ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №2(336), 2012
Кахокия – город курганов
Галина Бергер
журналист
Москва
2167
Помнится, в далеком уже детстве я хотела стать историком или археологом. Мне казалось, что ничего интереснее этих двух профессий быть не может, потому что историкам и археологам открыты тайны прошлого, они каждый день имеют дело с чудесами и загадками, оставленными нашими далекими предками. Повзрослев, я поняла, что все не так романтично, и среднестатистический историк видит чудеса не чаще представителя какой-нибудь другой профессии, да и археологам приходится перекопать не один десяток километров, пока они найдут хоть что-нибудь действительно заслуживающее внимания. Хотя, конечно, наша история хранит множество загадок и время от времени являет нам какой-нибудь сюрприз. Одним из наиболее любимых археологами чудес являются оставленные нашими далекими предками курганы. Их с удовольствием раскапывают, просеивают, исследуют, в результате чего мы имеем возможность восхищаться выставленными в музеях древними артефактами, когда-то положенными заботливыми и набожными жителями планеты в могилы. Иногда, когда читаешь об очередном подобном археологическом открытии и количестве найденных артефактов, поневоле сочувствуешь археологам грядущих столетий – им из наших могил и достать будет нечего. Зайдем издалека, то есть от основного понятия. Курган в большинстве случаев представляет собой разновидность погребальных памятников, распространенную на всех континентах, кроме Антарктиды (по понятным причинам) и Австралии (по причинам не совсем ясным). Мы уточняем, что курган не всегда является погребальным памятником, поскольку он может быть и культовым сооружением, и даже выполнять роль «подставки» под культовое здание. Как правило, курган сооружается следующим образом – вырывается погребальная яма, куда опускается усопший со всем тем, что необходимо ему на том свете согласно существующим у его народа традициям, начиная пищей и драгоценностями и заканчивая слугами, любимыми животными и домочадцами. Разновидностей курганов огромное количество. Различаются они как конструкцией погребальной камеры, так и конструкцией насыпи – собственно курганом. Прославившаяся своими курганами Кахокия, куда мы мысленно сегодня и отправимся, находится в Северной Америке. Курганы Северной Америки, как правило, принято подразделять на две большие группы. Одна группа - это обычные курганы, то есть классика жанра - погребальная камера и насыпь. Другая группа – это фигурные курганы, представляющие собой подобие зооморфных фигур. Исследователи полагают, что функционально фигурные курганы сходны с геоглифами (нанесенными на землю фигурами или геометрическими узорами длиной более четырех метров), например, со знаменитыми геоглифами плато Наска, и роль могильных памятников не выполняют. Подобные зооморфные курганы сооружались многими доколумбовыми культурами Америки. Существует такое понятие, как «строители курганов». Так называют группу культур, «специализировавшихся» на возведении подобных сооружений. Предполагалось даже, что строители курганов – это особая культура, не имеющая никакого отношения к индейцам, поскольку индейцы в силу своего развития построить нечто столь выдающееся были просто неспособны. Кем только не считали этих строителей курганов в разные эпохи – и представителями высокоразвитой расы существ, и посланниками с других планет… Однако, разумеется, строители курганов – это все-таки те самые индейцы, которые населяли Северную Америку в пору расцвета данной культуры, то есть в период с начала III тысячелетия до н. э. по XVI век н. э. в районе Великих Озер, рек Огайо и Миссисипи. В настоящее время большая часть курганов, относящихся к данной культуре, находится на территории штата Висконсин. Этих курганов в общей сложности было от 15 до 20 тысяч, но сохранились до нашего времени только 4 тысячи. И даже эти оставшиеся «жалкие» четыре тысячи дают возможность понять, насколько развитыми в некоторых областях были жители доколумбовой Америки. Самый знаменитый фигурный курган – это, конечно, Серпент-Маунд (в переводе на русский язык – Змеиный курган). Название он получил в соответствии со своей формой. Курган представляет собой длинную изогнутую «змею», «ползущую» по штату Огайо. Длина кургана около 440 метров, а высота - 1 метр. Он располагается на плато кратера Серпент-Маунд в долине реки Огайо-Браш-Крик в округе Адамс, штат Огайо. Археологам не удалось обнаружить внутри кургана какие-либо артефакты, поэтому возникли сложности с его датировкой. Помимо этого некоторые исследователи высказывали предположение о его естественном происхождении, которое, впрочем, вскоре было отвергнуто. Чтобы определиться с датой постройки, исследователи провели радиоуглеродный анализ материалов, обнаруженных в кургане в 1996 году. Этот анализ позволил установить, что Серпент-Маунд был воздвигнут около 1050 года н.