Жизнь и приключения барона Брамбеуса
ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №21(329), 2011
Жизнь и приключения барона Брамбеуса
Александр Обухов
член-корреспондент Петровской академии наук
Луга
1053
Жизнь и приключения барона Брамбеуса
Осип Сенковский, избравший себе псевдоним «барон Брамбеус»

Сегодня имя этого человека покрыто пылью книжных хранилищ и известно лишь специалистам-филологам да востоковедам. Но полтора столетия назад Осип Иванович Сенковский (1800-1858), избравший себе псевдоним «барон Брамбеус», являлся властителем дум значительной части читающей России.

Знаменитый ученый, один из основателей русского востоковедения, возглавлявший долгое время журнал «Библиотека для чтения» – таковы следы его деятельности.

В упомянутом журнале впервые в России нашли отражение вопросы, являвшиеся ранее достоянием только узкого круга специалистов. Востоковедение и археология, физика и биология, история и литература, – все это излагалось в форме научно-популярного повествования. И, конечно же, все зачитывались приключенческими повестями и рассказами барона Брамбеуса, основанными на глубоком изучении этнографии Востока.

Осип Иванович Сенковский был сыном промотавшего свое состояние помещика. Закончив в 1819 году Виленский университет и по подписке собрав деньги для путешествия по странам Востока с целью совершенствования знаний языков, будущий барон Брамбеус отправился в двухгодичное странствие. Надо сказать, что некоторые восточные языки он и так знал блестяще. Этим объясняется тот факт, что говоря на чистом сирийском диалекте, в одежде жителей тех мест, ему удалось проникнуть в Нубию и Восточную Эфиопию до Дар – Махана, где европейцев практически не знали.

Вот как он сам вспоминал свою «восточную авантюру»: «Возвратясь в конурку, занимаемую в каком-нибудь маронитском монастыре, я отчаянно терзал свои силы над арабскими и сирийскими рукописями, отысканными в скудной библиотеке грамотного монаха; поспешно списывал любопытнейшие из них, читал наскоро те, которые не успел списать… и твердил их наизусть всю ночь. Два, много три часа отдыха на голой плите, со словарем вместо подушки, были достаточными для возобновления бодрости к новым столь же насильственным занятиям, которые прерывались только охотою за бегающим по стенам кельи скорпионом… С потом чела перетаскивал я свои книги с одной горы на другую – книги были все мое имущество – рвал свое горло в глуши, силясь достичь чистого произношения арабского языка, звучность которого в устах друза или бедуина, похожая на серебряный голос колокольчика, заключенного в человеческой груди, пленяла мое ухо новостью и приводила в отчаяние своей не подражательностью».

Месяцы упорного труда не прошли даром. Исхудавшего, загорелого юношу жители пустынь, с которыми Осип говорил на местных диалектах, принимали за бедуина и отказывались верить, что перед ними «франк» (европеец).

За два года странствий Сенковский настолько изучил историю, географию, торговлю и современную ему политическую ситуацию мусульманского Востока, что граф Строганов, являвшийся посланником при Оттоманской Порте, предложил ему службу в Констатинопольской миссии. Учитывая тот факт, что восточное направление во внешней политике России было всегда ключевым, становится ясным, что знания и опыт молодого востоковеда оказались востребованы. Как только Сенковский прибыл в Петербург, он сразу же попал на прием к государственному канцлеру графу Румянцеву и получил направление на службу в Коллегию иностранных дел, а так же был назначен профессором Санкт-Петербургского университета сразу по двум кафедрам – арабского и турецкого языков.

Познания новоиспеченного профессора были феноменальны. Кроме того, что он знал все европейские языки, вскоре изучил татарский, китайский и монгольский. Академия Наук, чтобы устранить возникший казус (для звания профессора Осип был слишком молод), зачла Сенковскому в послужной список два года, проведенные на Востоке.

Но Сенковский был не только полиглотом. Его познания в истории, археологии, этнографии, астрономии, философии, политической экономии и даже медицине – изумительны. Современники вспоминали, что знаменитый хирург Пирогов часами беседовал с ним на профессиональные темы. Это многознание было отмечено и в России, и в Европе. Краковский университет присвоил Сенковскому звание доктора наук, он стал членом – корреспондентом русской Академии Наук, избирался членом Азиатского общества в Лондоне и членом Общества любителей наук в Варшаве.

Знания Сенковского пригодились в тайной дипломатии. Именно он, во время войны России с Персией, подал Дибичу ноту о необходимости по мирному договору (Туркманчайский договор) получить не только куруры (контрибуцию), но и Ардебильскую библиотеку «для умножения источников наших сведений об Азии».

Александр Сергеевич Грибоедов, бывший русским посланником в Тегеране (по-персидски «вазир – мухтар») принял Ардебильскую библиотеку и множество других арабских рукописей. (Кстати именно Сенковский выступал за то, чтобы «Горе от ума», долгое время ходившее по России в списках, было опубликовано.) Но и после гибели Грибоедова 30 января 1829 года в Тегеране, их пути «пересеклись» еще раз.

