ЯРКИЙ МИР
Монументы – микрочипы в наши мозги
Роман Данилко
журналист, экономист
Санкт-Петербург
3535
![]()
Самая высокая на сегодня статуя в честь исторического деятеля изображает борца за независимость Индии Валлабхаи Пателя
Опрос на ресурсе «Активный гражданин» с вариантом восстановления монумента Феликсу Дзержинскому в Москве – лишь эпизод истории России. Но история монументальной пропаганды началась с государственности Египта и Вавилона. Статуи говорят народу о типе правления, закрепляют официальную историю страны, а заодно выполняют функцию алтарей. Ведь великих государств без алтарей не бывает. КУЛЬТА БЕЗ БОГОВ И ИДОЛОВ НЕ БЫВАЕТ Как только появились централизованные государства, возник монотеизм, единобожие. Иудейский Яхве, например, был одним из многих провинциальных богов. А вот когда центром стал Иерусалим, подчиненным провинциям пришлось со своими богами распрощаться. Сходным образом получил верховную власть Осирис в Египте. Да и резиденция его перемещалась соответственно со сменой господства Мемфиса на Фивы и Саис. Где столица – там и главный бог. Мало кто сейчас вспомнит, что своя богиня Афина была в десятке городов. Но именно Афина Паллада из современных Афин осталась в истории. Боги или герои-полубоги, их священная воля нужны для управления подданными. Египетской империи, увы, больше нет. Но обкатанная социальная технология действует до сих пор… Несколько предприятий в СССР годами выпускали только один продукт – статуи Ленина, бронзовые для мест особо парадных и бетонные для мест попроще. Статуями земных полубогов уставлены, конечно, и азиатские деспотии, «рисовые» страны. Попробуй не рыдать от радости перед статуями Ким Ир Сена и Ким Чен Ира, которых даже «переодели» по моде в новые пальто! Обожествлен и Хошимин во Вьетнаме, Чингисхан в Монголии. Богами при жизни принято считать и лидеров сбросившей европейский налет Туркмении. Тут, правда, есть своя тонкость. Если в КНДР ты обязан почитать как полубогов всю династию Кимов, то в Туркмении или Узбекистане на ушедших в небытие полубогов можно лить помои или просто менять головы на статуях. А что? Дешево! Как в Древнем или Среднем Египте. Вышвырнуть из пирамиды предыдущего коллегу, чтобы занять хорошее место самому… Так ли уж далеки от нас в этом отношении азиаты или африканцы? Нет. Судьба нетленных мощей, тела Ленина, была объектом дискуссий все 1990-е годы, да и сегодня муссируется постоянно. Завешенный на юбилейном Параде Победы мавзолей многими был воспринят как в очередной раз озвученный вопрос: почему не захоронить останки, просто похожие на испорченный гнилостными бактериями оригинал? Для противников захоронение – это разрушение культа богочеловека с архаическим компонентом, канонизированным и в православии, – нетленностью. Ведь Ленин, как известно пионерам и комсомольцам, «живее всех живых». Русский фанатизм? Ни в коем случае – мемориал Авраама Линкольна по ту сторону океана, в американском Вашингтоне, даже более помпезный. Весьма напоминает святыню Греции – Парфенон, не говоря уже об Азии, где до сих пор спокойно пребывают в нетленном виде идейные ученики Ленина – Мао Цзедун, Хошимин, представители династия Кимов. Кстати, в КНДР, где новое летоисчисление идет с 1912 года, дня рождения Ким Ир Сена, на документах рисуют и его подпись. Ким I, «вечный президент». Как и основатели некоторых сект, он считается покинувшим этот мир лишь условно! Прав был Наполеон – державам нужны алтари и, конечно, видимое воплощение небожителей или героев, отличающихся от простых смертных, смердов, величием при жизни земной и нетленностью при вечной жизни.
ПОДДАННЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ МУРАВЬЕМ Другой ракурс монументальной пропаганды от египетских колоссов до памятников Кимам или Дзержинскому – вопрос не идеи, культа, а напрямую темы власти. Чем ближе к азиатскому способу производства, к неравенству, тем больше зафиксирован масштаб идолов: 150-метровая статуя вождя пролетариата на Дворце Советов и его мавзолей, напоминающие величественные зиккураты Востока, показывали непререкаемость замыслов Ленина, а точнее, посмертных распорядителей его непререкаемой власти. Колосс должен был раздавить, дать понять, где теперь новая мировая столица и китайцу, и европейцу, и зулусу. Азиатам такой намек понятнее всех, даже африканцев, с их остатками племенных демократий. Самое главное – задать масштаб. Чем больше масштабируем колоссы полубогов, тем понятнее низшим, «подлому» люду, их место. Египетская палетка фараона Нармера (содержащая сцены казни пленников) показывает основателя I династии гигантом примерно в пять раз больше своих подданных. А вот еретик на троне Эхнатон спустя десяток веков правил более демократично, и масштаб на сохранившихся панно 1,5:1. Ближе к народу, так сказать. Такая либеральная слабина не могла закончиться хорошо. И конечно, Эхнатон был убит жрецами культа Амона-Ра, которому фараон посмел устроить конкуренцию… А вот фараоны, поддерживающие духовные скрепы, расширявшие владения храмов, жили в среднем вдвое-втрое дольше еретиков. Символ власти может быть и переходящим призом, как красное знамя в Советском Союзе. Рим был еще группой деревушек на холмах близ Тибра, а великий Вавилон уже был «вечным» городом. И символ его власти, знак избранности – статуя верховного бога Междуречья Мардука. Гитлер охотился за самым знаменитым из десятка подобных экземпляром копья Лонгина, по легенде дарующего власть над миром, вывезя его из Вены. То же самое делали и враги Вавилона: для них захватить статую бога Мардука в плен значило закрепить свое военное и политическое торжество.
ДЕКОР ВМЕСТО УТРАЧЕННОГО ВЕЛИЧИЯ Чем ближе к тому, что Маркс назвал азиатском способом производства, тем чаще можно встретить военных. В 2008 годы главным в Монголии и самым большим на тот момент памятником человеку в мире стала 50-метровая конная статуя Чингисхана, которую приказал изваять нынешний президент. Собратья главного завоевателя мира стоят в виде монументов Манасу в Киргизии, Тамерлану в Узбекистане. Ничего нового, конечно, постсоветские лидеры очерченных Москвой стран не выдумали – конструирование истории началось опять же с Египта. Панно, которые оставляли фараоны, говорят о победах, расширении владений, уничтожении фараоном лично тысяч врагов, притом что этот фараон в реальности мог потерпеть поражение. Сегодня такие статуи – кривые зеркала реальности. Чем скромнее жизнь и место под солнцем, тем круче мифология истории и памятники. Александра Великого казахи делят с греками и украинцами. Авиценну оспаривают друг у друга персы, узбеки и таджики. В Киргизии популярна теория о киргизах как родоначальниках всего человечества. А статуи и культ достаются самым кровавым убийцам, но зато «своим», таким как Чингисхан или Тамерлан. Гигантские Кимы, Ленин, проектировавшийся для Дворца Советов, колосс лидеру Валлабхаи Пателю в 182 метра (перекрывший Чингисхана) – это конструкты новой реальности, такие же, как статуя Свободы в Нью-Йорке, подаренная к тому же французами. Есть статуи и в Европе – но по большей части это просветители, реформаторы (как Мартин Лютер), ученые. Тоже история, тоже конструкт, но созидательный. Вот что можно позаимствовать у части света, где главный реформатор России Петр Великий и Екатерина Великая черпали образцы для модернизации. Символизм в культуре, а тем паче в политике никогда не исчезнет. В Узбекистане статуя «Дружба народов» изувечена уже давно: девушку, символизирующую Россию просто отпилили и пустили на металл. «Наследникам» империи великого Тамерлана, чья держава, возведенная на руинах городов, рассыпалась после того, как бесновавшийся Хромец испустил дух, не требовались в первые годы независимости упоминания о другом, более позитивном проекте. Идолы, конечно, еще будут возводиться. Корейские поп-айдолы – живые идолы наступившего постмодернизма. Квазисвятые в вассальной стране, содержащей военные базы США, вестернизирующейся на корню. В новой России строятся памятники Александру III, Иоанну IV, вполне приличные в художественном смысле. И конечно, после разгрома 1990-х логично восседают на конях. Иоанн IV в Орле даже с мечом. А вот чем окончилось последнее вынимание меча потерявшим голову царем? Закономерным разгромом России, утратой выхода на Балтику. Вот и предложенный выбор между Дзержинским и Александром Невским кажется однобоким. Не говоря уже о том, как могут это использовать за рубежом. Иван Грозный в лучшие годы был образованнейшим монархом Европы, собравшим крупнейшую библиотеку. Чем плох был бы образ государя с книгами, пусть и с мечом, отложенным в сторонке? Дата публикации: 2 марта 2021
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~U9qhO
|
Последние публикации
Выбор читателей
|