Шамиль в Киеве
ЖЗЛ
«СМ-Украина»
Шамиль в Киеве
Виктор Киркевич
журналист
Киев
10231
Шамиль в Киеве
Мемориальная доска в память пребывания Шамиля в Киеве

О пребывании в Киеве знаменитого имама Шамиля сегодня напоминает лишь памятная доска на стене жилого дома в Крепостном переулке, установлена по инициативе и на деньги Дагестанского землячества. Большинство киевлян практически ничего не знают об этом факте, а между тем визит Шамиля в Киев — весьма любопытная страница в истории царствования императора Александра.

Шамиль родился в 1799 году в ауле Гимры в Дагестане. В 1834 году он стал имамом и возглавил вооруженную борьбу горцев против Российской империи, так продолжалось до 25 августа 1859 года, когда штурмом был взят аул Гуниб. Имам Шамиль, попав в плен, был вынужден отказаться от власти и вооруженного сопротивления.

Из Петербурга пришло распоряжение доставить Шамиля в Россию. Интересная подробность: встреча императора Александра II с имамом Чечни произошла на Украине, в городе Чугуеве. Император обнял Шамиля, подарил ему золотую саблю и сказал: «Я очень рад, что ты наконец в России. Жалею, что это случилось не ранее. Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями...»

После этой встречи состоялось длительное путешествие имама по России, которое он совершал со своими сыновьями, женами и внуками.

С 10 октября 1859 года местом постоянного поселения Шамиля стала Калуга. Сюда же через пару месяцев перебралось и все его многочисленное семейство, кроме сына Магомеда-Шапи, который поступил на службу в конвой Его Императорского Величества.

Как любой истинный мусульманин, имам мечтал совершить хадж. 29 июля 1861 года Шамиль гостил в Царском Селе, и Александр II пообещал отпустить его в Мекку.

Однако путешествие все время откладывалось. Власти опасались, что выезд Шамиля за пределы империи приведет к новой эскалации военных действий на Кавказе, а сам он откажется возвращаться назад.

Тогда военный министр Милютин предложил имаму со всем семейством принять российское подданство — это послужило бы гарантией возвращения Шамиля в Россию. А чтобы подтолкнуть старого горца к правильному решению, его пригласили на свадебные торжества престолонаследника Александра Александровича — будущего императора Александра III.

Здесь Шамиль вновь встретился с императором, и когда зашел разговор о гражданстве, Александр II пообещал имаму «хороший подарок». Тот ответил, что ничего более не желает, как совершить предписанный Богом хадж.

26 августа 1866 года в зале Калужского губернского дворянского собрания состоялась торжественная церемония принятия Шамилем и его сыновьями Гази-Магомедом и Магомедом-Шапи присяги на верноподданство России.

Александр II пожаловал им дворянское звание...

Лелея тайную надежду на переход знаменитого горца в православие, император решил поселить его в Киеве. Власти надеялись, что окружающая обстановка — древние храмы и монастыри, торжественные богослужения, тысячи паломников, стекающихся к святым киевским местам, — окажут влияние на Шамиля, и тот перейдет в православие. Даже высказывалось мнение, что горец примет постриг.

Имам же, узнав, что через Киев идет наиболее короткая дорога в Мекку, с предложением императора согласился и в декабре 1867 года вместе с семейством перебрался на берега Днепра.

Попечительство над Шамилем было поручено военному коменданту города генерал-лейтенанту Новицкому. Милютин направил ему секретную инструкцию «О порядке надзора за Шамилем», которую 8 октября утвердил Александр II. Первый пункт ее гласил: «Правительство, вверяя киевскому коменданту надзор за Шамилем, возлагает на него также обязанность ограждать его от всего, что может отягощать его положение, и в уважительных просьбах быть за него ходатаем».

За имамом сохранялось повышенное содержание — 15 тысяч рублей в год — плюс расходы на дополнительные нужды. Казалось бы, деньги немалые, но ведь и семья была большая — дети, невестки, жены, внуки. Поэтому жили скромно, без роскоши, снимая усадьбу офицерши Масаловой.

Возле дома Шамиля в Крепостном переулке постоянно толпилась любопытная киевская публика, охочая до зрелищ. Самые пронырливые напрашивались на прием, чтобы засвидетельствовать свое почтение. Украинские патриоты после своих визитов оставляли как бы невзначай рукописные списки поэмы Шевченко «Кавказ».

