ЯРКИЙ МИР
Актуальный опыт «буферных» республик
Роман Данилко
журналист, экономист
Санкт-Петербург
4244
Столетие назад, в 1920 году, буфером, защищавшим Россию от враждебных держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала Дальневосточная республика. Ленинская комбинация позволила достичь мира и в конечном счете сохранить единство России. Донбасс и Карабах, похоже, стали аналогом этого проекта… Положение буферных государств схоже с положением стран-лимитрофов в мирное время. Голландия, Швейцария, отчасти Швеция веками пользуются преференциями буферов. И закономерно живут лучше воюющих соседей, которые не заинтересованы в поглощении буфера с его стратегическими ресурсами конкурентом. Возьмем, например, случай Голландии с устьем Рейна, кораблестроением, биржами. Это и обеспечивало стране, выросшей на клочках отвоеванной у воды земли поддержку Англии, Германии и Франции, конкурирующих за влияние. Голландия, родина европейского капитализма, прекрасно торговала с обоими враждебными блоками в Первую мировую войну, поставляла в Германию английский уголь, а обратно везла химикаты. Воюя с Германией, английский капитал не обходится без лучших в мире анилиновых красителей. Русская поговорка «ласковое дитя двух маток сосет» — про это. Аналогичную мысль автору озвучила в 2014–2015 годах одна старушка применительно к Украине. Бывшие президенты этой страны, критикуя нынешнюю власть, не скрывают, что лавировали, как могли, между Москвой и Европой. Украина была мостом, извлекала выгоды от нейтралитета. Доила обе стороны! Теперь такой статус потерян, и к нему хотелось бы вернуться, протрезвев, рассуждают в Киеве... Настолько ли протрезвели, чтоб понять, что старый статус не вернуть? Видимо, нет — новая эпоха расставляет другие акценты. Марганец уже не стратегическое сырье. Проблема транзита газа и нефти обойдена до и после 2014 года. Руководство Украины переоценило статус захваченных поздней советской элитой территорий. После арабских революций 2010–2012 годов можно говорить о шестой мировой войне. Рынки за счет географии расширить невозможно, и ставки растут. Поэтому создание буферов, как столетие назад, является реальностью и необходимостью. Буферные территории, полугосударства позволяют решать текущие и неотложные, как выразился бы Ленин, задачи.
ДВР — ПРИМЕР, ОСТАВЛЕННЫЙ НАМ ИЛЬИЧОМ Положение советской России в 1919–1920 годах было настолько тяжелым, что речь шла о сохранении государственности. Россия, вышедшая из мировой войны и еще не завершившая войну гражданскую, осложненную интервенцией вчерашних противников и союзников, смогла устоять, только играя на конфликте интересов. Об этом упоминал вождь, утверждая вопрос концессий: стравить империалистов между собой! Но, как игрок, Ленин повышал ставки: если концессия — временно выведенное из-под 100%-ного контроля предприятие, то почему не сыграть крупнее — не выделить на время территории? Ленин заявляет: «Мы получили несомненное ослабление натиска Японии и Америки против нас». Концессионная политика использовалась и ДВР — в обоих случаях это сыграло роль в борьбе с интервенцией. Хотя идея «красного буфера» пришла из Сибири, но Ленин не без иронии поддержал ее.
ПОКА ХИЩНИКИ ГРЫЗЛИСЬ Отторжение восточных территорий истерзанной страны было реальностью, и провозглашение ДВР способствовало предотвращению прямого военного конфликта между СССР и Японией, выводу иностранных войск с территории Дальневосточного края. Этот шаг взаимно уравновешивал амбиции США и Японии и даже позволил с помощью армии ДВР ликвидировать сепаратистские республики Забайкалья и Приамурья. ДВР была образована 6 апреля 1920 года и просуществовала до 15 ноября 1922-го. Государство площадью 1,7 миллиона квадратных километров — примерно три Франции! Формально во внутренней политике ДВР не проводилось жестких плановых мер и экспроприаций, существовало Учредительное собрание и, конечно, свои силовики — Народно-революционная армия (НРА). На момент образования ДВР была федеративной республикой с Амурской, Забайкальской, Камчатской, Приморской и Сахалинской областями в составе. 27 апреля 1921 года из территорий Забайкальской и Прибайкальской области создается Бурят-Монгольская автономная область. СНК и Ленин в Москве осознавали риски, создавая такое крупное образование, хотя и не контролирующее все заявленные территории (большую часть Сахалина оккупировала Японская империя). Республика могла с помощью иностранного влияния и укрепиться. Могло быть и хуже — захват ее по частям. 26 мая 1921 года во Владивостоке начался мятеж, и на части территории ДВР возникло новое «государство» — Приамурский земский край («черный буфер», в отличие от «красного»). Дальневосточная республика свою роль в целом выполнила. США и Япония, добившись ослабления России на Тихом океане, теперь уже мешали друг другу в экспансии на Дальнем Востоке. Японцы и очистили север Сахалина под давлением США. 25 октября 1922 года войска НРА вступили во Владивосток. Поздно вечером 14 ноября 1922 года Народное собрание обратилось с просьбой о включении Дальневосточной республики в состав РСФСР. Перейдя через период Гражданской войны, Россия вновь воссоединилась, прочно встала на Дальнем Востоке…
