ЖЗЛ
«СМ-Украина»
По следам Врубеля
Александр Гай
журналист
Киев
25721
Говорят, главное в жизни — оказаться в нужное время и в нужном месте. Судьба великого художника Михаила Врубеля не раз приводила его в Киев: город, где он состоялся как личность и сделал первый шаг к мировой славе. ДОСЬЕ Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста. Уже в трехлетнем возрасте мальчик пережил свое первое потрясение — умерла его мать. Но Врубель был обделен не только материнской заботой: все его детство, а также юношеские годы были проведены в скитаниях. Из-за военной службы отца семья очень часто переезжала, поэтому у будущего художника не было ни родительского дома, ни каких-либо воспоминаний, связанных с ним. Сразу же после смерти жены отец вместе с сыном переехал в Астрахань, еще через год — в Петербург, затем последовал Саратов, опять Петербург, пять лет пребывания в Одессе, и наконец в 1874 году они снова вернулись в Петербург. Тут, в возрасте восемнадцати лет, Михаил Врубель решил поступить на юридический факультет Петербургского университета. Быть может, Врубель и достиг бы немалых высот в юридической практике (ведь он даже отбыл воинскую повинность и служил юристом в Главном военно-судном управлении), но в жизни каждого гения рано или поздно наступает переломный момент, способный повлиять на всю его дальнейшую жизнь. То же произошло и с Михаилом Врубелем. После четырех лет чиновнической службы его хобби, рисование, переросло в настоящую страсть. Искусство целиком овладело Врубелем, и он внезапно осознал свое истинное призвание. Так в 1880 году уже в двадцатичетырехлетнем возрасте он вновь становится студентом-первокурсником. Вот только на этот раз — в петербургской Академии художеств. Прежний госслужащий Врубель уже в первые месяцы учебы кардинально изменился. В нем проснулось эмоциональное и критическое восприятие мира, небывалая сосредоточенность при создании очередной работы. Казалось, усталость и муки творчества были чужды ему: студент Врубель практиковался по двенадцать часов в день и жутко досадовал, если что-то отвлекало его внимание. Повезло Михаилу Врубелю и с учителями. В Академии художеств он посещал вечерние занятия под руководством Чистякова, брал дополнительные уроки акварели у самого Ильи Репина. И если первый оказал огромное влияние на формирование техники рисования своего подопечного, то в Репине студент Врубель разочаровался уже после двух лет обучения. Посещая персональные выставки Репина, Михаил Врубель ловил себя на мысли, что картины его поверхностны, а талант сильно переоценен общественностью. Другое дело — профессор Чистяков: человек, знакомство с которым сыграло действительно судьбоносную роль. Став учеником Чистякова, с его помощью Михаил Врубель натренировал глаз, научился четко детализировать образ и прорисовывать самые сложные элементы. Его студенческие работы были зрелыми и напоминали творения искусного ювелира, где каждая деталь воспроизводилась с потрясающей точностью и правдоподобностью. В свою очередь, Чистяков, будучи действительно талантливым учителем, сразу же подметил гениальность Врубеля и выделил его среди остальных. Профессор не жалел ни сил, ни времени, стараясь передать ученику все самые сокровенные тайны изобразительного искусства. Его строгая и последовательная система обучения сыграла свою роль: Врубель не только расширил личные возможностей, но и извлек из уроков Чистякова все самое ценное для себя. После нескольких лет обучения в Академии художеств стало очевидно, что это учреждение уже не может дать Михаилу Врубелю ничего нового. Поэтому Чистяков, не колеблясь, порекомендовал своему старому другу профессору Прахову взять себе в помощники для реставрационных работ в Кирилловском монастыре способного студента. И судьба распорядилась так, что весной 1884 года, так и не окончив академию, Михаил Александрович отправился в Киев, где и началась его полноценная и самостоятельная художественная жизнь. «КИЕВСКИЙ ПЕРИОД» По приезде в Киев Михаил Врубель ощутил, что перешел полосу, отделявшую ученика от художника, и с большим энтузиазмом принялся за работу. Кроме помощи в руководстве реставрацией византийских фресок ХІІ века в Кирилловской церкви, профессор Прахов поручил Врубелю написать на ее стенах несколько новых сюжетов и композиций взамен утраченных и еще