ЖЗЛ
«Секретные материалы 20 века» №2(388), 2014
Юрий Яковлев. Роль ставшая сутью
Инна Чернецкая
журналист
Санкт-Петербург
97
Юрий Яковлев. Роль ставшая сутью
Юрий Яковлев в фильме «Легкая жизнь», 1964 год

Однажды к одиннадцатилетнему московскому школьнику Юре, игравшему с соседскими мальчишками во дворе, подошла незнакомая женщина и спросила: «А ты хочешь сниматься в кино?» Подобные истории о начале своей карьеры рассказывают многие известные советские киноартисты. Создается впечатление, что на протяжении всего XX столетия ассистенты по подбору актеров только и делали, что рыскали по дворам, школам и секциям в поисках девочек и мальчиков, мечтавших попасть на экран. Обычно истории заканчивались тем, что одаренные дети попадали из кружка самодеятельности прямо на съемочную площадку и с тех пор больше не расставались с профессией. Но у Юры Яковлева, увы, все вышло совсем не так. Будущий народный артист недостаточно убедительно сморщился, надкусив на пробах зеленое яблоко, и не попал в команду культовой картины «Тимур и его команда». Казалось бы, мечты о голубом экране не сбылись, а дворовый мальчишка со спокойной душой вернулся в привычную компанию. Но почти через десять лет Юрий Яковлев тайком отправился сдавать экзамены во ВГИК…

«ТЫ – КРАСИВ И ВЕЧЕН»

Впрочем, затея со ВГИКом провалилась так же, как и с юношескими кинопробами. В приемной комиссии долговязому парню во взятых напрокат у соседа брюках ответили однозначно: «Некиногеничен». Много лет спустя, когда Юрия Яковлева уже знали и как царя, меняющего профессию, и как князя Мышкина, и как ревнивого жениха Ипполита, артист частенько со смехом вспоминал, как его творческий путь чуть не окончился, даже не начавшись.

Впрочем, сдаваться он не спешил и на всякий случай – в тех же заимствованных брюках – отправился в Театральное училище имени Щукина. Шел поступать пешком – на оплату транспорта не было денег. Там к абитуриенту отнеслись лояльнее и все же зачислили на первый курс. Но поступить было мало; требовалось еще и демонстрировать успехи в учебе, а похвастаться долгое время было нечем. Уже через год его чуть было не отчислили с двойкой по основному предмету – актерскому мастерству. К счастью, за него заступилась Цецилия Львовна Мансурова. Народная артистка вела курс, на котором учился Яковлев, и заявила: «Я его переведу, потому что он мне интересен. Буду с ним работать».

Со временем Юрий Васильевич «втянулся» в процесс, и снисходительность ему уже не требовалась. «Щука» отнимала почти все его время, но будущий актер не роптал. В училище он не только занимался любимым делом, но и встретил «братьев по духу» – талантливых коллег и педагогов.

Впрочем, жизнестойкость и целеустремленность Юрия Яковлева не должны удивлять: дети, прошедшие войну, рано учились трудиться и рассчитывать на себя. Он буквально до последних дней выходил на сцену театра имени Вахтангова, где проработал всю жизнь и был одним из ведущих артистов. Когда осенью нынешнего года он попал в больницу, врачи убеждали, что состояние народного артиста не вызывает опасений. Юрий Васильевич, которому было 85 лет, даже собирался после выписки вернуться к работе, поэтому для поклонников и коллег его смерть стала неожиданностью. Народного артиста не стало 30 ноября, причем «сгорел» он буквально за пару дней. Разные источники называют в качестве причины смерти сердечный приступ или отек легких.

Как-то раз Юрий Васильевич признался, что ему не слишком по душе эпоха, в которой он живет, и он предпочел бы оказаться во второй половине XIX века. Побывал он там лишь однажды, исполняя роль Стивы Облонского в фильме «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи. Эту работу Яковлев считал своим самым точным «попаданием» – в отличие от нашумевших ролей Ипполита или Ивана Грозного. Зато ему удалось вдоволь попутешествовать по эпохам: количество фильмов, в которых принял участие Юрий Васильевич, достигло почти сотни, не говоря уже о театральных работах.