КРЫМ — БУФЕР-КУРОРТ НА ЮГЕ РОССИИ После 2014 года реальность снова такова, что Москве приходится в известной мере лавировать между необходимостью интегрировать регион в Россию и не подставить под удар крупнейшие российские компании. Этим объясняется не только отсутствие в Крыму международных сбытовых сетей и отелей, но и формальное дистанцирование от Крыма Сбербанка, РЖД, Газпрома, «Аэрофлота» и т. д. Это не значит, что они не признают воссоединение полуострова с Россией. Реальность банальнее — зачем давать США лишний повод давить российских конкурентов санкциями? Пока это логично. Минфину США удалось уличить, например, немецких коллег из банковской сферы в кредитовании российских подсанкционных предприятий аж через 5–6 прокладок. Надеемся, что немцы в следующий раз отладят аналогичные схемы со всей своей аккуратностью… Положение Крыма можно отчасти признать буферным и из-за статуса населения. Жители с украинским паспортом имеют право ездить на Украину без виз, поступать в тамошние вузы. Есть те, кто получает две пенсии. И этот двойной статус вынуждена нехотя признавать Украина — не без давления Запада. В общем, Москва, хочешь обеспечить лояльность в регионе с двумя паспортами — давай преференции…
БУФЕРЫ НУЖНЫ ВСЕГДА Можно констатировать, что положение и роли буферных государств заслуживают отдельной главы в книге геополитике. После 1991 года и распада Советского Союза их список стал стремительно пополняться. Ведь в СССР входили республики, как имевшие историю собственной государственности (Армения), так и созданные большевиками по конъюнктурным соображениям (Украина, Белоруссия и Казахстан). Оправданно ли существование буферных государств? Конечно, если звезды зажигаются — кому-то это надо. А сколько будут звезды светить? Руководство Монголии неоднократно поднимало вопрос о вхождении в состав СССР. Сталин считал это несвоевременным. Сегодня момент иной — для предотвращения поползновений Китая к экспансии этот вопрос можно было бы и рассмотреть. Агрессия Грузии в 2008 году закономерно завершилась созданием новых буферных государств — Абхазии и Южной Осетия (Алании). Их вооруженные силы частично включены в состав Вооруженных сил России. При таких вводных острой необходимости в формальном воссоединении с Россией этих двух государств пока нет. Москва пока еще не признает ДНР и ЛНР, а Ереван — Нагорно-Карабахскую республику, несмотря на почти 100%-ную этническую однородность с Арменией. И это явно буферное положение дает искушение внешним силам решить свою повестку дня или даже «поджечь» соответствующие регионы… Официальная позиция России, конечно, на руку Киеву. «Вопрос о возможности вхождения республик Донбасса в состав Российской Федерации на государственном уровне никогда не обсуждался», — заявляет ТАСС заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак. «Россия не рассматривает народные республики Донбасса в качестве российских регионов, хотя они могли бы помочь нормализовать отношения между Москвой и Киевом», — подтверждает зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров. Хотя и уточняет: «Я думаю, у народа Донбасса чаще и чаще возникает мысль: «А по пути ли нам с такой Украиной?» Аналогично озвучивает позицию и спикер Совфеда Валентина Матвиенко. А экс-премьер ДНР Александр Бородай на съезде российской политической партии «Родина» в Санкт-Петербурге высказал мнение, что республики Донбасса «де-факто уже являются частью Российской Федерации, относительно скоро «станут таковой и де-юре»». Есть ли здесь логика? Да, есть — аналогичная логике Дальневосточной республики, которая была нужна, чтоб усилить противоречия между противниками России, сгладить переходный период. Конечно, сегодня архиглобальный вопрос — восстановление отношений с Евросоюзом, нефтегазовые схемы. Сорвать их обострением по Донбассу или, боже упаси, провести силовую операцию в Херсонской области ради воды в Крыму — такое может прийти в головы только украинскому Генштабу или врагам внутри России. Но нужно и понимать, что такой буферный статус республик Донбасса и Карабаха — это затягивание процесса их экономического роста, приглашение нашим врагам — палите в «ничьих» людей, сколько хотите! Дата публикации: 7 августа 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~ghPVY
|
Последние публикации
Выбор читателей
|