ЯРКИЙ МИР
Женщины-гладиаторы Древнего Рима
Александра Шепель
журналист
Вильнюс
4294
Древнеримские женщины-воины, которых современные ученые называют «гладиаторками» (Gladiatrix), конечно, были редкостью, но действительно существовали. В 11 году н. э. сенат даже принял закон, запрещающий свободнорожденным женщинам в возрасте до 20 лет участвовать в играх на арене. Помимо прочих мотивов озвучивался и аргумент о том, что со временем они могут захотеть участвовать и в Олимпийских играх в Греции. ЖИЗНЬ НА АРЕНЕ Женщины-гладиаторы часто упоминаются в древних текстах как ludia (женщины-исполнители на ludi – фестивале или публичных играх) либо как mulieres (женщины), но не feminae (женщины в обычном понимании). Доподлинно неизвестно, когда «гладиаторки» впервые появились в Риме, но произошло это вследствие резкого роста популярности игр в эпоху поздней республики. Гладиаторские бои были популярным развлечением, и организаторы шоу изыскивали способы сделать его более разнообразным, добавив, например, комические и эротические элементы. По этой причине первые появления женщин на арене обходились без серьезных кровопролитий: сражались они в основном против карликов. Но со временем красивые «амазонки» приобретали всю большую популярность, а правила поединков ужесточались. Куклы, масляные лампы и предметы искусства делались по подобию не только гладиаторов-мужчин, но женщин, продаваясь как сувениры. На кон ставились серьезные призовые суммы, привлекавшие все новых воительниц. Впрочем, с мужчинами «гладиаторки» никогда не сражались, а бились друг против друга парами. Одевались они примерно так же, как их коллеги-мужчины, сражаясь с обнаженной грудью и узкой набедренной повязке. Специальные защитные чехлы прикрывали руки и ноги. Поскольку женщины-гладиаторы бились полуобнаженными, в глазах публики они мало чем отличались от секс-рабынь, которые намеренно демонстрируют свое тело, предлагая его в качестве объекта развлечения. Римское право даже считало, что права женщин-гладиаторов ничем не отличаются от прав «секс-работников». В «Сатирах» римского поэта Ювенала дается точное описание вооружения женщин-гладиаторов: «...шлем... большой и тяжелый кожаный пояс для меча, защита для правой руки и цветные гребни шлема, а также толстые бинты... покрывают ее нежные икры». Когда женщина одерживала победу, она снимала свой шлем, демонстрируя свое лицо публике. Дуэли между женщинами в исключительно редких случаях заканчивались смертью одной из участниц.
ВОИНСТВЕННЫЕ ФЕМИНИСТКИ В повседневной жизни римские женщины являлись существами во многом бесправными, зависящими от воли отца или мужа. По факту женщины-гладиаторы оказывались одними из первых феминисток, выбирая жизнь, в которой они могли быть финансово независимыми. Все мужчины-гладиаторы перед гладиаторскими боями проходили тренировочный лагерь, даже если имели боевой опыт. Женщины же могли научиться боевым приемам только через частных наставников либо через знакомых мужчин. Логично предположить, что во многих случаях услуги тренера чем-то оплачивались. Становясь «гладиаторкой», женщина теряла возможность вступить в брак и вообще как бы спускалась вниз по социальной лестнице. Если же такой выбор делала знатная римлянка, то во многих случаях причина крылась в ее нетрадиционной сексуальной ориентации. Не случайно во многих постановочных боях-спектаклях были представлены романтические отношения «девушки с девушкой». Император Септем Северус (193–211 н. э.) издал указ, запрещающий женщинам принимать участие в боях на арене, о чем свидетельствует надпись из Остии, портового города недалеко от Рима. В этой надписи также отмечается, что магистрат города, некий Гостилиан, был первым, кто разрешил женщинам сражаться на арене с момента основания Остии. Из содержания надписи следует, что он предоставил право сражаться только мульерам (рабыням), а не свободнорожденным женщинам. Вполне возможно, что Гостилиан смог обойти закон Северуса с помощью какой-то юридической лазейки, согласно которой дамам высшего сословия все еще было запрещено принимать участие в боях, но женщины из низшего сословия могли участвовать в играх. Также в 19 году н. э. сенат выпустил указ, дошедший до нас на бронзовой табличке: «Запрещается привлекать для проведения гладиаторских мероприятий дочерей, внуков и правнуков сенаторов и всадников, которым еще не исполнилось двадцати лет». В исследовании Senatoconsulto of Larino Карла Риччи утверждается, что поединки между женщинами происходили после кульминации боев на арене, как бы снижая накал, вызванный схватками самых опытных гладиаторов. Конечно, многие состоятельные мужчины платили большие деньги за то, чтобы провести ночь с женщиной-гладиатором. Древнеримский историк Тацит отмечает, что во время правления Нерона в гладиаторских боях принимали участие женщины с высоким социальным статусом: «Однако многие выдающиеся дамы и сенаторы опозорили себя, появившись в амфитеатре». А вот историк Барбара Левик утверждает, что запрет на участие женщин аристократического происхождения в гладиаторских сражениях, впервые вступил в силу при императоре Августе в 22 году до н. э. Необходимо добавить, что в римских играх использовались также чернокожие уроженки Эфиопии, снискавшие особую популярность на играх, организованных Нероном в Путеолах. Есть сведения, что эти женщины-воины также участвовали в боях с медведями. Во время таких забав многие использовали мечи и доспехи, иными словами, эти женщины должны были владеть копьем, сетью или гладиусом (римский короткий меч) так же хорошо, как и многие мужчины, участвовавшие в играх. Дата публикации: 17 апреля 2021
Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~bAblk
|
Последние публикации
Выбор читателей
|