СПОРТ
«Секретные материалы 20 века» №5(521), 2019
Русское открытие баскетбольной Америки
Борис Ходоровский
журналист
Санкт-Петербург
6784
Русское открытие баскетбольной Америки
Тимофей Мозгов и Александр Каун - первые россияне, ставшие чемпионами НБА

Вплоть до начала 90-х годов прошлого века Национальная баскетбольная ассоциация была практически закрытой для легионеров с других континентов лигой. Редкие европейцы, попадавшие в клубы НБА, вроде немца Детлефа Шремпфа или голландца Рика Смитса являлись выпускниками американских университетов. Пройдя систему студенческого баскетбола, они попадали на драфт, где клубы НБА выбирали новичков. Лишь в последние десятилетия иностранцы в сильнейшей баскетбольной лиге мира перестали быть экзотикой. Среди тех, кто имеет в своем послужном списке выступления в НБА, есть и россияне. 

Бешеный Русский из Харбина

После успехов сборной СССР в последние годы перед распадом державы за океан уехали первые воспитанники отечественной баскетбольной школы. Только при всем желании киевлянина Александра Волкова, каунасца Арвидаса Сабониса или рижанина Гундарса Ветру нельзя было считать россиянами. Первопроходцем стал нынешний главный тренер сборной России Сергей Базаревич. 

Блестяще проявив себя на чемпионате Европы-1993 и чемпионате мира-1994, где он вошел в символические сборные турниров, Базаревич привлек внимание менеджеров НБА. В начале 90-х все европейские баскетболисты грезили сильнейшей лигой мира. Да и контракты там были намного выше, чем в Старом Свете. Стоило «Атланте» сделать предложение – и Базаревич тут же расторг соглашение с турецким «Тофашем» и отправился покорять НБА. Вот только закрепиться в составе «ястребов» Сергею не удалось. Российский баскетболист сыграл всего 10 матчей, после чего контракт с ним расторгли, и Базаревич отправился продолжать карьеру в испанский «Касерес».

Более того, лишился он и неофициального звания российского Колумба, открывшего баскетбольную Америку. Оказалось, что еще в середине прошлого века в НБА блистал Том Мешери по прозвищу Бешеный Русский. Никакой он, как выяснилось, не Мешери и не Том Николас. Настоящее его имя, полученное при крещении, Томислав Николаевич Мещеряков. Родился он в Харбине, где после Гражданской войны образовалась внушительная русская колония. В годы Второй мировой войны оказался в японском концентрационном лагере, что особо подчеркивали даже в выпущенных в 60-е годы прошлого столетия программках к матчам НБА. 

Судьба Мешери (будем называть его все-таки американским именем) вполне могла стать сюжетом для захватывающего триллера. Впрочем, сам он после завершения баскетбольной карьеры стал писать стихи. Видимо, сказались гены. По материнской линии среди родственников Мещерякова был поэт и писатель Алексей Константинович Толстой. 

Перебравшись после войны в Сан-Франциско, семейство эмигрантов из Харбина поселилось в русском квартале. В семье старались сохранить родной язык, но, как признался Мешери, он тогда был молодой и глупый. Считал, что нужно как можно быстрее адаптироваться к новым реалиям и становиться стопроцентным американцем. Об этом автору этих заметок рассказал сам Томислав Николаевич. Выйдя на пенсию, он приехал в Санкт-Петербург, чтобы восстановить, а скорее – усовершенствовать свои знания родного языка. Ведь интервью, которое продолжалось около полутора часов, в прошлом звездный баскетболист дал по-русски. 

Рассказал он не только о своем желании прочитать Пушкина и Лермонтова в подлиннике, но и об НБА середины прошлого века: Мешери играл за «Филадельфию» вместе с легендарным центровым Уилтом Чемберленом. В одном из матчей тот набрал 100 очков. По словам Мешери, на площадке Чемберлен умел все и во многом опережал свое время. 

