За что Шемякин благодарен чекистам?
17 декабря 2023

За что Шемякин благодарен чекистам?

5 декабря в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась презентация 19-го выпуска сборника «Следствие продолжается…» (составитель Владимир Васильевич Егерев). Даже по сравнению с предыдущими выпусками это издание получилось особенно интересным и содержательным, а портрет известного художника Михаила Шемякина на обложке бросает интригующий отсвет на суховатый подзаголовок «Воспоминания сотрудников следственного и оперативных подразделений органов государственной безопасности».

Дело в том, что значительную часть сборника составляют именно интервью Михаила Шемякина, объединенные названием «К истории удивительной дружбы».

Автору данной статьи в свое время тоже довелось беседовать с Мастером, и в конце интервью он предложил сфотографироваться на фоне… портрета Феликса Дзержинского. В ответ на мое удивление Шемякин пояснил, что КГБ его «в какой-то степени спасло». И поведал следующую историю.

«Уже после исключения из института и пребывания в сумасшедшем доме я был вызван на беседу к сотруднику КГБ, занимавшемуся моим делом. Он тогда представлялся Смирновым, хотя настоящая его фамилия была Попов. И вот что примерно я от него услышал.

«Союз художников жить вам здесь не даст. Вы уже в сумасшедшем доме побывали, но если вы здесь останетесь, то мы все равно ВЫНУЖДЕНЫ будем вас либо окончательно засадить в сумасшедший дом, либо отправить в лагеря. Поэтому мы вам делаем предложение – покинуть Советский Союз быстро и без шума. Возможно, вы покинете его навсегда. Сообщать об этом сейчас никому нельзя – ни отцу, ни матери, только через два месяца после отъезда. С собой вы не сможете взять ничего, даже маленького чемодана». Ну, что я мог сказать на это? Конечно, отказаться от такого предложения было невозможно.

А когда я согласился, Попов продолжал: «Позвольте дать вам совет. Когда будете за границей, поменьше делайте заявлений, не лезьте в политику. И побольше работайте. Возможно, Советский Союз очень изменится. И вы вернетесь. А мы заинтересованы в том, чтобы вы вернулись со щитом, а не на щите».

У меня было старинное кольцо XVIII века. Я говорю ему: «Вы не возражаете, если я подарю это кольцо вам. Ведь мне все равно ничего нельзя брать с собой». Он отказался, но взял три моих офорта и первую книгу с моими иллюстрациями «Испанская эпиграмма». Выяснилось, что они с дочкой поклонники моего творчества.

Потом Попов взял у меня паспорт и сжег те страницы, где содержались отметки о моей женитьбе и о том, что у меня есть дочка. И продолжал: «Сейчас вы пойдете в такое-то отделение милиции и скажете, что в результате несчастного случая ваш паспорт частично сгорел на газовой плите. Вам сделают новый и пошлют по кабинетам восстанавливать штампы. В одном кабинете вам поставят штамп о прописке, а в тот кабинет, где ставят штамп о женитьбе, заходить не надо. Идите сразу ко мне».

Я, конечно, пребываю в большом удивлении и спрашиваю: «Скажите, вот вы представляете такую могущественную организацию. Зачем все это?» А он сказал мне очень важную вещь, которую я запомнил на всю жизнь: «Свои могут быть хуже врагов». – «Не понял. Это как?» – «А так. У нас три отдела, которые занимаются такими, как вы. Один отдел считает, что вас надо посадить. Другой отдел – наш – считает, что вас надо спасти как художника. А третий полагает, что надо дать вам существовать здесь и дальше, поскольку вокруг вас сплотилась группа людей искусства, за которой очень интересно наблюдать. А без вас она может распасться».

И передо мной встал вопрос: кто? Потому что было ясно – кто-то из нашей компании был агентом КГБ»…

Именно касаясь этого сюжета, выступавший на презентации сборника профессор, директор Института востоковедения РГПУ имени А. И. Герцена доктор философских наук, кандидат исторических наук Андрей Вассоевич подчеркнул, что художественная среда может расправиться с теми, кто возвышается над средним уровнем, гораздо жестче, чем любая государственная структура, причем руководствуясь не государственными или художественными соображениями, а лишь одним чувством – завистью.

Помимо «Истории удивительной дружбы» отдельный фрагмент «Красный кентавр» представляет собой воспоминания художника о своих родителях – участниках Великой Отечественной войны, а завершают сборник воспоминания материи Шемякина актрисы Юлии Николаевны Предтеченской.

Впрочем, содержание сборника не исчерпывается только шемякинской темой.

