Рерих и Чюрленис – ушедшие в космос
ЯРКИЙ МИР
Рерих и Чюрленис – ушедшие в космос
Алексей Спрудэ
журналист
Санкт-Петербург
6624
Рерих и Чюрленис – ушедшие в космос
Чюрленис и Рерих

Иногда брошенные вроде бы вскользь слова оказываются пророческими и с годами наполняются особым смыслом. К ним относится и напутствие Иоанна Кронштадтского гимназисту Николаю Рериху: «Не болей. Придется много для Родины потрудиться». Впрочем, много трудиться Рериху пришлось не только для Родины, но и для всего человечества и даже, пожалуй, для Вселенной…

Великому философу, художнику и гуманисту, а также его не очень известному в России, но широко известному в мире духовному собрату был посвящен проходивший в течение двух с половиной недель в Изваре фестиваль «Рерих и Чюрленис. Космизм в творчестве».

Инициатива проведения Фестиваля принадлежит руководителю Культурного центра «Извара 15» Ирине Арутюновой и президенту Санкт-Петербургского общества им. М. К. Чюрлениса Юрию Шенявскому. В организации фестивальных мероприятий участвовали Международный центр Рерихов (Москва) и Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре при поддержке посольства Литовской Республики в Российской Федерации, Генерального консульства Литовской Республики в Санкт-Петербурге, Комитета по внешним связям Ленинградской области, Администрации Волосовского муниципального района Ленинградской области, администрации Рабитицкого сельского поселения.

В рамках фестиваля, пожалуй, впервые была обозначена тема общности и взаимного влияния двух художников, объединенных темой и концепцией космизма. Говоря о своеобразии творчества каждого из мастеров, наверное, можно сказать, что в работах Рериха больше философии, а в картинах Чюрлениса – фантазии, символизма. Пожалуй, первенство в развитии космизма все же принадлежит литовскому мастеру, но каждый из тех, кто развивал эту тему, привносил в нее нечто новое, что видно и по работам, демонстрируемым в Культурном центре «Извара 15», включая произведения наших современников.

Извара – небольшой поселок в Волосовском районе Ленинградской области, известный главным образом по находящейся в нем и приобретшей статус музея рериховской усадьбе.

Николай Константинович является, конечно, самым известным представителем этой семьи, но следует помнить, что речь все-таки идет о целой династии. Его отец Константин Владимирович усердным трудом пробился в жизни, став крупным петербургским нотариусом и общественным деятелем. Женился на дочери купца Марии Васильевне Калашниковой, духовным пастырем которой и являлся отец Иоанн Кронштадтский.

В семье было восемь детей, из которых следует выделить двух младших братьев. Владимир приобрел известность как агробиолог, после Гражданской ушел в Китай с остатками Дикой дивизии Унгерна (в которой служил интендантом), умер в 1951-м в Харбине. Борис был известным архитектором, остался в Советском Союзе, в начале 1930-х получил срок, выйдя на свободу, поселился в Москве, где и умер за пять дней до окончания Великой Отечественной. Оба брата помогали Николаю Константиновичу во многих его проектах, которые он с разной степенью успеха реализовывал в России, Соединенных Штатах, Европе, Китае. Проекты отца продолжали и его сыновья Юрий и Святослав. Первый из них умер в 1960 году в Москве, второй – в 1993-м в Индии. Поистине, люди мира.

Но начиналось все в Изваре…

Первый этап творчества Николая Константиновича был связан с изучением Древней Руси, история которой и стала темой первых картин, принесших ему широкую известность и знакомых нам еще по школьным учебникам. Извара и ее окрестности с древними славянскими погребениями и городищами представляла собой хорошее поле для археологических исследований. А для ума пытливого эти исследования давали хороший толчок сначала к чисто художественному творчеству, а затем и к обобщениям философского плана.

Возможно, первой ступенью перехода на новый уровень стала как раз экспонирующаяся в Изваре картина «Вечер богатырства Киевского» на сюжет древней былины, где богатыри рискнули бросить вызов небесному воинству да и окаменели. Постепенно у Рериха обозначился отход от чистой истории к размышлениям о взаимопроникновении культур и религий, о космосе, о вечном. Духовные поиски материализовались не только в картинах и литературных трудах, но и в экспедициях по Азии, организации музеев и выставок и, наконец, в Пакте Рериха 1935 года о сохранении культурных ценностей, известном также по месту его подписания под именем Вашингтонского пакта.

Созданное Рерихом Знамя мира, точнее, несколько полотнищ с узнаваемым символом, украшенные автографами известных людей, побывавших на двух полюсах Земли и даже в космосе, выставлены в здании Культурного центра «Извара 15». Еще два зала заняты работами современных мастеров, явно идущих по стопам Рериха.

