РОССIЯ
Москва против Рима и Константинополя
Владислав Трушников
журналист
Санкт-Петербург
3527
Москва против Рима и Константинополя
Актуальна ли сегодня концепция Москвы – Третьего Рима?

В конце ХХ века многие жители России пребывали в шоковом состоянии. На протяжении многих лет они твердо верили, что СССР – это на века и что в этой стране насильственный захват власти невозможен по определению. И вдруг случился августовский путч, а после него самое большое в мире государство развалилось за какие-нибудь несколько месяцев.

В 1990-х годах, когда после тотального перестроечного дефицита на полках магазинов появились «сникерсы», кока-кола и даже кое-какая приличная одежда, россияне узнали, что нужно потерпеть всего несколько лет, пока экономика окончательно перестроится с ущербного социалистического пути развития на правильный капиталистический. ХХ век закончился, а всеобщее процветание и изобилие на фоне первой чеченской кампании и невиданного криминального разгула почему-то так и не сформировались.

ВИТЯЗЬ НА РАСПУТЬЕ

В последнее время американские обозреватели все чаще заявляют о том, что в России установился клептократический режим. Клептократия в переводе с греческого означает «власть воров». Насколько можно судить по сообщениям в СМИ, сами россияне с такой оценкой категорически не согласны. При этом подчеркивается, что и с либеральными ценностями западного образца нам тоже не по пути. 

Обеспечить стремительный рост рыночной экономики под бдительным оком Коммунистической партии получилось у Китая. В России же такая попытка, более известная как «социализм с человеческим лицом», с треском провалилась. В результате возникает закономерный вопрос: а в каком направлении движется Россия? Одни поговаривают, что страна стоит на месте, поскольку находится в идеологическом вакууме, другие – что у России особый, ни с чем не сравнимый путь, потому что она, по сути, является единственным в мире полноценным православным государством.

А между тем римский папа выразил желание на пути в Монголию (31 августа) или обратно (4 сентября) встретиться с патриархом Кириллом в нейтральной зоне московского аэропорта.

ИСТОКИ ПРАВОСЛАВИЯ

Далеко не каждый россиянин сможет внятно объяснить, чем православная вера отличается от католической или, скажем, от протестантизма. Кто-то вспомнит, что православные и католики в разное время справляют Рождество и Пасху, и на этом, пожалуй, все. Между тем нельзя не упомянуть, что изначально христианство представляло собой единую веру и только спустя тысячу лет, в 1054 году, произошел раскол.

По одной из версий, Рим и Константинополь попросту разругались из-за вопроса, кому осуществлять денежные сборы с крестьян в Южной Италии, однако здесь следует учитывать, что расколу предшествовало несколько веков споров и разногласий.

На Руси, вплоть до монгольского нашествия, с разрешения князей проповедовали латинские миссионеры, а в Киеве даже существовали латинские монастыри. Смешанные браки среди знати являлись обычным делом, кроме того, супруги даже не склоняли друг друга к переходу из одного вероисповедания в другое.

С самим Крещением Руси, которое, как известно, произошло в 988 году, тоже далеко не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Первой правительницей на киевском престоле, принявшей христианство, считается княгиня Ольга, регентша при малолетнем сыне Святославе, однако здесь следует учитывать, что сама Русь в ее правление оставалась языческой и никаких попыток массово крестить население не предпринималось. Более того, Святослав вплоть до своей трагической гибели в 972 году оставался язычником.

В 959 году Ольга попросила германского короля и будущего императора Священной Римской империи Оттона I прислать на Русь епископа для проповеди христианства. Через два года в Киев отправился монах-бенедиктинец Адальберт Магдебургский со свитой. По-видимому, молодой Святослав его не принял вовсе. Более того, погибли несколько спутников германского миссионера.

Крайне туманная история получается и с Владимиром Красно Солнышко. Общеизвестно, что правнук Рюрика пришел к власти в результате гибели двух своих братьев; причем Ярополка, выражаясь современным языком, он попросту «заказал». Кроме того, за распутство Владимира называли вторым Соломоном. Существует версия, согласно которой Владимир принял христианство, потому что раскаялся в прежних грехах. Дескать, за то свое прозвище и получил. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это, мягко говоря, не совсем так. К князю обратился за помощью византийский император Василий II, поскольку против него выступил мятежный военачальник Варда Фока Младший. Владимир отправил в Византию шесть тысяч воинов, а в качестве ответной любезности попросил взять в жены сестру императора, Анну, писаную красавицу, к которой сватались франки, германцы и болгары. Ромеи свою часть договора исполнять не торопились, поэтому Владимир осадил Корсунь (Херсонес Таврический, находился на месте нынешнего Севастополя). В конечном итоге Анна приехала на Русь, но с условием, что супруг примет христианство.

Анне приписывают следующие слова перед отъездом: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».

Выходит, христианство на Руси являлось следствием военно-политической сделки. Остается только гадать, как повернулась бы история Российского государства, если бы Владимиру приглянулась, скажем, какая-нибудь красавица из Фатимидского халифата.

КТО КРУЧЕ РИШЕЛЬЕ И МАЗАРИНИ?