э, что подтвердило принадлежность кургана к культуре Форт-Эйншент. Название этой культуры происходит от города Форт-Эйншент в штате Огайо. Поселения этой культуры располагались вдоль террас на обрывах вдоль рек. Они состояли из круглых и прямоугольных домов, обращенных лицом к овальной центральной площади, служившей подобием «градообразующего» сооружения. Первоначально дома были односемейными, а затем, когда население начало расти, стали возникать многосемейные дома. Расположение домов служило солнечным календарем, где отмечались положения солнцестояний и других важных событий. Исследователи отмечают, что люди культуры Форт-Эйншент редко устраивали постоянные поселения, как правило, жили в них в течение одного-двух поколений до тех пор, пока не происходило истощение ресурсов. Поскольку основными занятиями были охота, рыболовство и собирательство, то, как только ловить и собирать становилось практически нечего, люди снимались с насиженного места и переселялись в другое, более богатое необходимыми ресурсами. Центром жизни в таких поселениях, как мы уже отметили, была площадь – здесь проводились собрания, устраивались празднества, а также другие важные мероприятия, на которые приходили все жители. Первоначально подобные поселения не огораживались (вероятно, бояться было некого), а затем, на поздних этапах существования культуры, вокруг них сооружались частоколы, что является косвенным свидетельством усиления противостояния между жителями разных поселений. Именно войны могли стать причиной исчезновения данной культуры, хотя подобных причин называется множество. Переход одной культуры в другую прекрасно иллюстрируется памятниками. Так рядом с курганом Серпент-Маунд были найдены захоронения культуры Адена, появившиеся здесь спустя 1000 лет после его сооружения. Надо отметить, что если курган был именно местом погребения, а не культовым сооружением, то его высота отражала социальный статус погребенного. Чем крупнее курган, тем выше в данном обществе было положение усопшего. Случалось, над гробницами вождей насыпали довольно небольшие курганы, но недостаток высоты в таком случае вполне искупался количеством вещей, собранных усопшему «в дорогу». Самым известным дошедшим до нас скоплением курганов является Кахокия (в переводе на русский «Город солнца»). Это был, по мнению историков, крупнейший город в доколумбовой Америке, заселенный высокоразвитой по тем временам цивилизацией. Жители Кахокии оставили нам потрясающую солнечную обсерваторию и свои удивительные курганы. Полагают, что из Кахокии вышло множество разных племен. Например, считается, что именно из Кахокии пришли чикасо, семиноли и чокто, а также, возможно, крики, натчи и черокезы. Приблизительно за пятьсот лет до начала строительства курганов, то есть в 700 году н.э. территории вокруг Кахокии были заселены представителями поздней стадии культуры вудленд. Селились они, как ясно из названия (Wood land – лесная зона), на лесистых и плодородных территориях вдоль рек – Миссисипи, Миссури и Иллинойс. Люди занимались охотой и рыболовством, а также собирательством. К 700 году н.э. к основным занятиям добавилось и земледелие. Развивались и ремесла – обработка меди, серебра, метеоритного железа, а также керамическое производство. Плато Озарк, недалеко от Кахокии, было богато полезными ископаемыми. Здесь добывали базальт, красную охру, галенит (свинцовая руда) и гранит. В окрестных прериях росли высокие травы, используемые при постройке жилья и других сооружений. На плодородных почвах произрастали кукуруза, амарант (прекрасный источник белка), тыква, кабачок, подсолнечник. Имелась возможность сбора ореха-пекан, тыквы, ежевики и сливы. Близость реки предполагала возможность торговли. Археологи нашли в Кахокии морские раковины с Мексиканского залива, медь из окрестностей Великих Американских озер и слюду с Аппалачей. Так что же представляет собой Кахокия сегодня? Название «Кахокия» связано с именем подплемени Иллинийской Конфедерации, состоящей из двенадцати или тринадцати объединенных племен. Но имя это было дано учеными, жители Кахокии, как было установлено, никакого отношения к этим племенам не имели. Как называли город сами его жители – неизвестно, поскольку они не имели письменности, а следовательно, не сохранилось никаких документов с упоминанием названия города На сегодняшний день Кахокия – это группа из 109 курганов недалеко от Коллинсвилля в штате Иллинойс напротив города Сент-Луис. Надо сказать, что это крупнейший археологический памятник миссисипской культуры, датируемой VIII-XVI веками. Существовала она на востоке США в районе, как очевидно из названия, реки Миссисипи. По уровню развития миссисипская культура сопоставима с европейскими культурами бронзового века (конец IV – начало I тысячелетия до н.