Первую часть книги составляют воспоминания друзей и коллег об ушедшем из жизни чуть более года назад (8 ноября 2022 года) Викторе Васильевиче Черкесове, который внес существенный вклад в историю питерского Управления КГБ-ФСБ, работал и на федеральном уровне занимая должность первого заместителя Директора ФСБ России. Глубокий анализ истории Управления в период, когда им руководил В. В. Черкесов, дан в воспоминаниях полковника в отставке О. П. Аксенова.

Ведь пик деятельности первого полпреда Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе (2000–2003) и первого директора Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков (2003–2008) пришелся именно на период, когда, после «беспредела» «лихих девяностых», государство всерьез и системно занялось борьбой с коррупцией и криминалом. И результаты этой борьбы во многом определялись профессионализмом таких людей, как Виктор Черкесов.

Вторая часть книги под названием «Не забудем не простим» включает материалы о работе Прокуратуры Ленинградской области по признанию геноцидом действий немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны. Работы, в которую значительный вклад внёс Исторический клуб Совета ветеранов УФСБ РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в лице его председателя кандидата исторических наук Станислава Константиновича Бернева. Он выступил на презентации и рассказал о своей статье «Без срока давности» опубликованной в сборнике ставшей результатом многолетней архивной работы по поиску мест захоронений расстрелянных советских граждан немецкими карательными органами на территории Ленинградской области.

Подробнее о содержании его выступления читатели «Секретных материалов 20 века» могут судить по публиковавшимся в нашем интернет-издании статьям.

Сегодня одна из основных сфер деятельности С. К. Бернева связана с работой по поиску, систематизации и документированию архивных материалов о геноциде русского народа на территории Ленинградской области в период фашисткой оккупации.

Одно из массовых захоронений находится в Гатчинском парке «Сильвия», неподалеку от всемирно известного дворца-музея. В период оккупации в Гатчине находился штаб Айнацкоманды-1, боровшейся с нашими партизанами и подпольщиками и уничтожавшей всех, кто подозревался в помощи «народным мстителям».

Одним из сотрудников этой структуры был перешедший на сторону фашистов бывший выпускник истфака Ленинградского университета Николай Рутченко. Судя по свидетельствам переживших оккупацию гатчинцев и арестованных прислужников фашистов, он лично участвовал в расстрелах советских патриотов.

Рутченко возмездия избежал и через несколько лет после войны всплыл во Франции под фамилией Рутыч. Более того, к началу перестроечной эпохи он позиционировал себя как историк Белого движения, снискав своими опусами почтительные аплодисменты «либеральной интеллигенции».

Качество самих работ в научном плане невысоко, поскольку речь идет о компиляции публикаций представителей белой эмиграции. Фактических ошибок в его работах предостаточно, и, конечно, он мог бы их избежать, потрудившись в советских-российских архивах, но путь на Родину ему по очевидным причинам был заказан.

Оставалось Рутченко-Рутычу слушать аплодисменты из Парижа, воздерживаясь от объяснения причин, по которым он лично не мог припасть к родным русским березкам.

Станислав Бернев своими публикациями развеял сложившийся вокруг бывшего палача-гестаповца романтический ореол, что, кстати, поможет и более объективно оценить его исторические работы. А останки 150 человек военнопленных, партизан, подпольщиков и гражданских лиц, расстрелянных немецкими палачами, в том числе и Рутычем-Рутченко, обнаруженные в Гатчинском парке Сильвия, были торжественно захоронены с воинскими почестями совсем недавно - 25 ноября 2023 года недалеко от Сильвийских ворот…

Резюмируя, можно сказать, что сборник получился действительно интересным, содержательным и разноплановым. Не случайно все выступавшие на презентации отметили ценность книги как исторического источника, позволяющего с разных ракурсов оценить события нашего прошлого.

Но это, к счастью, не те ракурсы, с которых черное становится белым, подлость – доблестью, а предательство объявляется патриотизмом.


Теги: Шемякин, Черкесов, чекисты, гестапо
Количество показов: 1720
Автор:  Дмитрий Митюрин
Город журналиста:  Санкт-Петербург
Журналист:  журналист, экономист
Источник:  «Секретные материалы 20 века», 2023
Подпись к фотографии:  Михаил Шемякин / Фото: Д.Митюрин
Рубрика:  СЕКРЕТЫ СПЕЦСЛУЖБ
Фото автора:  Загрузить
Короткая ссылка на новость: https://xfile.ru/~PdHre


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
9029168
Александр Егоров
1005957
Татьяна Алексеева
832767
Татьяна Минасян
397197
Яна Титова
258943
Сергей Леонов
217991
Светлана Белоусова
207747
Татьяна Алексеева
199726
Наталья Матвеева
185991
Валерий Колодяжный
181507
Борис Ходоровский
177832
Павел Ганипровский
153487
Сергей Леонов
112874
Павел Виноградов
109148
Наталья Дементьева
108079
Виктор Фишман
96538
Редакция
91267
Сергей Петров
87027
Борис Ходоровский
84146