РОССIЯ
«Секретные материалы 20 века» №18(404), 2014
Русский мир: фикция или действительность?
Василий Соколов
журналист
Санкт-Петербург
1617
![]()
Памятник Минину и Пожарскому. Москва. 1818 год
На фоне разворачивающейся на наших глазах русско-украинской трагедии (именно так, а не иначе!) самое время поговорить о том, что вызывает довольно сильную эмоциональную реакцию как у сторонников, так и у ярых противников так называемых сепаратистов. И в нашей стране, и на Украине, и в ее юго-восточных районах, вернувших себе название, присвоенное им еще в XVIII веке. Попробуем разобраться... Толчком к написанию этой статьи послужила недавняя передача, прозвучавшая в эфире одной весьма популярной либеральной радиостанции. Тогда состоялся диалог (точнее, «триалог», если так можно сказать) популярного писателя с двумя ведущими радиостанции. Позиция служащих радио (не могу назвать их иначе) была совершенно открытой и откровенной: «Какой русский мир? Такого понятия нет и быть не может! Это просто-напросто стремление удовлетворить имперские настроения группы граждан, соскучившихся по СССР!» Не буду излагать контрдоводы их собеседника – они достаточно хорошо известны. Хочу немного рассказать о собственном опыте общения с русскими людьми, волей тех или иных обстоятельств – политических, экономических и прочих – оказавшихся за пределами исторической родины – России. Русский мир, некогда пребывавший, словно в скорлупе, в границах исторической России, стал рассыпаться (неправильное слово – стал расширяться и растворяться!) после известных событий, произошедших в самом начале минувшего века. Не будем сейчас вспоминать «Русскую Америку» в пределах нынешней Калифорнии и Аляски – это дела давно минувших дней и преданья старины глубокой. А вот революция и Гражданская война выкинули за пределы исторической родины сотни тысяч людей. И это стало только началом: последовала Вторая мировая, а затем – экономическая эмиграция, не говоря уж о многих других более «мелких» событиях, типа вынужденного бегства за границу ради спасения жизни. Очень со многими из покинувших Россию, СССР, а потом опять Россию мне доводилось встречаться во время довольно частых поездок по зарубежью, дальнему и ближнему. Прежде чем перейти к частным случаям, попробую рассказать о том, что все-таки – несмотря ни на что! – объединяет русских (не в узконациональном, но в более широком понимании национальной принадлежности). Будучи убежденным агностиком, я тем не менее воспитан и образован (особо подчеркиваю это!) в духе православной культуры, равно как и многие наши бывшие соотечественники (и их потомки, разумеется), рассеянные по всему земному шару. Для кого-то вера стала истинным спасением, но для всех – практически! – ее традиции живут и не умирают по сей день. В этом плане русский мир долгие годы был расколот по идеологическим причинам: существование СССР, его политического руководства и полностью (именно так!) подчиненного ему Московского патриархата возводили почти непреодолимую стену между православными России и верующими зарубежья. Пройдя через долгие переговоры – нет, переговоры – это слишком слабо сказано! – через многие этапы примирения (замечу, и по сей день еще не полного), – православные иерархи договорились о необходимости единения православного мира. Да, у многих прихожан православной церкви как за рубежом, так и в пределах России немало есть претензий к ней как к институту (подчеркнем это!), но в канонических вопросах веры разногласий у нас нет – и это первый и главный признак единства и существования русского мира! В качестве примера могу рассказать о своем близком друге, много лет проработавшем по ту сторону Атлантического океана – в Аргентине. Там он стал прихожанином Русской зарубежной православной церкви, которая, по его мнению, отличалась от московской большей преданностью идеалам православия. Не сомневаюсь, что так оно и было. Но ведь нашли же они общие – русские! – точки соприкосновения! Впрочем, довольно о вопросах веры. Разве мало наших эмигрантов (белоэмигрантов, как полупрезрительно называли их во времена СССР) трудились на ниве просвещения самых разных народов Европы? Достаточно вспомнить барона Врангеля, прах которого покоится в небольшой церкви за спиной колоритного собора Святого Марка в Белграде. Русские эмигранты – офицеры, учителя, врачи, инженеры, прочие специалисты, бежавшие с ними из России, охваченной Гражданской войной, – превратили не просто отсталую – глухо провинциальную страну с громким названием