«В «Пристани» Юрий Яковлев играл героя бунинской прозы «Темные аллеи» Николая Алексеевича, играл гениально, – впоминал одну из ролей народного артиста Римас Туминас, художественный руководитель театра имени Вахтангова, – он «мешал» небо с землей, миг и вечность… Поэтому в «Пристани» герои чем-то напоминают персонажей картин Марка Шагала – подвешенных между небом и землей, летящих в странном положении... Юрий Яковлев, выходя каждый раз на сцену, говорил зрителю: «Ты – не бойся, ты – красив и вечен». И зритель верил, что это так, и что он может подняться высоко-высоко…»

«НУ И ГДЕ ПОКОЙНИКИ?»

Юрий Яковлев родился 25 апреля 1928 года в Москве. На первый взгляд, в его семье не было ничего особенного: отец – юрист, мать – медсестра, средний достаток, никаких излишеств. Мало кто знал, что многих родственников Яковлевых репрессировали в 1937-м, а дед мальчика и вовсе был успешным воронежским купцом: владел лавками в центре города и поставлял обувь для всех слоев населения. О таких родственных связях, конечно, не следовало говорить вслух. «Почти все мои родственники погибли в аресты 37-го года, кто-то умер сосланным в Казахстан, в тюрьме, другие были расстреляны. Мой родной дядька подвергся репрессиям в 34-м и был расстрелян. В общем, мало хорошего. А так, детство было безмятежное, особенно довоенное детство. Но в 13 лет, когда началась война, детство сразу кончилось», – отмечал в одном из поздних интервью актер.

Семья распалась еще до войны, Юрий остался с матерью. «Когда объявили войну, мы обедали. Воскресный день, по радио прервали концерт, и через паузу, показавшуюся очень долгой, прозвучало: «Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну». Взрослые испугались. Мы, мальчишки, конечно, не сразу поняли всю катастрофу. Самое удивительное, что мы как-то вдруг повзрослели лет на десять», – вспоминал Яковлев свои первые ощущения военного времени.

Их с матерью направили в эвакуацию в Уфу, там они вместе работали в госпитале. Жаловаться на жизнь было глупо – все находились в одинаковом положении, вот и Юра с матерью выживали, как могли. В 1943-м Яковлев внезапно увлекся дипломатией, языками, мечтал поступить в МГИМО. Казалось бы, все шло своим чередом, но по возвращении в Москву вдруг оказалось, что прежде послушный мальчик превратился в строптивого юношу, который не хочет учиться, да и желанием работать не горит, не чувствуя ни к чему призвания. Будущий актер окончил вечернюю школу и устроился механиком в гараж, да не простой, а принадлежащий американскому посольству. Там Яковлев и начал говорить по-английски, а еще за хорошую работу получил привилегию – право брать покататься джип «Виллис».

Это бытовое знание языка, без грамматики, пригодилось ему, когда часть съемочной группы фильма «Идиот» отправилась в Америку. «Поездка в Америку тогда считалась событием чрезвычайным – за океан попадали только артисты Большого балета и моисеевцы. Нас с Иваном Пырьевым и Юлией Борисовой пригласила кинокомпания «XX век Фокс». Побывали в Лос-Анджелесе, Вашингтоне и Нью-Йорке. Не только в той поездке, но и на любых гастролях за границей я легко переходил на английский. Все заложенное в детстве остается. Сейчас мне жаль, что не стал заниматься языком серьезно», – вспоминал Яковлев.

Впрочем, в те времена его больше волновал все-таки не язык, а джип. На шикарном авто, о котором абсолютное большинство населения СССР могло только мечтать, механик подъезжал к вечерней школе, поражая воображение одноклассников и любимой девушки Гали.

Впрочем, юношеское чувство закончилось на пороге поступления в вуз. А пылкий Яковлев продолжил покорять сердца однокурсниц, знакомых и просто прохожих девушек. Киру Мачульскую, студентку медицинского института, Юрий Васильевич беззастенчиво увел у жениха, ленинградского режиссера. Кира и Юрий познакомились в Доме актера, куда девушку привел жених. Версии относительно того, что произошло дальше, разнятся: то ли Кира подошла и представилась сама, то ли Юрий Васильевич долго наблюдал за ней, но в итоге догнал у гардероба и решил познакомиться. Так или иначе, но через пару дней девушка разорвала помолвку с женихом, а вскоре вышла замуж за Юрия Яковлева. Они зарегистрировали отношения сразу после того, как Юрий Васильевич сыграл в дипломном спектакле и был приглашен на работу в труппу театра имени Вахтангова.

