная игра, нам надо выиграть!». Приходилось соглашаться. Вернувшись домой, я находил в своей сумке «гонорар» за выигранную встречу. Помню, что поначалу просто испугался, обнаружив деньги. Сумма была довольно значительной. Рассказал обо всём отцу, и тот приказал немедленно их возвратить. Однако, беспризорники отказались взять деньги обратно, сказав, что я их заработал, а отцу велели передать, чтоб не совался в чужие дела…».

На «высоком» уровне Пека дебютировал в 13 лет. Он сыграл за команду «Меркур» в чемпионате Ленинграда. Матч состоялся на площадке Таврического сада. Выйти мальчишке на поле позволил только авторитет Петра Григорьева – игрока сборных СССР, РСФСР и Ленинграда. Зрители веселились. О том матче сам Пётр Тимофеевич вспоминал так: «Я обведу какого-нибудь верзилу, он плюётся с досады, а мои болельщики хохочут от восторга».

Пека продолжал тренироваться без устали; при этом проводил по несколько матчей в день за разные команды, благо это не запрещалось. А тренировался даже ночью: «В белые ленинградские ночи, когда светло как днём, мы с ребятами выходили во двор. Мяч был резиновый, стука его не было слышно, и никто нас не ругал за ночные игры».

А ещё, чуть ранее, тренировки проходили в коридоре коммунальной квартиры. Даже соседи выходили посмотреть, как Петя бьёт мячиком о стенку, снова забирает его. Затем вообще следовал цирковой трюк: Пека поднимал мяч в воздух, снова опускал мяч на ногу и мчался дальше по коридору.

В 15 лет Пётр Дементьев играл за взрослые команды. В 15 лет! Знаменитые впоследствии вратари, тогда выступавшие за фабричные сборные, – Иван Мехов и Георгий Шорец (в будущем голкипер сборной СССР) – просили Пеку ещё немного побить по воротам после тренировки. Удар у Дементьева уже тогда был отменный. Стражи ворот это сразу определили.

Однажды досталось от Пеки погибшему во время Великой Отечественной войны легендарному вратарю Николаю Трусевичу. Его расстреляли немцы в оккупированном Киеве, когда киевское «Динамо» обыграло футболистов из «Люфтваффе»… А в 1934 году Трусевич выступал за сборную Одессы. Тогда на матч в этот южный город приехала команда Ленинграда. Вспоминает Пётр Дементьев: «Трусевич славился искусством играть в пределах штрафной площадки. Недаром о нём говорят, как об одном из предшественников Льва Яшина. Я шёл с мячом, Николай рванулся навстречу. Я подкинул мяч ногой, принял его на голову, перекинул через вратаря, догнал мяч и протолкнул его в сетку. Говорят, это был красивый гол…».

В 1936 году «уличный» футбол закончился. Федерация организовала первый чемпионат СССР. Игры пошли на результат. И игры не шуточные. В 1937-м в матче с динамовцами Москвы ленинградскому динамовцу Петру Дементьеву сломали руку и ногу. Год ушёл на лечение, а затем несколько месяцев восстановительных тренировок. Пека вернулся и вновь забивал! Например, когда ленинградское «Динамо» проигрывало московскому «Торпедо» 0:3, Дементьев забил четыре мяча. Ленинградцы выиграли 5:3.Иногда он вообще не забивал. Но товарищи по команде всё равно в раздевалке хлопали его по плечу – «Спасибо», потому что он всегда делал для команды всё что мог.

Герман Попов пишет: «Дементьев не так уж часто бил по воротам, а оттягивал на себя целую стаю соперников, чтобы выкинуть мяч Михаилу Бутусову или кому-нибудь из других партнёров…».

Когда Дементьев после травмы вернулся в команду, тренером уже был Михаил Павлович Бутусов, который с подачи Пеки забил не один мяч. Однако не сошлись они характерами на новом этапе футбольной карьеры. Бутусов решил подавить своенравного форварда своей команды. Воспользовался случаем. Дементьев опоздал на тренировку, за что получил «полный разнос». Пётр Тимофеевич подал заявление об уходе из «Динамо». Позднее в 1947 году Бутусов покаялся : был не прав. А тогда в принципе у ни в чём неповинного Дементьева начались «мытарства и скитания». Тогдашний правитель города Жданов заявил: «Будешь играть в Ленинграде или нигде». Пека выбрал «Зенит» и в чемпионате 1941-го сразу стал лидером команды…

Когда началась война, игроков «Зенита» эвакуировали в Казань. Футболисты работали на лесозаготовках, строили бараки. Затем Пётр Тимофеевич встал к токарному станку: вытачивал снаряды для фронта. Его наградили медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

После Победы Пётр Тимофеевич не вернулся в Ленинград, объясняя это тем, что «слишком была тяжела боль утрат». В блокаду умерли от голода его отец и мать; погиб на фронте старший брат Александр…

Пётр Дементьев отправился в Москву. Выбрал «Крылья Советов». И опять стал прежним Пекой. Но… «Выступать в команде, где все без исключения партнёры значительно уступают тебе в мастерстве, ой как не просто! Если по-настоящему любишь футбол, то в этих условиях обязан действовать на пределе собственных возможностей».

В 1949 году Дементьев вернулся в ленинградское «Динамо». Радости ему это не принесло. Команда по уровню мастерства, мягко говоря, была средней. Тимофеевич, как тогда его уже называли, стал раздражительным. Мог и тренера послать «по дальше», если чувствовал свою правоту.

«И вот наступил момент, – вспоминал Дементьев, – когда мне больше играть не захотелось. Футбол всю жизнь был для меня игрой, а не работой. Для игры, для творчества нужен соответствующий душевный настрой, а мелкие уколы завистников, недоброжелателей и прессы отравляли радость». Последний свой официальный матч Пётр Дементьев провёл 29 октября 1953 года.

Затем он тренировал различные заводские команды. Петру Тимофеевичу это было не по нутру. Он не ладил с нечистыми на руку футбольными «пролетарскими» руководителями. После очередного увольнения ушёл на пенсию. Получал 55 рублей, а ведь он был настоящей «звездой», а не дутой. Умер питерский Пеле – Пека – Пётр Тимофеевич Дементьев – в октябре 1998 года.



Дата публикации: 4 октября 2012

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~OKqpd


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
13499846
Александр Егоров
2002788
Татьяна Алексеева
996413
Татьяна Минасян
487875
Яна Титова
280922
Светлана Белоусова
232912
Татьяна Алексеева
226835
Сергей Леонов
223688
Наталья Матвеева
213443
Валерий Колодяжный
212582
Борис Ходоровский
200104
Павел Ганипровский
178938
Наталья Дементьева
129823
Павел Виноградов
126156
Сергей Леонов
114321
Редакция
103590
Виктор Фишман
97817
Сергей Петров
95802
Станислав Бернев
91391