ЯРКИЙ МИР
«Секретные материалы 20 века» №21(433), 2015
Сага о ремонте. Атака на стены
Евгения Назарова
журналист
Москва
1804
Исследователи высказывают массу версий, зачем пещерные жители украшали стены наскальной росписью, и все же самой убедительной остается декоративная функция. Аборигены в разных концах земного шара расписывали свои примитивные жилища силуэтами животных и простыми зарубками, потому что считали: это красиво.
Часть 1 > ЗАЧЕМ РИСОВАТЬ НА СТЕНАХ? По мере развития цивилизации роспись приобретала все более искусный характер. Вспомним древнюю культуру Крита: команда Артура Эванса, раскопавшая в начале прошлого века знаменитый Кносский дворец, обнаружила на стенах фрески, созданные примерно три с половиной тысячи лет назад. Изображения юношей-спортсменов и девушек, прыгающих через быка, выполнены необычайно искусно: примерно так в кносской культуре выглядела светская живопись. Сами стены состояли из уложенных на ребро блоков с глиняной кладкой между ними. Часть стен достраивали из сырцового кирпича — основательный подход к архитектуре объяснялся тем, что дворец находился в зоне повышенной сейсмоактивности. Впрочем, на материковой части Греции тоже процветала роспись стен фресками; позднее эту традицию переняли римляне. Рисовали на стенах и в Азии: пример росписи V века до н. э. можно увидеть на Шри-Ланке, в скальном комплексе Сигирия. Местный царь Касапа повелел перенести его резиденцию в самый центр острова, на плато, возвышающееся на 370 метров над уровнем моря, чтобы защищаться от своих родственников, которые претендовали на власть. Европейцы узнали об этом чуде архитектурной мысли только в 1907 году, когда о Сигирии рассказал британский исследователь Джон Стил. Именно он наткнулся на галерею фресок, которая сегодня считается одной из самых масштабных в мире: изображения простираются на 140 метров в длину и 40 метров в высоту. Героини фресок — обнаженные женщины с разным цветом кожи. Считается, что девушки с белой кожей — наложницы, а те, что посмуглее, — служанки. Своей долговечностью фрески обязаны особому составу красок: яичный белок и мед диких пчел ланкийцы смешивали с натуральными красителями, поэтому изображения сохранили свои яркие цвета.
КИТАЙСКИЕ ИСТОКИ Такой привычный атрибут современного дома, как обои, появились в Китае за 200 лет до нашей эры благодаря умельцу по имени Цай Лунь. Он смешал с водой растолченные волокна коры шелковицы, золу, тряпки и пеньку, высушил полученную массу на бамбуковой раме — и получил не только прочные и легкие листы, но и высокий титул министра. В IV веке китайцы научились делать рисовую бумагу, а к VII веку н. э. она вытеснила с рынка своих предшественников — шелк и бамбуковые планки. На протяжении многих веков сохраняя тайну производства, китайцы все же сдались перед англичанами, а те, в свою очередь, привезли моду на обои в Европу. Ранее европейские дворцы украшали панелями и гобеленами: бумага стала их бюджетным аналогом, при этом не уступая в эстетике произведениям искусства. Обои расписывали и вручную, и механическим способом. Так, из исторических документов известно, что в 1481 году Людовик ХI приказал заплатить придворному художнику 24 ливра за роспись 50 бумажных свитков благочестивыми изображениями. Однако монарх мог позволить себе такие траты, а большинство его подданных — нет, а потому в том же столетии для декора обоев стали нарезать специальные трафареты. Качество росписи в этом случае сильно уступало и хенд-мейд-аналогам, и вышивке на гобеленах, зато обладатели обоев могли хвастаться самыми прогрессивными взглядами на дизайн дома. В XVI веке дизайн обоев подражал дизайну тканей, например парче и дамаску. Зачастую орнамент обоев продолжал мотивы, заданные в вышивке тканей. Обоями покрывали не только стены, но и шкафы с сундуками в домах дворян. Правда, среди исполнителей-ремонтников обои имели дурную славу — бумага легко рвалась, а объясняться с заказчиком никогда не было приятной задачей. В XVII веке Европу захлестнула новая волна интереса к китайской культуре. В интерьере появился стиль шинуазри — приведенная к европейскому знаменателю пародия на экзотический китайский дизайн частных и дворцовых интерьеров. Дома знати заполонили ширмы с вышивкой, шелковые ткани, сервизы с характерной росписью… Обои тоже стали расписывать на китайский манер — растительными орнаментами, драконами, речными пейзажами… Такие обои — прямая отсылка к шелковым стенам, которые можно было встретить у дворян династии Мин. Обычно их дополняли мебелью в колониальном стиле, которую отличали простые линии и экзотические породы древесины. Другая этническая идея — оклеивать стены кожаными панелями — пришла в Европу из арабского мира через Испанию. Важная веха в истории обоев — 1799 год, когда француз Луи Робер изобрел машину для изготовления бумаги. С ее помощью можно было выпускать бумагу в рулонах заданной длины — так появилась привычная нам «подача» обоев. Правда, европейские правительства новацию не оценили: например, в Англии производители платили налог с каждого листа, поэтому выпуск рулонов был совершенно не выгоден государству. Технология взяла свое только сорок лет спустя: обои наконец приобрели свой современный облик, а орнаменты начали печатать на цилиндрических валиках. В XVIII веке особой популярностью пользовались флокированные обои (то есть покрытые мелким ворсом). На бумаге размечали рисунок с помощью клея и, пока он не высох, наносили флок — таким образом добивались сходства с бархатными узорами. Кстати, сами листы клеили не к стене, а для начала крепили на льняной ткани.