создать образа для иконостаса. Пробуя свои силы, он взялся за написание «Благовествующего архангела Гавриила». Этот сюжет, нанесенный на северном столпе триумфальной арки Кирилловской церкви, был почти полностью утрачен. Но талантливому художнику удалось воссоздать прежнее византийское панно, руководствуясь лишь процарапанным в сырой штукатурке общим контуром всей фигуры. Врубель справился со своей задачей прекрасно: образ получился детализированным, четко прорисованным и, главное, строго в византийском стиле. После удачной реставрации архангела Гавриила художник пережил творческое воодушевление, и взялся за восстановление сразу двух сложнейших композиций на южной, а также северной стенах церкви. Это были «Успение» и «Въезд Господень в Иерусалим». Опять проявились небывалая трудоспособность Михаила Врубеля: он рисовал с раннего утра и до поздней ночи. Мастер детально изучал строение лиц и тела, складки на одежде, сохраненные на фрагментах древних фресок. Пытаясь нарисовать работы, по духу и технике близкие к оригиналу, он изучал и другие исторические объекты Киева, дошедшие до нас с византийской эпохи. Так, например, и был сделан эскиз одного из ангелов, подмеченный Врубелем на стенах Софийского монастыря. Монументальное «Сошествие святого Духа на двенадцать апостолов» на хорах Кирилловской церкви Врубель уже писал самостоятельно, на свое усмотрение, не руководствуясь «примитивной» византийской техникой, как считал сам художник. Врубель сознательно не придерживался устоявшегося церковного канона. Его целью было — создать образы одухотворенные, полные скорби и сострадания. Поэтому и пророк Моисей в исполнении гениального художника не был похож на старца, традиционно изображаемого в микеланджелевском стиле, а оказался безбородым молодым человеком, озаренным почти что мифическим светом. В мае 1885 года Михаил Врубель приступает к работе над иконостасными образами для Кирилловской церкви. Дабы детально изучить древнейшие византийские мозаики, он почти на год отправляется в Венецию. В 1886 году художник возвратился в Киев с новыми идеями, которые зародились после увиденных полотен прославленных мастеров эпохи Возрождения. Художник принялся писать сразу четыре образа: «Богоматери», «Христа», «Святого Кирилла» и «Святого Афанасия». Было очевидно, что Венеция обогатила палитру Врубеля, открыла новое веяние в его творчестве. И вскоре венецианские впечатления Михаила Врубеля дали о себе знать в совершенно новой форме. «ДЕВОЧКА НА ФОНЕ ПЕРСИДСКОГО КОВРА» Пребывая в Венеции, Михаил Врубель в письмах товарищам признавался, что впервые в своей жизни почувствовал тоску по Родине. Художник с нетерпением ждал возвращения в Петербург, но еще с большим рвением жаждал приступить к работе над иконостасом в Киеве. Хоть работа в Кирилловской церкви и была интересна художнику, все же его творческая натура желала выплеснуть эмоции, полученные в Италии, в некой иной форме — не в религиозной. И эта возможность ему вскоре представилась. Известный тогда на всю Украину киевский предприниматель и финансист Терещенко, будучи человеком увлеченным искусством, славился еще и как щедрый меценат. Он заинтересовался творчеством Михаила Врубеля, поэтому решил заказать у него полотно. Для Терещенко художник задумал написать картину «Восточная сказка»: качественно новый взгляд Врубеля на искусство, экспрессивный, в духе времен, проведенных в Венеции. Но мастер смог сделать только эскиз акварелью, да и тот порвал. Дело в том, что Врубель питал нежные чувства к жене профессора Прахова, поэтому и решил подарить этот самый эскиз ей. Супруга профессора принять подарок отказалась. В порыве гнева художник попытался уничтожить работу, впрочем, одумавшись, собственноручно склеил разорванный лист, но к работе над полотном так и не приступил. Кстати, легендарный эскиз «Восточная сказка» ныне хранится в коллекции Киевского музея русского искусства. Венецианские мотивы имели свое продолжение. В 1886 году Врубель создал полотно маслом «Девочка на фоне персидского ковра». Работа делалась на заказ — это был портрет дочери владельца киевской ссудной кассы. И именно эта картина по праву считается одной из самых гениальных в творчестве Михаила Врубеля. В картине много новаторства: странная тяга к Востоку — загадочному, сказочному, пестрому, почти волшебному. Ассоциации