НАУКА
«Секретные материалы 20 века» №1(439), 2016
Куда летят дроны?
Дмитрий Митюрин
журналист, историк
Санкт-Петербург
7412
В военных конфликтах последнего времени роль беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), или, иначе говоря, дронов (от английского drone – трутень, жужжащий бездельник), постоянно возрастает. Между тем не только публика, но и специалисты зачастую не представляют всех возможностей этого вида оружия. И еще: хотя дроны воспринимаются как своего рода ноу-хау, в реальности они почти сверстники большой авиации и даже воздухоплавания. ОТ ВОЗДУШНОЙ МИШЕНИ ДО БОМБАРДИРОВЩИКА Если говорить не о технологии, а о принципе использования, то надо вспомнить, что еще в 1849 году беспилотные воздухоплавательные аппараты использовали австрийцы при осаде Венеции. К нижней части воздушного шара подвешивалась 30-фунтовая зажигательная бомба, еще ниже – жаровня из кровельного железа, которая загружалась 5–7 килограммами древесного угля. Пламя в жаровне одновременно нагревало воздух и вызывало тление шнура, на котором висела бомба. По первому пробному полету аэростата определяли длину шнура, силу ветра и скорость движения к цели. Разумеется, точность бомбардировок при таких методах оставляла желать лучшего, но психологический эффект от них был несомненен. Столь же несомненным было и осуждение передовой общественности, которая возмущалась тем, что смертоносные снаряды обрушивались на один из прекраснейших городов мира. Да и в самой ситуации, когда бездушный аппарат поражал живых людей, было нечто, как говорят англичане, «неспортивное». В общем, продолжения эти опыты не имели. Так что датой рождения дронов правильнее считать 1910 год, когда вместо аэростатов и дирижаблей на авансцену выступили аэропланы. Сконструированный американским военным инженером Чарльзом Кеттерингом летательный аппарат был начинен взрывчаткой и управлялся не человеком, а механизмом. Пролетев некоторое время по прямой, он сбрасывал крылья, после чего падал вниз на позиции противника. Полученное в 1914 году от правительства США финансирование дало возможность изготовить несколько экземпляров, которые, однако, так и не были опробованы в реальных боевых действиях. Далее был проект Hewitt-Sperry Automatic Airplane, разработанный штабными офицерами Военно-морских сил США Элмером Сперри и Питером Хьюитом. Оба они увлекались авиацией и занялись разработкой беспилотной торпеды – крылатой бомбы на радиоуправлении. Тестовый полет их детища датируется сентябрем 1917 года, но Первая мировая война закончилась до того, как разработку можно было запустить в серию. А после войны бюджет американского флота съежился и деньги стали выделять только на самое необходимое. Зато в Британии на военном бюджете особо не экономили. И следующий серьезный прорыв в области беспилотной авиации состоялся именно благодаря разработкам английских инженеров. В 1933 году ими была создана модель радиоуправляемого БПЛА, ставшая своего рода ориентиром для всех, кто работал в данном направлении. Проект получил название Queen Bee. Главным достоинством аппарата считалась его хорошая дистанционная управляемость, позволявшая находящемуся на борту военного корабля оператору отсылать самолет на достаточно большое расстояние, а затем вызывать его обратно. Естественно, новшеством заинтересовались конструкторы других стран. Так, к примеру, во время Второй мировой войны Советским Союзом был успешно применен для подрыва мостов беспилотный самолет – бомбардировщик ТБ-3. Германия, в свою очередь, выпустила серии «самолетоснарядов» ФАУ-1 и ФАУ-2. В Соединенных Штатах (которые, собственно, и стояли у истоков беспилотной авиации) решили вернуть себе первенство, запустив в массовое производство Radioplane QQ-2, использовавшийся в качестве мишени для тренировки летчиков и зенитчиков. Всего фирмой Radioplane в 1941–1945 годах было создано для ВВС США около 15 тысяч беспилотников. Значительную роль в их «раскрутке» сыграл тот факт, что в проекте принимал участие популярный актер Дени Ридженатальт, увлекавшийся радиоуправляемыми моделями больше, чем кинобизнесом. Но самой знаковой разработкой можно считать первый в мире классический ударный БПЛА Interstate TDR. Речь шла о радиоуправляемом самолете-торпедоносце. «Фишкой» конструкции была сверхкомпактная телевизионная камера, созданная русским инженером Владимиром Зворыкиным. Ее использование позволяло полностью