С чего начинался Рафаэль?
ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №17(299), 2010
С чего начинался Рафаэль?
Анна Варенберг
журналист
Санкт-Петербург
1626
С чего начинался Рафаэль?
Чувство юмора у животных проявляется не только в умении смеяться

Человеку свойственно считать себя венцом творения, неким недосягаемым идеалом для разных-прочих «тварей», являющихся нашими соседями по планете. Ну как же иначе: ведь только наш животный вид обладает интеллектом, чувством юмора, религиозным чувством, воображением, способностью к творчеству как созданию абстрактных образов, и т. д., и т. п. Соответственно, все остальные создания «большие и малые» существуют только для того, чтобы удовлетворять наши потребности, например, в пище. И только человек решает, жить им вообще или не жить. 

КТО СКАЗАЛ, ЧТО МЫ – БОГИ?

Возможно, покажется, что я несколько сгущаю краски. Все-таки, с развитием цивилизации, во многих странах люди постепенно учатся тому, что называется экологическим мышлением. Появляется все больше зоозащитных организаций, члены которых посвящают свою жизнь благородному делу спасения диких животных и защите прав домашних животных. Сотни тысяч людей отказываются носить одежду, сделанную из кожи и меха, абсолютно справедливо признавая это неоправданной жестокостью, дикостью и варварством. Ширится движение веганов — наиболее радикальной части зоозащитников, сознательно отказавшихся от употребления в пищу любых мясомолочных продуктов. Все чаще звучат протесты против проведения опытов над животными. 

Когда находишься среди своих, таких же, как ты сам, «продвинутых» гомо сапиенсов, порой возникает иллюзия, будто мир постепенно становится чуть лучше и светлее. Но стоит покинуть этот узкий круг и пообщаться с совсем другими людьми, с сожалением понимаешь: до настоящей цивилизованности человечеству еще далеко. Особенно в России, где, узнав о том, что ты — зоозащитник, на тебя порой смотрят в полнейшем недоумении, а то и с презрением: зачем, мол, ты тратишь свое время, силы и средства на «такую ерунду», как какие-то бездомные собаки, больные кошки?.. Заняться больше нечем, или других проблем нет? А в ответ на призывы сделать хоть что-то в помощь тем самым «меньшим братьям», следует циничный ответ: «Честно говоря, мне вообще плевать на всех этих ваших зверушек!».

На самом деле, такое отношение не удивительно в стране, где вообще никто и никак не занимается воспитанием экологического мышления. Где за жестокое обращение с животными статья-то в Уголовном кодексе есть, но заставить применить ее к преступнику оказывается ой как непросто. А материалы об экологии и этологии, появляющиеся в СМИ, к огромному сожалению, вызывают у читателей почти нулевой интерес. Ну, в самом деле: куда как круче — очередная дутая сенсация из жизни какой-нибудь «звезды»-однодневки…

И за всем этим, как ни странно, стоит все тот же ничем не оправданный подход, основанный на уверенности в собственном безусловном приоритете. 

Люди в России не хотят «опускаться» до таких мелочей, как какие-то там животные. Сами униженные и бесправные, они подсознательно испытывают «чувство глубокого удовлетворения» от того, что существует кто-то, еще более ничтожный и слабый, чем они сами, не имеющий совсем уж никаких прав, тот, кому по определению отказано в наличии души, разума, способности к членораздельной речи. Словом, я лучше и выше, просто потому, что я — человек и звучу гордо!

НАД ЧЕМ СМЕЮТСЯ КРЫСЫ?

Придется разочаровать тех, кто придерживается именно такой позиции. На самом деле, согласно результатам научных исследований, животные обладают практически полным комплексом качеств, исконно считавшихся сугубо «человеческими». Например, у крыс, представьте себе, прекрасно развито… чувство юмора. Да-да, крысы умеют и любят смеяться! Этот факт в 2003 году доказал профессор Джаак Панксепп, специалист по поведению животных, работающий в Университет Боулинг Грин штата Огайо, и опубликовал свою сенсационную статью о природе смеха в журнале Science. По словам Панксеппа, смеяться умеют многие животные, только несколько по-другому, чем человек. 

Обезьяны и собаки издают, например, пыхтящие звуки, а крысы пищат, причем на очень высоких тонах, вплоть до частоты в 50 килогерц — эта частота не уловима невооруженным человеческим ухом.

Профессор Панксепп доказал, что умение смеяться появилось у человека раньше, чем тот обрел умение говорить: смех представляет собой очень древний эмоциональный отклик, потому что нейронные сети, ответственные за смех, расположены в «древних» участках нашего мозга, в тех его структурах, которые имеются и у многих животных. 

