ЯРКИЙ МИР
Вьётся по ветру «Весёлый Роджер»
Анатолий Буровцев, Константин Ришес
журналисты
Мюнхен
2760
Очевидно, что пиратство остается одним из самых волнующих и мистических аспектов морской истории, привлекая внимание и воображение поколений. А современные воплощения этого явления напоминают о нашем непреходящем стремлении к свободе и приключениям в мире, где легенды сливаются с реальностью. Испокон веку морские просторы служили людям торговыми путями, местом для промыслов, и ареной военного противостояния, когда на море в бескомпромиссной борьбе сходились флота разных держав. Но случались в море и не столь масштабные, но также кровопролитные схватки – ведь практически одновременно с судоходством зародилось и морское пиратство. Жестокие морские разбойники – пираты, как назвали их ещё древние греки, они же корсары, флибустьеры, грабили купцов, рыбаков и прочий мирный морской люд независимо от того под чьим флагом те выходили в море. Но порой пираты сами становились под флаг какой-либо морской державы и участвовали в сражениях на её стороне. В этом случае они звались КАПЕРАМИ и получали индульгенцию своим будущим грабежам. Громкие имена Имена многих пиратов стали известны всему миру. Действительно, среди них встречались люди неординарные, в том числе выходцы из знатных родов, как например, французский дворянин де Граммон или другой француз Жан Барт, которому Людвиг XIV пожаловал чин вице-адмирала. Или знаменитый Френсис Дрейк, чьё имя увековечено на карте мира – его носит пролив между Огненной Землёй и Антарктидой. Он, как и другой пират в чине адмирала — Джордж Сомерс , был обласкан английской королевой Елизаветой Тюдор. Некоторые из корсаров, оставив со временем свой лихой промысел, стали видными учёными. Примером тому Уильям Дампьер , лаконичная подпись под портретом которого в Национальной галерее Лондона гласит «Пират и гидрограф». И Уолтер Рейли, приближённый к королеве поэт, драматург, историк, автор ряда книг, тоже начинал с пиратства. Необычно сложилась жизнь неаполитанского пирата Бальтазаро Косса. После нескольких лет успешного разбойничьего промысла, которым он занимался в Средиземноморье, он превратил награбленные сокровища в надёжно укрытый клад, а сам, покончив с пиратством, решил посвятить себя служению Богу. На этом поприще он тоже преуспел: пройдя по всем ступеням католической иерархии, и дослужившись до кардинальского сана, в 1410 году он поднялся на папский престол под именем Иоанна XXIII. Однако через 5 лет всплыло тёмное прошлое «благочестивого» папы, и он был низложен. Его пиратские богатства, оставленные под присмотром «доверенного лица», исчезли вместе с этим лицом, так что последние годы жизни Бальтозоро провёл более чем скромно. Дамы под чёрным флагом Пиратский промысел – дело искони мужское, требующее недюжинных сил и отчаянной смелости. Однако бывало, что на кораблях, бороздящих моря под чёрным пиратским флагом «Весёлый Роджер», появлялись представительницы прекрасного пола. Вспомним двух из них, отчаянных и дерзких, и в то же время любящих и любимых женщин. Судьбе было угодно свести их на одном корабле. Энн Бони, появившаяся на свет в 1690 году в семье перебравшихся в Новый Свет ирландцев, выходит замуж за простого матроса. В поисках счастья и удачи молодые отправляются в Вест-Индию, где супруг Энн вскоре становится пиратом, а затем и Энн сама с энтузиазмом погружается в пиратскую вольницу. Здесь она встречает капитана Джона Рекема и влюбляется в него с первого взгляда. Чувства оказались взаимными и столь сильными, что Энн покидает супруга, а Рекем, вопреки пиратским традициям, берёт её, переодетую в мужское платье, в свою команду. Полная приключений пиратская жизнь пришлась Энн по вкусу. Тем временем в 1717 году выходит новый королевский указ о пиратстве, призвавший морских разбойников добровольно сдаться властям и обещавший в этом случае помилование и прощение грехов. На раздумье давался целый год. Многие решили, с толком использовать столь щедрую отсрочку, продолжая промысел, чтобы потом явиться с повинной. Но