В 1402 году кочевой завоеватель Тимур-Тамерлан наголову разбил турецкого султана Баязида I и тем самым на пятьдесят лет отсрочил крах православной Византии. Парадокс ситуации заключался в том, что оба правителя исповедовали ислам. Тем не менее османская опасность вернулась к 30-м годам XV века. 

Благодаря романам Александра Дюма в мире сложилось стойкое впечатление, что самыми хитрыми, изворотливыми и коварными священнослужителями были французские кардиналы Ришелье и его преемник Мазарини. Между тем в российской истории в качестве митрополита отметился человек, который мог бы дать фору обоим этим кардиналам.

Напомним, что в первой половине XV века киевского митрополита назначали из Константинополя; при этом сам Киев входил в состав Великого Княжества Литовского, где активно распространялось католичество, однако между Киевом и укрепляющейся Москвой сохранялось единство православной церкви.

В июне 1434 года в немецкий город Ульм прибыл монах греческого происхождения по имени Исидор. Императору Священной Римской империи Сигизмунду он передал письма от византийского императора Иоанна VIII и призвал приложить все силы для объединения христиан против мусульманского нашествия.

В 1435 году Исидора поставили на киевский престол, и в апреле следующего года он объявился в Москве. Проявив недюжинные дипломатические способности, хитрый иерарх смог убедить великого князя Василия II в необходимости созыва нового Вселенского собора, на котором православные уговорили бы католиков отказаться от ряда догматических нововведений, что послужило бы спасению Византии и греческой церкви. В результате лицемерной демагогической обработки московский князь снабдил Исидора деньгами и свитой в составе ста человек и отправил на запад.

На Ферраро-Флорентийском соборе с подачи византийского императора греческое духовенство признало и главенство римского папы, и основные латинские догматы. 5 июля 1439 года Исидор собственноручно поставил подпись под так называемым Соборным определением. 18 декабря 1439 года за заслуги в деле унии папа Евгений IV возвел Исидора в сан кардинала Римской католической церкви и присвоил ему звание легата для Литвы, Ливонии и Руси.

19 марта 1441 года Исидор приехал в Москву и передал Василию II послание папы с просьбой помогать митрополиту в воссоединении католической и русской церкви, после чего Исидора взяли под стражу и заключили в Чудов монастырь. Собор русского духовенства осудил отступника, но тот отказался каяться и отрекаться от унии. В сентябре он бежал – сначала в Тверь, а оттуда в Литву. Причем, как отмечают исследователи, скорее всего, побег ему устроили с ведома Василия II, который не пожелал брать ответственность за вынесение окончательного приговора.

Дальнейшая биография Исидора вполне достойна стать сюжетом для самого захватывающего авантюрно-приключенческого романа, но сначала зададимся вопросом: стала ли католическая Европа защищать христиан на Босфоре после того, как Константинополь «прогнулся» под Римом? По-видимому, на этот вопрос следует ответить так: удовлетворившись позорным отречением восточного соседа, западный его попросту «слил».

В 1443 году был организован поход, который в исторической литературе принято называть крестовым. На турок двинулись около 20 тысяч крестоносцев, преимущественно поляков и венгров. Такое, мягко скажем, немногочисленное войско было наголову разбито турками под Варной 10 ноября 1444 года. Справедливости ради следует сказать, что битва получилась очень упорной, а султан понес настолько большие потери, что, по одной из версий, только через три дня понял, что победил.

Но вернемся к Исидору. 12 декабря 1452 года в соборе Святой Софии в присутствии императора, епископата и мирян папский легат Исидор провозгласил союз Римско-католической и православной церквей. Ровно через полгода столица Византии пала. Исидор попал в плен, но выжил, поскольку султану показали останки трупа в кардинальском облачении. Будучи неопознанным, изворотливый священник смог бежать и впоследствии неоднократно принимал участие в выборах папы, а в октябре 1458 года передал власть над Киевской метрополией и всея Руси своему ученику Григорию. В 1467 году константинопольский патриарх Дионисий I приказал всем русским землям принять Григория как единственного законного митрополита, однако Иван III ответил категорическим отказом. Отметим также, что после 1453 года митрополиты в Константинополе назначались с разрешения султана. По факту это означало, что православное руководство назначается по воле мусульман.

Фактическим провозглашением автокефалии Московской митрополии считается 1448 год, когда митрополитом без согласования с Константинополем был избран епископ Иона.

Таким образом, получается, что наши предки в XV веке совершили величайший подвиг, отголоски которого мы ощущаем на себе и по сей день. Почему же в таком случае, называясь православными, мы об этом подвиге так редко вспоминаем?


Читать далее   >

Дата публикации: 30 августа 2023

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~W1QxK


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
9796381
Александр Егоров
1050810
Татьяна Алексеева
872323
Татьяна Минасян
448023
Яна Титова
272005
Светлана Белоусова
227658
Сергей Леонов
219917
Татьяна Алексеева
214950
Борис Ходоровский
195652
Наталья Матвеева
192353
Валерий Колодяжный
188737
Павел Ганипровский
170704
Наталья Дементьева
123670
Павел Виноградов
120457
Сергей Леонов
113610
Виктор Фишман
97268
Редакция
95656
Сергей Петров
89457
Борис Ходоровский
84959