ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №1(517), 2019
Вагон маршала Фоша: от рождения до кончины
Виктор Фишман
специальный корреспондент «СМ»
Мюнхен
3119
В конце прошлого года широко отмечалось столетие окончания Первой мировой войны. Казалось бы, о ней сказано уже все. Тем не менее многие детали этой исторической трагедии до сих пор не освещены в должной мере. Например, обстоятельства подписания мира. 8 ноября 1918 года во Францию, в регион О-де-Франс, в лес под Компьень приехала немецкая гражданская делегация для подписания мирного соглашения о прекращении военных действий с представителями Антанты. В немецкой делегации, возглавляемой государственным секретарем Маттиасом Эрцбергером, были генерал-майор Детлоф фон Винтерфельдт, морской капитан Эрнст Ванзелов и граф Альфред фон Оберндорф. Переговоры проходили в салон-вагоне главнокомандующего союзными войсками французского маршала Фердинанда Фоша. Немецкую делегацию вместе с маршалом Фердинандом Фошем поджидали также французский генерал-майор Максим Вейган, первый морской лорд Великобритании Джордж Хоуп, британский адмирал Росслин Уимисс и морской капитан Джек Мариотт. Местом подписания исторического документа стал уединенный разъезд станции Ретонд. Здесь были две железнодорожные ветки, и она находилась недалеко от линии фронта. Руководством для поиска служили пожелания маршала Фоша: местность «должна была обеспечить спокойствие, тишину, уединение, уважение к побежденному противнику во время переговоров». На железнодорожных путях станции Ретонд должны были разместиться поезд самого Фоша и еще один, выделенный для немецкой делегации. Немецкая делегация настаивала на том, чтобы перемирие было подписано не позднее 10 ноября. Однако их оппоненты сели за стол переговоров в салон-вагоне лишь в 2 часа 15 минут 11 ноября. Само помещение для заседания делегаций находилось в центре вагона. В помещениях кухни были устроены рабочие места адъютантов и картографов. Условия перемирия зачитывал Максим Вейган. Между делегациями заранее было договорено, что фотографов в салон-вагон не пустят. Поэтому нет ни одной фотографии самого процесса переговоров. Художникам осталось рисовать лишь картины. Участников Компьенского перемирия сфотографировали после подписания документа у самого вагона. На этой фотографии Фердинанд Фош стоит с палочкой. Кроме официальных лиц на одной из таких фотографий присутствует также переводчик капитан Поль Лаперче. Но вернемся к самому вагону. Этот вагон-ресторан № 2419 D был построен в Сен-Дени в 1913 году и использовался по своему прямому назначению франко-бельгийской компанией CIWL на внутренних французских линиях до августа 1918 года. Всего таких вагонов выпустили 21. В сентябре, по мобилизации для нужд фронта, вагон № 2419 D вернулся в Сент-Дени, где был переделан в штабной вагон-салон. В центре вагона установили стол размером 2,5 на 1,5 метра. В октябре 1918 года вагон прибыл в распоряжение штаба маршала Фоша. Подписавших перемирие Маттиаса Эрцбергера, Детлофа фон Винтерфельдта, Эрнста Ванзелова и графа Альфреда фон Оберндорфа в Германии стали называть «Ноябрьские преступники»). «Пуля, которая попадет в меня, уже отлита», – сказал как-то Маттиас Эрцбергер своей дочери. Так и случилось. Он быль застрелен морскими офицерами из тайной националистической террористической организация «Консул». А атрибуты Компьенского соглашения продолжали жить своей жизнью. Оригиналы документов легли на полки архивов. А железнодорожный вагона маршала Фердинанда Фоша переделали в вагон-ресторан, и он еще почти год курсировал на железнодорожных ветках Франции. 