э.). Все артефакты, относимые исследователями к миссисипской культуре, были созданы до 1539 года, то есть до прихода сюда знаменитого испанского конкистадора Эрнандо де Сото с его завоевательной экспедицией. Известно, что именно агрессия конкистадоров заставила индейцев бежать из долины реки Миссисипи в другие районы. Для миссисипской культуры было характерно не только сооружение курганов, но и сельское хозяйство, основой которого была кукуруза. Широко использовались речные моллюски – их добавляли к керамической глине. Бойко шла торговля. Торговые сети простирались до Скалистых гор на западе, до Великих озер на севере, до Мексиканского залива на юге и до Атлантического океана на востоке. Хорошо был развит институт вождей, причем иерархия была многоуровневая. Общество отличалось социальным неравенством, политическая и религиозная власть была в руках у группы людей или одного – верховного вождя. Существовали зачатки иерархии поселений. Самое крупное, центральное поселение, имело власть над рядом меньших общин. Различалось и количество курганов в поселениях. У маленьких, подчиненных поселений курганов вообще могло не быть. Представители миссисипской культуры не имели письменности, не было у них и каменной архитектуры. Они занимались обработкой металлов, но не плавили их. Все это во многом было характерно и для жителей Кахокии. Кахокия была крупнейшим городом Северной Америки в середине XI века. Курганы возводились на площади в 9 квадратных километров. В Кахокии находят курганы трех видов: в виде вала с гребнеобразной вершиной (такие курганы, скорее всего, являлись ориентирами, хотя в некоторых из них были найдены захоронения; в виде конуса (они использовались исключительно для погребения усопших); курганы с плоской вершиной высотой от метра до тридцати, используемые в качестве основания для разного рода сооружений, как правило, храмов или общественных построек. Центральным курганом является Монк-Маунд (Монахов курган). Это вообще крупнейшее подобное сооружение в Северной Америке, если не рассматривать Мезоамерику. Археологи полагают, что жители Кахокии не планировали изначально воздвигать столь большой курган, но в дело вмешалась природа – дождь постоянно размывал его и вызывал сползание почвы, что привело к необходимости его увеличить. Сооружение кургана проходило в несколько этапов и заняло почти 200 лет (с 900 по 1100 годы н.э.). В высоту Монк-Маунд достигает 28 метров, а в длину – 290 метров. Монахов курган представляет собой четырехярусное сооружение, которое, скорее всего, было основанием храма высотой около 15 метров. Эта внушительная постройка была видна изо всех уголков поселения. Перед Монк-Маунд располагалась площадь размером около 19 гектаров, которая, вероятно, служила местом собрания жителей города. Каждый курган Кахокии удивителен по-своему вне зависимости от своих размеров. Так, например, на вершине одного из малых курганов была найдена могила индейского вождя. Могила имела форму сокола, что подразумевает наличие традиционного для Миссисипской культуры мифологического мотива человека-птицы. Рядом с этим курганом археологи нашли склад наконечников стрел, причем наконечники были не только местного производства, но явно свозились сюда со всех уголков Северной Америки, что свидетельствует о масштабе торговых связей. Были найдены также многочисленные захоронения людей с отрубленными головами и кистями рук, что говорит в пользу человеческих жертвоприношений, характерных для культур доколумбовой Америки. Также в одном из малых курганов археологи нашли погребальную камеру, в которой располагалась могила двух взрослых мужчин, окруженных телами 53 девушек, вероятно, наложниц или рабынь. О том, что девушки были захоронены живыми, свидетельствуют фаланги их пальцев – несчастные пытались рыть землю до тех пор, пока не умерли от недостатка воздуха. Другое захоронение представляло собой могилу 39 мужчин и женщин, которые были казнены в ходе какого-то жестокого ритуала. В траншее рядом с захоронением были найдены останки принесенных в жертву 4 тысяч оленей, а также осколки 8 тысяч сосудов, огромное количество маиса, тыкв и орехов, а также семена табака. Как и почему был произведен этот ритуал, осталось неизвестным. Весьма примечателен курган, который значится в отчетах о раскопках под номером 72. Он располагается на вершине трех более мелких курганов. Длина его составляет 43 метра, ширина – 22 метра, а высота – 1 метр. Он не слишком поражает своими размерами, зато в нем было найдено множество предметов материальной