ЯРКИЙ МИР
Морские напасти. Часть 2
Константин Ришес
публицист
Санкт-Петербург
88261
К числу «форс-мажорных» бедствий, представляющих опасность для кораблей, относятся и такие, которые словно сошли со страниц фантастических романов.
Часть 1 > КАМНИ С НЕБЕС Судно и метеорит... казалось бы, для их спонтанной встречи один шанс на миллион. Однако зафиксированные морскими хрониками факты говорят о ином. 8 октября 1896 года метеорит перебил фок-мачту английского парусно-винтового судна «Доун», возвращавшегося с Барбадоса в Европу. Затем он взорвался, упав в воду перед самым форштевнем судна. 20 октября 1898 года моряки парохода «Галилей» оказались свидетелями падения большого метеорита в пяти метрах от борта судна. Поднявшийся при этом мощный столб воды залил палубу судна. В марте 1899 года метеорит вдребезги разнёс грот-мачту парусного корабля «Белфаст». Интересное сообщение на эту тему привёл российский журнал «Вокруг света» (№ 28 за 1908 год). Заметка, называлась: «Крушение судна, поврежденного аэролитом». «Парусное судно «Эклипс» вместимостью 1469 тонн, шедшее из Нью-Йорка в Сан-Франциско, потерпело крушение на 85-й день пути. При тихой и ясной погоде в воздухе неожиданно засверкала молния, и раздался грохот, походивший на выстрелы из множества орудий. Спустя несколько секунд в верхушку грот-мачты ударился аэролит, расколовший ее вдребезги. Затем он стремительно ринулся вниз, пробив палубу и киль, со зловещим шипением потонул в море. Судя по размеру дыры, пробитой в палубе, метеор был немного больше человеческой головы. Пожар, начавшийся на судне, вскоре был потушен. Но течь заделать морякам не удалось. Проработав без сна и отдыха четверо суток с насосами, они были вынуждены пересесть в шлюпки и покинуть корабль, который почти тотчас пошел ко дну». Такая же участь постигла в Атлантическом океане парусник «Сагиттариус». Еще больший по размерам метеорит насквозь пробил судно, которое пошло ко дну настолько быстро, что экипаж едва успел спустить на воду шлюпки. Через несколько дней команда была спасена проходившим мимо пароходом. Перед самым началом Второй мировой войны жертвой метеорита едва не стал большой голландский пароход «Океан». Судно находилось у северо-восточного побережья Америки, когда в нескольких метрах от его борта упал огромный метеорит. Возникшая при этом волна едва не опрокинула пароход. Вода вокруг судна закипела, и пароход оказался окутанным удушливым газом, который, к счастью, был отнесен ветром. В начале XX века метеорит угодил в борт плавучего маяка «Семь Камней», сильно повредив его. Из-за удушливого газа, который окутал маяк, члены команды, находившиеся в этот момент на верхней палубе, на несколько минут потеряли сознание. Подобные явления можно отнести к разряду «нарочно не придумаешь». Действительно, вероятность попаданий в суда молний крайне невелика, а метеоритов — ещё меньше. Тем не менее, регистр «Ллойд» при страховании судов принимает как разновидность риска «попадание в судно молний и метеоритов». НА ТАРАН ИДУТ МОРСКИЕ ИСПОЛИНЫ С некоторых пор в регистре «Ллойд» появилась еще одна не совсем обычная рубрика: «повреждение борта судна ударом кита или меч-рыбы». Китобои прошлых веков могли бы рассказать немало леденящих кровь историй о свирепости китов. Самым опасным из всех разновидностей этих морских гигантов они находили кашалота. Случалось, что раненый кит переходил в атаку и запросто топил небольшие суда. Можно представить, с какой силой нанесет удар 40-тонное чудовище, если в момент атаки оно развивает скорость более 14 узлов (26 км/ час). Хроника морских путешествий свидетельствует, что такие нападения не являются редкостью и опасны как для судна, так и для самого агрессора. В 1819 году раненый кашалот атаковал американское китобойное судно «Эссекс». Он нанес ему два сокрушительных удара в носовую часть, после чего «Эссекс» быстро затонул. В 1867 году кашалот нанес тяжелые повреждения китобойцу «Оцеола». А опасны ли киты для современных стальных кораблей? Несомненно, да, и это подтверждается многими примерами. В 1947 году на Дальнем Востоке у Командорских островов советский китобоец «Энтузиаст» потерпел аварию. Раненый семнадцатиметровый кашалот ударил головой в кормовую часть судна, погнул стальной гребной вал и вывел из строя рулевое устройство. Сам кит отделался лишь неглубокими ранами. Во второй половине 60-х годов прошлого века в ходе ходовых испытаний американская атомная субмарина «Сидрэгон» столкнулась с китом. При этом у неё был поврежден гребной винт и деформирован лёгкий корпус. Английский лайнер «Иберия» следовал из Европы в Австралию. Внезапный удар огромной силы потряс стальной