Королевство сербов, хорватов и словенцев в более-менее приличное европейское государство. И нынешние жители Сербии (подчеркну – православные!) помнят это и хранят глубокую признательность русским изгнанникам, становясь тем самым тоже частицей русского мира. Кстати, в прекрасном придунайском городе Нови Сад по сей день в прибрежном парке живут кошки, которых зовут «русскими» – это потомки наших мурок, привезенных беженцами из истекающей кровью России. О литературе даже нет никакого смысла говорить: за пределами России она процветала, несмотря на жестокие цензурные запреты внутри СССР. Не знаю, как это происходило, – могу только догадываться, – но «Доктора Живаго» я прочитал на первом курсе филфака ЛГУ еще в 1965 году, и никто меня (как, впрочем, и других моих приятелей, прочитавших роман) не покарал. Здесь я имею в виду не «недоработки» карательной системы СССР, а тот простой факт, что имена русской литературы прорывались к нам практически беспрепятственно: Бунин, Ходасевич, Георгий Иванов (кстати, на мой вкус, лучший русский поэт ХХ века), да и книги таких заядлых врагов советской власти, как, скажем, Авторханов, Гайто Газданов и им подобные, были нам доступны, по крайней мере, для прочтения. Прорывался через пограничные и цензурные кордоны и Александр Исаич Солженицын (честно скажу, я его читал – и он мне не понравился решительно, но это уже дело литературного вкуса). Да, могут возразить мне: религия и литература – два самых мощных потока, которые определяют движение мысли, в частности мысли русской. Но разве из этого ряда можно выкинуть музыку, балет, живопись, кино, в конце концов! Вот весь этот огромный конгломерат и составляет русский мир, ни в коей мере – подчеркну это особо! – не связанный с политикой государства как такового или с его правителями. Русский мир – это не прерогатива временного управляющего нашей страной, как бы ты его ни назвал! Русский мир будет существовать всегда, ибо он вовсе не стремление к воссозданию былой империи – СССР или какой-либо другой империи. Русский мир – это то, что не выбьешь из головы русского человека, кем бы он ни был (подчеркну это особо!) по национальности. Гражданин русского мира – это человек, выросший в нашей культуре, в нашем менталитете. И к русскому миру относится мой соученик по школе в молдавском городке, еврей по национальности, которого судьба забросила в Австралию: поначалу он, по собственному признанию, собирал на пляже дохлую рыбу, чтобы не сдохнуть с голоду, но потом выбрался из нищеты, завел собственное дело и вышел на нормальный уровень жизни. И кем он стал ощущать себя в итоге? Евреем, австралийцем или еще кем-нибудь? Нет – русским! Быть русским не означает непременно быть за Путина. Он, кем бы его ни считали, мельче этого понятия, и он – не составная часть русского мира. Составная часть русского мира – предприниматель, встреченный мною двадцать лет тому назад на океанской (Тихоокеанской!) набережной прекрасного и теплого американского города Сиэтл. Мой самолет улетал буквально через пару часов, и во время последней прогулки по дивной океанской набережной я увидел вывеску: «Russkye piroshki». Естественно, я не мог не зайти в это заведение. Да, его хозяином был русский человек, выдавленный, как он сам рассказал, из Риги местными националистами. Приехал в Сиэтл в самом начале 1990-х, на сбереженные копейки открыл то, что старые ленинградцы помнят под названием «пирожковая» (увы, они исчезли!), и с большим успехом кормит американцев русскими деликатесами! В штате у него состоял тогда только один наемный работник, взявший себе в качестве псевдонима имя знаменитого гангстера – Джона Диллинджера. Но вместо занятий бандитизмом он – по крайней мере, тогда – очень любил Россию... И был, естественно, частицей огромного русского мира! Завершая этот несколько скомканный рассказ, хочу еще раз напомнить нашим отчаянным либералам, в корне отрицающим понятие «русский мир» как таковое: мы, русские, граждане русского мира, не отрицаем существование мира еврейского, арабского, польского, афганского – какого еще там? Все национальные миры имеют право на существование – при одном, естественно, условии: если они живут в мире с соседями по земному шарику. А не уничтожают себе подобных, как это, увы, происходит в соседней славянской стране. Бывшей некогда частицей большого русского мира... Дата публикации: 5 августа 2014
Теги: россия история россии
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~T6aAD
|
Последние публикации
Выбор читателей
|