Русские розы. Анна Павлова
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ
«Секретные материалы 20 века» №19(379), 2013
Русские розы. Анна Павлова
Юлия Арбатская
журналист
Москва
2196
Русские розы. Анна Павлова
Анна Павлова и роза ее имени

Эти женщины покоряли мир ни властолюбием, деньгами или силой оружия, а красотой, талантами, любовью. В их честь называли новые сорта роз, которые цветут и сегодня, когда сами «русские розы» ушли в вечность.

Анна Павлова не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена труппа, которой она руководила, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы. Французский балетмейстер Пети поставил балет «Моя Павлова». Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой.

В 1981 году весь мир отмечал 100-летие со дня рождения великой русской балерины Анны Павловой. В этом же году появилась и роза в ее честь – Anna Pavlova (HT, Peter Beales, 1981 г.). Сорт выведен английским селекционером Питером Билсом. На конкурсе в Генуе в 1986 году он был удостоен серебряной медали.

Начнем со строк Светланы Макаренко, исследовавшей творчество Павловой: «О подлинной жизни ее известно мало. Она сама написала прекрасную книгу, но книга эта больше касалась трепетных и ярких секретов ее искусства, в котором было много импровизации, чем самой ее биографии. Ее муж и импресарио Виктор Дандре тоже написал о ней прекрасную и выразительную книгу, где трепетал отблеск живого чувства и боль сердца, ошеломленного внезапной потерей дорогого и любимого существа. Но и эта книга – лишь малый штрих к тому загадочному, что было, сверкало, переливалось в Анне Павловой, что было самою ее сутью, ее дыханием, – Вдохновение, что жило во всей ее творческой натуре!».

Родилась Анна Павлова в 1881 году в Петербурге. В десять лет она поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, закончила его в 1899 году и была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра. В 1900 году в «Пробуждении Флоры» она получила партию Флоры. Потом ответственные роли стали следовать одна за другой, и каждую из них Павлова наполняла особым смыслом. Оставаясь всецело в рамках классической школы, она умела быть поразительно оригинальна и, исполняя старые обыкновенные танцы, превращала их в подлинные шедевры.

Вскоре Анна Павлова становится второй, а затем и первой солисткой. В 1902 году она создала совершенно новый образ Никии в «Баядерке», истолковав его в плане высокой трагедии духа. Эта трактовка изменила сценическую жизнь спектакля. То же самое произошло и с образом Жизели.

В 1907 году она дебютировала в Стокгольме. После одного из представлений до самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. Люди не аплодировали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки. Никто не ушел и тогда, когда балерина скрылась в отеле. Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала, что нужно выйти на балкон – поблагодарить. Анну встретили бурей рукоплесканий. Она только кланялась. А потом бросилась в комнату, вытащила корзину, подаренную в тот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень.

Павлова пробовала ставить спектакли сама. Для дебюта она выбрала «Ночь» Рубинштейна. Балерина появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Глаза ее загорались, когда она протягивала кому-то свой букет. Гибкие руки то страстно взывали, то пугливо отстранялись. Все вместе превращалось в монолог о безумной страсти. Следующими номерами были «Стрекоза» Крейслера, «Бабочка» Дриго... В 1910 году Анна Павлова ушла из Мариинского театра, создав собственную труппу. Она включила в гастрольный репертуар балеты Чайковского и Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту», знакомила всех любителей балета с отечественным искусством. В труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. С ними Павлова с триумфом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы.

Для Павловой Фокин создал знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку Сен-Санса. Когда композитор увидел Павлову в «Лебеде», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!» Эта небольшая хореографическая композиция стала ее коронным номером. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно гениально. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера. Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти.

В 1912 году Павлова купила в Англии дом «Айви-Хауз». Вместе с мужем Виктором Дандре (он был продюсером и администратором труппы) она устроила здесь студию, в которой обучала английских детей балету. В своем поместье Павлова увлеклась садом. Бывая на гастролях в разных частях света, непременно привозила цветы, семена, даже маленькие деревца.

Сад отнимал немало времени и сил, но зато и радость была несравненная. Когда Павлова жила в Лондоне, как бы поздно ни возвращалась она из театра, обязательно проходила в сад, любовалась им, ласково разговаривала с цветами, деревьями, веря, что они по-своему понимают ее.

Многие миниатюры Анны Павловой были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми она интересовалась во время многочисленных путешествий. Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Павлова поставила для себя несколько импрессионистических номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении («Калифорнийский мак», «Хризантема», «Осенние листья», «Японская бабочка», «Умирающая роза»). Названия хореографических миниатюр говорят сами за себя.

В основу сюжета одноактного балета «Видение розы» на музыку Вебера положены две начальные строки стихотворения Теофила Готье «Я – дух розы, которую ты носила вчера на балу…». Постановщик спектакля Михаил Фокин был пленен этими строками, а музыка Карла Вебера «Приглашение к танцу», оркестрованная Берлиозом, помогла знаменитому хореографу создать образную пластическую форму. Танец Девушки в спектакле – это дух. Это – мечта. Это аромат розы, ласка ее нежных лепестков. Особенно поражала зрителей техника рук в танце, которые говорят, поют, а не просто исполняют «позиции».

Павлова была чрезвычайно суеверной. Она истово подмечала приметы: боялась грозы, встречи со священником, пустых ведер, черных котов. То, что для других было пустяком, для нее превращалось в какой-то особый, тайный знак. Однажды в гостях, заглядевшись на огромный куст чайных роз, она сказала: «Вот, когда этот куст умрет, и я умру. Это так. Я точно знаю». Ее не раз убеждали поехать в отпуск, отдохнуть. «Что вы, – лепетала она. – Я должна работать. У меня на руках труппа. Если я не имею времени жить, то уж умирать я должна на ходу, на ногах».

В январе 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. Судя по всему, артистка сильно простудилась зимой во время поездки по Франции. Легкий насморк она перенесла на ногах, затем – воспаление легких, перешедшее в плеврит. Слова Анны Павловой по поводу куста роз оказались пророческими. Когда она заболела, цветы покрылись ржавыми пятнами и погибли в несколько дней. Через три дня, не дожив восьми дней до своего 50-летия, умерла и великая русская балерина.


7 августа 2013


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
8793459
Александр Егоров
980940
Татьяна Алексеева
811319
Татьяна Минасян
332415
Яна Титова
247159
Сергей Леонов
217122
Татьяна Алексеева
184432
Наталья Матвеева
182313
Валерий Колодяжный
177585
Светлана Белоусова
169371
Борис Ходоровский
161181
Павел Ганипровский
135734
Сергей Леонов
112548
Павел Виноградов
96320
Виктор Фишман
96190
Наталья Дементьева
95062
Редакция
88361
Борис Ходоровский
83808
Константин Ришес
81299