решить вопрос с наведением самолета на цель. Летом 1944 года эти беспилотники участвовали в боевых действиях на Тихом океане, атакуя вражеские островные батареи и другие военные объекты. Всего было израсходовано 26 самолетов из 47 имевшихся, еще три разбились по техническим причинам. Казалось, все замечательно, но командующий Тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц относился к беспилотникам скептически, и проект закрыли. Оставшиеся экземпляры использовали как мишени либо продали частным лицам. Из последующих моделей, благодаря которым Соединенные Штаты смогли не только реанимировать программу, но и утвердиться в качестве лидеров по части беспилотной авиации, особого внимания достоин появившийся в 1950-х противолодочный вертолет QH-50 DASH, выглядевший для своего времени настоящим гигантом. При взлетном весе в одну тонну и с поршневым двигателем в 330 лошадиных сил он, следуя командам корабельной системы наведения, выдвигался в зону нахождения вражеской субмарины (до 70 километров) и сбрасывал противолодочную торпеду. Таких аппаратов для американского флота было выпущено 750 экземпляров, но в 1970 году финансирование закрыли. США вели тогда войну во Вьетнаме и занимались оптимизацией бюджета. А против хозяйничавших в джунглях вьетконговцев такие торпеды были без надобности. Однако, проиграв войну и залечив раны, в Пентагоне снова обратили внимание на беспилотники. Из аппаратов этого класса самые распространенные сегодня – MQ-1 Predator, вооруженные противотанковыми ракетами и с 1995 года помогавшие насаждать демократию в Боснии, Югославии, Ираке, Афганистане, Йемене. Были сбиты и разбились в авариях за это время 58 дронов. Для сравнения: только в Афганистане и Пакистане и только в период 2006– 2009 годов эти беспилотники, по данным пакистанской разведки, уничтожили 746 человек, включая 147 гражданских лиц, в том числе 94 ребенка (до 18 лет). Наибольшее количество детей (80) было убито в результате налета на религиозную школу в Исламабаде в октябре 2006 года. Обычные издержки демократии. Впрочем, в последнее время более широкую известность приобрел разведывательно-ударный беспилотник MQ-9 Reaper. На его счету ликвидированный в апреле 2010 года в Афганистане третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид и убитый 7 мая 2012 года один из руководителей йеменского крыла «Аль-Каиды» Фахд аль-Куса. Скорее всего, список будет продолжен. УБИЙЦЫ И ТРУДЯГИ По управляемости современные беспилотные аппараты делят на дистанционные, автоматические и неуправляемые. По размерам, времени полета и дальности действия – на «микро», «мини», средние («миди») и тяжелые. На верхнем пороге находятся беспилотники, способные находиться в воздухе более суток и с высотой полета до 20 километров. Относительно нижней границы все очень сложно. В сущности, любая летающая радиоуправляемая модель может быть отнесена к беспилотникам, даже если речь идет о маленьком пластмассовом аэропланчике. Вроде безобидная игрушка, но если приладить к нему моторчик помощней, подвесить бомбочку и пустить с галереи в каком-нибудь универмаге… Такие сценарии давно стали кошмарным сном для сотрудников самых разных служб безопасности, и, в общем-то, эффективных методов борьбы с подобными угрозами пока не разработано. Вот, например, возле Белого дома уже трижды падали небольшие беспилотники, запускаемые местными гражданами шутки ради. Хотя использование дронов в центре Вашингтона запрещено еще с памятных сентябрьских терактов 2001 года. В апреле нынешнего года небольшой дрон сел на крышу резиденции японского премьера Синдзо Абэ, а в Германии чуть раньше похожий маленький самолетик отважно таранил трибуну, с которой выступала Ангела Меркель. Смех смехом, но во Франции в октябре и ноябре 2014 года спецслужбы зафиксировали скопления мини-беспилотников неустановленной принадлежности, летавших над атомными электростанциями. И это уже не повод для веселья. Такие самолетики сравнительно легко начинить пластичной взрывчаткой, радиоактивными, биологическими или химическими веществами. И эта угроза не мнимая, а реальная. В одной из американских тюрем уже «мотает» 17-летний срок студент Бостонского университета Ризван Фирдаус, начинивший взрывчаткой радиоуправляемые модели истребителей F-4 и F-86, которые, по его задумке, должны были атаковать Пентагон с Белым домом. Конечно, те, кому положено, тоже не даром едят