Загадки заокеанского драфта 

Еще в середине прошлого века, как отметил Мешери, НБА была не столько спортивным, сколько бизнес-проектом. Этому способствовала процедура драфта, на котором клубы имели право выбрать сильнейших новичков. Первыми это делали аутсайдеры, что позволяло выровнять класс команд и поддержать интригу в регулярном чемпионате и ротацию команд в плей-офф. В последние годы кроме выпускников американских университетов в драфте участвуют и баскетболисты, играющие в чемпионатах других стран. Будущую звезду НБА Дирка Новицки отыскали даже во второй немецкой бундеслиге. 

С российскими же легионерами случаются казусы. На драфте-2004 «Юта» выбрала воспитанника новосибирской школы Павла Подкользина. Его уже давно заприметили в Европе. Да и как было не заприметить парня, рост которого 226 сантиметров! Из Новосибирска он отправился в итальянский «Варезе», а оттуда прямиком в НБА. Правда, не в «Юту», а в «Даллас», который нуждался в сильном «пятом номере», как говорят баскетбольные специалисты. Вот только не всякий игрок, рост которого превышает 220 см, может действовать на площадке так, как Сабонис. В этом очень быстро убедились в «Далласе».

Проведя в команде пару сезонов и даже дойдя до финала плей-офф НБА, Подкользин так и не получил должной игровой практики. В первом сезоне провел пять матчей, во втором – один. Вернувшись в Россию, жаловался на то, что американские партнеры на площадке его не замечали, и утверждал, что в любой момент может вернуться в НБА. Правда, слова несколько разошлись с делом. На родине Подкользин сменил с десяток клубов, но не сумел закрепиться в сильных командах. Сейчас 34-летний баскетболист играет за сургутский «Университет-Югру» во втором по силе отечественном дивизионе. 

Если выбор Подкользина еще можно объяснить его уникальными антропометрическими данными, то 12-й номер Ярослава Королева на драфте-2005 до сих пор вызывает недоумение в баскетбольном сообществе. Сын профессионального баскетболиста, проведя два сезона в молодежной команде саратовского «Автодора» и один в ЦСКА, уже в 18 лет отправился покорять Америку. Чем он приглянулся менеджерам «Лос-Анджелес Клипперс», загадка. Как и наивысшая для российских баскетболистов позиция на драфте. 

В составе «Клипперс» за два сезона Королев провел всего 34 игры. Неудивительно, что контракт с ним был расторгнут. Вернувшись в Россию, Ярослав играл за московское «Динамо» и питерский «Спартак». Навыков, свойственных звездам НБА, не демонстрировал. Затем в карьере Королева были малоизвестные испанские и греческие клубы, а в 29 лет он и вовсе завязал с профессиональным баскетболом. 

Зато строчка об НБА в резюме помогла потомственному российскому баскетболисту в дальнейшем трудоустройстве. Он открыл в Лос-Анджелесе собственную баскетбольную школу, которую без лишней скромности назвал Королевской. 

Встреча в Портленде

В 90-е годы саратовский «Автодор», который не только содержал, но и тренировал Владимир Родионов, был настоящей кузницей российских баскетбольных талантов. Практически в одно время в этой команде начинали свои карьеры Виктор Хряпа и Сергей Моня. Они почти ровесники (Хряпа на год старше) и друзья – не разлей вода. Даже свою собаку Виктор ласково называет Моней, сократив кличку Моника. 

Вместе друзья перешли из «Автодора» в ЦСКА, где сразу же стали лидерами команды. Тогда еще звездные легионеры не проторили дорожку на российские баскетбольные площадки. Первым покорять НБА отправился Хряпа. На драфте-2004 его выбрал «Нью-Джерси», но сразу же обменял в «Портленд». В этом клубе долгие годы играл Сабонис. К моменту приезда российского баскетболиста литовский центровой покинул НБА, но оставил о себе добрую память. Менеджмент «Портленда» активно работал на постсоветском пространстве. Через год в клубе из Орегона оказался и Моня. 