Кстати, крысы, с которыми работала группа Панксеппа, точно также,  как и люди, делятся на тех, кто наделен «чувством юмора», и тех, кому это не дано. Более того: чувство юмора можно развивать! Исследователи играли с крысами, вызывая тем самым 50-килогерцевый «крысиный смех» — и те становились все более контактными, все чаще требовали продолжения игры, а в общении между себе подобными предпочитали тех крыс, которые чаще «смеются». 

Чувство юмора у животных — и даже птиц — проявляется не только в умении смеяться, но и в том, что они сознательно создают такие ситуации, которые ставят людей в неловкое положение (по мнению ученых, то же самое они проделывают и со своими сородичами, но с нами, «венцами творения», получается куда веселее). Ведь, по сути, смешно то, что не соответствует норме. Животные вполне способны определять необычные, нелепые ситуации или нелогичные поступки субъекта и соответствующим образом реагировать на них. Так, любимое развлечение дельфинов в океанариумах – обрызгать стоящего на бортике бассейна дрессировщика. Или, принимая от него рыбу, понемногу отплывать, чтобы заставить человека тянуться все дальше и дальше, пока он не свалится в воду. По единодушному мнению исследователей, дельфины при этом «покатываются со смеху». Хотя у них нет лицевых мышц, но каким-то целенаправленным внутренним усилием, придающим особое выражение их морде, и блеском глаз они ухитряются однозначно выразить свое удовольствие от веселой проделки. 

На подобные выходки способны и птицы. Так, в начале 1990-х годов таким способом вороны измывались над военными. Пост № 1 у мавзолея на Красной площади – самый ответственный. Неизвестно почему, вороны, во множестве обитающие в районе Кремля, избрали себе для развлечения стоящих на этом посту часовых: они собирались стайками и на бреющем полете «бомбили» часовых. Причем на фуражки падали «бомбы» не только в виде помета, но и кости, палки и даже гайки. Ясно, что подобное проявление вороньего чувства юмора у его жертв смеха не вызывало. 

А еще, исключительно ради развлечения, вороны на Красной площади в Москве устроили себе «ледяные горки» — для этого прекрасно подошли купола соборов, с которых вороны с удовольствием съезжали на хвосте. Когда им надоедает это развлечение, птицы  устраивают своеобразное «родео» на Государственном флаге над резиденцией Президента РФ. Самая смелая птица первой садится на развевающееся полотнище и, радостно каркая, старается удержаться на нем. Потом то же самое по очереди проделывают и другие. Очевидно, победителем у них считается тот, кто дольше продержится...

Вообще, что касается ворон, то они с древнейших времен считались мудрыми, даже вещими птицами. И не случайно. В рейтинге интеллектуальных способностей пернатых именно вороны занимают первое место (за ними следуют грачи, сойки, орлы, соколы, дятлы и цапли, а на самой низкой ступени развития стоят перепелки, страусы и козодои). Такой рейтинг был составлен британскими орнитологами на основе исследований, длившихся более семидесяти лет. 

В Японии был зафиксирован случай, когда вороны перелетали дорогу только на зеленый свет.

Мало того, вороны, как выяснилось, могут изготавливать орудия труда, то есть приспосабливать различные предметы для того, чтобы совершить действие, невозможное, если использовать только клюв и когти. О чем это говорит? О том, что пернатых можно смело ставить на одну ступень эволюции с человеком и впереди таких высших приматов, как шимпанзе. Обезьяны, конечно, умеют пользоваться подручными средствами, например, палками, но не пытаются «модифицировать» их с учетом конкретной задачи.

Группа оксфордских специалистов по поведению животных проводила эксперименты над двумя воронами из Новой Каледонии, французского острова в южной части Тихого океана. Исследователи показывали птицам пищу на дне высокой и узкой стеклянной банки, а потом наблюдали, удастся ли тем добраться до лакомства с помощью кусочков проволоки, разложенных поблизости. После четырех неудачных опытов ворона Бетти клювом согнула проволоку в крючок и ловко поддела им приманку. Это вовсе не было случайностью: Бетти повторила свое достижение еще девять раз в десяти опытах. Профессор Алекс Качельник, руководитель проекта, говорит: «Хотя многие животные используют орудия, целенаправленное изменение предметов без дрессировки или предварительного опыта было до сих пор практически неизвестно биологам». То есть, получается, что птица в данной ситуации использовала абстрактное мышление, как это сделал бы на ее месте человек... 