Ссыльные мусульмане приходили к имаму совершить пятничный намаз...

Шамиль совершал прогулки по городу в национальной одежде, всегда в сопровождении сына. Посетил Софийский собор, спустился в Лаврские пещеры. Но это не вызывало у горца особого интереса. Все его мысли были заняты паломничеством.

А вот Днепровские кручи ему нравились. Почти ежедневно поднимался сюда Шамиль, долго стоял и смотрел на замерзшую реку, ожидая начала ледохода. Его путешествие должно было начаться в Одессе, а добраться туда из Киева можно было только по воде.

Из Киева Шамиль неоднократно писал кавказскому наместнику — Великому князю Михаилу Николаевичу: «В настоящее время являюсь слабым и дряхлым. Боюсь, чтобы без исполнения святого моего долга не пришлось мне расстаться с земной жизнью. Поэтому обращаюсь к Вашему Императорскому Высочеству с самой искренней просьбой испросить у государя императора разрешения отправиться мне с семейством в Мекку и вместе с тем пристроить моих взрослых дочерей, оставив в России дорогих сынов моих Гази-Магомеда и Магомед-Шапи. По исполнении святой моей обязанности, если Бог продлит мои дни, я сочту долгом возвратиться в Россию...»

После таких заверений Александр II разрешил выезд Шамиля, но пришлось пару месяцев потратить на оформление дипломатических формальностей и получение заграничного паспорта.

Разрешение отправиться в паломничество получили все родственники Шамиля, кроме старших сыновей. Из Киева отплыли 12 мая 1869 года, а спустя неделю судно уже выходило из одесского порта...

Целый год путешествовал имам по странам Востока, а затем обосновался в Медине. Там он определил младшего сына в медресе, а дочь выдал замуж.

Но Аравия не принесла счастья семейству Шамиля — начали одна за другой умирать дочери, а сам имам тяжело заболел. Летом 1870 года он написал в Киев письмо, в котором просил старших сыновей приехать повидать его перед смертью.

Братья обратились к Александру II с просьбой разрешить им навестить отца. Но поскольку Магомед-Шапи находился на военной службе, император разрешил выехать в Аравию, которая находилась в составе постоянно воюющей с Россией Оттоманской империи, только Гази-Магомеду.

Однако встретиться с отцом ему не довелось. Из-за дипломатических и бюрократических проволочек Гази-Магомед отправился в путь лишь 23 декабря, оставив в Киеве жену и дочь. В дороге ему сообщили, что 4 февраля 1871 года Шамиль умер.

Имама похоронили на кладбище аль-Бакия неподалеку от могилы дочери пророка Фатимы, за мавзолеем Аббасидов.

Наконец добравшийся до Медины Гази-Магомед совершил все необходимые обряды над могилами отца и сестер. Его отпуск подходил к концу, вдовы отца просили Гази-Магомеда остаться, но он одержал слово и вернулся в Киев. Здесь его уже ждал Магомед-Шапи.

Снова братья обратились к императору с просьбой разрешить им уехать навсегда для ухода за осиротевшим большим семейством Шамиля. Александр II разрешил дать Гази-Магомеду бессрочный отпуск «для опеки над вдовами Шамиля и малолетним сыном». Ему выдали пенсию имама и 7 000 рублей на дорожные расходы.

В конце ноября 1871 года Гази-Магомед отправился в Мекку. Умер он в 1902 году и был похоронен рядом с отцом. Магомед-Камиль дослужился до турецкого маршала и скончался в 1951 году.



Дата публикации: 26 мая 2020

Постоянный адрес публикации: https://xfile.ru/~PiEy0


Последние публикации

Выбор читателей

Владислав Фирсов
13499846
Александр Егоров
2002788
Татьяна Алексеева
996413
Татьяна Минасян
487875
Яна Титова
280922
Светлана Белоусова
232912
Татьяна Алексеева
226835
Сергей Леонов
223688
Наталья Матвеева
213443
Валерий Колодяжный
212582
Борис Ходоровский
200104
Павел Ганипровский
178938
Наталья Дементьева
129823
Павел Виноградов
126156
Сергей Леонов
114321
Редакция
103590
Виктор Фишман
97817
Сергей Петров
95802
Станислав Бернев
91391