Никому не видимое искусство
ЯРКИЙ МИР
Никому не видимое искусство
Владислав Трушников
журналист
Санкт-Петербург
2208
Никому не видимое искусство
«Спаситель мира» был продан на Christie’s за 400 миллионов долларов

С незапамятных времен человечество делилось на две прослойки. Первая владеет ресурсами и средствами производства, вторая, чтобы выжить, обслуживает первую. Согласно оценкам журналистов, работающих в бизнес-изданиях, в настоящее время численность первой составляет около 700 тысяч человек. То есть приблизительно 0,1% от общей численности населения планеты.

Кто-то называет членов первой прослойки демонами, кто-то – рептилоидами, однако любители конспирологических теорий упускают из виду один важный нюанс. Между прослойками идет непрерывный, хотя и достаточно медленный процесс диффузии. Это неизбежно приводит к ожесточенной борьбе на вершине, благодаря чему следует регулярное падение членов на более низкий уровень. По-видимому, гарантий нет ни у кого, что вынуждает представителей элиты создавать про запас довольно любопытные ликвидные активы.

ЕЩЕ ОДИН РЕКОРД – ЗА РОССИЕЙ!

Существенное преимущество арт-рынка в глазах богатейших людей мира заключается как раз в том, что он предлагает наиболее трудно отслеживаемые имущественные объекты. Разработчики финансовых мер по борьбе с отмыванием денег рассматривали мир искусства едва ли не в последнюю очередь. Ларчик открывается достаточно просто. Дилеры и аукционисты в Нью-Йорке, Гонконге или Женеве, работающие на таких мировых гигантов, как Sotheby’s и Christie’s, не имеют юридических обязательств раскрывать личности своих клиентов. Дело дошло до того, что остаются неизвестными даже «бенефициарные» владельцы анонимных подставных компаний, которые приобрели работы Клода Моне.

Девяносто процентов мирового рынка аукционных продаж антиквариата и предметов искусства принадлежит аукционным домам Christie’s и Sotheby’s. Суммарная выручка Christie’s по итогам 2017 года составила 6,6 миллиарда долларов, а Sotheby’s отметился тем, что в мае 2007 года открыл дочернюю компанию в Российской Федерации под названием ООО «Сотбис «Россия и СНГ». Как сообщают журналисты, это привело к возвращению на родину немалого количества художественных и культурных ценностей.

15 ноября 2017 года картина «Спаситель мира», предположительно принадлежащая кисти Леонардо да Винчи, была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 400 миллионов долларов. Комиссия аукциона составила более 50 миллионов долларов. Рекордная сумма в мировой истории, когда-либо заплаченная за произведение искусства. Покупатель – принц Саудовской Аравии Бадр бен Абдулла. На торги картину выставил Дмитрий Рыболовлев.

Чем еще прославился этот наш соотечественник? Дмитрий Рыболовлев входит в двадцатку богатейших людей России, по версии журнала Forbes. В 1996 году в Перми он был арестован по обвинению в заказном убийстве директора предприятия «Нефтехимик». Через одиннадцать месяцев выпущен из следственного изолятора за недостатком доказательств. В 1990–2000-х годах завладел крупнейшим в мире производителем калийных удобрений – предприятием «Уралкалий». В 2003–2015 годах собрал уникальную коллекцию предметов искусства на два миллиарда долларов США, включая Пикассо, Родена, Модильяни, Матисса и других. С 2011 года владелец футбольного клуба «Монако». Согласно ряду источников, в 2012 году приобрел гражданство Кипра. Живет во Франции. В 2018 году от имени принадлежащих Рыболовлеву компаний был подан иск к аукционному дому Sotheby’s с обвинением в мошенничестве. «Ответка», что называется, прилетела незамедлительно. В том же году полиция Монако задержала Рыболовлева по подозрению в коррупции.

РЕКОРДСМЕН ИЗ МАЛАЙЗИИ

Еще одним весьма любопытным приобретателем гражданства Кипра является человек, которого нередко называют самым крупным мошенником XXI века (о нем читайте в статье «Забавы мошенника №1»). Правда, не так давно стало известно, что островное средиземноморское государство отказалось считать этого фигуранта своим гражданином. Речь идет о малазийце Джо Таек Лоу. Прославился он тем, что, пользуясь покровительством премьер-министра Наджиба Разака, умудрился вывести из государственного фонда благосостояния 1 Malaysia Development Berhad, или 1MDB, более четырех миллиардов долларов (по другим сведениям, более восьми миллиардов) и тем самым фактически обрушил экономику собственной страны с тридцатимиллионным населением.

Когда у Джо Лоу начались проблемы с международными правоохранительными органами, он занялся благотворительностью и принялся скупать предметы искусства. Это обычная практика для тех крупных бизнесменов, кто попадает в поле зрения силовых ведомств.

Лоу с друзьями, включая Леонардо Ди Каприо, часто посещали аукционы в Нью-Йорке, арендуя так называемые скайбоксы – изолированные комнаты с видом на главный зал, откуда можно незаметно наблюдать за ходом представления и анонимно делать ставки по телефону.

