ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №18(534), 2019
Дарья Якин: «Врубель – мое осознание себя»
Владимир Хохлев
публицист, писатель
Санкт-Петербург
3454
Загадочный русский художник Михаил Врубель достиг таких вершин русского духа, взойти на которые и по сей день практически никому не удалось. Но что видел художник внутри себя, какую музыку слышал — осталось в тайне. Может быть, приблизиться к ее постижению возможно благодаря генетической памяти рода Врубелей?.. Корреспондент «СМ» побеседовал с праправнучкой Анастасии Врубель — Дарьей Якин. — Дарья, расскажите, пожалуйста, о вашей родственной связи с Михаилом Врубелем? — Я праправнучка Анастасии Врубель, сводной сестры Михаила Врубеля. После смерти его матери, Анны Басаргиной, его отец, Александр Врубель, женился на моей прапрапрабабушке Елизавете Христиановне фон Вессель. Прямых потомков у Михаила Врубеля нет, так как его единственный сын с Надеждой Забелла-Врубель, Савва, скончался в младенчестве. По линии Анастасии Врубель помимо меня остались потомки во Франции и в Москве. — Каким образом жизнь и творчество Михаила Врубеля повлияло на вас и вашу судьбу? — Я хорошо помню тот момент, когда впервые увидела его картины. Это было в 1997 году в Мюнхене на выставке Врубеля. Мне было тогда 10 лет. Мама моя, Царствие ей Небесное, мне всегда много рассказывала про нашу семью, особенно про мою прабабушку, которую она обожала и которая училась в Смольным институте для благородных девиц в Санкт-Петербурге. Я очень любила слушать мамины рассказы, но так как я родилась в Германии и в тот момент еще ни разу не бывала в России, мне было тяжело себе представить все то, что мама мне описывала. Именно поэтому, когда я сама впервые увидела картины Врубеля, они на меня произвели такое незабываемое впечатление. Я прониклась гордостью и испытала глубокое чувство ответственности за сохранение вклада в культурное и духовное развитие России, внесенное моей семьей. Именно в этот момент я решила для себя, что я русская и никогда не смогу быть ни немкой, ни француженкой, ни представительницей какой-либо другой страны, в которых я росла. Для меня Михаил Врубель — мое русское осознание себя, что, конечно, парадоксально, так как он сам из польской семьи. — Какое ваше любимое произведение художника? — Мое первое любимое произведение Врубеля была его иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон», которая называется «Демон, смотрящий на танец Тамары». В ней сочетается моя любовь к танцу и к поэме Лермонтова, которыми я увлекаюсь с детства. Я помню, что неоднократно просила мою бабушку читать мне «Демона» вслух, всегда жалея одинокого героя. Также я очень люблю «Девочку на фоне персидского ковра» — картина, в которой отражается мой интерес к Востоку. Кстати, картина была написана в 1886 году, ровно за сто лет до моего рождения. — Ваше отношение к периоду жизни Михаила Врубеля — Серебряному веку? — Серебряный век безумно интересен. Он сопровождал Россию в период больших перемен. Мне кажется, что Врубель во многом сам является символом Серебряного века. Блок, которого многие знатоки сопоставляют с Врубелем, написал о нем: «Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля печать безумия и рока». — Какие врубелевские места в России вам известны? — Этим летом мы с папой и мужем были в Санкт-Петербурге. Навестили могилу Михаила Александровича на Новодевичьем кладбище, на которой трогательно выглядел поставленный кем-то стакан с кисточками и карандашами. У нас с этим кладбищем связана интересная история. Когда-то, много лет назад, мои папа с мамой искали там могилу Врубеля. Была зима, на кладбище никого не было. Вдруг появилась собака, которая остановилась невдалеке и уставилась на моих родителей. Они решили пойти за этой собакой. И что вы думаете? Она привела родителей прямо к могиле Врубеля!.. Помимо могилы я в каждый свой приезд в Санкт-Петербург посещаю Русский музей. Я вообще музеи очень люблю, но в Русском чувствую себя как дома. Может быть, потому, что здесь выставлены картины моего родственника. Я бы очень хотела посмотреть на Кирилловскую церковь в Киеве, в которой Врубель писал образы «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» и другие, но, к сожалению, отношения между Украиной и Россией чрезвычайно сложны. Это очень печально. — Расскажите о судьбе памятника художнику. В чем сложность его установки? — Я недавно наткнулась на статью 2017 года, в которой написано, что власть Санкт-Петербурга запретила активистам устанавливать памятник Врубелю на Новодевичьем кладбище. Обидно то, что художники, которые создали памятник, над ним работали бесплатно, а деньги на материал для надгробия были собраны методом краудфандинга, то есть местная власть не вкладывала в это никаких средств. И после всех усилий власть, ранее давшая добро на установление памятника, вдруг потребовала проведения историко-культурной экспертизы, подозревая, что памятник может разрушить постамент. Хотя независимая