с «Девочкой на фоне персидского ковра» быть другими вряд ли могли бы. Это и портрет, и некая фантазия одновременно. Реалистичный образ маленькой девочки художник превратил в героиню восточной сказки и усадил ее в богатый шатер, декорированный пестрыми ярко-красными коврами. Киевская девочка получилась грустной и умиленной одновременно. Жемчужные ожерелья, атласные розовые одеяния, персти и белая роза в маленькой нежной ручке сделали ее так похожей на восточную царевну. Работа было оценена по достоинству: заказчика глубоко поразило воображение и талант художника. Сам же Врубель открыл еще одну грань собственных возможностей. Его «киевский период» приносил ему все больше достижений. В Киеве Врубель самоутверждался как художник. НЕОСУЩЕСТВЛЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ «Киевский период» был важен для Михаила Врубеля как художника: это был фундаментальный этап в его творчестве, больше того, его киевские работы представляют «скачок» русской живописи в целом. Но жизнь так устроена, что белые полосы чередуются с черными, без потерь и поражений существование каждого из нас просто немыслимо. Пережил серьезное разочарование в Киеве и Михаил Александрович. В 1887 году художнику было поручено создать фрески уже для Владимирского собора. Врубель мечтал приступить к оформлению этого, на его взгляд, помпезного и прекрасного сооружения. Поэтому он оставил свое вольное искусство и работы на заказ, вернувшись к работам для церквей. Михаил Врубель создал несколько потрясающих эскизов, наполненных драматизмом и экспрессией. Но в столь торжественных композициях церковная комиссия не увидела каноничности образов и из-за отсутствия религиозности отказалась утвердить кандидатуру Врубеля. Существует также версия, будто художник сам был виноват в том, что не был допущен к главным работам во Владимирском, поскольку опоздал с подготовкой эскизов и они даже не рассматривались. Хотя Врубель, как никто другой, хотел взяться за роспись собора: он уже давно четко представлял, как должны были выглядеть настенные росписи. На самом же деле на тот момент сила его таланта пугала многих, поэтому главные работы тогда были поручены Васнецову. Работ гениального Михаила Врубеля во Владимирском соборе почти нет — кроме заурядных и совсем неинтересных с точки зрения искусства орнаментов в боковых нефах. Его эскизы «Надгробного плача», «Воскресения», «Сошествия святого Духа», «Ангела с кадилом и свечой», а также «Рождества» не были осуществлены. Самыми значительными из нереализованных работ для Владимирского собора многие искусствоведы считают акварельные эскизы «Надгробного плача». Михаил Врубель сделал четыре варианта композиции, и все они были выполнены в совершенно новом стиле для тогдашней живописи. Здесь мастер решил противопоставить напыщенную религиозность и душевную человеческую простоту. На всех эскизах, кроме последнего, художник изобразил лишь два образа: мертвого сына и матери, оплакивающей его. Действующие фигуры получились на эскизах приземленными, наделенными скорбью и горем. Весь смысл рисунка сосредоточен лишь в глазах матери. Это они оплакивают сына, это в них видны страдания, это они молча задают вопрос о тайне смерти и жизни на небесах! ДЕМОН ГЛАЗАМИ ВРУБЕЛЯ Еще работая над реставрацией Кирилловской церкви, отстраненный от внешнего мира и изолированный в атмосфере религиозности, воображением художника стал овладевать новый образ. Это был легендарный Демон. И именно в Киеве были задуманы его первые варианты, которые художник полностью смог воплотить лишь по возвращении на Родину. В 1890 году Михаилу Александровичу предложили сделать серию иллюстраций к Собранию сочинений Лермонтова. Это была возможность вернуться к давно задуманному образу Демона. Еще в Киеве он впервые нарисовал Демона, даже слепил его бюст. По приезде на родину создал «Демона сидящего»: менее жестокого и отчаянного по сравнению с киевским вариантом. Закончив картину, художник принялся за подготовку книжных иллюстраций, появившихся в 1891 году. Врубель разгадал Демона до конца, создав тринадцать рисунков для издания. Эта тема прошла через все творчество художника — Демона он ощущал всем своим «я». Уже в 1902 году Михаил Врубель создает, пожалуй, самое трагическое свое произведение. Это был «Демон поверженный». Насколько ощутимые