свой хлеб. Подозрительные мини-дроны учатся сбивать другими дронами, ракетами, пулями и даже лазером. Одна из новеньких установок разработки компании «Боинг» весит 295 килограммов и представляет собой комплекс из ноутбука, лазера, системы водяного охлаждения, отсека аккумуляторной батареи и прибора управления в карданном подвесе. Такой комплекс можно установить даже в обычном автомобиле, если, конечно, имеются опасения, что террористы захотят расправиться с его владельцем с использованием дронов. Но в общем это не панацея, поскольку конструкторы беспилотников, включая, возможно, неведомых миру «темных гениев», тоже не стоят на месте. Конечно, дроны несут не только угрозу, но и служат прогрессу. Они могут отслеживать климатические изменения, патрулировать протянувшиеся через тайгу газопроводы, выискивать на морских просторах тех, кто потерпел крушение, обнаруживать и даже тушить лесные пожары. Однако сермяжная правда состоит в том, что самые масштабные проекты, связанные с производством и использованием беспилотников, касаются именно военной сферы. На войне такие аппараты могут быть либо разведчиками, либо бомбардировщиками, а вот попытки использовать их в качестве истребителей пока не предпринимались, если не говорить о перехвате, когда перехватывающий вражеский самолет или ракету дрон заранее обрекается на гибель. Понятно, что в таком деле, как воздушный бой, никакая автоматика пока еще не может заменить пилота. Притом что американцы сегодня лидируют в сфере БПЛА, внушительными достижениями в этой сфере могут похвастаться их ближайшие союзники – англичане, а также израильтяне. Во время войны Судного дня 1973 года израильские дроны использовались для ведения авиаразведки, а также в качестве ложных целей, отвлекавших на себя внимание египетских и сирийских зенитчиков. Спустя девять лет во время боевых действий в Ливане беспилотник IAI Scout и аппараты из класса «мини» точно определили местонахождение сирийских зениток и аэродромов, которые затем были накрыты противорадиолокационными ракетами. Сирийцам этот удар стоил 18 зенитно-ракетных комплексов. Ну а что же советские и российские авиаконструкторы? КБ Туполева еще в 1957 году получило заказ на разработку мобильной ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия, известной как Ту-121. Правда, в конечном счете предпочтение было отдано баллистическим ракетам конструкторского бюро Королева. Тем не менее туполевская продукция использовалась в качестве мишеней и стала к тому же основой, на базе которой появились беспилотные самолеты-разведчики Ту-123 «Ястреб», Ту-143 «Рейс» и Ту-141 «Стриж», состоявшие на вооружении с 1964 по 1979 год. Модель Ту-143 «Рейс» в 1970-х годах поставлялась ближневосточным союзникам Москвы, а две созданные еще во времена Варшавского договора эскадрильи и сегодня несут боевое дежурство: одна – в ВВС Чехии, другая – в ВВС Словакии. Ту-141 «Стриж» по-прежнему состоит на вооружении ВВС Украины. Украинское командование, впрочем, в последнее время заявляет, что страна за последние месяцы совершила в сфере беспилотников прорыв, на который в других государствах потребовались бы десятилетия. Однако говорить о чем-то конкретном пока не приходится. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ. ПОЧТИ С НУЛЯ В постперестроечной России весьма внушительный технологический задел по части конструирования и производства беспилотников оказался растранжирен в 1990-е годы. Здесь следует учитывать, что любой БПЛА представляет собой комплекс из минимум двух сложных систем – самолета и пульта (панели) управления. Создание каждой из таких систем возможно только при наличии серьезной проектной организации и компании-производителя. При этом мы не говорим о навигационном оборудовании, системах слежения, вооружении и т. д. В общем, собственную беспилотную авиацию может позволить себе только страна с развитой промышленностью, сильными научными и инженерными кадрами. В России же только в последние 10–15 лет всерьез взялись не столько даже за создание нового, сколько за сбережение прежнего потенциала. Над тем, что собой представляют дроны и зачем они нужны, по-серьезному задумались только после войны 2008 года с Грузией, когда выявились значительные пробелы по части ведения авиаразведки. Для начала пошли самым простым путем, заключив в 2009 году с одной из израильских компаний контракт на покупку крупной партии