ЖЗЛ
«СМ-Украина»
Белоснежное чудо в зелёном убранстве
Николай Букатый
журналист
Украина
2785
![]()
Историю Качановка начала с усадьбы, которую основал русский полководец Петр Александрович Румянцев-Задунайский
Национальный историко-культурный заповедник «Качановка» – единственный в Украине дворцово-парковый ансамбль, сохранивший архитектурную грандиозность и ландшафтный колорит с XVIII столетия до сегодняшнего дня. Раскинулась эта усадьба на 732 гектарах на юго-востоке Черниговщины в Ичнянском районе, на берегах живописной реки Смош. От певчего до генерал-губернатора В семи верстах от села (ныне это – поселок городского типа) Парафиевки у реки Смош была сооружена водяная мельница. Хутор, возникший около него, сначала принадлежал некоему Ф. Болгарину. Последний в 1742 году продал данные земли с недвижимостью «двора его императорского Величества певчему Федору Ивановичу Каченовскому»; через два года хозяин расширил владения – прикупил еще хутор. Когда же дворянин и шляхтич Каченовский был пожалован более богатыми имениями, он уступил Качановку брату, обязав его 1/10 часть помола с водяных мельниц отдавать на Парафиевскую церковь св. Николая, а другую – на «шпиталь нищим». В 1770 году по поручению императрицы Екатерины II Парафиевка и Качановка были куплены для Петра Александровича Румянцева-Задунайского и подарены ему. Именно при графе и уже в то время генерал-губернаторе Малороссии Румянцеве в его имении был построен большой каменный дом под руководством М.Н. Мосципанова и по проекту архитектора К.И. Бланка. Тогда же был заведен сад, положивший начало обширному парку, которым славится Качановка. «...Хотелось бы мне, чтобы не упуская удобного времени, и в Качановском хуторе начатые вами перспективы, что от одной рощи к другой, ведены с правой стороны вплоть к березовой роще, а с левой стороны до дороги, что садовником назначена на полуостров...» – писал Румянцев-Задунайский весной 1777 года. В том же письме упоминается о выписанном из Батурина садовнике. В 80-х гг. XVIII века дворец был уже построен. Архитектура его была во вкусе фельдмаршала, неоготическая. Планировка придворцового района была регулярной, дом окружал парк, к западному фасаду примыкала главная парковая поляна с могучими дубами, с восточной стороны был заложен плодовый сад. В парке были выстроены малые архитектурные формы: гроты, беседки, фонтаны. На высоком холме привлекает внимание небольшое строение, во времена Румянцева оно называлось «грот и зала для гульбища над оным», а позже получило именное название «Беседка Глинки». Этот павильон – восьмигранный в плане со стрельчатыми окнами и дверями, с круглыми барельефными медальонами – возвышается на стилобате, который приподнят за счет платформы из насыпного грунта. В зале павильона исключительная акустика, поэтому здесь любил работать М.И. Глинка, здесь впервые исполнялась увертюра к его опере «Руслан и Людмила». К румянцевским постройкам в парке относились и модные в XVIII в. «руины» – бутафорская крепость на манер «потешных» крепостей Петра I, и парковая беседка недалеко от дворца. Можно предположить, что к этому же периоду относится и великолепный регулярный боулингрин у дворца, с фонтаном в центре, обсаженный по периметру шпалерой из стриженого граба. НАЧАЛО ВЕКА ТАРНОВСКИХ Перестройка дворца была осуществлена, очевидно, после продажи усадьбы сыном фельдмаршала С.П. Румянцевым в 1808 году Григорию Яковлевичу Почеке и его жене Прасковье Андреевне (Тарновской по первому браку). В 1824 г. ввиду бездетности супругов имение переходит к сыну Прасковьи Андреевны от первого брака Григорию Степановичу Тарновскому, человеку универсальной образованности, истинному меценату искусств. Таким образом, начинается второй век Качановки – век Тарновских, владевших имением 90 лет, и слава Качановки распространяется далеко за пределы Черниговщины. «...На юге знаменита была Качановка, черниговское имение известного мецената помещика Тарновского», – напишет позднее Н. Врангель. В статье «Живописец Штернберг» В.В. Стасов писал: «...в 1837 г. камер-юнкер Г.С. Тарновский дал средства академисту В. Штернбергу писать с натуры в деревне своей Качановке и в Киеве, богатых необыкновенно живописными видами, величием и прелестями южной природы. Академия не может не засвидетельствовать ему своей признательности». Действительно, Григорий Тарновский поощрял начинания многих, а в их числе талантливого украинского художника Василия Штеренберга. Молодому живописцу в личное пользование были отведены комнаты с камином, витражами и видом на парк. Множество материалов позволяют судить о том, что Григорий Степанович уделял усадьбе большое внимание. При нем изменяется планировка придворцовой части, она становится более парадной; фруктовый сад отодвигается от дворца, появляется много парковых дорог и мостиков в бывших лесных участках имения; на западном берегу в аллее пирамидальные тополя заменяют белой ивой; расширяется Майорский пруд и на нем насыпают два острова для гуляний, соединенные каменным мостом. В семейной переписке Тарновских упоминается садовник Ф.