культуры. В кургане археологи обнаружили гробницу человека, который предположительно был вождем. Под трупом было выложено около 20 тысяч бусин из раковин с побережья Мексиканского залива. Рядом с покойным нашли 800 наконечников стрел, 15 камней вогнутой формы, используемых индейцами для игр, а также большую груду слюды и кусок меди. Судя по всему, покойник был весьма уважаемым членом общества, не зря его так хорошо снарядили на тот свет. Чтобы ему не было скучно в загробном мире, в могилу положили еще 300 человек, большей частью девушек и молодых женщин. Многие из них были принесены в жертву. Не только курганы являются достопримечательностями Кахокии. Журнал National Geographic в декабре 1972 года писал, что археологов поразил и ряд правильных кругов, образованных массивными столбами, которые когда-то стояли на горизонтальной поверхности на одинаковом расстоянии друг от друга. Подобные сооружения носят название «Вудхендж» по аналогии со Стоунхенджем в Англии. Исследователям удалось восстановить один из вудхенджей. Это круг диаметром 125 метров, состоящий из 48 огромных столбов из виргинского можжевельника. Полагают, что это солнечная обсерватория, поскольку столбы ориентированы по сторонам света и располагаются таким образом, что сорок девятый столб, поставленный вне круга, позволяет наблюдателю, находящемуся внутри круга, следить за восходом солнца во время равноденствия и солнцестояния. Исследователи бились над разгадкой тайны назначения этих столбов и преуспели только в трех случаях. Один столб отмечает равноденствие, первый день весны и осени, когда солнце восходит в одном и том же месте. Два других столба указывают первый восход в период зимнего и летнего солнцестояния. Назначение оставшихся 45 столбов остается невыясненным до сих пор. Впрочем, невыясненным остается не только это. Вопросов много, например, о том, сколько человек жило в Кахокии, откуда они пришли и куда потом делись. Что касается точной численности населения Кахокии, то установить его не представляется возможным. Материальных свидетельств, таких, как керамика или петроглифы (высеченные на скалах изображения и знаки), очень мало. По приблизительным оценкам, число жителей города могло составлять от 8 до 40 тысяч. Если в Кахокии действительно жило 40 тысяч человек, то первым городом Северной Америке, который смог превзойти ее по количеству народонаселения, стала Филадельфия, и произошло это только в XIX веке. Незадолго до прибытия в Америку Колумба Кахокия опустела. Жители покинули город не сразу, отток населения происходил постепенно, и причин этому могло быть много. Прежде всего, историки называют истощение ресурсов вокруг города: избыточная охота привела к тому, что животной пищи стало не хватать. Рост населения заставлял искать другие источники продовольствия, а значит, переселяться в места, более богатые дичью, рыбой и растениями, пригодными в пищу. Кахокия, в отличие от многих других масштабных памятников древности, исследовалась всегда, с самого появления европейцев в этом регионе. Первые исследователи откопали здесь множество артефактов – курительные трубки, инструменты из меди и слюды, изделия, свидетельствующие о развитом культе мертвых. Были получены доказательства того, что эта загадочная культура знала инженерное дело и городское планирование. О последнем свидетельствовал сам комплекс Кахокии и ее окраин. Наиболее масштабные раскопки проводились с конца 1960-х до начала 1970-х годов археологами из Милуоки. Тщательно изучались не только сами курганы, но и все строения, каждый найденный артефакт, что дало возможность получить достаточно полное (насколько это возможно при отсутствии письменных источников) представление о жизни здешних жителей. Было установлено, в частности, что жители Кахокии построили защитную стену вокруг комплекса курганов. В 600 метрах от Монахова кургана были найдены следы серьезных укреплений. Археологи полагают, что защитные сооружения Кахокии были более чем впечатляющими. Имелись тут и стены огромной высоты, и равномерно расположенные вдоль стен бастионы для лучников. Одна часть стены, проходящая мимо жилой зоны, была явно построена наспех, что свидетельствует о внезапно возникшей опасности. В конечном итоге Кахокия опустела. Вероятно, она страдала от социальных бедствий, таких, как загрязнение и перенаселения, проблемы с утилизацией отходов, а также ростом волнений жителей города – то есть от всех «удовольствий», которые сопровождают жизнь современных городов. Множество ее загадок открыты, но множество еще предстоит открыть, так что работы археологам и историкам хватит надолго. Дата публикации: 6 января 2012
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~kECT3
|
Последние публикации
Выбор читателей
|