Поначалу дела саратовских друзей в НБА складывались успешно. Хряпа за два сезона провел больше ста матчей, а Моня уже в дебютном выходил на площадку в стартовой пятерке. Увы, белая полоса очень скоро сменилась черной. Хряпу обменяли в «Чикаго», а Моню – в «Сакраменто». Тренеры этих команд не очень-то доверяли российским легионерам. Они либо получали минимальное игровое время, либо просто не попадали в заявки на матчи. 

В России же начались «жирные нулевые». В баскетбол тоже пришли большие деньги. Хряпе предложили достойный контракт в ЦСКА, а Моне – в московском «Динамо». О желании вновь покорить НБА ни Виктор, ни Сергей больше не вспоминали. Вплоть до окончания прошлого сезона Хряпа был капитаном ЦСКА, а Моня до сих пор исполняет эту роль в «Химках». 

АК-47 выстрелил в Юте

Долгой карьерой в НБА может похвастаться только нынешний президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко. О появлении в Питере талантливого игрока, который может стать звездой даже в сильнейшей лиге мира, заговорили, когда Андрей играл еще за детские команды спортшколы Фрунзенского района. В 16 лет он дебютировал в составе питерского «Спартака» в чемпионате России, а затем три сезона провел в ЦСКА. Причем уже после первого его выбрала на драфте «Юта». Кириленко стал на тот момент самым молодым европейским баскетболистом, задрафтованным клубом НБА. 

Летом 2001 года получивший уже необходимый опыт в европейском баскетболе Андрей отправился в Солт-Лейк-Сити. И сразу же столкнулся с проблемой: его традиционный игровой номер 13 был занят. В НБА всегда хорошо работали пиар-службы. Во всем мире известна марка автомата АК-47, созданного ижевским оружейником Михаилом Калашниковым, а Кириленко родился как раз в Ижевске. Вот и вручили новобранцу майку с номером 47 и сразу же стали раскручивать бренд «АК-47». 

Во время Олимпиады-2002 довелось побеседовать с Кириленко в Солт-Лейк-Сити и зафиксировать его первые впечатления от НБА. По итогам первого сезона Андрей получил приглашение в сборную новичков на традиционном Всезвездном уик-энде. Это традиционное мероприятие лиги, привлекающее огромное внимание болельщиков. Для новичков перед началом игры, напоминающей шоу, проводится специальный семинар. По словам Кириленко, на нем учат только двум вещам: говорить правильные вещи в интервью журналистам и отказывать желающим попросить в долг или на инвестиционные проекты крупные суммы денег. 

Поначалу карьера российского легионера в «Юте» складывалась успешно. Тренер Джерри Слоун ему доверял, а среди партнеров были две звезды НБА – Джон Стоктон по прозвищу Доктор и Карл Мэллоун по прозвищу Почтальон. Прозвища звездам присваивают со смыслом. Один из лучших разыгрывающих лиги Стоктон отличался высоким уровнем баскетбольного интеллекта, а Мэллоун славился умением доставлять мячи в корзину. Кириленко в составе «джазменов» отводилась роль третьей звезды. У него и контракт был соответствующий. 

Только летом 2003-го Стоктон завершил карьеру, а Мэллоун перебрался в «Лос-Анджелес Лейкерс». Роль первой звезды Кириленко не потянул, что, впрочем, не отразилось на его контракте. Тут нужно отдать должное агенту Марку Флейшнеру. Сам баскетболист очень переживал, что не может оправдать ожидания болельщиков «Юты». Летом 2006-го Кириленко даже отказался от выступлений за сборную России и занялся индивидуальными тренировками под руководством экс-звезды НБА Джеффа Хорнасека. 

Стало только хуже, но не в плане контракта. По уровню зарплаты в своем последнем сезоне в «Юте» Кириленко вошел в десятку самых высокооплачиваемых игроков НБА. Его гонорар за сезон составлял 17,8 миллиона долларов. Американцы недоумевали, и в рейтинге самых переоцененных игроков лиги российский баскетболист, как правило, стоял на первом месте. 