Ф. Меринг, работавший над созданием парка в этот период. Именно тогда формировались наиболее эффектные композиционные узлы усадьбы и парка. Владелец переселяет крестьян подальше от пруда, чтобы не крестьянские гуси и утки плавали в нем, а царственные лебеди. РАЙСКИЙ УГОЛОК ДЛЯ ДЕЯТЕЛЕЙ ИСКУССТВА «...Подъезжали к поместью с нескольких сторон; дом большой каменный стоял на возвышении; огромный, прелестно раскинувшийся сад с прудами и вековыми кленами, дубами и липами величественно ласкал зрение... Хозяин (Григорий Степанович Тарновский) принимал гостей радушно и старался по возможности разнообразить удовольствия. Прогулки, поездки, иллюминации и танцы – все эти средства были употребляемы для нашего развлечения. Когда приезжали несколько соседей, танцевали... В портфеле моем нашлись два номера, приготовленные для «Руслана»: «Персидский хор» и марш Черномора, обе эти пьесы слышал я в первый раз в Качановке; они были хорошо исполнены, в марше Черномора колокольчики заменили мы рюмками... Хозяин был чрезвычайно аккуратен, и все наши удовольствия и сюрпризы непременно оканчивались до полуночи. Но не все предавались сну; у меня в оранжерее собирались Маркович, П. Скоропадский, Забила и Штернберг. Появлялся Палагин со скрипкой, Яков с контрабасом и виолончелист; играли русские и малороссийские песни, представляли в лицах и беседовали дружески иногда до трех и четырех часов пополуночи» («Записки», М.И. Глинка). Такой увидел Качановку композитор Глинка, когда в 1836-м впервые предпринял поездку в Украину. Здесь, в Качановке, он будет в летнюю пору частым гостем, напишет фрагменты оперы «Руслан и Людмила», романсы «Не щебечи, соловейку» и «Гуде вiтер вельми в полi» на слова поэта Виктора Забилы, а также много песен и даже, в честь Г.С. Тарновского, «Гимн хозяину». В Качановской усадьбе М.И. Глинка встретился с художником В.И. Штернбергом, оставившим бесценные графические листы и небольшие картины со сценками из жизни Качановки и ее пейзажами, и с украинским поэтом В.Н. Забилой, своим товарищем по пансиону – историком и этнографом Н.А. Марковичем, певцом и будущим композитором С.С. Гулаком-Артемовским. Тарновские принимали гостей (среди них был и Т.Г. Шевченко, в 1843 году) радушно, развлекали их прогулками, катаньем, иллюминациями и танцами. Дом бездетных хозяев был населен многочисленными племянницами и племянниками со стороны Григория Степановича и Анны Дмитриевны. На картине В.И. Штернберга хорошо видна лодочная пристань у придворцовой парковой поляны. К ней причаливали прогулочные лодки. Отсюда начиналось катанье по пруду с заездом для отдыха на острова. Григорий Степанович и его супруга умерли в 1853 году, в один день. С этого времени начинается новый этап в жизни усадьбы. НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ТАРНОВСКИХ Еще при жизни дяди В.В. Тарновский-старший, унаследовавший имение, занимался дядиным хозяйством, готовил его к реформе, способствовал переводу на более передовой хозяйственный уклад. Лишившись даровой рабочей силы Тарновские за счет наемного труда продолжали успешно вести хозяйство, и владения их увеличивались. Судя по архивным данным, хозяйство парка летом обслуживало около 400 человек, и большинство жителей окрестных сел и хуторов работали на строительстве парка и по уходу за ним. Сам Василий Васильевич-старший парком не занимался, в сфере его деятельности была земская управа, быт крестьян, крестьянский вопрос. А вот его сын В.В. Тарновский-младший уделял большое внимание развитию парка. Когда после ссылки, в 1859 году Шевченко приехал в Качановку и пришел в парк с сыном хозяина, он по просьбе молодого друга посадил дубок и пожелал: «Дай Боже, щоб нам довелось коли-небудь посидіти в тіні його гілля». Итак, в Качановском дворце жило новое поколение дворян, людей образованных, культурных, с передовыми взглядами. Василий Васильевич-старший учился в Нежинском лицее, затем окончил Московский университет, писал, занимался культурно-просветительской деятельностью, высоко ценил творчество Шевченко, переписывался с ним, а также с В.Жуковским, К.Брюлловым, Н.Маркевичем. По словам его друга Н.