КАТАСТРОФА
Катастрофа без комментариев
Александр Лазарев
журналист
Санкт-Петербург
325
29 декабря 1975 года затонул норвежский нефтерудовоз «Берге Истра». Версий, связанных с его гибелью, было несколько, но особо они не озвучивались по причине своей политической взрывоопасности. «Берге Истра» был построен в Югославии на первоклассной верфи в городе Пуле с учетом последних технических достижений и мировых стандартов того времени: длина судна — 314 метров, ширина — 51 метр, высота борта — 26 метров, осадка с полным грузом — 20,4 метра, дедвейт (максимальная загрузка) — 227 556 тонн. На нем были установлены два дизеля фирмы «Бурмейстер и Вайн» общей мощностью 35 тысяч лошадиных сил, сообщавших ему скорость 16 узлов. Нефтерудовоз принадлежал судоходной норвежской компании «Сигурд Берргесен Д. В.», но ходил под либерийским флагом. Имея на борту 188 тысяч тонн железной руды, судно следовало в японский порт Симидзу. Капитаном был Кристофер Хемнес — опытный норвежский судоводитель. Последний сеанс радиосвязи был зафиксирован 29 декабря 1975 года, когда судно находилось в 174 милях к юго-западу от острова Минданао, принадлежащего Филиппинам. Радист-англичанин Рональд Ле-Марч сообщил: «Все о’кей, мы идем спокойными морями». Больше никаких сообщений не поступало. Судно 5 января должно было прийти в порт назначения, но там не появилось. Однако только 8 января судовладельцы дали объявление о его исчезновении. Вероятно, потому, что были уверены: с «Берге Истра» не может ничего случиться. На поиски корабля были брошены самолеты Филиппин, Индонезии, Японии и США. Весь мир следил за сообщениями о розысках «Титаника-75», как его стали называть. Радиостанции в Австралии и Сингапуре 10 и 12 января 1976 года слышали сигналы, переданные с неизвестной спасательной шлюпки, примерно в том месте, где пропало судно, но патрульные самолеты ничего не обнаружили. Журналисты с ходу придумали много версий о причинах загадочного исчезновения, бульварная пресса накаляла по этому поводу ажиотаж. К этому времени вымыслы про таинственные силы в Бермудском треугольнике обывателям уже надоели, и пропажа гигантского нефтерудовоза стала весьма популярной темой в средствах массовой информации. Однако эксперты так и не смогли выдвинуть ни одной сколько-нибудь продуктивной идеи. Шли дни, но никаких следов обнаружено не было. Наконец 17 января обстановка прояснилась. С японского рыболовного судна «Хачихоу мару» заметили в 700 километрах к северу от острова Новая Гвинея дрейфующий плот, спущенный с пропавшего судна. На нем находились два матроса-испанца — Имелдо Баррето Леон и Эпифано Пердомо Лопес. Их доставили на американскую военную базу на острове Окинава. Спасенные рассказали следующее. 29 декабря 1975 года они вместе с другими тремя матросами занимались палубными работами, море было спокойное. Вдруг один за другим раздались три сильных взрыва, и судно, развалившись на части, затонуло буквально за три минуты! Оказавшись в воде, они скоро обнаружили спасательный плот, сорванный с погибшего нефтерудовоза, и взобрались на него. Остальных моряков не видели. На плоту дрейфовали 19 суток (на спасательных плотах есть запасы воды и продовольствия). За это время их отнесло на северо-восток почти на 800 миль. Основываясь на показаниях двух свидетелей катастрофы, страховая компания «Ллойд» выплатила владельцам «Берге Истра» страховку в размере 12 миллионов долларов. В мировой истории мореплавания это не только наиболее крупная, но и самая невероятная катастрофа. Ничего подобного больше нигде зафиксировано не было. Морские эксперты попытались установить причины происшедшего. Были рассмотрены три версии. Первая. В трюмах-танках образовалась взрывоопасная смесь газов. Искра статического электричества стала причиной взрыва. Химики отвергли эту гипотезу, так как перевозимая железная руда не может дать такую смесь. Да и взрывы были слишком мощные. Уже сотни лет морским путем перевозят железную руду, и техника безопасности подобных транспортировок хорошо отлажена. Вторая. Владельцы сознательно взорвали корабль для получения страховки. Но в тот период объемы перевозки нефти и руд