РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №24(488), 2017
Дикий Восток империи
Павел Ганипровский
журналист
Санкт-Петербург
2926
3 августа 1784 года на остров Кадьяк у южного берега Аляски прибыла экспедиция Григория Шелихова в составе трех галиотов. Это стало началом освоения русскими Нового Света. На фоне современных событий история почти 200-летней давности приобретает злободневность. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ Когда мы говорим о «заокеанской сверхдержаве США», это ассоциируется с чем-то весьма отдаленным. И как-то забывается, что с этим государством Россия имеет морскую границу. А было время — и сухопутную. Да что там, связи между Россией и США гораздо более давние и сложные, чем представляется на первый взгляд. Например, многие ли знают об экспедиции русской эскадры к берегам Северной Америки в 1863–1864 годах? Прежде всего она преследовала интересы России: таким образом царь Александр II стремился предотвратить выступление Англии и Франции на стороне восставших поляков. Но одновременно появление русской эскадры в Сан-Франциско предотвратило вступление этих же европейских держав в Гражданскую войну в США на стороне южных конфедератов. Чем, не исключено, во многом предопределило победу северных штатов. Тогда русских моряков в любом доме в Сан-Франциско встречали как героев… Но это лишь эпизод пребывания русских в Америке. С тех пор как в 1648 году экспедиция Семена Дежнева открыла Аляску, двуглавый орел парил над тихоокеанским берегом Нового Света более 200 лет. История русских в Америке не менее драматична, чем других народов, осваивавших этот континент. Но знают ее у нас плоховато. Может быть, потому, что история России слишком богата событиями… А вот американцы со своей короткой историей воспринимают, например, гибель пяти рот своих кавалеристов в битве с сиу при Литтл-Бигхорн примерно как мы Аустерлицкое сражение. При этом надо отдать им должное — они бережно относятся и к русским реликвиям на своей земле. Например, калифорнийский Форт-Росс отреставрирован и стал местом паломничества туристов. То же самое можно сказать о русских храмах на Тихоокеанском побережье. Да что там говорить, если личностью выдающегося русского первопроходца в Северной Америке Тимофея Тараканова наши историки заинтересовались только после исследования американца Кеннета Оуэнса. А ведь жизнь этого бывшего крепостного, ставшего высокопоставленным сотрудником Российско-американской компании (РАК), можно поставить в ряд с историями хоть безымянных героев-викингов Кенсингтонского камня, хоть Кабеса де Вака, хоть Даниэля Буна или других первопроходцев, отважно проникавших в дебри полного опасностей континента. Российские землепроходцы: Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Григорий Шелихов, Иван Кусков, основавший Форт-Росс, первый главный правитель русских поселений в Америке Александр Баранов и многие другие — купцы, казаки, поселенцы — все это такие же персонажи освоения Америки, как испанские конкистадоры или французские гугеноты. Да, русские тоже стремились за богатствами девственного материка, прежде всего за шкурами пушного зверя. Это были купцы и промышленники, но в отличие от ковбоев и ганфайтеров они старались завязать добрососедские отношения с местным населением. Правда, не всегда это получалось. На Диком Западе (для нас — на Диком Востоке) русским противостояли не сиу и апачи, а не менее грозные тлинкиты, культурные, хорошо вооруженные, — «народ убийственный и злой», по оценке сталкивавшихся с ними сотрудников РАК. Союзниками же русских были алеуты и эскимосы. В 1972 году решением властей США на месте битвы русских с тлинкитами при Ситке был создан национальный исторический парк. В сентябре 2004 года, в двухсотую годовщину битвы, индейские и русские потомки ее участников вместе провели традиционный тлинкитский обряд плача и примирения. Хотя, вообще-то, индейцев на русских науськивали как раз американские промышленники — из-за конкуренции, разумеется…
АМЕРИКАНСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ФЕНОМЕН Но главным отличием русских первопроходцев была религия, которую они несли. Нельзя сказать, что другие группы европейских переселенцев не вели миссионерской деятельности. Но протестантизм, как и католичество, неважно приживался в Новом Свете. Их до сих пор исповедуют потомки переселенцев, но коренное население предпочитает оставаться анимистами. Протестантизм видоизменялся в Америке, выдавая то мормонов, то иеговистов, католичество в негритянских регионах причудливо сочеталось с демоническим культом вуду. А вот православие в зоне русского влияния прижилось, по крайней мере у алеутов, части эскимосов и даже индейцев. Исследователь темы Русской Америки митрополит Климент вообще считает, что купцам и промысловикам, а вслед за ними православным миссионерам удалось «соединить культуру местного населения с русской культурой». — Русские купцы отличались особой набожностью, — говорит он, — они пытались воспитать местных жителей, проповедовали христианство. В результате постепенной инкультурации множество алеутов, эскимосов и индейцев приняли православие, они молились вместе с русскими, выучили язык православного богослужения, стали давать русские имена своим детям, в том числе рожденным в смешанных браках. — Без православия невозможно понять феномен Русской Америки, — убежден доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, научный руководитель экспедиции «Аляска-2011» Александр Петров. Первосвятителем Аляски был епископ Иннокентий (Иван Попов — Вениаминов), начавший миссионерскую деятельность в Новом Свете в 1824 году. Его учениками и последователями стали многие из коренных жителей, например тоже причисленный к лику святых отец Иаков Нецветов — первый православный священнослужитель из туземцев. — Его миссионерские методы — эталон для сегодняшних миссионеров. Он крестил сотни людей, но никогда не гнался за количеством, убеждал словами о Христе, своим личным примером. Бывало, что после его беседы многие туземцы сами искали его, чтобы он покрестил их, — говорит историк Алина Чижикова. И другие святые вышли из туземцев, как, например, почитаемый Американской православной церковью в качестве мученика Петр Алеут. Он был захвачен испанцами во время промысла у берегов Калифорнии. Его пытали, чтобы он отрекся от православия и принял католичество. Петр отказался и был казнен.
РОССИЯ ОСТАЕТСЯ С точки зрения геополитики продажа Аляски не была «преступным недомыслием царского режима», как писали и до сих пор пишут некоторые историки. Просто логистика того времени не позволяла Российской империи удерживать эти территории. Русские поселенцы вечно страдали там от недостатка снабжения из метрополии, а выход пушного зверя не покрывал расходов. Про аляскинское же золото тогда мало кто еще знал. Опять же Крымская война… В общем, Россия ушла из Америки. Но осталась связующая нить православия. — Принято считать, что с продажей Аляски в 1867 году, с «уходом России из Америки» влияние России на этом континенте исчезает, — говорит Александр Петров. — Однако это совершенно не так: культурное и духовное присутствие России в пределах бывшей Русской Америки остается. — Жители Аляски сохраняют духовную принадлежность к русской культуре и очень ее ценят. Большая заслуга Русской православной церкви в том, что влияние России в Америке не закончилось после того, как сошли на нет ее экономические интересы, — соглашается российская лингвистка Мира Бергельсон. Действительно, в языке православных жителей Русской Америки закрепилось множество русских слов и имен, например «благодать». А вот Бога они называют по-своему — Агугум. Дата публикации: 24 ноября 2017
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~EmGXJ
|
Последние публикации
Выбор читателей
|