НАУКА
Ракеты из подполья
Антон Первушин
журналист
Санкт-Петербург
71
![]()
Рекламщики хотели, чтобы эта ракета была «гигантской» — высотой как минимум 13 метров
Версальский договор, заключенный по итогам Первой мировой войны, дозволял Германии иметь всего 204 полевых орудия и 84 гаубицы для сил самообороны. Враги с мелочной мстительностью рассчитали и записали в договор даже положенное количество снарядов. Однако о ракетах в договоре ничего не было сказано. Этим и воспользовались генералы рейхсвера, втайне осуществлявшие перевооружение германской армии. В своей деятельности они опирались на ракетные разработки Германа Оберта и его учеников. Женщина на Луне 5 июля 1927 года в небольшом немецком городке Бреслау (ныне — польский город Вроцлав) собрались несколько человек. Они учредили Общество межпланетных сообщений, известное впоследствии как Немецкое ракетное общество. Президентом стал инженер Винклер. Иоганнес Винклер родился 29 мая 1897 года. Еще гимназистом он прочитал романы Жюля Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны», которые произвели на него неизгладимое впечатление. Однако импульсом к изучению проблем ракетной техники и космонавтики стало его знакомство в 1926 году с фантастическими романами немецкого писателя Отто Гайла «Камень с Луны» и «Выстрел в мировое пространство». Винклер углубился в изучение трудов Германа Оберта и Макса Валье. Мысль о полете в космос настолько захватила его, что он решил построить ракетный летательный аппарат. В январе 1927 года Винклер основал «Немецкую молодежную газету», которую к апрелю преобразовал в журнал «Ракета». А вскоре он получил предложение от журналиста Вилли Лея принять участие в организации Общества межпланетных сообщений и стал его первым главой. Почти сразу члены Общества приступили к проектированию небольших жидкостных ракет, чтобы отработать основные принципы конструирования. Тут у них появился спонсор... В разоренной войной Германии единственным утешением обывателя было кино, что позволяло снимать довольно дорогие фильмы. Известный кинорежиссер Фриц Ланг, работавший на кинокомпанию «УФА», обратился к Герману Оберту с заманчивым предложением. Писательница и автор сценариев Tea фон Харбу, жена Ланга, выпустила роман под названием «Женщина на Луне», и Ланг хотел снять по нему фильм. Однако, по мнению режиссера, для этого требовался научный консультант. Взвесив все «за» и «против», Оберт согласился. В мастерских кинокомпании «УФА» ученый спроектировал «настоящую» лунную ракету. Ракета оказалась гигантским сооружением высотой 42 метра. Многое из ее конструкции было впоследствии использовано в ракетостроении: например, водородно-кислородное топливо для верхней ступени. Однажды Вилли Лей, молодой писатель и один из активнейших членов «Общества межпланетных сообщений», предложил «УФА» поручить Оберту не только научные консультации, но и дать возможность построить и запустить (до появления фильма на экранах) небольшую ракету. Эта идея понравилась не только Фрицу Лангу, но и рекламному отделу кинокомпании. Из бюджета фильма Оберту выделили 10 000 марок для экспериментальных работ над ракетой. Рекламщики хотели, чтобы эта ракета была «гигантской» — высотой как минимум 13 метров. Оберт убедил их, что это требование нелепо, и в конце концов руководство кинокомпании согласилось на ракету высотой два метра с кислородно-бензиновым двигателем. По расчетам Оберта, это топливо могло поднять ракету до высоты 40 км. Рекламный отдел превратил их в 70 км и дал об этом информацию в печать. Местом старта будущей ракеты был выбран небольшой остров Грейфсвальдер-ойе в Балтийском море. Назначили дату пуска — 19 октября 1929 года. Работа рекламного отдела возымела эффект. О ракете Оберта и о предстоящем запуске начала усиленно писать пресса. Хуже обстояло дело с самой ракетой — никак не удавалось построить надежный двигатель. Было проведено несколько подготовительных экспериментов, но добиться обнадеживающего результата так и не удалось... А фильм все-таки вышел и пользовался успехом — «УФА» заработала на нем 8 млн. марок. Несмотря на примитивный сюжет, многие кадры «Женщины» до сих пор производят неизгладимое впечатление. Стартовый комплекс, вывоз ракеты из ангара, обратный отсчет, сброс разгонной ступени, невесомость, посадка на Луну — все сделано очень профессионально... После того как фильм Ланга вышел на экраны, работа Оберта на кинокомпанию потеряла всякий смысл. Члены Общества межпланетных сообщений попытались изыскать средства для продолжения работ, но безуспешно. Киношники отпустили Оберту небольшую сумму и даже пообещали поддержку. Но деньги скоро кончились, а про свое обещание