В мае 2013 года на аукционе Christie’s он приобрел за 43,5 миллиона долларов картину Жана-Мишеля Баскии «Пыльные головы». Комиссия, взимаемая аукционным домом, составила 5,3 миллиона долларов. На шедевре изобразительного искусства изображены две фигуры с широко раскрытыми глазами; лица напоминают маски африканских племен. Работа выполнена насыщенными красной и зеленой акриловыми красками. Использовались масляные палочки, аэрозольная эмаль и краска-металлик. Что известно о художнике? Баския дружил с Энди Уорхолом и скончался в 1988 году в возрасте двадцати семи лет от передозировки наркотиков. После смерти его работы стали стремительно расти в цене.

В тот же майский вечер 2013 года дом Christie’s побил собственный рекорд. Общая сумма продаж составила 495 миллионов долларов. Крупнейший улов в истории проведения аукционов! По данным Европейской ярмарки изящных искусств, в 2013 году мировые рыночные арт-продажи превысили 47 миллиардов евро. Это в полтора раза больше, чем десятилетием ранее. По данным международных экспертов, эти цифры прямо указывают на возросший оборот так называемых грязных денег.

ЗАКРОМА ШВЕЙЦАРСКОЙ И СИНГАПУРСКОЙ РОДИНЫ

Картину нельзя засунуть ни в сейф, ни даже в холодильник. Там она попросту испортится. Нужны определенные условия хранения. Да и на публичных выставках эти работы, как правило, не появляются. Где же толстосумы хранят свои грандиозные приобретения?

Для этой цели используются так называемые фрипорты – громадные хранилища с усиленной охраной, где элита годами прячет золотые слитки, бутылки с редким вином и предметы искусства. Наличием фрипортов славится Швейцария, а с недавнего времени и Сингапур. Внутри огромных складов, где хранятся картины лучших мастеров, создается специальный температурный режим и поддерживается определенная влажность. На дверях часто имеются сканеры радужной оболочки глаза. Разумеется, хранящиеся во фрипортах произведения искусства нельзя увидеть на выставках или каких-либо общественных мероприятиях.

В 2013 году министерство финансов Швейцарии попыталось хотя бы приблизительно оценить стоимость товаров, размещенных в системе фрипортов. Результат превзошел все даже самые смелые ожидания! Получилось более 100 миллиардов швейцарских франков, 1,2 миллиона произведений искусства и 3 миллиона бутылок с вином. Если эти склады открыть для публики, они станут лучшим музеем в мире. Во всяком случае, по количеству работ они точно превзойдут и Лувр, и Прадо, и Эрмитаж. И дело здесь не только в уклонении от уплаты налогов. Швейцарские власти начали задавать вопросы и относительно происхождения находящегося внутри. И оказалось, что это просто рай для отмывания денег.

В настоящее время даже швейцарские банки не являются редутом секретности, как это было когда-то. В 2013 году министерство юстиции США запустило программу, позволявшую швейцарским банкам избежать уголовного преследования при условии, что те соглашаются раскрыть правду о пособничестве гражданам США в уклонении от уплаты налогов. Этот шаг сделал фрипорты еще более привлекательным элементом для нечистых на руку элит. Время от времени в оборонительных порядках секретности появляются бреши. Так, например, в 2013 году швейцарские таможенники при плановой проверке конфисковали девять артефактов, украденных из Ливии, Сирии и Йемена. И поскольку швейцарская система стала работать со сбоями, аналогичную крепость для богачей открыли в Сингапуре, неподалеку от аэропорта Чанги. Газета New York Times окрестила эти перевалочные пункты Каймановыми островами мирового искусства, поскольку данная заморская территория Великобритании приобрела известность как одна из наиболее популярных офшорных зон.

КАК ОТЛИЧИТЬ ГЕНИЯ ОТ БЕЗДАРНОСТИ?

Явно заблуждается тот, кто полагает, будто сильные мира сего, приобретая предметы искусства, швыряют деньги на ветер. Это, мягко говоря, не совсем так. На самом деле речь идет о довольно выгодных инвестициях. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств в бизнесе приобретенный актив в виде арт-объекта можно относительно быстро и относительно бесхлопотно обменять на соответствующую наличность. И когда предлагаемые суммы на торгах взлетают до астрономических показателей, это говорит не только о том, что толстосумы меряются, кто круче. Главный нюанс заключается в том, что на торгах тому или иному предмету искусства присваивается определенная цена. Чем дороже приобрел, тем дороже позднее можно будет продать. Таким образом, картина известного художника превращается в своего рода денежную купюру с присвоенным на аукционе номиналом. Фактически это означает, что участники торгов оговаривают между собой, какие арт-объекты следует считать чековыми книжками. Вот почему «Желтый треугольник» условного Джона Смита может стоить миллионы долларов или евро, а «Фиолетовый октаэдр» условного Василия Иванова – три копейки.

Отсюда понятно, почему в великие художники нередко записывают рано ушедших из жизни алкоголиков и наркоманов. Они хорошо выглядят на фотографиях, с ними не нужно делиться, они умеют хранить секреты и никогда не примкнут к оппозиции.



Дата публикации: 9 января 2024

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~bjpfX


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
13515814
Александр Егоров
2021265
Татьяна Алексеева
996806
Татьяна Минасян
487941
Яна Титова
280933
Светлана Белоусова
232926
Татьяна Алексеева
226856
Сергей Леонов
223699
Наталья Матвеева
213497
Валерий Колодяжный
212672
Борис Ходоровский
200107
Павел Ганипровский
178947
Наталья Дементьева
129830
Павел Виноградов
126162
Сергей Леонов
114321
Редакция
103620
Виктор Фишман
97819
Сергей Петров
95819
Станислав Бернев
91415