беспилотников. Практически одновременно были выделены средства на ведение собственных разработок, хотя после израсходования 5 миллиардов рублей тогдашний заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин заявил прессе, что ни одна из представленных моделей не выдержала программы испытаний. Вопросы о том, объективно ли проводились испытания, насколько экономически оправданной оказывалась цена предлагаемых российскими и иностранными разработчиками моделей, а также в какой степени на дело влияли конкретные лоббистские группы, надо полагать, когда-нибудь удостоится внимания историков. Но в общем обозначилась та же линия, по которой российская авиация развивалась до революции, когда весь авиапарк (за исключением тяжелой бомбардировочной авиации) состоял из самолетов иностранных моделей, но произведенных преимущественно в России. В нашем конкретном случае с беспилотниками в 2010 году компания «Оборонпром» подписала с израильской фирмой IAI контракт о создании совместного предприятия по сборке беспилотников «Форпост» с развертыванием производства в Татарстане и на «Уральском заводе гражданской авиации» (УЗГА). Полтора года назад шесть комплектов таких беспилотников поступили на вооружение Тихоокеанского флота. Но затем грянули события на Украине, присоединение Крыма, экономические санкции, и реальность стала представляться несколько по-другому. Во всяком случае, тезис о том, что оружие лучше производить в собственной стране, при всей своей банальности наполнился реальным содержанием, а термин «импортозамещение» стал одним из самых употребляемых в лексиконе российских политиков. Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что еще в 2011 году было принято решение о том, что созданием дронов для военного ведомства займутся в петербургской компании «Транзас» и в казанском ОКБ «Сокол». Решение было принято по результатам тендера, причем решающую роль сыграл тот факт, что разработанный этими предприятиями разведывательно-ударный БПЛА «Дозор-60» по своим характеристикам не уступал такому почтенному, хотя и пожилому мэтру, как MQ-1 Predator. Вспомнили и о закрытом в 2007 году беспилотнике «Скат», который, как выяснилось задним числом, был перспективной моделью с достойными заимствования идеями. Интересный микродрон был испытан в декабре 2012 года в Тульской дивизии ВДВ. Комплекс «Искатель» состоит из размещающейся в рюкзаке базовой станции, планшетного компьютера, на который транслируется изображение с камеры беспилотника и который одновременно выполняет функции пульта управления, а также двух аппаратов Т-4 весом 1,3 килограмма каждый и с размахом крыльев 60 сантиметров. Такие самолетики запускаются «с руки» и за 40 минут полета передают «хозяину» картинку местности. Предназначены они в основном для частей специального назначения, ведущих бои в горной местности. Поступивший на вооружение российской армии в 2013 году разведкомплекс «Орлан-10» имеет большую массу (10 килограммов), время полета до 16 часов и к тому же может поднимать до 5 килограммов груза. Известно, что такие дроны используются российскими войсками в Сирии, но подробности и результаты их применения по вполне понятным причинам засекречены. В СМИ только проскочила информация, что предположительно российский беспилотник был сбит турками, но затем эту историю как-то забыли, хотя те, кому положено, надо полагать, сделали из нее нужные выводы. Сходная ситуация с относящимся к классу «микро» Т-23 «Элероном» (вес 3,4 килограмма, продолжительность полета 75 минут). Фотография такого сбитого беспилотника в июле 2015 года появилась в социальных сетях, публикующих материалы от террористической организации «Джабхат ан-Нусра». На последнем авиасалоне МАКС фирма «Рикор» представила новый БПЛА, по официальной информации предназначенный «для доставки гражданских малогабаритных грузов, охране территорий, а также мониторинга ландшафта», но, разумеется, тоже не чуждый военному делу. Очень осторожно анонсируются перспективы создания к 2020 году беспилотника, способного держать под наблюдением рубеж протяженностью до тысячи километров и со временем полета не менее суток. В общем, работа по дронам закипела, после того как жареный петух клюнул нас в самое незащищенное место. Впрочем, в России по-другому и не бывает. Дата публикации: 1 января 2016
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~W3Z3R
|
Последние публикации
Выбор читателей
|