корпус судна, словно оно налетело на рифы. Всё стало ясно, когда испуганные пассажиры увидели рядом с судном окровавленное тело кита. Крупнотоннажное судно длиной 218 м не пострадало, а вот десятиметровый морской исполин погиб. В декабре 1968 года в Тасмановом море Новозеландская яхта «Матуку» наткнулась на стадо кашалотов и была ими потоплена. Весной 1983 года в Мексиканском заливе кит напал на прогулочный катер с туристами. Ударом хвоста он повредил надстройку катера, пострадали и находившиеся на борту люди: один турист погиб, трое были ранены. Огромные размеры китов и большая скорость их плавания давно обращали на себя внимание ученых, а нередкие случаи нападений на суда породили вокруг этих самых больших в мире млекопитающих ореол легенд и суеверий. Нередко авторы популярных сочинений в погоне за сенсацией приписывали этим животным исключительную агрессивность, что не всегда соответствует реалиям. Как правило, нападают киты, раненные китобоями в ходе этого варварского, в настоящее время запрещённого большинством государств, промысла. ЖИВЫЕ ТОРПЕДЫ Киты — не единственные обитатели морей, представляющие угрозу кораблям. В 1856 году капитан быстроходного чайного клипера «Дредноут» предъявил компании «Ллойд» иск о выплате страхового возмещения за порчу перевозимых им 200 тонн цейлонского чая. Он утверждал, что на пути в Лондон его судно было атаковано меч-рыбой, которая пробила медную обшивку и трёхдюймовую доску корпуса ниже ватерлинии. Проникшая через пробоину в трюм вода безнадёжно испортила нежный груз клипера. Страховщики не сразу приняли иск, но после заключения, сделанного экспертами, им, всё же, пришлось выплатить кругленькую сумму. В дальнейшем подобные иски «Ллойду» приходилось рассматривать ещё не раз. В апреле 1945 года нападению подвергся английский танкер «Барбара», совершающий трансатлантический рейс. Время военное, и моряки бдительно следили за морем. Был ясный день, когда вахтенный заметил пенистый след торпеды, нацеленной прямо в борт танкера. Совершив резкий маневр, судно попыталось уклониться, но к удивлению моряков торпеда повторила их маневр и, описав дугу, с ещё большей скоростью мчалась на танкер. Через какие-то мгновения корпус судна содрогнулся от сильного удара. Когда судно застопорило ход, моряки смогли рассмотреть гигантскую рыбину, будто прилипшую к борту и отчаянно бившую по воде мощным серповидным хвостом. Стало ясно, что пробив мечом стальной борт танкера, она застряла в нём. Прежде, чем удалось поднять на палубу этот нежданный улов, капитану пришлось дважды разрядить свой кольт в голову хищницы. Во время подъёма рыбы с помощью лебёдки и стального троса её меч обломился и остался в пробоине. Длина монстра составляла 5,3 метра, ещё полтора метра добавил извлечённый из борта меч, весила «рыбка» 660 кг. Через три года после истории с «Барбарой» жертвой меч-рыбы едва не стала американская шхуна «Элизабет». Она была атакована в Атлантике. Удар меча в носовую часть борта пробил обшивку как лист бумаги. При этом рыба вошла внутрь корабельного корпуса по самые глаза. Выдернув из пробоины меч, она удалилась, оставив шхуну в покое, а в пробоину хлынула вода. Чтобы не затонуть, морякам пришлось запустить все имеющиеся на борту водоотливные средства. Другая меч-рыба обнаглела настолько, что напала уже на военный корабль: английский эсминец «Леопард» был атакован ею неподалеку от Ливерпуля. Прежде, чем скрыться в глубине, рыба повредила корпус корабля в трёх местах. ПОДВОДНАЯ АТАКА А 6 июля 1967 года нападению меч-рыбы подвергся глубоководный исследовательский аппарат «Алвин». Погрузившись на 660 метров, аппарат оказался на подводном плато Блейка. Здесь он лёг на грунт, и его экипаж приступил к выполнению запланированных геофизических наблюдений. Но вскоре планы акванавтов нарушила огромная рыба. Поначалу она мирно лежала на песчаном дне метрах в десяти от «Алвина». Но, вероятно, появление непрошенных гостей привело ее в ярость, и рыба устремилась в атаку на аппарат. При этом она вонзила свой меч в паз на корпусе «Алвина» всего в нескольких дюймах от связывающего двигатели аппарата с аккумуляторной батарей кабеля, к счастью не затронув его. В отчаянных и тщетных попытках освободить меч рыба сотрясала аппарат. Так вместе с рыбой «Алвин» и всплыл, а затем был поднят на судно сопровождения. Уже на его палубе меч был сломан, а сама рыбина, как поведал об этом журнал «Нэйвел рисёрч ревю» внесла большое разнообразие в обеденное меню моряков. Действительно, море полно неожиданностей. Дата публикации: 7 апреля 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~2chsc
|
Последние публикации
Выбор читателей
|