Джон Рекем не стал откладывать покаяние, а явился к губернатору островов Нью-Провиденс, в недавнем прошлом такому же, как он, пирату, Вудзу Роджерсу. Они быстро договорились. Губернатор как раз готовился снарядить очередной каперский (по сути — пиратский) корабль для борьбы с испанцами. Должность капитана занял Джон Рекем, конечно, включив в свою новую команду Энн. И тут сложилась пикантная ситуация – на корабле уже была одна женщина, как и Энн переодетая в мужчину. Звали её Мэри Рид. Была она почти на 10 лет старше Энн, но, тем не менее, нашла с ней общий язык и поведала ей свою историю. Родилась в старой доброй Англии. Её мать, прежде потерявшая любимого первенца – сына, воспитывала и одевала её как мальчика. Да и по характеру Мэри больше походила на парня. Выдавая себя за молодого человека, Мэри умудрилась послужить и на флоте и в кавалерии. Но обман её был раскрыт, и Мэри уволили. Прошло время, и снова, облачившись в мужской костюм, она становится матросом на голландском паруснике, где вскоре влюбляется в молодого штурмана. Однажды на пути в Вест-Индию их корабль становится жертвой английских пиратов. Те, узнав в Мэри англичанку, забирают её на свой корабль. К счастью, им необходим штурман, и возлюбленный Мэри воссоединяется с ней на пиратском корабле. Узнав о королевском указе, пираты решают просить власти о помиловании. Ближайшим представителем власти оказался всё тот же Вудз Роджерс. Так Мэри вместе с возлюбленным оказалась на одном каперском корабле с Джоном Рекем и Энн. Вместе они выходят в море. Им сопутствует удача. Но Рекем, забыв, что он теперь не просто пират, а английский капер, грабит всех без разбора, в том числе и англичан. Продолжалось это, однако, недолго. Однажды в трюмах ограбленного купца оказалось так много рома, что по этому случаю был устроен грандиозный пир, ставший для многих пиратов последним – напившись, они не смогли оказать достойного сопротивления атаковавшему их кораблю Королевского флота. И Мэри и Энн вместе с уцелевшими при штурме пиратами были переданы суду, который вскоре состоялся на Ямайке. Почти все пираты были приговорены к виселице. Оправдали лишь несколько человек, ранее насильно оставленных на пиратском корабле. В их числе был и возлюбленный Мэри голландец. Обеих женщин также ожидала виселица. Но приговор не был приведен в исполнение, поскольку обе дамы оказались в интересном положении. Мэри, заболев, умерла в тюрьме, не успев родить. Энн повезло больше – она была освобождена и родила сына, который никогда не увидел своего отца, закончившего земной путь на виселице. В те годы начала XVIII века многие пираты расстались с жизнью точно также. Пиратство умерло, да здравствует пиратство Принято полагать, что морской разбой минул в лету, не дожив и до XIX века. Однако история утверждает, что это не совсем так. В ходе Первой мировой войны о нём вспомнили в кайзеровской Германии. Правда, теперь ставшие, по сути, пиратскими корабли стали называться рейдерами. В германском ВМФ таковыми стали быстроходные лёгкие крейсера – «Эмден» и «Дрезден» на Дальнем Востоке, «Карлсруэ» в Мексиканском заливе и «Кёнигсберг» у берегов Восточной Африки. С первых дней войны рейдеры, особенно «Эмден» и «Карлсруэ», активно действовали против судов торгового флота: только «Эмден» потопил 16 таковых. Но жертвами рейдеров порой становились и боевые корабли. Тот же «Эмден» в малазийском порту Пенанг уничтожил русский крейсер «Жемчуг», а «Кёнигсберг» в сентябре 1914 года в порту Занзибар, утопил английский крейсер «Пегас» и несколько пароходов. Первая мировая закончилась, но через два десятилетия на смену ей пришла Вторая, и традиции морского разбоя вновь напомнили о себе. Правда, обрели они новую соответствующую эпохи форму: пираты ушли под воду. В морских анналах сохранилась история корветтен-капитана Пауля фон Реттеля, командира немецкой подводной лодки U-2670. Никто не может поручиться, что это не одна из многочисленных легенд. 