только увеличивались. Судно имело дизельный двигатель, что делало его экономически более выгодным, чем танкеры с паротурбинными установками. Эта авария во всем мире сильно подорвала репутацию компании, которой принадлежало судно. Страховка в размере 12 миллионов долларов никак не могла компенсировать понесенные убытки. Невозможно скрытно доставить и разместить на корабле такое огромное количество взрывчатки для проведения столь мощного взрыва. Третья. «Берге Истра» был потоплен торпедами с советской подводной лодки в целях испытания новых моделей оружия для уничтожения вражеских супертанкеров. Рассматривая эту версию, некоторые исследователи акцентировали внимание на следующих факторах, говорящих в ее пользу. В случае возникновения войны главной задачей русского флота становился срыв поставок нефти в страны Западной Европы, осуществляемых морским путем. Оставшись без горючего, эти страны быстро капитулируют. Следовательно, советские подводные лодки должны иметь эффективное вооружение для потопления супертанкеров, перевозящих нефть. Во второй половине прошлого века размеры танкеров стали расти бешеными темпами, и для их потопления требовалось все более мощное оружие. В 1976 году на вооружение советского Военно-морского флота поступили новые торпеды типа 65–76 калибра 650 миллиметров. Они создавались в первую очередь для уничтожения супертанкеров. Чтобы задать торпеде нужные характеристики, ее действие проверяют на полигоне и в качестве мишеней используют списанные корабли. Однако Советский Союз в то время не строил особо крупных танкеров, так как в них не было необходимости. Экспорт нефти шел по трубопроводам. Поэтому было решено торпедировать танкер одной из стран НАТО и проанализировать полученный результат. Вскоре после потопления «Берге Истра» новая ракетоторпеда была принята на вооружение. И еще факты. Катастрофа произошла в месте, где мало судов, и потому вероятность того, что взрыв будут наблюдать посторонние глаза, ничтожна. Торпедирование произведено в условиях отличной видимости, и подлодка на перископной глубине может снять процесс на кинокамеру. В месте торпедирования очень большая глубина и нет возможности исследовать потопленное судно. Спасшиеся матросы слышали три взрыва, следовательно, было три залпа торпедами. В случае торпедирования танкера с нефтью, даже после попадания одной торпеды, возникает пожар и судно выходит из строя. Необходимо было проверить действие торпед на корабле с сухим грузом, а нефтерудовоз вез железную руду. После затопления «Берге Истры», правда об исчезновении первого мегакорабля Ульяника так и не раскрыта официально по сей день. После выхода судна из порта за ним шла субмарина на перископной глубине. К этому времени подводная скорость советских лодок значительно превышала максимальную скорость танкеров вероятного противника. «Берге Истра» принадлежал Норвегии, и на это стоит обратить особое внимание. Эта страна никогда не была полноценным членом НАТО. При вступлении в этот блок она поставила два условия: на ее территории не будет находиться ядерное оружие и не будут проводиться маневры войск НАТО. Требования эти строго соблюдались. Однако Вашингтон и его союзники упорно подталкивали правительство Норвегии к размещению на ее территории ракет, направленных на СССР. Под давлением Норвегия стала сдавать прежние позиции. Рядом с норвежской границей находятся базы советского Северного флота, где дислоцируются атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, которые предназначены для нанесения ударов по восточному побережью США. Установка американских ракет вблизи от мест дислокации подводных ракетоносцев заметно бы изменила баланс сил в пользу США. Можно предположить, что правительство Норвегии догадывалось, кто потопил нефтерудовоз, и, дабы не допускать подобных инцидентов впредь, так и не пошло на размещение американских ракет на своей территории. В советской прессе факт гибели «Берге Истра» никогда широко не комментировался. Дата публикации: 21 октября 2023
Теги: корабли катастрофа
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~Yp4J7
|
Последние публикации
Выбор читателей
|