Окончание контракта с «Ютой» совпало с началом локаута в НБА. Баскетбольные миллионеры требовали улучшения условий оплаты труда и категорически отказывались начинать сезон. Многие, включая Кириленко, подписали контракты с европейскими клубами. ЦСКА охотно предложил Андрею соглашение на три года. Сезон в НБА начался только зимой, и Кириленко принял решение не возвращаться. Тем более что он не был связан соглашением ни с одной из команд НБА. Правда, в контракте с ЦСКА был пункт о возможности разрыва в случае отъезда в Америку. 

Летом 2012 года Кириленко им воспользовался. Все ждали, что он окажется в «Бруклине», который по случаю прикупил Михаил Прохоров, но Андрей предпочел «Миннесоту». Правда, отыграв там сезон, все-таки перешел в прохоровский клуб и подписал контракт на сезон с зарплатой 3,1 миллиона долларов. Снова заговорили о переоцененности российской звезды, а знатоки российских реалий – даже о каких-то откатах. 

Тем не менее «Бруклин» продлил соглашение с Кириленко еще на сезон. Увы, завершилась карьера Андрея в НБА бесславно. В середине сезона его обменяли в «Филадельфию», но играть за этот клуб российский легионер категорически отказался. Он разорвал контракт и ушел, как несложно догадаться, в ЦСКА. Завершив карьеру в 2015 году, практически сразу же пересел в кресло президента РФБ. 

Новое поколение выбирает Россию

В «Миннесоте» Кириленко пересекся с Алексеем Шведом. В начале сезона-2012/2013 сын белгородского тренера по баскетболу стал одним из ключевых игроков своего клуба. Даже принял участие во Всезвездном уик-энде НБА. До него из российских баскетболистов только Кириленко удостаивался такой чести. 

Манера игры Шведа подходила для НБА идеально. Не помешали и два обмена, в результате которых российский баскетболист оказался в «Нью-Йорке». Летом 2015 года руководство «Никс» предложило Алексею контракт с зарплатой 2,8 миллиона долларов за сезон. Швед отказался. Ведь в «Химках» ему предложили с учетом бонусов за победы в Евролиге четыре миллиона. Если вспомнить о налогах, то разница получается еще более существенной. Финансовую сторону контракта с российской командой обеспечил главный меценат отечественного спорта Алишер Усманов. 

В «Химках» и сборной России Швед сегодня – лидер. Он берет на себя игру в самые сложные моменты матчей и демонстрирует навыки, приобретенные в НБА. Может вытянуть игру, а может завалить ее, сведя на нет все усилия партнеров. Его звали продолжить карьеру за океаном, но покидать «Химки» Швед пока не собирается. Вопрос «почему?» ни у кого не возникает. 

Сын известного в прошлом питерского баскетболиста, а еще недавно главного тренера «Зенита» Сергей Карасев был выбран на драфте-2013 «Кливлендом». В этой команде российский баскетболист и дебютировал в НБА, но после первого же сезона его обменяли в «Бруклин». Опять было много разговоров о том, что Прохоров покровительствует своим, но, как известно, кто денежки платит, тот и игроков заказывает. 

Правда, карьера Карасева за океаном не сложилась. В марте 2015 года он получил тяжелую травму колена. Долго восстанавливался и заиграть на уровне, соответствующем лучшей баскетбольной лиге мира, так и не сумел. К тому же в его амплуа американских баскетболистов, прошедших школу студенческого баскетбола, пруд пруди. Вот и вернулся Сергей летом 2016-го в питерский «Зенит». Агенты обеспечили ему хороший контракт, чему способствовала строчка в резюме о выступлении в клубах НБА. 

Первые российские чемпионы

Летом 2016 года два российских баскетболиста наконец-то примерили чемпионские перстни, которые вручаются победителям плей-офф. Вместе с Леброном Джеймсом в составе «Кливленда» выступали российские центровые Александр Каун и Тимофей Мозгов. Они пришли в НБА разными путями. 