9 мая 1945 года Реттель, получил шифровку из штаба флота, сообщившую о капитуляции, смерти фюрера и приказе его приемника — гросс-адмирала Деница — всем кораблям поднять белые флаги и следовать в ближайшие порты стран-победительниц. Но Реттель решил продолжать войну. В свои планы он посветил только старших офицеров. 13 мая у западного побережья Африки его лодка встретилась с одной из разбросанных по Атлантике подлодок снабжения. Увидев над ней белое полотнище, Реттель спустился в рубку и взял в руки микрофон. «Говорит командир! Важное сообщение», разнеслось по отсекам. Корветтен-капитан сообщил о капитуляции и смерти Гитлера. «Но,- продолжил он — война не закончена. Ее продолжает наш верный союзник — Япония, и мы, немцы, должны вместе с ним сражаться до конца». Получив от снабженца запасы пресной воды, провианта и заполнив цистерны горючим, Реттель направил U-2670 на юг вдоль побережья Африки. Вскоре состоялся почин его пиратской деятельности. Вечером 20 мая аргентинский танкер «Кристобаль» огибал мыс Доброй Надежды, когда вахтенный заметил в океане мигающий огонек, подающий азбукой Морзе сигнал SOS. Прожекторы высветили две заполненные людьми шлюпки. Когда спасаемых подняли на палубу, те неожиданно разбежались, взяв в кольцо аргентинских моряков. В их руках оказались выхваченные из-под одежды и направленные на аргентинцев пистолеты и автоматы. Руки вверх! Не двигаться! — выкрикнул по-английски офицер, возглавлявший группу захвата. Пираты согнали команду танкера на бак (носовую часть палубы), а к танкеру вплотную подошла подлодка. Механики присоединили шланги, включили насосы, и в топливные цистерны субмарины полилась солярка. Тем временем остальные очищали кладовые от провианта, а подорванный гранатой корабельный сейф — от денег и ценностей. Когда цистерны субмарины заполнились, на неё перенесли награбленное, и пираты вернулись на борт лодки, перекачивающие насосы танкера остались включёнными. Поверхность воды вокруг танкера накрыло пятно солярки. U-2670 отойдя от «Кристобаля» на полмили, выстрелила по нему торпедой. Последовал взрыв, вслед за которым судно и море вокруг него превратились в гигантский пылающий факел. Реттель сразу взял за правило не оставлять в живых свидетелей. Дальнейшие деяния пиратов Реттеля доподлинно не известны, однако много лет позже обломки его субмарины были случайно обнаружены на рифах у одного из островков Полинезии. Пираты мирного времени Канули в лету баталии Второй мировой, но в некоторых регионах Земли пиратство процветает и поныне, а в рядах флибустьеров снова оказывались дамы, порой занимавшие самые высокие позиции в пиратской иерархии. Вспомним хотя бы пресловутую мадам Вонг, одно имя которой в 1950-ые годы вселяло ужас в сердца мореплавателей, оказывающихся в море у берегов Юго-Восточной Азии. Когда-то она была скромной танцовщицей Шан в одном из кабаре Шанхая. Там её и заметил будущий муж Вонг Кунгнит, основным источником доходов которого было пиратство в прибрежных водах. Его бизнес процветал до 1946 года, пока выданный конкурентами властям он не был застрелен «при попытке к бегству». Овдовевшая мадам Вонг, приняла бразды правления. Когда два близких соратника погибшего мужа пришли к ней и предложили выбрать одного из них на роль шефа, мадам со словами «выбирать одно из двух всегда очень сложно» застрелила обоих. С этого и началось её полновластное многолетнее правление, за время которого пиратское сообщество только крепло. По данным Интеллидженс Сервис под началом мадам Вонг «трудилось» не менее 3000 пиратов, флот которых включал в себя до 150 маломерных быстроходных судов. Позже эпицентр пиратства сместился к берегам Восточной Африки (главным образом Сомали) и в устье Персидского залива, где пролегает множество морских путей. Здесь возникли очень серьёзные проблемы для мирового судоходства, которые до сих пор не могут радикально решить патрулирующие эту зону военные корабли США, России и НАТО. Нет, ещё не спущен «Весёлый Роджер», Нетленны древние традиции флибустьерства. Дата публикации: 4 апреля 2024
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~R4o96
|
Последние публикации
Выбор читателей
|