Канал через Иран – кровеносная система Брикс+
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века». 2024
Канал через Иран – кровеносная система Брикс+
Роман Данилко
журналист, экономист. Преподаватель РАНХиГС
Санкт-Петербург
512
Канал через Иран – кровеносная система Брикс+
Вооруженные женщины на площади во время Исламской революции. Тегеран. Исламская Республика Иран, 1979 год

Многие, очень многие, слушая новости, задаются вопросом – почему так много внимания наша страна уделяет Ирану?.. Какие у нас могут быть интересы в этой мусульманской стране чуть ли не на краю географии? Что нам, своих проблем мало?.. Не единожды приходилось слышать подобные высказывания и подобные вопросы. Между тем интересы там у нас есть. И очень большие. На этом направлении сошлась и гражданская и военная экономика.

В качестве главной предпосылки и актуальности нового разговора об Иране можно считать кратно выросшие риски в торговле, особенно так называемыми геополитическими товарами – углеводородами, зерновыми культурами и удобрениями. Ещё летом 2022 года стало ясно, что в случае крупных региональных конфликтов вооруженное противостояние неизбежно выльется в плоскость экспортно-импортных операций. Которые неизбежно будут ставить под угрозу все стороны конфликта. Вскоре Правительство Украины объявило «военную угрозу» шести крупным портам юга России – Анапе, Геленджику, Новороссийску, Сочи, Тамани и Туапсе. Что это означает мы сейчас активно наблюдаем.

Украине, для и другим не сильно дружественным странам отлично известно, что доля акватории Черного моря во внешней торговли России увеличивалась с каждым годом последние примерно двадцать лет. Чёрное море стало самым значимым маршрутом в торговле теми самимы геополитическими товарами – газом, пищевыми маслами и зерновыми. Да, собственно, не только у нас. Тоже самое на Украине. С транзитом через порт Одессы.

По данным ассоциации морских портов России, после пандемии грузооборот Азово-Черноморского бассейна стал самым мощным направлением: в 2021 году - 256,8 млн тонн против 252,8 на Балтике и 94,3 в Арктике. И это все не смотря даже на рост специфических коммерческих и геополитических рисков в торговле через проливы Босфор и Дарданеллы, которые стали очевидны и после начала операций в Сирии.

Нашей стране нужна безопасная альтернатива. И эта альтернатива – Иран. Если быть до конца точными «Иранруд» - постройка иранского проекта века - водного канала длинной в 700 километров через всю территорию страны. Он же «иранская река» в переводе с фарси, который должен соединить Каспийское море с Персидским заливом. Этот канал может стать для России альтернативой Суэцкому каналу. Поскольку, имея выход к Каспию, можно значительно сократить путь в страны Южной Азии, расположенные на берегах Индийского океана, с которыми морское сообщение в настоящий момент осуществляется как раз через Суэцкий канал.

Чем и как можно торговать?

Расчёты по источникам показывают следующий тренд. Если тенденция между предпандемийным и пандемийными годами показала не очень большое увеличение доли акватории Черного моря в экспорте, то в результате геополитических событий современности эта доля начала приближаться к 50% всего экспорта. То есть, направление становится критически важным.

Особенно это коснулось так называемых «геополитических» товаров. Это понятие непростое, но несколько критериев пояснит их роль:

- это товары, без которых невозможен целый спектр новейших производств;

- это товары, борьба за которые определяет геополитический цикл, противостояние, то есть, угроза

их эмбарго является мощной позицией в международных переговорах.

Многие из этих товаров Россия продаёт именно через южные порты. Помимо традиционных углеводородов, которые ещё можно заменить и заместить, как это сделали в ЕС, просто вынося в США энергоёмкие отрасли, от российских зерновых и удобрений зависит стабильность Египта, Турции, Алжира. Одна из причин бунтов в Египте десятилетней давности – как раз засухи в Поволжье и временное эмбарго на экспорт зерновых. Южное направление торговли не существенно разве что для редкоземельных металлов. Они очень компактны – для них каналы не нужны.

Мнение опрошенных автором экспертов, особенно логистов из компаний Москвы и Санкт-Петербурга, говорит о тенденции – на южном векторе, и в частности в бассейне Черного моря, России и её компаниям гораздо проще обходить рестрикции, навязываемые ядром коллективного Запада.