Картины Олега Высоцкого продолжают линию живописного «космизма». Скульптуры Алексея Леонова представляют тех, кого можно отнести к духовным учителям человечества, – «Лао-цзы», «Акбар», «Будда», «Платон», «Сократ», «Свами Вивекананда», «Сергий Радонежский». Центральный образ Иисуса Христа представлен сразу в нескольких скульптурах – «Свет Мой прими», «Маленький Иисус», «Спаситель», «Путь к Отцу», «Христос с детьми». И еще присутствует маленькая фигура Пушкина на скамейке – только не задумавшегося (как на скульптуре в Царском Селе), а вольно раскинувшегося и упивающегося жизнью.

Кстати, в географическом плане Пушкин – сосед Рерихов. Неподалеку от Извары находится целый букет связанных с ним мест – домик станционного смотрителя, домик Арины Родионовны, усадьба Абрама Ганнибала.

Бывают знаковые пересечения. В последний день фестиваля в сквере у художественной школы им. Н. К. Рериха был посажен дубок, саженец которого является «внуком» дерева, посаженного святым праведным Иоанном Кронштадтским. Еще три саженца посадили у здания Культурного центра «Извара 15». А подарила их одна из представительниц рода Ганнибала. Как тут не поверить, что культурное пространство, независимо от времени и расстояний действительно едино?

Возвращаясь к началу рассказа, следует вспомнить и того, кто в данном случае составляет пару Рериху. Слово президенту Санкт-Петербургского общества им. Чюрлениса Юрию Шенявскому: «Их близость видна даже на уровне имен: ведь Микалоюс Константинас в русском варианте звучит как Николай Константинович. Они появились на свет с разницей в один год – Чюрленис в 1875-м, Рерих – в 1876-м. Только Рерих умер в декабре 1947-го, а Чюрленис намного раньше – 10 апреля 1911-го.

В 1906 году работы Чюрлениса впервые экспонировались в Петербурге. И это была не живопись в чистом виде, поскольку его картины представляют собой единое целое с музыкой. Это философия, символизм, фантазия, сказка, но только не абстракция, которую иногда приписывают Чюрленису в спорах, кто же создатель абстракционизма – Чюрленис или Кандинский.

В Петербурге Чюрленис познакомился и сблизился с Рерихом, а также с другими художниками, создавшими объединение «Мир искусства». Однако успех в среде людей, которые могли оценить его новаторство и уникальный творческий почерк не означал широкого признания. К слову, удивительный колорит картин Чюрлениса в определенной степени объясняется не только состоянием его внутреннего мира, но и банальной бедностью. Свои картину он писал на бумаге, и ему приходилось покупать самые дешевые материалы.

Как это слишком часто бывает, признание пришло к Чюрленису только после смерти. Но сегодня его имя вписано в мировую культуру золотыми буквами. И для миллионов, если не десятков миллионов людей во всем мире Литва ассоциируется прежде всего с Чюрленисом.

В Культурном центре «Извара 15» в одном из залов демонстрируется собранная мной коллекция репродукций Чюрлениса. А один из вариантов дальнейшего развития проекта предполагает объявление Извары и родины Чюрлениса Варены поселениями дружбы. Думаю, очень своевременная идея, если учитывать нынешнее состояние российско-литовских отношений, которые, конечно, надо возрождать. А самая удобная и приятная для всех форма диалога – это диалог о культуре».

В рамках фестиваля было проведено много мероприятий, и, что особенно ценно, в них активно участвовали дети. Так, большой интерес аудитории вызвали онлайн-чтения, продолжавшиеся более пяти часов. А в художественной школе им. Н. К. Рериха была организована выставка детских работ, посвященная мастеру и в значительной степени продолжающая темы его творчества. Организаторы и все мы надеемся, что фестиваль станет традиционным, послужит просвещению и укреплению дружбы. Рерих и Чюрленис достойно потрудились для своих стран и для всего человечества. И продолжают трудиться сегодня, даже уйдя от нас в вечную космическую бесконечность, глубины которой они познали еще при своей жизни.

Фото автора



Дата публикации: 19 октября 2021

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~trMiz


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
13839111
Александр Егоров
2121747
Татьяна Алексеева
1003572
Татьяна Минасян
489203
Яна Титова
281221
Светлана Белоусова
233076
Татьяна Алексеева
227246
Сергей Леонов
223919
Наталья Матвеева
214398
Валерий Колодяжный
213792
Борис Ходоровский
200188
Павел Ганипровский
179061
Наталья Дементьева
129906
Павел Виноградов
126244
Сергей Леонов
114351
Редакция
103963
Виктор Фишман
97845
Сергей Петров
96105
Станислав Бернев
91843