Весной 1829 года посольство Хозрев – Мирзы привезло в столицу Российской империи алмаз «Шах» в качестве «компенсации» за убийство Грибоедова. В ответ на витиеватую персидскую речь с просьбой забыть инцидент, Николай I, лицезрев «алмаз – алмазов», произнес: «Я предаю вечному забвенью злополучное тегеранское происшествие». В этот же вечер Сенковский, по приглашению императора, рассмотрел надписи на алмазе. Он первым среди русских прочитал и перевел три надписи, выгравированные на гранях знаменитого «Шаха», которые были сделаны их прежними владельцами: султаном Бурханом II (султанат Ахмаднагар на западном побережье Индостана), а затем Джиган – Шахом (внук Акбара из династии Великих Моголов), прославившимся созданием одного из чудес света – Тадж – Махала.

Однако все блестящие способности Сенковского расцвели к 1834 году, когда он, по предложению книгоиздателя Смирдина стал руководить журналом «Библиотека для чтения». Искрометный талант «неистового Осипа» в первый же год принес небывалые плоды. Если в России по тем временам, издание журнала тиражом в пятьсот экземпляров считалось большой удачей, то тираж «Библиотеки для чтения» зашкаливал за пять тысяч экземпляров! Невиданное дело… И во всех разделах журнала под звучным псевдонимом «барон Брамбеус» печатался неутомимый Сенковский. С большой похвалой о его сказочной повести «Витязь буланого коня» откликнулся Пушкин, писавший Бестужеву: «Арабская сказка прелесть; советую держать за ворот этого Сенковского».

Сенковский, конечно же, уникум. В памяти одних он остался желчным острословом, способным «пригвоздить к столбу позора». Для других – был изумительным собеседником, обладавшим такой силой ума, какую мало кто мог продемонстрировать в тогдашней России. Все его повести, журнальные статьи так и сверкают блестками остроумия, которое не потеряло своего обаяния и в наши дни. Вот только некоторые из этих фраз: «Автор какой-нибудь книги есть тот необыкновенный человек, который один на всем земном шаре, прочитал ее трижды и не задремал». Или: «Красавица упала в обморок, случайно оказавшийся тут молодой человек поддержал ее. Муж принял его за любовника красавицы и зарезал. «И так, я убил его понапрасну? Очень сожалею! Не обнимай чужой жены, если ты ей не любовник…»

«Изобретатель, переделыватель, устроитель, скандалист, он берется за музыку, астрономию, химию, он делает скрипку о пяти струнах, сам обивает мебель, разводит сады, выдумывает музыкальные инструменты. И все что он делает, вырастает в фабрику, в сложное, запутанное предприятие с рабочими, немцами-мастерами, и непременно с научно-исследовательским институтом, который он сам представляет в единственном лице», – так писал о бароне Брамбеусе в одноименной книге известный советский писатель Каверин.

А вот что опубликовал журнал «Русская старина», рассказывая о последних годах жизни Сенковского: «В течении семи лет с 1842 по 1849 г. он строил свой оркестрион. Нанял и поместил в своей квартире известного фортепианного мастера, его помощника, органиста и четырех мастеровых. Он проломал пол второго этажа или потолок первого, потому что оркестрион в одном этаже не помещался. Он поместил в оркестрион десятки скрипичных, клавиатурных и духовых инструментов, особым образом переделанных, потому что в своем натуральном виде они не лезли в шкаф, служивший вместилищем оркестриона. Он превратил свой дом в фортепианную фабрику и, добившись в конце-концов цели, построил свой, ни с чем не сравнимый инструмент, издававший неподражаемые звуки, возможно близкие к человеческим голосам… Когда в одну ночь, часов около двух, задумали испробовать сей инструмент, то он издал такие потрясающие звуки, что разбудил и поставил на ноги жителей всех соседних домов…»

В этом был весь барон Брамбеус! Уж если выпускать журнал, то самый большой и лучший в России, если создавать «музыкальную машину»,- то уникальную по конструкции, громкости и качеству воспроизведения звуков. И самое интересное заключается в том, что после этих экспериментов Сенковский занялся изучением связи между теорией музыки и астрономией. Но на это уже не хватило сил.

4 мая 1858 года барон Брамбеус закончил свой жизненный путь. Как метеор он прочертил небо николаевской России и не оставил равнодушия к своему имени ни среди современников, ни среди исследователей русской литературы. А это ли не свидетельство величины личности и ее таланта?


25 октября 2011


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8839986
Александр Егоров
986605
Татьяна Алексеева
816229
Татьяна Минасян
343689
Яна Титова
253001
Сергей Леонов
217332
Светлана Белоусова
192492
Татьяна Алексеева
191234
Наталья Матвеева
183156
Валерий Колодяжный
178520
Борис Ходоровский
169637
Павел Ганипровский
144522
Сергей Леонов
112630
Павел Виноградов
102200
Наталья Дементьева
101697
Виктор Фишман
96288
Редакция
89348
Сергей Петров
85805
Борис Ходоровский
83895