ЯРКИЙ МИР
«СМ-Украина»
Мистика, воплощенная в камне
Юлия Недопитанская
журналист
Киев
5949
Мистика, воплощенная в камне
«Дом с Химерами» — лучший из образцов «киевского модерна» — построил для себя талантливый архитектор Городецкий

Так уж повелось, что своих гостей, впервые посетивших древний город над Днепром, киевляне обязательно знакомят с достопримечательностями. Непременным пунктом на таком экскурсионном маршруте будет диковинное строение на улице Банковой, 10, известное как «Дом с Химерами». Этот дом — лучший из образцов «киевского модерна» — построил для себя талантливый архитектор Владислав Городецкий. Настоящие ценители драгоценных жемчужин в короне Киева назовут еще десяток творений его рук и неистощимой фантазии…

НАЧАЛО БИОГРАФИИ

Лешек Дезидерий Владислав Городецкий (таково полное имя архитектора, названного у нас Владиславом Владиславовичем) родился 4 июня 1863 года в старинной польской семье, проживавшей в селе Шелудьки, живописно раскинувшемся на берегу Южного Буга.

История этого семейства была овеяна ореолом героизма и подвижничества. Один дед Лешека отличался свободолюбием и участвовал в польском восстании 1831 года; другой был знаменитым этнографом и теоретиком аграрного дела. Отец архитектора, Владислав Городецкий храбро сражался в Крымской войне 1853-1856 годов, за что получил бронзовую медаль. Когда вспыхнуло польское восстание 1861 года, Владислав-старший, с его солидным боевым опытом, стал командиром отряда повстанцев. Выступление было подавлено, а имение Городецких — конфисковано. Семья осталась без средств...

Мать будущего зодчего переезжает в Одессу, где юного Владислава отдают в реальное училище при лютеранской церкви святого Павла. У него рано проявились способности к рисованию. После окончания училища Городецкий поступает в Императорскую академию искусств в Петербурге, которую блестяще заканчивает в 1890 году.

ПЕРВЫЕ ТВОРЕНИЯ

С этого времени и вплоть до Гражданской войны судьба связывает нашего героя с Киевом. Первыми архитектурными творениями Владислава Городецкого стали охотничий тир и павильон в усадьбе Киевского отделения Императорского общества правильной охоты, которая располагалась возле нынешнего Лукьяновского кладбища. К сожалению, эти сооружения до наших дней не сохранились.

В первых же своих кирпично-каменных постройках зодчий обращается к популярному в конце ХІХ века стилю, основанному на заимствовании и использовании архитектурных форм минувших эпох. Образцом такого стиля, пышного и яркого, стало здание Городского музея древностей и искусств (ныне — Национальный художественный музей Украины). Оформленный в виде античного храма с шестью дорическими колоннами и портиком, музей весьма удачно завершает перспективу Европейской площади в направлении Печерска. У лестницы, ведущей к парадным дверям, настороже сидят два огромных льва.

Мало кто знает, что во время строительства этого «храма» Городецкому пришлось применить недюжинный талант, чтобы при помощи форм античного стиля замаскировать... недостаток капиталов Общества любителей древностей, на средства которого в 1898–1901 годах и строился музей! (Оргкомитет Общества, возглавляемого тогда Богданом Ханенко, сумел собрать лишь половину требуемой для постройки суммы. Здание осталось попросту недостроенным. Но роскошный фасад отвлекал внимание смотрящих, и мало кто вообще замечал иные части дома...) В полном объеме проект Городецкого был завершен лишь к началу 1970-х годов.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ БУМ

Параллельно Владислав Городецкий по заказу киевского табачного короля Соломона Когена занимался строительством на улице Большой Подвальной (ныне — улица Ярославов Вал) кенасы — молельни для общины караимов, небольшой народности со своеобразной религией, включающей элементы ислама, иудаизма и других восточных культов. Решенное в мавританском стиле, это здание напоминает одновременно и мечети Аравии, и дворцы из «Тысячи и одной ночи», а резные каменные арабески вызывают ассоциации с архитектурой Гранады и Альгамбры... К сожалению, во время реконструкции купол кенасы был уничтожен.

На рубеже веков в Киеве «разразился» строительный бум; дома вырастают, как грибы. Естественно, рос спрос на хороших архитекторов.