ПРИМАТЫ-АБСТРАКЦИОНИСТЫ 

И вот здесь мы вплотную подходим к вопросу: способны ли животные к творчеству — виду деятельности, принципиально невозможному при отсутствии именно абстрактного мышления? Долгое время считалось, что, конечно же, это — привилегия исключительно человеческая. Животные не могут — извилин не хватит — создать нечто самостоятельное, уж тем более — произведение искусства.

После 15 лет исследований профессор пражского Карлова университета Марина Ванчатова в течение пятнадцати лет изучала этот вопрос и пришла к однозначному выводу: человекообразные обезьяны с большим удовольствием и без всякого принуждения рисуют картины, демонстрируя не только врожденные творческие таланты, но и способность к обобщениям, усвоению символов и абстракций. И речь не об исключительно одаренных, а о целой художественная группе из семнадцати обезьян. 

Один самец гориллы, Ассумбо, начал рисовать по примеру своей соседки, находившейся в вольере рядом. Она сама обожала рисовать, иногда предлагая Ассумбо сделать то же самое, и однажды он проснулся среди ночи и вдруг принялся разрисовывать карандашами стены. Это было первое в мире граффити, нарисованное гориллой. Позже выяснилось, что обезьяны находят и другое применение рисовальным принадлежностям. Например, одна из них додумалась до того, чтобы сделать себе что-то вроде макияжа: подвела карандашом губы и подолгу их рассматривала, вытягивая трубочкой.

«Другая наша гениальная художница — орангутан Нюнинка — прославилась собиранием мозаик, — рассказывает Ванчатова. — Знаете, как буддистские монахи из разноцветных крупиц выкладывают символы? Вот точно так же делала и Нюнинка: она предварительно крошила восковые карандаши разных цветов, а потом группировала эти крошки в рисунок.

Как-то раз один репортер взял у меня рисунки обезьян и показал их преподавателю художественного вуза, не сказав, кто их авторы. И специалист стал комментировать их как рисунки трехлетних детей, не заметив никакой разницы... 

Приматы способны развивать свой талант. Самые одаренные могут от бессмысленных каракулей дойти до второй «человеческой» стадии развития рисунка — нарисовать бесформенную фигуру или неровный круг, то есть отделить свой рисунок от общего фона. Они, как и люди, различаются по степени таланта: одни, как орангутан Нюнинка, создают большие, хорошо организованные рисунки, другие ограничиваются одной-двумя черточками. Например, горилла Тадао никогда не рисовал восковыми карандашами, предпочитая кисточку с краской. А шимпанзе Джимми частенько брал у меня шариковую ручку и что-то ей подрисовывал на своем листочке. Помню, как настоящее творческое открытие сделал шимпанзе Тедди. Ему предложили краску для рисования пальцами, и, чтобы ввести в курс дела, рабочая по уходу обмакнула в краску его палец. Тедди это жутко не понравилось: он носился по вольеру, пока наконец не нашел, чем вытереть руку. Но интерес к краске у него остался. Тогда он взял руку рабочей по уходу, обмакнул в краску ее палец и преспокойно нарисовал им четыре картины... Еще мы проверяли их отношение к точкам. Оказалось, что приматы стремятся уравновешивать свои картины, и если точка была нарисована на одном краю бумаги, то рисунок они размещали на противоположном. И самое интересное: если они видели три точки, то рисовали внутри гипотетического треугольника, который бы возник при соединении точек. Все это свидетельствует об осмысленном характере творчества».

А НУ-КА, ДЕВУШКИ!

Любопытное наблюдение принадлежит Илье и Юлии Красновым — биологам, сотрудникам Московского зоопарка. Они, как и Марина Ванчатова, много лет исследовали способность животных к художественному творчеству, однако в более широком диапазоне, предлагая заняться живописью не только приматам, но и азиатским слонам, кабанам и другим представителям животного мира. Так вот, оказалось, что наиболее одаренными в этом непростом деле почти у всех видов, за исключением горилл и бонобо, являются самки. Самцы рисуют разве что в детстве, а, достигая половой зрелости, тут же отказывались от красок и карандашей, в отличие от самок, которые продолжают писать картины. Самцы, по словам Ильи Краснова, рисованием не увлекаются, и вообще они не восприимчивы к чему-то новому: «Это у людей считается, что мужчина — исследователь и новатор, а женщина — консерватор и хранитель знаний. После долгого общения с человекообразными обезьянами я начал сомневаться в таком утверждении. К тому же, я давно убедился, что разница между обезьянами и людьми не так уж велика. Самцы (и, следовательно, мужчины) в большинстве случаев ограничиваются когда-то полученными знаниями, и их главный интерес в жизни состоит в том, чтобы завоевать и удержать главенствующее положение. А значит, иметь больше еды и самок. Рисование самцам оказалось ни к чему. Другое дело самки. Они гораздо восприимчивее ко всему новому, быстрее обучаются и передают полученные знания потомству. Фантазии же самцов хватало только на то, чтобы проглотить предложенные мелки».