кинокомпания «забыла». После скандала Общество межпланетных сообщений выкупило у «УФА» незаконченную ракету... Подытоживая, нужно сказать, что итоги работы Оберта в мастерских кинокомпании не ограничивались лишь шумихой в прессе. Привлечение внимания широкой общественности к проблемам ракетной техники было, конечно же, очень важным результатом, но далеко не единственным. И не главным. Главным было то, что впервые энтузиасты космонавтики от слов перешли к делу. Печальный финал В начале 1930 года состоялась конференция Общества межпланетных сообщений, на которой выступил Рудольф Небель, помогавший Оберту в работе над ракетой для «Лунной женщины». Рудольф Небель родился 21 марта 1894 года. Во время Первой мировой войны он служил офицером в германской авиации и додумался до оригинального изобретения: в 1918 году соорудил две пороховые ракеты и запустил их со своего истребителя по наземным объектам противника, став чуть ли не родоначальником этого вида авиационных вооружений. После войны Небель учился в Высшей технической школе в Мюнхене. Основным предметом его исследований были различные виды топлива для ракет. Поэтому он пришелся ко двору в Обществе межпланетных сообщений. Небель предложил соратникам построить ракету с жидкостным двигателем, чтобы доказать ее преимущества перед ракетами на твердом топливе. Ученый составил эскиз предварительного проекта своей ракеты, которую он назвал «Мирак» (сокращение от «Минимальная ракета»). Испытательным полигоном для «Мирак-1» стала ферма Риделей неподалеку от саксонского городка Бернштадт. Эксперименты продолжались до сентября 1930 года, пока ракета не взорвалась прямо на стенде. Как ни странно, но новая катастрофа способствовала увеличению финансирования со стороны частных лиц, и вскоре Небель смог приобрести участок площадью около пяти квадратных километров, расположенный в районе Рейникендорфа — рабочего пригорода Берлина. 27 сентября 1930 года общество стало владельцем этого участка, который Небель назвал «Ракетенфлюгплатц» — «Ракетный аэродром». Там были установлены ракета Оберта, ее полноразмерная деревянная модель, железная пусковая направляющая для запуска ракет и вторая ракета «Мирак», работа над которой была уже завершена. Однако и эта ракета взорвалась весной 1931 года, после чего было решено построить третью ракету, учтя все ошибки проектирования. К концу 1933 года в «Ракетенфлюгплатц» было осуществлено 87 пусков ракет и 270 запусков двигателей на стенде... В роковую зиму 1933 года к власти пришел Адольф Гитлер. Именно этой зимой количество членов Общества межпланетных сообщений сократилось до 300 человек, а многие из них лишились средств к существованию. И все же неутомимый Рудольф Небель усиленно искал тех, кто смог бы оказывать постоянную финансовую поддержку работам с ракетами. Обращение к промышленникам ничего не давало — ракеты им были не нужны. Тогда Небель попытался заинтересовать военное ведомство. Он направил туда «секретный» меморандум о дальнобойной ракетной артиллерии. Военное ведомство предложением заинтересовалось. Было решено произвести показательный пуск ракеты на артиллерийском полигоне Куммерсдорф, расположенном южнее Берлина. Пуск ракеты не произвел большого впечатления на военных. Она поднялась примерно на 70 метров, и уже на этой малой высоте ее траектория была почти горизонтальной. Ракета упала на расстоянии трех километров от места старта. Военные сочли, что группа Небеля не способна организовать серьезную разработку. Особенно плохое впечатление произвел тот факт, что у Небеля не было конкретных ответов на вопросы об управлении полетом ракеты, ее траекториях, расходе топлива и тому подобном. На эти вопросы мог бы ответить Герман Оберт, но его на испытания никто не пригласил. Последним изобретением общества в «Ракетенфлюгплатц» была так называемая «Пилот-Ракета». Ее финансирование осуществляли власти Магдебурга — при условии, что первый запуск состоится в окрестностях этого славного города. По проекту ракета должна была иметь огромные для того времени размеры (высота — 7,62 метра) и мощный ракетный двигатель. В одном отсеке планировалось разместить кабину с пассажиром и топливные баки, а в другом — двигатели и парашют. Предполагалось, что ракета достигнет высоты 1 000 метров, где и будет раскрыт парашют. Нашелся даже смельчак, некто Курт Гайниш, пожелавший отправиться в этот опасный полет. На первом этапе члены общества решили построить ракету той же схемы, но меньших размеров: она должна была иметь в длину 4,5 метра. Работа началась в рождественские праздники 1932 года. Были спроектированы и построены двигатели, а также новый испытательный стенд для тысячекилограммовых