ЯРКИЙ МИР
Кошки Древнего Египта
Алла Ткалич
журналист
Санкт-Петербург
7929
В Египте во время исследования пирамиды фараона Усеркафа найдено более двухсот мумий кошек и других животных. По мнению археологов, в период 664–332 годов до н. э. здесь проводились ритуальные захоронения кошек в честь Баст, или Бастет, — древнеегипетской богини радости, веселья, красоты, любви и плодородия. Египтяне были одним из первых народов, занимавшихся крупномасштабным сельским хозяйством. Из года в год повторяющиеся в одно и то же время разливы Нила и плодородная почва его долины позволяли египтянам развивать высокопродуктивное по меркам Древнего мира сельское хозяйство, а на его основе строить общественные институты и государство. Этот народ разработал и использовал особую форму управления водными ресурсами, известную как бассейновое орошение. Данная практика позволяла контролировать подъем и снижение уровня реки. В области посева была сформирована перекрестная сеть земляных валов. После разлива Нила вода оказывалась в ловушке в бассейнах, образованных валами. Эта сеть удерживала воду дольше, чем она задерживалась естественным образом, позволяя земле пропитаться влагой для последующего посева сельскохозяйственных культур. Затем остававшаяся в бассейне паводковая вода перенаправлялась в другие бассейны, нуждавшиеся в больших объемах воды. Таким образом, несмотря на засушливый климат Северной Африки, бассейновое орошение позволяло египтянам выращивать как продовольственные культуры, особенно зерновые, такие как пшеница и ячмень, так и технические сельскохозяйственные культуры — лен и папирус. Садоводство и огородничество также развивались в качестве дополнения к полевой посадке. Посадки под огородные и садовые культуры, как правило, занимали места выше затопляемых участков, в отдалении от поймы Нила. Богатые урожаи нужно было хранить и защищать от посягательств грызунов, и вот тут на помощь людям пришли кошки, которые прекрасно справлялись с этой задачей благодаря своим природным качествам охотника. Поэтому еще в III тысячелетии до н. э. древние египтяне начали одомашнивать кошек. Люди называли их Mau. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где хранилась пшеница, жизненно важная для этого сельскохозяйственного народа. А охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьезных заболеваний, таких как чума. Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными. Вскоре многие египтяне начали оставлять для кошек еду, чтобы они навещали их дома более регулярно. Вскоре почти во всех египетских семьях появились эти животные, умевшие держать грызунов на расстоянии. Кошки наслаждались жизнью с людьми, поскольку у них всегда имелся доступ к пище (грызунам, а также к еде, оставленной для них человеком), и они могли избегать угроз, таких как крупные хищники, а египтяне получали союзника в борьбе с вредителями. Таким образом, выигрывали и кошки, и люди. Спустя время в египетском пантеоне появилась богиня Баст, изображаемая с кошачьей головой, а домашняя кошка стала почитаться как символ и воплощение этой богини. Именно со времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Они были связаны со многими религиями во времена Древнего Египта. Например, богиня Мафдет, похожая на гепарда, была одним из самых ранних божеств Египта. Ей поклонялись те, кто искал защиты от ядовитых существ, таких как змеи, а также как воплощение справедливости. Баст стала самой известной среди всех «кошачьих» богинь. Она была наполовину кошкой и наполовину женщиной, ей поклонялись как хранительнице домов, защитнице от зла и болезней. Также ее связывали с женственностью и плодовитостью, в ее честь регулярно проводился фестиваль, один из самых больших праздников в Египте. А еще Баст была единственной, кто представлял прирученную кошку. Кошки превратились в священный символ, появляясь на таких объектах, как ювелирные украшения, одежда, зеркала и т.д. Искусство Древнего мира было наполнено деревянными и бронзовыми статуэтками кошек, которые изготавливались и продавались в качестве декоративных украшений, защиты от злых духов, а также для погребальных церемоний. Древнее египетское законодательство возбраняло убийство кошек. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищению собственности фараона. Более того, когда египтяне отправлялись в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали. С кошками связана любопытная история, по которой (согласно Птолемею), в 525 году до н. э. эти животные решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепления и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Царь отдал приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они были хорошо видны (по другой версии, воины просто нарисовали кошек на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с кошками, фараон не осмелился обратить оружие против врагов, боясь убить священных животных. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее кошки в Египте не утратили своего положения вплоть до завоевания страны греками. О египетских кошках писал даже Геродот: «К каждым священным животным египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Свое благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: после молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбу в пищу животным». Также Геродот писал, что в Древнем Египте любимая кошка считалась другом и членом семьи. Когда кошка умирала, семья погружалась в глубокий траур, проводились погребальные ритуалы, а мужчины брили брови, чтобы выразить свою скорбь. Чтобы кошки хорошо себя чувствовали в загробном мире, их погребали с игрушками и даже с мумиями мышей. А питомцы богачей заворачивались в тканое льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову им накладывались золотые маски. Мумия помещалась в деревянный или известняковый саркофаг, иногда украшенный в том числе и золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках. А еще есть свидетельство Геродота, что при пожаре египтяне первыми спасали именно кошек, а не людей. Культ богини-кошки Баст в Древнем Египте был запрещен указом в 390 году. После этого интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, но больше не являлись объектами поклонения, а превратились просто в любимых домашних питомцев. И вот недавно в пирамиде фараона Усеркафа при раскопках был обнаружен звериный некрополь, где было найдено более двухсот мумий кошек, а также их позолоченные статуи и бронзовая скульптура их покровительницы Баст. И это не удивительно: по оценкам археологов, количество мумифицированных животных в Древнем Египте достигает цифры в семьдесят миллионов. Помимо кошек в вечную жизнь отправлялись ибисы, крокодилы и собаки. А еще один священный представитель фауны, жук-скарабей, символизирующий счастье и успех, в мумифицированном виде ранее не попадался. Первое подобное открытие было совершено именно сейчас в некрополе пирамиды Усеркафа. Сегодня кошки являются самыми популярными домашними животными. Согласно статистике, они живут примерно у 35% людей. Россия находится на третьем месте в мире по количеству домашних кошек, их у нас 12,5 миллиона! А на первом месте США — там на каждую семью приходится более двух пушистых мурлык. Причем только 3% американцев покупают кошек у заводчиков, большинство семей берут питомцев из приютов или с улиц. И это отличная традиция! Дата публикации: 26 июня 2020
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~ms54m
|
Последние публикации
Выбор читателей
|