Молодые поселились у родителей Киры, но счастье длилось недолго. Любвеобильный актер не мог противостоять желанию дарить своим вниманием хорошеньких девушек, жизнь под боком у родителей не способствовала обретению самостоятельности, вдобавок ко всему Кира неожиданно заболела туберкулезом. Несмотря на то что входить в палату к больной не разрешалось, Яковлев правдами и неправдами проникал к супруге, дежурил у ее постели по ночам. Казалось бы, вот она – большая и чистая любовь. Но внезапно выяснилось, что ребенка от Яковлева ждет Екатерина Райкина, дочь знаменитого актера, на тот момент – замужняя женщина. Между тем Кира тоже была беременна. Пришлось мучительно выбирать…

В результате Юрий Васильевич развелся с женой, Екатерина Райкина разошлась с мужем. Так образовалась новая ячейка общества, однако и этот брак не продлился долго. Как ни странно, причиной разрыва на сей раз стала страсть Яковлева не к слабому полу, а к спиртному. Однажды это чуть не стоило супругам жизни. «Мой отец совсем не пил, а вот у Юры была такая проблема, – вспоминала Екатерина Райкина в интервью. – Когда была на четвертом месяце беременности, мы ехали из Москвы в Ленинград на гастроли. Я и моя подруга уселись сзади в «Москвиче». Юра утолил жажду пивом и через некоторое время заснул за рулем. В итоге мы оказались в канаве. Спасло то, что рядом не было высокой насыпи, навстречу никто не ехал и рядом не стояло никаких столбов. Вылетели из машины вместе с чемоданами. Позади нас ехало какое-то авто. Те, кто в нем сидел, увидели нашу аварию и вызвали «труповозку». Они и предположить не могли, что мы остались живы. Когда приехала «труповозка», вышел мужик в грязном халате и спросил: «Ну и где покойники?» Я, сидя на пригорке, ответила: «Это мы!» Увы, Яковлев так и не понял, что пьянство мешает нормальной жизни и работе». В итоге их брак распался, когда сыну Алексею было всего три года.

Третьей – и последней – супругой актера стала Ирина Сергеева, заведующая Музеем Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. С ней Юрий Яковлев прожил всю оставшуюся жизнь – впрочем, как поговаривали, не без романов на стороне. Актеру же оставалось только сравнивать супругу с агентом ФСБ. «Она знает каждый мой шаг, но на многое может закрыть глаза», – улыбался Яковлев.

ИДЕАЛЬНЫЙ «КНЯЗЬ»

Несмотря на обилие романов, личную жизнь Юрия Яковлева никогда не обсуждала широкая общественность. Он примерял на себя все новые образы, его героев знали и любили, а брошенные в кадре фразы расходились в виде афоризмов. Маргарита Эскина, долгие годы возглавлявшая Дом актера, говорила о Юрии Васильевиче: «Всю жизнь я была уверена, что Юрий Яковлев – это потомок каких-то очень благородных предков, и в жилах его течет голубая кровь. Как-то я сказала ему об этом, а он рассмеялся. Не знаю, может быть, он просто не хотел открывать каких-то тайн, но если он действительно сделал себя сам, и это благородство, сквозящее во всем, от кончиков его пальцев и осанки до голоса и интонаций, – это еще одна потрясающая его роль. Ставшая сутью».

Юрий Васильевич вспоминал: «Узнавать начали после фильма «Идиот». Идешь по улице – люди оборачиваются, хихикают и говорят друг другу: «Вон, смотри, идиот пошел»…». Этот образ не только принес актеру заслуженную славу, но и стал ключевым для его осознания себя как профессионала. Впереди была еще масса комедийных ролей, но тревожный, всепрощающий князь Мышкин убедил Яковлева в том, что драматические образы дают широчайший простор для творческого самовыражения, а главное – подвластны ему.

Иван Пырьев, режиссер картины, увидел Юрия Васильевича на пробах к фильму «Сорок первый» и сразу понял, что этот человек, обладающий природным благородством и необъяснимым обаянием – идеальный «князь». Несмотря на то что роль в «Сорок первом» ему так и не досталась, актер не расстроился – начавшиеся съемки «Идиота» захватили все его внимание. В 1958-м картину признали фильмом года в Советском Союзе.

Одной из самых любимых отечественным зрителем картин и сегодня остается работа Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Задача сыграть в ней сразу две роли – управдома Буншу и царя Ивана Грозного – показалась Яковлеву, мягко говоря, нестандартной. «Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия, – рассказывал Юрий Васильевич. – И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось». На это двойную роль, кстати, пробовались Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Лебедев и Евгений Евстигнеев.