ракет. Первый запуск непилотируемого прототипа ракеты был запланирован на 9 июня 1933 года. Поблизости от Магдебурга соорудили большую пусковую направляющую высотой 9 метров. Утром ракету подготовили к запуску. Она начала медленно подниматься, но, прежде чем достигла верхней части направляющей, остановилась и поползла вниз. Тяга была недостаточной, но причину этого обнаружить не удалось. Следующая попытка запустить ракету сорвалась из-за течи в сальнике. Двигатель получил только четвертую часть необходимого ему топлива, ревел в течение двух минут (вместо 30 секунд), но ракета не двигалась. Еще одно испытание, 13 июня, также закончилось неудачей. Когда ракета поднялась на высоту два метра, выпал запорный винт топливного бака, и ракета рухнула на землю. Замена отдельных конструктивных элементов не помогла. Когда 29 июня ракету удалось запустить, один из роликов сошел с направляющего рельса и застрял. Он, разумеется, был сорван, но из-за этого ракета взлетела почти горизонтально. Быстро теряя высоту, она упала плашмя в 300 метрах от пусковой установки... Конец «Ракетенфлюгплатц» был печальным. Однажды на территорию, принадлежащую Обществу межпланетных сообщений, нагрянула большая группа молодых людей в серо-голубой форме, назвавших себя представителями «Дойче люфтвахт», которые заявили, что это место передано им в качестве учебного плаца. Первая на пути к звездам В Советской России ракетные разработки шли своим чередом. Первую летавшую советскую ракету с жидкостным двигателем спроектировал Михаил Тихонравов — сотрудник ГИРДа, Государственного института реактивных двигателей. Петербуржец Михаил Тихонравов родился в 1900 году. Его отец был юристом, мать окончила Высшие женские курсы. Соответственно, никто сына к технике не приваживал, однако с ранних лет в нем загорелся интерес к аэропланам. Об авиации тогда много говорили и писали. Михаил мечтал пристроиться к авиационному делу, но в 1919 году Тихонравовы переехали в Переславль-Залесский, ведь прокормить семью с пятью детьми в революционном Петрограде было очень непросто. Юный Михаил легко примкнул к революции, стал одним из организаторов первой в Переславле комсомольской ячейки, ходил по деревням агитировать за комсомол, а потом ушел добровольцем в Красную армию. Оттуда — в студенты Института инженеров Красного воздушного флота, переименованного через год в Академию Воздушного флота. Имя Тихонравова запечатлено в коротком списке первых ее выпускников 1925 года. Около года Михаил служил в Первой легкобомбардировочной эскадрилье имени Ленина, а потом работал на авиационных заводах у знаменитых тогда конструкторов Поликарпова и Григоровича. Как и Королев, он был заядлым планеристом. Еще во время учебы построил вместе с друзьями планеры «АВФ-1», «Скиф», «Гамаюн», «Жар-птица», «Комсомольская правда», которые участвовали в коктебельских слетах. Планер Тихонравова «Змей Горыныч» («АВФ-22») летал в 1925 году на соревнованиях в Германии. Однако главным делом жизни Михаила Клавдиевича стали ракеты. Он пришел в ГИРД одним из первых. Поначалу читал лекции по ракетной технике для молодых инженеров, а в апреле 1932 года — возглавил Вторую бригаду ГИРД. Наиболее успешно и быстро Второй бригаде удалось воплотить в металле ракету «ГИРД-09». Простота ракеты достигалась необычным решением: ее горючее — твердый бензин, представлявший собой вязкую массу, — заранее помещали в камеру сгорания двигателя. Он намазывался толстым слоем изнутри камеры и удерживался у ее стенок металлической решеткой, защищая их от пламени в течение почти всего времени работы двигателя. Так удалось обойти сложнейшую проблему охлаждения двигателя, полностью решенную только годы спустя. Несмотря на простоту, проект «09» не был проектом в обычном смысле этого слова, а скорее представлял воплощенную в металле программу исследований. В ее конструкции были опробованы многие идеи, никогда и никем не проверявшиеся. Поэтому некоторые узлы и детали ракеты проектировались в нескольких вариантах, жизнеспособность которых определялась в процессе отработки, начавшейся в марте 1933 года. К августу провели 23 огневых испытания. Двигательная установка достигла такого совершенства, что ее можно было установить на ракету для летных испытаний, уже рассчитывая на успех. При длине 2,4 метра «девятка» весила 19 кг, в том числе 6,3 кг приходилось на топливо. Первые испытания ракеты «ГИРД-09» состоялись на Нахабинском полигоне 8 июля 1933 года. На нем присутствовали многие специалисты ГИРД, в том числе и Сергей Королев. Состоялось два запуска двигателя. Наконец наступило 17 августа 1933 года — канун Дня Воздушного флота, который «гирдовцы» считали своим