По проекту Городецкого было возведено здание для мебельной фабрики австрийского фабриканта Кимаера на сложном участке в районе улиц Ольгинской и Институтской.

Насколько прочным и удобным оказалось это здание, можно судить по простому факту: в доме бывшей фабрики долгое время квартировало...

Министерство просвещения, а сейчас находится Министерство юстиции! Вообще, мастеру нравилось работать со сложными рельефами, от которых частенько отказывались другие зодчие.

С именем Городецкого связывают также строительство консерватории, украшенной величавой колоннадой (сегодня это — Национальная музыкальная академия). Ранее в этом здании помещалась гостиница «Континенталь», где в разные годы останавливались Бабель, Бальмонт, Эренбург, Мандельштам, Маяковский и многие другие знаменитости...

Владиславу Владиславовичу принадлежал и проект дома на Прорезной, где размещалась киевская штаб-квартира Первого русского страхового общества. Недаром именно здесь избрал для себя «пост» лжеслепой Паниковский из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок», — клиентами Общества были люди состоятельные... К сожалению, эта красивая постройка не пережила немецкой оккупации...

Одной из киевских «жемчужин» Городецкого стал костел Святого Николая на Большой Васильковской (Красноармейской). Старый Александровский костел к концу ХІХ столетия уже не мог вместить всех прихожан, количество которых приближалось тогда к 40 тысячам.

Единственным выходом могло стать сооружение нового храма. И вот, в 1895 году, во время визита в Киев обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева местная римско-католическая община обратилась к нему с просьбой разрешить возведение второго костела. Разрешение было дано; городские власти выделили землю.

В 1897 году состоялся конкурс проектов. Победу одержал молодой архитектор Воловский, однако власти решили поручить рабочее проектирование и руководство строительством уже хорошо известному на ту пору в Киеве Городецкому.

Торжественная закладка храма состоялось 4 августа 1899 года. Финансирование шло, главным образом, за счет пожертвований. В комитет по их сбору входили Вацлав Олтаржевский, граф Владислав Браницкий, граф Юзеф Потоцкий, Игнатий Лиховский, Владислав Городецкий и другие видные деятели католической общины Киева.

Костел был построен в традиционном для Городецкого духе историзма, в неоготическом стиле. Главный фасад украшен двумя высокими стрельчатыми башнями в 62 метра высотой. Храм ставили в долине речки Лыбедь, грунты участка оказались весьма неустойчивыми; поэтому Городецким впервые в Киеве были использованы для фундамента так называемые набивные бетонные сваи. А при возведении сводов храма применялась особая технология обработки бетона, благодаря чему его толщина, без потерь прочности, составляет там всего около восьми сантиметров...

Скульптуры для наружного украшения этого элегантного костела и для его интерьеров были выполнены в мастерской Саля. Кстати, там же были изготовлены и декоративные украшения для дома Государственного банка (ныне — Национального банка Украины), а чуть позже и для усадьбы-резиденции самого архитектора — «Дома с Химерами»...

СЛАВА, ХОББИ, СТИЛЬ…

Так к Городецкому пришла настоящая, громкая известность. Вместе с материальным достатком у Владислава Владиславовича появилось хобби, которому он уже не изменял всю жизнь. Он страстно увлекся охотой, путешествуя в экзотические места Кавказа, Полесья, Афганистана, Алтая, Семиречья, Западной Сибири и Туркестанского края. Лишь из Ленкоранского уезда Бакинской губернии он привез десятки трофеев, в том числе и чучело фламинго.

В память об одном из путешествий Владислав Городецкий издал в 1914 году книгу «В Джунглях Африки. Дневник охотника», собственноручно украшенную рисунками и фотографиями. Сейчас редчайший экземпляр этой книги можно увидеть в экспозиции Музея Одной Улицы на Андреевском спуске...

Тогда же в его творениях стали появляться декоративные элементы, напоминающие об охотничьей страсти архитектора. А первые фронтоны с оленьими и лосиными рогами он спроектировал для павильона Юзефа Потоцкого еще в 1897 году...

Наконец, Городецкий решает, что пора строить дом и для себя. Он приобрел два участка в центре Киева, на Банковой, и на одном из них под бдительным руководством мэтра был возведен в 1903 году знаменитый «Дом с Химерами»... Украшающими его крышу и фасад «лепными» русалками, птицами, гигантскими лягушками, головами носорогов и слонов можно любоваться часами. Внутри здание не менее причудливо, чем снаружи. А вот ночью «Дом с Химерами», несмотря на подсветку, окутывает ореол мистики.