А вот сыграть Ипполита в «Иронии судьбы» мог бы Олег Басилашвили, однако отказался в последний момент. Эльдар Рязанов предложил Яковлеву сниматься буквально в «пожарном порядке». Юрия Васильевича это ничуть не смутило: не зря современники в один голос твердили, что «звездная болезнь» была явлением, абсолютно ему чуждым. Яковлев – на тот момент уже прославленный артист – не видел ничего зазорного в том, что его приглашают на роль не адресно, а в качестве замены. «Я в эту историю абсолютно случайно влип, и на всю жизнь… Я совершенно не предполагал, что эпизодная роль Ипполита будет иметь такой успех… Я этот фильм уже не могу смотреть. Правда, иногда натыкаюсь на него, когда телевизор смотрю, но тут же выключаю. Или минутки две посмотрю и все», – говорил он о роли жениха главной героини, внезапно ставшей знаковой в его фильмографии.

«НЕ СУДИ – И НЕ СУДИМ БУДЕШЬ»

Под стать громким ролям были и награды Яковлева. В 1968 году ему присвоили звание народного артиста. «Серебряная маска» за лучшую мужскую роль (речь идет об образе Сальвадора Альенде в «Неоконченном диалоге»), золотая медаль имени Александра Довженко за фильм «Судьба», премия «Хрустальная Турандот», Российская национальная актерская премия имени Андрея Миронова «Фигаро», премия Президента РФ – вот далеко не полный список наград Юрия Васильевича. Правда, путь этот отнюдь не был усыпан розами. Театральные интриги, злословие, зависть коллег – все это в полной мере коснулось артиста. Коснулось, но, кажется, не оставило следа. «Я узнал, что мое выдвижение на звание народного артиста СССР так долго лежит в райкоме партии, через который проходили все награды и звания, потому что из театра пришло анонимное письмо, подписанное «вахтанговцы», где говорилось, что я недостоин такого звания, – далее перечислялись мои грехи, – рассказывал Яковлев. – Кто эти «вахтанговцы», я потом узнал и с удивлением констатировал факт, что эти люди долгие годы служат рядом со мной, здороваются, улыбаются, выпивают, шутят. Это было горьким откровением. Я, конечно, человек грешный, но строго придерживаюсь правила: «Не суди – и не судим будешь». Оказалось, что это правило не для всех».

А ведь в театре имени Вахтангова Юрий Яковлев проработал всю жизнь. «В моей трудовой книжке одна запись о месте работы, и мне это очень нравится», – признавался актер на очередном юбилее. Он с теплотой вспоминал их молодую компанию – Михаила Ульянова, Анатолия Кацынского, Евгения Симонова, Евгения Федорова… Последний как-то поделился историей из жизни театра: «Главное, конечно, было творчество, репетиции спектаклей, но ничто человеческое нам было не чуждо, – вспоминал Федоров. – Напротив театра располагалось кафе-мороженое. В перерыве между репетициями мы бегали туда «согреться» – стимулировали рабочий процесс. Нашелся доброжелатель, который рассказал о наших визитах в кафе-мороженое директору театра. Директор у нас был замечательный человек, с большим чувством юмора. Он говорит: «Бегают в кафе, да? А на улице – зима?.. Так потрудитесь, чтобы они надевали пальто».

Его последней киноработой стало продолжение «Иронии судьбы», снятое в 2007 году. Мнения зрителей по поводу фильма разделились: одни утверждали, что ни один ремейк не в силах конкурировать с первоисточником, другие твердили, что классика советского кинематографа получила вторую жизнь.

Однако до самого конца Юрий Яковлев выходил на родную сцену театра имени Вахтангова. Когда его положили в больницу, даже передавал поклонникам сообщения о том, что с ним все в порядке и вскоре его снова можно будет увидеть на подмостках. Но – не случилось.

Юрия Яковлева похоронили 3 декабря на Новодевичьем кладбище. Проститься с ним пришли тысячи людей и, как водится, аплодировали любимому актеру.


15 Января 2014


Последние публикации


200 руб.
200 руб.



Выбор читателей

Сергей Леонов
70362
Борис Ходоровский
44084
Богдан Виноградов
36857
Сергей Леонов
24252
Александр Путятин
11025
Дмитрий Митюрин
9645
Светлана Белоусова
9612
Наталья Матвеева
8408
Павел Ганипровский
7524
Богдан Виноградов
6708
Светлана Белоусова
6074
Борис Кронер
5867