МНОГОТОННЫЕ ХУДОЖНИЦЫ

Самых больших успехов в художественном творчестве достигают слоны. Вернее, слонихи. Илья Краснов был потрясен, когда его подопечная, слониха Марта, с первого раза поняла, как работать с красками, что с ними делать: «Мы прикрепили лист бумаги к стене, и дрессировщик, взяв руками хобот, несколько раз провел зажатой в нем кистью по бумаге. Дальше оставалось только окунать в краску кисть и подавать ее Марте. Я уверен, что Марта работает осознанно, отдавая предпочтение определенным цветам. Больше всего ей нравятся темные тона — она мажет ими по всей плоскости, а светлые цвета наносит в углах». 

У Марты оказалась нелегкая судьба. Когда она только появилась на свет, ее мать не просто отказалась кормить малышку, но даже пыталась убить ее. Из Калининградского зоопарка Марту перевезли в Москву, где она сразу проявила удивительные артистические способности, работая в цирке. Но из-за травм, которые ей успела нанести мать, слониха начала слепнуть. Спас ей зрение знаменитый офтальмолог Святослав Федоров: он прооперировал Марту прямо на арене, и через полгода она начала рисовать. 

Впрочем, она оказалась уже не первой художницей среди слоних. Еще в 1973 году владелец одного из зоопарков США заметил, что слониха Руби любит рисовать на песке деревянной палочкой. После этого ее стали обучать рисованию. С тех пор многие годы талантливая слониха привлекала толпы туристов со всего мира, желающих посмотреть на ее работы. В 1998 году, узнав о таланте Руби, двое русских художников, Виталий Комар и Александр Меламид, открыли в Таиланде, в центре по охране слонов, первую художественную школу. Постепенно такой род деятельности стал приносить доход, и вырученные средства начали перечислять на развитие популяции слонов. Вслед за этим такие школы открылись во многих азиатских странах. 

Уроки рисования длятся два часа в день, а полный курс обучения составляет в среднем 6 месяцев. На животных не оказывают никакого давления — им лишь дают специальную кисть для рисования, и слоны водят ею по листу бумаги. Часто слоновые рисунки продают в сувенирных магазинах или через Интернет. В Книгу рекордов Гиннеса в 2005 году попал самый дорогой рисунок, который нарисовали восемь слонов из питомника «Maesa Elephant Park». На создание «шедевра» длиной 12 метров и шириной 2,5 метра ушло больше 6 часов. Картину продали за 24 000 евро. Тем не менее, за рисунок Руби заплатили 25 000 фунтов стерлингов на аукционе Christie's в Нью-Йорке, тогда как другую ее работу купила лондонская Галерея Блоксхэм за 1 600 фунтов. 

 Американский писатель и ученый Джеймс Эхманн в соавторстве со смотрителем за животными Девидом Гаква написал книгу «Исследования художественных способностей слонов». Однажды авторы книги показали художнику-профессионалу из Сиракуз), профессору живописи, известному эксперту по абстрактному импрессионизму Джерому Уиткину несколько рисунков. Уиткин был потрясен! «Эти рисунки очень лиричны и очень, очень красивы, — сказал эксперт. — Они настолько жизнеутверждающи и насыщены энергией, что это потрясает!» И еще: «От своих студентов я не могу добиться подобного заполнения пространства». Такую оценку профессор дал работам двенадцатилетней азиатской слонихи Сири из сиракузского зоопарка «Барнет-парк». И что же сказал эксперт, узнав, кто является автором картин? «Я считаю, что очень хорошие рисунки могут быть созданы любыми художниками, независимо от расы, происхождения и даже веса».

Сири появилась в «Барнет-парке» в 1970 году в возрасте двух лет. Штатный зоолог Дон Мур в начале 1976 года обратил внимание на какие-то странные линии, нацарапанные на бетонном полу ее загона. Большинство своих рисунков слониха делала по ночам камнем, который держала в хоботе. Надо бы обратить на это внимание специалистов, подумал Мур, но к кому именно следует обратиться, не знал. Зато это сделал Девид Гаква, когда в 1980 году пришел работать в зоопарк смотрителем. Однажды Девид захватил с собой альбом для рисования и толстый карандаш, которым обычно пользуются плотники. Сири внимательно осмотрела карандаш, держа хоботом, потом почесалась им и попробовала на вкус. Гаква установил кончик карандаша на бумаге, Сири начала им двигать, увидела, что карандаш оставляет след графита, и это ей понравилось.