праздником. Ракета была установлена в пусковой станок с направляющими, выполненными из труб длиной около четырех метров, заряжена бензином и заправлена жидким кислородом. Вот как рассказывает об этом историческом событии Николай Ефремов, сотрудник и секретарь партийной организации ГИРДа: «17 августа. На испытания поехали немногие, что способствовало деловой обстановке. Ракету готовили не спеша, проверялся каждый агрегат по нескольку раз, и только к вечеру закончили подготовку. Ракета заправлена бензином. Ее опустили в пусковой станок. Проведена заливка жидкого кислорода. Одет носовой обтекатель. Начинает нарастать давление в кислородном баке от паров кислорода. Теперь надо ждать и следить по манометру, установленному на ракете, до пускового давления в 18 атм. Стрелка манометра остановилась на цифре 13,5 и не хочет больше двигаться. По струйке паров видно, что пропускает предохранительный клапан, и давление больше не поднять. Устанавливается своеобразное равновесие. Что делать? Решаем произвести запуск. Правда, ракета не достигнет расчетной высоты, но это при первом пуске не имеет принципиального значения. Главное — полет, в котором будет проверена работа всех агрегатов. «Добро, пускаем!» — решает Сергей Павлович. Достаю коробку спичек и передаю ему. Он поджигает бикфордов шнур. Идем в блиндаж. Становлюсь у пульта управления. Рядом вплотную становится Сергей Павлович. Смотровое окно узкое, и мы стоим очень плотно, чтобы видеть ракету и пусковой станок. Команда «Контакт!» — и сразу же толкаю от себя рукоятку пускового крана. Взрыв! Звучит приятный «голос» нашего двигателя, и первая советская ракета медленно начала подъем. Затем будто зависла на верхнем срезе пускового станка. Впечатление такое, что она зацепилась за концы направляющих труб и только после этого ринулась ввысь. Летит!!! Мы бросились к выходу, чтобы следить за дальнейшим ее полетом. Нас охватило чувство, которое трудно даже описать. Тут и нервное напряжение, накопившееся за все предпусковое время, и восторг, и радость, и еще что-то... Словом, эмоций больше, чем нужно. Сергей Павлович был ближе к выходу и первым оказался в проеме выходной двери, да так и застрял там, загородив собой выход, глядя на летящую вверху ракету. Тут уж не до вежливости и этикета. Резким толчком плеча я вытолкнул его наружу, а сам застыл на том же месте, жадно следя за полетом, стараясь не упустить ни одного колебания ракеты, которая начала раскачиваться. Состояние полной отрешенности от всего окружающего. Все внимание только туда — в вышину. Евгений Маркович Матысик и Лев Алексеевич Иконников, наши слесари-сборщики, забрались на дерево, чтобы лучше следить за полетом. Когда ракета взлетела, они стали восторженно кричать и подпрыгивать на своих ветках. В результате Матысик потерял равновесие и свалился вниз. Ракета поднялась примерно на 400 метров и повернула к земле. Причиной изменения полета послужило повреждение во фланцевом соединении камеры сгорания с сопловой частью, за счет чего возникла боковая сила, которая и завалила ракету. До земли ракета летела с работающим двигателем и разрушилась от ударов о деревья. Ракету увидели издали. Она разломилась на несколько частей. Из сопла все еще струился дымок...» Полету «девятки» был посвящен специальный выпуск стенгазеты ГИРДа «Ракета №9». Во всю ширину газеты была приведена слегка измененная фраза Сергея Королева: «Советские ракеты победят пространство!» А ниже — сама заметка. «Первая советская ракета на жидком топливе пущена. День 17 августа, несомненно, является знаменательным днем в жизни ГИРДа, и, начиная с этого момента, советские ракеты должны летать над Союзом Республик. Коллектив ГИРДа должен приложить все усилия, чтобы еще в этом году были достигнуты расчетные данные ракеты, и она была сдана на эксплуатацию в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. В частности, особое внимание надо обратить на качество работы на полигоне, где, как правило, всегда получается большое количество неувязок, недоделок и прочее. Необходимо также возможно скорее освоить и выпустить в воздух другие типы ракет, чтобы в достаточной степени овладеть техникой реактивного дела. Советские ракеты должны победить пространство!» Обратите внимание: Королев прямо пишет о том, что ракета должна встать на вооружение РККА. Это очень симптоматично для нового поколения ракетчиков: они уже думали не столько о полетах на Луну или на Марс, сколько о создании боевых ракет дальнего действия. Они были детьми своего времени, а это было время войны... Дата публикации: 26 мая 2007
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~U7YKr
|
Последние публикации
Выбор читателей
|