экспертиза не выявила никакой угрозы. Я очень благодарна всем добровольцам, которые трудились над памятником, и надеюсь, что здравый смысл все же восторжествует. Я с удовольствием — чем смогу — поддержу инициаторов установки монумента. — Знают ли на Западе Врубеля? — Примерно два года тому назад я была на его небольшой выставке в Лондоне, а ранее, как уже упоминала, — в Германии. Хотя Врубель в общем мало известен на Западе, как и многие другие русские художники. Мне кажется, что это не показатель того, что Врубель не интересен Западу. Просто там отсутствует привычка обсуждать искусство. Кстати, хочу сказать, что ни в одной стране, где мне довелось жить, я не беседовала так много об искусстве, как в России. Русская душа, видимо, нуждается в этом, тяготеет к разговорам и спорам о литературе, живописи и других видах искусства. На Западе такой острой потребности я не замечала. — Кого из последователей Михаила Врубеля вы бы отметили? Если, на ваш взгляд, такие есть. — По мнению художника Игоря Грабаря, Врубель в России «не имел предшественников, не оставил последователей». Хотя я знаю, что некоторые эксперты по живописи считают его последователем Павла Филонова. Однако искусство само по себе — бесконечное вдохновение, поэтому и Врубель наверняка имеет последователей, которые, может быть, и не осознают этого. — Я знаю, что вы тоже рисуете… — С детства очень люблю рисовать и сожалею, что так и не записалась на курсы живописи. Я, конечно, не художник, но порыв души к рисованию испытываю. Кстати, Врубель считал мою прапрабабушку очень талантливой художницей. В моей семье сохранились рассказы о том, как Анастасия лепила великолепные скульптуры из черного хлеба. — Бытует мнение, что Врубель балансировал на грани гениальности и сумасшествия… — Как сказал Аристотель: «Не существует гения без примеси сумасшествия». Известно, что у Врубеля было диагностировано душевное расстройство. Я изучала разные психиатрические заболевания и испытываю глубокое сочувствие к страдающим от них. Их часто осуждают, подвергают разным издевательствам, не понимая, что, может быть, именно в этих людях таятся «штрихи» гениальности, которые нам не дано понять. Прекрасно об этом высказался Александр Блок: «Проклятую цветную легенду о Демоне создал Врубель, должно быть, глубже всех среди нас постигший тайну лирики и потому — заблудившийся на глухих тропах безумия». Михаил Врубель чувствовал жизнь по-иному, блуждал в других мирах, может, и потеряв при этом нить земной жизни, склонность к земной суете. — Почему, на ваш взгляд, Михаил Врубель часто обращался к религиозной теме? И почему образ демона оказался для него таким привлекательным? — Образ демона интересовал человечество с начала времен. Сколько художников, писателей, композиторов посвятили творчество изучению его. Дьявол и Бог, добро и зло — вечная борьба за нравственность человечества присутствует во всех культурах мира. Разумеется, что эта тема притягивала и пленила разных гениев. Однако соприкосновение с потусторонним миром опасно! Немало людей заблудилось и продолжает теряться в нем. Но для меня образ демона Врубеля нежен и трагичен. Я нахожу в нем то чувство одиночества, которое испытывала, когда мне в детстве читали лермонтовского «Демона». — Вы религиозный человек? — Да, я православный человек. Как и Михаил Врубель, я хорошо знаю и католическую веру, так как училась в немецкой католической школе для девочек, ходила на церковные службы в католические церкви вместе с одноклассницами. При этом для меня никогда не было колебаний в моей православной вере, как и сомнений в моей «русскости». — Какой исследователь творчества Михаила Врубеля, на ваш взгляд, наиболее объективно говорит о вкладе художника в мировую культуру? — Много исследователей изучало творчество Врубеля, так что я затрудняюсь назвать одного из них как самого объективного. У нас в доме, например, всегда читали исследование Михаила Германа, который очень изящно переплетает жизнь и творчество Врубеля с разными отзывами русских прозаиков и поэтов, объединяя их на фоне культурных и исторических событий. Также интересна недавно изданная книга о Врубеле в серии ЖЗЛ, которая в большей степени рассказывает о биографии художника, чем о его творчестве. — Как, по-вашему, надо представлять Врубеля современным начинающим художникам? Что в нем главное?
— У него уникальная техника нанесения красок, цветовая гамма которых нежна и задумчива. В его стилистике отражается символизм Серебряного века и изящность ар-нуво. Его персонажи трагичны и пронизаны сочувствием, исходящим к ним от художника. Творчество Михаила Врубеля объединяет в себе как европейскую школу — отражая его происхождение и путешествия по Европы, так и тягу к Востоку. В своем сочетании эти особенности творчества обретают русский характер. Дата публикации: 9 августа 2019
Теги: Михаил Врубель Дарья Якин
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~ZbtNb
|
Последние публикации
Выбор читателей
|