Ошибочно думать, что Владислав Городецкий предназначал все это сооружение лишь для себя. В то время содержание многоквартирных домов было весьма прибыльным делом, которым не брезговали даже именитые граждане. На каждом этаже архитектор расположил по большой отдельной квартире, а на первом этаже — две небольшие.

Едва окончилось строительство, о «Доме» стали слагать легенды, в которых переплелись правда и вымысел. Людям почему-то нравилась небылица о том, что дочь хозяина утонула, и тот решил воплотить свою печаль в скульптурах обитателей морских глубин на фронтоне... Согласно другой байке, Городецкий строил свой дом «на спор» — якобы архитекторы побились об заклад, что не найдется в Киеве такого человека, который на практически отвесном склоне Печерских холмов возьмется построить жилой дом. Владислав же, мол, в силу своего общеизвестного авантюризма взялся за решение этой задачи — и выстроил-таки дом на самом краю опасного обрыва!.. Третья легенда утверждает, что строительством своего дома Владислав Владиславович сослужил неплохую службу производителям бетона, которые организовали архитектурный эксперимент для рекламы цемента — нового для тех времен строительного материала. Кстати, этот вариант наиболее правдоподобен — недаром зодчий был совладельцем завода «Фор», производившего этот цемент...

Многие киевляне выигрывали пари, поспорив с приезжими, что, дескать, есть в Киеве дом, у которого одновременно и три, и шесть этажей. Действительно: со стороны Банковой у дома всего три этажа, а со стороны площади Франко — шесть!

В Киеве есть еще немало зданий, построенных Городецким в начале XX века. Среди них хочется выделить «готический замок», построенный по заказу барона Штейнгеля на Ярославовом валу; жилой дом по улице Гоголевской, приобретенный недавно известной юридической фирмой. Если первый, впечатляющий еще издалека своей рыцарской башенкой, украшен крылатыми демонами, вензелями и личным гербом архитектора, то второй дом более «домашний» — весь в лепных котах и мудрых совах…

Но строил Владислав Городецкий не только в Киеве. Под его руководством в Печере (недалеко от его родового дома) в 1904 году был возведен мавзолей графов Потоцких.

Неуемная фантазия архитектора воплотилась также в фешенебельной барже-даче — в мавританском стиле, с резными верандами, цветниками, иллюминацией, комфортабельными каютами и кухней. Этот восточный дворец с романтическим названием «Сафари» тянул за собой на буксире катер, оснащенный двигателем «Мерседес-Бенс». Потрясающее зрелище!

Во время Гражданской войны, в 1920 году вместе со своей супругой Корнелией Марр Городецкий уехал в Польшу. Там он сначала реставрировал старинный дворец князей Вишневецких в одноименном городе, спроектировал несколько сооружений на знаменитом курорте Хельм.

До сих пор в Польше сохранилось немало его творений: крытый рынок и водонапорная башня в Петркове Трибунальском, водопровод с башнями и бойни в Радоме, Ченстохове и Люблине, казино в Отвоцке и баня в Згирже.

В 1928 году 65-летний, но по-прежнему неугомонный Городецкий по приглашению американской компании «Неrrу Ulen & Со» отправляется в Тегеран, где строит дворец для шаха и первый в иранской столице железнодорожный вокзал. Кроме того, им были разработаны для Тегерана проекты театра и отеля...

3 января 1930 года Владислав Городецкий отошел в вечность и был похоронен на римско-католическом кладбище Долаб в Тегеране. На сером камне можно прочесть надпись на польском языке: «Профессор архитектуры».


Дата публикации: 28 января 2020

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~wb1tA


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
12361672
Александр Егоров
1625045
Татьяна Алексеева
970519
Татьяна Минасян
481929
Яна Титова
279865
Светлана Белоусова
232271
Татьяна Алексеева
225347
Сергей Леонов
222991
Наталья Матвеева
209888
Валерий Колодяжный
208244
Борис Ходоровский
199697
Павел Ганипровский
178445
Наталья Дементьева
129600
Павел Виноградов
125683
Сергей Леонов
114201
Редакция
102105
Виктор Фишман
97725
Сергей Петров
94630
Станислав Бернев
90026