НА РОССИЙСКИЙ МАНЕР В Россию бумажные обои пришли к середине XVII века — в основном их покупали за границей, в редких случаях заставляли собственных крепостных обучаться премудростям росписи по бумаге. Впрочем, до середины XVIII столетия интерьерным фаворитом знати оставались шелковые панели на стенах — именно ими покрывали стены Летнего, Екатерингофского, Меншиковского дворцов. Кроме текстиля, в отделке использовали натуральный мрамор, деревянную резьбу и металлический декор. Первое упоминание об использовании бумажных обоев относится к 1761 году. Инструкция к отделке помещения с лифтом в Зимнем дворце гласила: «И тот покой, где будет подъемный стул, обить бумажными обоями». К началу XIX века в России появились первые мануфактуры, которые занимались производством обоев. В 1817 году на окраине Ропшинского парка построили Императорскую обойную фабрику; в1822-м она переехала в Царское Село, в здание фабрики ассигнационных бумаг. Кстати, обе постройки сохранились до наших дней. Кроме государственных мануфактур открывались и частные фабрики — к середине столетия их было уже семь. К этому периоду относится и переход к рулонному производству от отдельных листов, расписанных вручную. Самыми простыми и недорогими обоями были одноцветные — бумажную основу просто грунтовали в определенный оттенок. Более сложные обои с узорами можно было украсить, используя около 30 цветов (к слову, в несколько раз меньше, чем когда их окрашивали вручную). В среднем при машинном производстве использовали 4–6 красок. Для особых запросов — например, декора парадных помещений — существовали технологии золочения. При помощи пресса обои можно было украсить тиснением. Обои с упорядоченным, ритмичным узором обрели популярность со второй половины ХIХ века. Именно тогда стало понятно, что орнамент может не только украшать дом, но и визуально изменять его пропорции: например, вертикальный рисунок будто приподнимает потолок, а светлая основа делает помещение зрительно больше. Вопрос долговечности обоев остро встал перед производителями уже в те далекие годы. Чтобы продлить срок службы материала до 30–40 лет, обои покрывали японским растительным лаком. О качестве продукции говорили не только потребители, но и пресса. Так, в 1830-е годы в «Северной пчеле» появилась заметка, которая гласила: «Ничто так не наряжает комнаты, как эти обои, на которых изображены живые цветы с необыкновенным искусством и богатые узоры превосходных очерков. Золото и серебро кажутся шитьем... Эти обои можно наклеить и на каменные стены в городских домах, вместо живописи, и преимущество то, что краски не тускнеют... При всей своей красоте обои отменно дешевы». К середине XIX века рулон обоев обходился покупателю в сумму от 5 до 25 рублей. Таким образом, оклеить комнату можно было за 200–300 рублей. Кстати, способ оклейки не устаревал почти полтора века: именно в XIX столетии штукатурку придумали намазывать горячим жидким раствором клея, наклеивать газеты, а сверху крепить обои на холодный крахмальный или мучной клейстер. В прошлом веке обои окончательно стали предметом массового пользования, чему немало способствовало появление трафаретной сетки. Правда, в середине XX столетия им пришлось пережить некоторый спад — в моду вошли окрашенные стены. Впрочем, сегодня рынок обоев по-прежнему процветает, а бумажные обои часто вытесняют виниловые и другие синтетические образцы, которые легко мыть и можно использовать даже в ванной. Дата публикации: 3 октября 2015
Теги: евгения назарова ремонт
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~Kg49v
|
Последние публикации
Выбор читателей
|