8 декабря 1920 года президент Франции Александр Мильеран вместе со своими гостями совершил на нем поездку к месту захоронения солдат, воевавших под Верденом. Вскоре после этого французское правительство, возглавляемое Жоржем Клемансо, обратилось к франко-бельгийской железнодорожной компании CIWL с просьбой передать вагон для музея армии в Доме инвалидов в Париже. Компания CIWL передала вагон № 2419 D в дар государству. До железнодорожного вокзала в столице вагон доехал, как ему и положено, по рельсам, а затем его поставили на катки и довезли до Дома инвалидов, что в самом центре французской столицы. Главные ворота здания идеально подошла для ввоза вагона. По двору музея проложили временную железнодорожную ветку и ввезли вагон во двор, на заранее подготовленное место. 27 апреля 1921 года его установили там, а рядом расположили ряд трофейных немецких орудий. Какие только знаменитости не осматривали этот экспонат! Среди таковых оказался и американский бизнесмен и меценат Артур Генри Флеминг. Во время своего визита в Париж в 1926 году он отметил плохое состояние вагона. И пожертвовал сто тысяч франков, чтобы отреставрировать реликвию и построить для нее специальное помещение в Компьенском лесу, на поляне Перемирия. Непонятно, почему французские власти согласились переместить вагон из столицы в захолустье. Говорят, что тут не обошлось без ходатайства бургомистра города Компьень. Как бы то ни было, здание для вагона построили, вагон отреставрировали. 11 ноября 1927 года на поляне Перемирия был открыт мемориал с музеем-вагоном и памятником маршалу Фошу. Но история знаменитого вагона имела продолжение во время Второй мировой войны. 3 сентября 1939 года Франция объявила войну Германии. На тот момент французские вооруженные силы на северо-востоке Франции располагали 93 дивизиями. Кроме того, здесь находились 10 английских дивизий и одна польская. Им противостояли 89 немецких дивизий. 17 июня 1940 года, после успешной летней немецкой компании, правительство Франции обратилось к Германии с просьбой о перемирии. Адольф Гитлер хотел продемонстрировать всему миру, что позорные условия Компьенского соглашения 1918 года не сломили Германию. И потому договор с покоренной Францией он решил подписать в том же Компьенском лесу. Тут за дело взялись немецкие солдаты. Они разрушили здание на поляне Перемирия (но памятник Фошу сохранили!), извлекли из него вагон и тягачом доставили его на ту самую станцию, где проходило подписание документов 11 ноября 1918 года. 22 июня 1940 в Компьенском лесу, в вагоне, в котором было подписано перемирие 1918 года, Адольф Гитлер и французский генерал Шарль Юнцигер подписали акт о капитуляции французских войск. Так состоялось Второе Компьенское перемирие 1940 года. Официально военные действия закончились 25 июня. Спустя два дня после этого события, 24 июня 1940 года, вагон перевезли в Берлин. Почти две недели он стоял для всеобщего обозрения у Бранденбургских ворот. Затем вагон отправили в город Рула, что в федеральной земле Тюрингия. В этом городе находилось много важных промышленных предприятий, и потому он подвергался бомбежке союзнической авиацией. Чтобы сохранить вагон, его замаскировали так, чтобы он не был виден с воздуха. Однако в связи с успешным завершением советскими войсками Висло-Одерской операции вагон в апреле 1945 года (как говорят, по приказу самого Адольфа Гитлера) был сожжен солдатами СС. 11 ноября 1950 года по инициативе мэра города Компьень произвели реконструкцию поляны Перемирия и установили на ней вагон той же серии, но более позднего выпуска; его заводской номер 2439 заменили на 2419 D оригинального вагона маршала Фоша. Есть сведения, что уже после войны оригинальный вагон маршала Фоша все же обнаружили. Его настоящее название, а заодно и прошлое установили по буквенным обозначениям на крышках осевых коробок. На знаменитом заводе Gothaer Waggonfabrik в ГДР, в городе Гота (производившем, в частности, трамваи, эксплуатировавшиеся в некоторых городах СССР), вагон № 2419 D восстановили. Из-за своей исключительно мягкой подвески он получил название «Канарэ», однако использовался как передвижная мастерская. В конце концов вагон пришел в полную негодность и был утилизирован в 1986 году. Дата публикации: 5 января 2019
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~6I63J
|
Последние публикации
Выбор читателей
|