Почему? Во-первых, это проявление неявного сепаратизм стран юга ЕС от метрополии, не говоря уже о странах глобального Юга. Во-вторых, что нельзя не учитывать - особенности мышления. Если северяне: США, Британия и Германия способны давить Россию долго и упорно, то горизонт планирования «южан» гораздо короче. Им куда интереснее текущая прибыль… И этим грех не воспользоваться! Таким образом, в нынешнем геополитическом цикле на этом направлении реализовывать взаимовыгодные торговые отношения гораздо легче, чем на «западном» векторе. Что и находит отражение в перераспределении маршрутов торговли геополитическими товарами.

По средневзвешенной оценке автора, стратегический канал «Каспий-Персидский залив» может взять на себя если не львиные, то увесистые доли торговли, в том числе и геополитических товаров. Например, в торговле калийными удобрениями - более 25% всего экспорта страны, по торговле зерновыми - 10-15%. Что тоже совсем немало.

Выгоды проекта в новых реалиях

Давайте посчитаем. Длинна канала примерно 700 километров. Сегодня морской транзит Север-Юг происходит с двумя перевалками на суше. Специалисты знают, что одна перевалка с суши на воду (или наоборот) равносильна примерно… 1 000 километров пути по воде. Таким образом водный канал должен почти в два с лишним раза ускорить существующий маршрут Босфор - Дарданеллы - Суэц - Красное море. Уменьшение плеча логистики – не просто вопрос времени. Это – уменьшение транспортных издержек наших грузов, увеличение конкурентоспособности… А за это уже стоит побороться. При этом если посмотреть, что транспортирует Россия на Юг, в страны Индийского океана – это как раз на 95% те самые «геополитические» товары – зерновые, нефть, удобрения. Для них такое укорачивание плеча перевозок стратегически важно.

Да и для остальных товаров, которые экспортирует Россия, это как минимум, удобно. А ведь это тоже – пополнение бюджета страны. Например, торговля оружием, где нам впрямую наступает на пятки Южная Корея.

Кроме того, укрепление отношений с обоими центрами исламского мира – Тегераном и Эр-Риядом, ОАЭ, африканскими членами BRICSA (Египтом и Эфиопией) прямо или косвенно влияют на обороноспособность России на южных рубежах. Развитие отношений – не просто имперская блажь. Это, в свою очередь, позволяет экономить на расходах на оборону и, опять же, в целом, положительно сказывается на общей экономике и на жизни каждого отдельного взятого человека.

Естественно, у такого грандиозного проекта множество препятствий. Иначе бы его построили раньше. Русские инженеры разработали «Иранруд» еще в 1889 -1892 годах в связи с тем, что в 1878 году Британия, Франция, Австро-Венгрия и Германия отказали России в совместном контроле над Босфором и Дарданеллами. Справедливо опасаясь возможности возникновения на берегах проливов российских военных баз. В то время более половины объема внешней торговли Российской Империи проходило именно через эти проливы. На Тегеран сильно давили Турцией и Британией, в результате чего иранская сторона не стала рисковать ухудшением отношений с сильными мира сего. Дальше началась Первая мировая война, в которой Турция выступила против России. Потом был период холодной войны со странами НАТО. А затем в 1997 году антииранские санкции США.

И вот мир снова изменился. Пока еще не объявленная очередная Мировая война полностью изменила геополитическую и экономическую реальности. А что ни говори, а Россия исторически умеет использовать подобные изменения в свою пользу.


Дата публикации: 21 октября 2024

Теги: иран
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~EAOhD


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
13839111
Александр Егоров
2121747
Татьяна Алексеева
1003572
Татьяна Минасян
489203
Яна Титова
281221
Светлана Белоусова
233076
Татьяна Алексеева
227246
Сергей Леонов
223919
Наталья Матвеева
214398
Валерий Колодяжный
213792
Борис Ходоровский
200188
Павел Ганипровский
179061
Наталья Дементьева
129906
Павел Виноградов
126244
Сергей Леонов
114351
Редакция
103963
Виктор Фишман
97845
Сергей Петров
96105
Станислав Бернев
91843