Каун, начинавший играть в баскетбол в Томске, по студенческому обмену уехал учиться в США. Ему повезло. Университет Канзаса славится своей баскетбольной командой. В 2008 году она выиграла студенческий чемпионат. Из того состава больше половины игроков попали в клубы НБА. Правда, сам Каун, получив диплом, уехал в ЦСКА. Естественно, не работать по полученной специальности, а играть в баскетбол. Контракт с «Кливлендом», который приобрел на него права после драфта-2008, Александр подписал только через семь лет. 

Путь Мозгова к чемпионскому перстню был гораздо извилистее. Он начинал заниматься баскетболом в Санкт-Петербурге, где тогда жил его отец, профессиональный гандболист. Затем семья Мозговых переехала в Краснодарский край, и Тимофей ездил на тренировки в соседний город. Тренер местной команды посоветовал рослому парню отправиться в Москву или Питер. Мозгов выбрал Северную столицу, но долгое время его считали бесперспективным. Мол, есть рост – и больше ничего. Даже в «Химках», с которыми Тимофей подписал долгосрочный контракт, так считали. 

Раскрыл дремлющие таланты центрового работавший с подмосковной командой итальянский специалист Сержио Скариоло. Заметил их и тогдашний главный тренер сборной России Дэвид Блатт. Он не побоялся взять «сырого», как отмечали специалисты, центрового на Евробаскет-2009. Под руководством Блатта в составе сборной России Мозгов стал бронзовым призером Евробаскета-2011 и Олимпиады-2012. В национальную команду он приезжал, уже будучи игроком НБА. 

Конечно, российским гулливерам повезло. Перед началом чемпионского сезона главным тренером «Кливленда» стал… Блатт. По ходу регулярного чемпионата его, правда, уволили, поставив в вину неумение находить общий язык с лидером команды Леброном Джеймсом. Только на багаже бывшего тренера сборной России «Кливленд» с двумя россиянами в составе выиграл весной 2016-го титул чемпиона. 

Каун после чемпионского сезона завершил карьеру, а Мозгов до сих пор играет, а точнее, числится в НБА. Летом 2016 года Тимофей подписал четырехлетний контракт с «Лос-Анджелес Лейкерс» на 64 миллиона долларов. Российский центровой стал одним из самых высокооплачиваемых игроков команды и… в конце первого же сезона прочно осел на скамейке запасных. Транзитом через «Бруклин» Мозгов оказался в «Орландо», за который в нынешнем сезоне не провел ни одной игры. По официальной версии, из-за травмы. Американские же журналисты, вспоминая Кириленко, ставят сегодня Мозгова на первое место в списке самых переоцененных игроков лиги. 

Прошлым летом список россиян, игравших в НБА, неожиданно пополнился еще одной фамилией. Причем еще несколько лет назад никто не считал Джоэля Боломбоя кандидатом в сборную России. На него претендовала украинская национальная команда. Родился Джоэль в Донецке в интернациональной семье: отец – конголезец, мать – русская. В раннем детстве уехал в США, где прошел школу студенческого баскетбола и подписал контракт с «Ютой». Закрепиться в НБА Джоэлю так и не удалось. Он пошел по проторенному пути: уехал в Москву и подписал не менее выгодный в финансовом плане контракт с ЦСКА. После чего еще и российское гражданство оформил. Сейчас восстанавливает знание русского языка и вскоре наверняка заговорит на нем не хуже американского пенсионера Тома Мешери.


Дата публикации: 24 февраля 2019

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~P7Vfz


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
12361672
Александр Егоров
1625045
Татьяна Алексеева
970519
Татьяна Минасян
481929
Яна Титова
279865
Светлана Белоусова
232271
Татьяна Алексеева
225347
Сергей Леонов
222991
Наталья Матвеева
209888
Валерий Колодяжный
208244
Борис Ходоровский
199697
Павел Ганипровский
178445
Наталья Дементьева
129600
Павел Виноградов
125683
Сергей Леонов
114201
Редакция
102105
Виктор Фишман
97725
Сергей Петров
94630
Станислав Бернев
90026