В последующие два года Гаква регулярно снабжал слониху карандашами, кистями, красками и бумагой. Он садился перед Сири, скрестив ноги, и клал на колени альбом. Сири усердно заполняла страницу за страницей рисунками, и скоро их число перевалило за 200!

Создание каждого рисунка занимает у нее, правда, не больше минуты. Как только Сири отрывала от бумаги карандаш или кисть, Гаква считал: работа закончена. Он давал (вернее, подсовывал) слонихе новый лист — и начиналось новое произведение. Было совершенно ясно: потребность рисовать у Сири была естественной. За выполненную работу «платы» не полагалось.

Исследователи, наблюдавшие за слонами в дикой природе, в свою очередь также сообщили о поведении этих животных, напоминающем поведение Сири. Так, Джон Айзенберг из Флоридского университета, изучающий слонов в Шри Ланке, писал: «Мы видели на песке следы, похожие на абстрактные рисунки, но никто из нас не уделил им сколь-нибудь серьезного внимания. Мы только подумали: вот здесь забавлялся какой-то слон».

Мало того. Слоны оказались способны не только к живописи, но и к музыке. В Таиланде существует оркестр, в состав которого входят 12 слонов! Все инструменты в музыкальном коллективе приспособлены под хобот. Слоны уже записали два компакт-диска, ставших хитами! Репетиции и запись необычного оркестра проходят на просторной поляне в парке тайландского города Лампанг. Слоны играют на ударных, губных гармошках и других инструментах. Восходящая звезда оркестра — самый юный из музыкантов, четырехлетний слоненок Лю Понг. Заправляют оркестром нью-йоркский музыкант Дэйв Соулджер, шеф довольно известного струнного ансамбля и Ричард Лэр — биолог, сотрудник центра изучения слонов в Лампанге. Они выяснили, что слоны различают музыкальные интервалы даже меньшие, чем полутон!

Чтобы выяснить, какие звуки наиболее приятны для слонов, Дейв и Ричард изготовили более двадцати инструментов таких размеров, чтобы животным было удобно по ним колотить или в них дуть. Синтезатор, для которого были изготовлены специальные большие клавиши, слонам не понравился, а вот губные гармошки невероятно полюбились. Очень скоро все слоны, участвовавшие в проекте, стали бродить по лесу, издавая истошные трели. Погонщики слонов, сами неплохие музыканты, своим подопечным никаких указаний не давали, а лишь присматривали, чтобы те не сломали инструменты или, наоборот, не ушли в лес. Некоторых слонов было просто невозможно оттащить от гонгов и металлических листов.

«Безусловно, — считает профессор Марина Ванчатова, — исследования творческой и рассудочной деятельности животных важны не только сами по себе, но еще и потому, что они тесно связаны с проблемой происхождения психической деятельности человека в процессе эволюции. И наши исследования, в принципе, дополняют теорию Дарвина, наглядно показывая, что между человеком и животными нет грандиозного творческого водораздела, что доказывает естественный процесс происхождения нашего разума. Конечно, в джунглях вы не встретите гориллу с карандашом. Но важно другое: у животных уже есть потенциальная способность к творчеству, стоит только создать для гориллы условия — и она напишет картины, которые, возможно, рисовали и наши предки десятки тысяч лет назад. Однажды я увидела, как детеныши шимпанзе сидели на берегу реки и рисовали пальцем линии на песке. Потом набегала волна, все смывала, и они снова начинали рисовать — раз за разом… А я тогда подумала: может быть, это начало художественной деятельности человека? Может быть, именно так начинался Рафаэль и Леонардо да Винчи?..»


12 августа 2010


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8839986
Александр Егоров
986605
Татьяна Алексеева
816229
Татьяна Минасян
343689
Яна Титова
253001
Сергей Леонов
217332
Светлана Белоусова
192492
Татьяна Алексеева
191234
Наталья Матвеева
183156
Валерий Колодяжный
178520
Борис Ходоровский
169637
Павел Ганипровский
144522
Сергей Леонов
112630
Павел Виноградов
102200
Наталья Дементьева
101697
Виктор Фишман
96288
Редакция
89348
Сергей Петров
85805
Борис Ходоровский
83895