перемены произошли в облике героя двенадцатилетней давности! Полный сил и гнева, красивый юноша 1890 года теперь казался жалким, смятенным существом, которым овладели страдания. Считается, что оба Демона — глубоко автобиографичные. В «Демоне сидящем» тридцатитрехлетний Врубель еще был так энергичен, полон сил, идей, желания творить. Но уже 46-летний художник четко понимал, что многие замыслы он не осуществил, что свой творческий потенциал не смог раскрыть до конца. «Демон поверженный» стал символом разочарований, этапом новых бед: ведь еще в 1901 году у Врубеля началась тяжелая душевная болезнь. Мистического в биографии Михаила Врубеля оказалось немало. Видно, образ Демона оказывал на его жизнь куда большее влияние, чем могло бы казаться. Когда картина «Демон поверженный» еще висела на выставке, ее творца поместили в одну из московских психиатрических больниц. Почти полгода состояние Михаила Александровича было настолько критическим, что к нему не пускали даже жену. После выхода из лечебницы он боролся с тяжелой депрессией: состояние художника было угнетенным, близким он говорил, что его тянет назад на Украину. В мае 1903 года Врубель вместе с семьей вернулся в Киев и остановился в одной из столичных гостиниц. Но неожиданно заболел его маленький сынишка Савочка, а через два дня мальчика не стало... У Врубеля вновь начались приступы болезни, в его голове вновь вырисовывался образ Демона. Здоровье художника было сильно подорвано — ему пришлось в течение года лечиться в клинике доктора Усольцева. Через год Врубель вместе с женой снова переезжает в Петербург. Лишь успев закончить свою последнюю работу — портрет Брюсова, великий художник ослеп. В 1910 году Михаил Врубель ушел из жизни. ПАМЯТЬ Киев — знаковое место для Врубеля. Здесь была создана большая часть его шедевров, здесь он поверил в себя, в свои творческие силы, выработал неповторимый стиль, задумал образ Демона. Врубель уже не мыслил себя без древнего города над Днепром: творческий поиск и даже личная жизнь еще не раз заставляли художника возвращаться сюда. Поэтому и неудивительно, что Киев помнит Михаила Врубеля! Музей русского искусства, расположившийся на неприметной улочке Репина, но хорошо известный всем ценителям высокого искусства, является главным хранителем творческого наследия Врубеля (именно в этом музее — самая большая коллекция полотен художника). В прошлом году музей праздновал 150-летие со дня рождения Михаила Врубеля, обозначив это событие уникальнейшей в своем роде выставкой работ «Демон и Ангел». Это был лишь стартовый этап в попытке представить Врубеля общественности, полнее раскрыть талант этого мастера. Насчитывая в своем архиве порядка 170 разноплановых работ художника, музей продемонстрировал лучшую и самую известную часть работ. Уже через несколько месяцев экспозиция «Демона и Ангела» была изменена — и Киев узнал другого, менее известного и, возможно, менее ценимого Врубеля. 2006 год был также обозначен как «год Врубеля» и к его концу Киевский музей русского искусства выставил постоянную монографическую экспозицию работ художника, сформировав ее как полноценный зал Михаила Врубеля. Организаторы «Демона и Ангела» совместили юбилейное событие с проведением «Выставки одной картины». Объектом внимания являлась широко известная работа «Девочка на фоне персидского ковра». Поскольку создание полотна датируется 1886 годом, то есть именно в так называемый «киевский период» Врубеля, этот шедевр уже отпраздновал свое 120-летие. Картина стала не только визитной карточкой коллекции работ Врубеля, но и всего музейного собрания. И только в Киеве можно оценить подлинную работу, некогда проданную самим художником за 200 рублей, а сегодня стоящую миллионы долларов на мировых аукционах. Кроме уже упомянутого шедевра, в музее хранится «Портрет мужчины в старинном костюме» и «Натурщица в обстановке Ренессанса»: работы не менее известные и дорогостоящие. Спешите видеть великого Михаила Врубеля в городе, ставшим для него вторым домом. Киев помнит и ценит этого художника, а годы, проведенные им здесь, наверняка не стоило бы называть попросту очередным творческим «периодом». Ведь для самого Врубеля это было нечто большее… Дата публикации: 11 марта 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~BRLkZ
|
Последние публикации
Выбор читателей
|