В. Гоголя, это был мечтательный и самоотверженный человек, добрый и свежий чувствами, для которого не существовало ни чинов, ни повышений, ни честолюбия. Сын его – Василий Васильевич-младший – учился в Москве и Петербурге, окончил Киевский университет. Познакомившись с Шевченко еще мальчиком, до ссылки поэта, он стал его поклонником на всю жизнь, переписывался с ним, покупал его рисунки, собирал рукописи, автографы, офорты. В.В. Тарновский-младший продолжал развивать культурную жизнь Качановской усадьбы. В эти годы сюда приезжали писатели П. Кулиш, М. Вовчок, художники Врубель, Ге, братья К. и В. Маковские, Л. Жемчужников, Г. Честаховский, историки Н. Костомаров, Д. Дворницкий, М. Горленко. В 1880 году в Качановку с молодым Валентином Серовым приехал Илья Репин. Здесь он работал над своей картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Богатая коллекция малороссийских древностей, возможность сделать зарисовки народных типов, наконец, сам владелец Качановки – Василий Васильевич, обладавший колоритной внешностью и носивший живописные костюмы, послужили Репину прекрасным материалом в подготовке задуманной им картины «Запорожцы». Там же художник написал два этюда с видами парка. ПРЕРВАННАЯ ИДИЛЛИЯ Коллекция разрасталась и не помещалась уже в самом дворце с прекрасно устроенным зимним садом, гостиными и кабинетами в «русском стиле», многочисленными предметами декоративно-прикладного искусства, картинной галереей с портретами украинских полководцев и общественных деятелей разных времен. Потому Тарновский-младший начал строить каменицу для «тех книг и всякой старовины», очевидно в районе «Руин». Для забав детей среди зелени парка была выстроена беленькая украинская хатка с соломенной крышей, с характерными перелазами через плетень, огородом и полной обстановкой – «хата-порада». Особо отмечу, что учителем рисования у детей был один из лучших иллюстраторов Н.В. Гоголя художник А.А. Агин. Он умер и похоронен в Качановке. В.В. Тарновский-младший занимался парком почти сорок лет, поэтому парковые композиции производили впечатление полного единства замысла и воплощения. Мосты над «глубокими» дорогами, легкие беседки в отдаленных частях парка, тихие пруды, пандусы в местах с крутым рельефом, притом последний создавал впечатление лабиринта – все было предусмотрено для чудесных прогулок и отдыха. Очевидно, не без влияния Тростянецкого парка И.М. Скоропадского была создана и «Швейцария» с холмами и узкими дорожками, имитировавшими горные тропы. Но все прекрасное когда-то кончается... Осенью 1898 года Тарновские простились с Качановкой. Имущество вслед за бывшими хозяевами вывозилось на многочисленных подводах: Качановка была продана, потому что наступал век более богатых, деловых и энергичных людей, век капиталистов и промышленников, которым было под силу владеть таким обширным имением. ДРАМАТИЗМ ТРЕТЬЕГО ВЕКА УСАДЬБЫ Качановка была куплена П.И. Харитоненко для дочери Елены Павловны. Именно в этот период дворец и другие строения усадьбы приобрели современный вид. Богаче становится декор фасадов, подвергается изменению планировка флигелей. Флигели и башня отделываются в том же стиле, что и центральная часть дворца. Устраиваются пилоны при въезде и аналогичные пилоны, замыкающие чугунную ограду у церкви. В придворцовой части парка устанавливаются скульптуры. П.И. Харитоненко купил усадьбу в образцовом порядке, стрался его поддерживать и осовременить – устроил телефонную сеть на 10 аппаратов; прекрасную оранжерею и две каменные теплицы; в районе «Швейцарии» установили две беседки, а на «Хвойной горке» в легкой деревянной беседке-вольере поселились певчие птицы... Страшное время началось для Качановки после революции. Собрание мраморных и каменных статуй и бюстов «сильнейшим образом пострадало», как сообщалось в докладной инспектора Губнаробраза от 27.12.1922 г. «Древние развалины особой архитектур находящиеся под горой, разбираются на кирпич местными жителями. Беседка, в которой работал знаменитый композитор Глинка, тоже растаскивается... Ныне охраны нет». Не было ее еще очень долго... Основная часть парка находилась в ведении лесхоззага, в нем велось обычное лесное хозяйство с заготовкой древесины. Парк зарастал самосевом, исчезали лучшие парковые перспективы... С 1984 году усадьба Качановка получила статус Государственного историко-культурного заповедника, была разработана проектная документация на реставрацию дворца и восстановление парка. В настоящее время реставрационные работы продолжаются с привлечением зарубежных инвестиций. Хочется надеяться, что в XXI веке Качановка будет прекраснее, чем в веке XIX и покажет многочисленным гостям все свои богатые музейные фонды, хранящихся в запасниках историко-культурного заповедника. Дата публикации: 4 декабря 2019
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~pbpVK
|
Последние публикации
Выбор читателей
|